Студопедия — Реформация и личность
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Реформация и личность






Процесс индивидуализации распространился и на массовую личность в эпоху Реформации и был связан с превращением труда в первую жизненную потребность при помощи реформированной религии. Реформация выросла на религии крестьянства и низших слоев городского населения, которые создали массовые движения недовольства своим положением в распадающихся средневековых связях. В ХYI в. в социальной жизни произошли большие изменения. Цеховые корпорации распадались, произошло увеличение дистанции между бедными и богатыми, возросло недовольство низов, произошли изменения в психологии людей, изменилось понятие личного времени. Природное и церковное время было потеснено современным понятием времени, измеряемым по часам, отбивавшим на городских ратушах не только час, но и четверть часа. Угнетало огромное количество религиозных праздников, поскольку они мешали каждодневно работать. Одновременно труд приобретал все большую ценность. Реформация создала новые установки личности. Уже в «Сумме теологии» Фомы Аквинского можно найти основания доктрин М. Лютера и Ж. Кальвина, на которых выстраивалась личность Реформации. Обреченный предопределению судьбы человек должен стремиться к добрым делам и молитве, ибо через это и исполняется начертанное ему. Бонавентура, Дунс Скот, Оккам и Билль еще больше подчеркивали, что Божья благодать нисходит к человеку только через добрые дела его. Лютеровское реформирование религии, опираясь на это, лишило церковь универсальной власти в вопросах веры и адресовало ее самому индивиду. Лютеровская концепция веры и спасения, с одной стороны, передоверяла собственным заслугам индивида перед Богом его спасение и возлагала ответственность на самого человека. С другой стороны, согласно Лютеру, человек не может спастись собственными добродетелями. Он не может даже рассуждать, угодны ли его труды господу, но он может быть уверен в своем спасении, если у него есть вера. В акте веры он воссоединяется с Христом, праведность Христа заменяет человеку собственную, утраченную в грехопадении Адама и Евы. Если человек подчинится и признает собственную ничтожность, всемогущий Господь, может быть, поможет и спасет его. Освободившись полным самоотречением от своей личности, человек избавляется от чувства своей ничтожности и таким образом спасается. Полное подчинение власти Бога – вот главное условие спасения. Таким образом, Лютер освободил людей от власти церкви и заставил их подчиниться гораздо более тиранической власти – власти Бога. Так человек был подготовлен, пишет М. Вебер в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма», стать средством для внешних целей – экономической производительности и накопления капитала.

По учению Кальвина, человек не может изменить своей судьбы, но сам факт его усилий является знаком возможности его спасения. Отсюда вытекала необходимость добродетельной жизни. Избавиться от неуверенности, от парализующего чувства собственного убожества – значит развить лихорадочную деятельность, делая что-нибудь. Сам факт неутомимости человека в его усилиях по достижению мирских успехов стал служить признаком избранности Богом. Таким образом экономический успех, констатирует М. Вебер, превратился в знак милости божьей, а неуспех – в знак проклятия. При этом успех и усилие не противоречат убеждению в бессилии человека. Однако новое отношение к усилию и труду, ставшими самоцелью, – это важнейший ментальный сдвиг, который произошел в человеке с конца средних веков. Так средневековый принцип предопределенного положения уступил место частной инициативе. Каждый должен был испытать свое счастье – выплыть или утонуть. Деньги превратились в великого уравнителя людей.

Однако психологические изменения в структуре личности несли и негативные черты. Индивид утрачивал уверенность, которую ему давали прежние устойчивые связи, принадлежность к общности, в которой он черпал смысл жизни. Мир для индивида стал безграничным, неизведанным и угрожающим. Капитал и рынок, так сильно изменившие его мировоззрение, требовали обретения нового смысла. Отношения людей повсеместно приобрели конкурентный характер, в которых преобладали враждебность и отчужденность. Протестантизм давал новый смысл жизни личности, который заключался в неуемной жажде деятельности на основе внутренней интенсивной потребности трудиться, без которой капитализм не смог бы развиться, как отмечают исследователи. Стремление к неустанному труду стало важнейшей производительной силой наряду с паром и электричеством для развития промышленной системы. Человек приобретает такие личностные качества, как совесть и долг в виде внешних, усвоенных требований. Они превращают жизнь человека в искупление таинственного греха, являются основой внутреннего мирского аскетизма и пуританства [см.5]. Скромность развивается рядом с презрением ко всем остальным. Милосердие и любовь питаются чувством превосходства.

Таким образом, новая религия, создав новую эпоху и новую личность городского среднего класса, дав в протестантизме новый смысл жизни, превращает человека из цели в средство. Это и есть отчужденная от своей сущности личность.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 562. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия