УЭ-3. Философия природы
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Взаимодействие общества и природы. Истоки экологического кризиса и пути выхода из него. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ: коэволюция – процесс согласованного развития стратегий деятельности человека со стратегиями природы, в котором человек выступает решающим фактором, сознательно определяющим ход эволюции; ноосфера – сфера разумной деятельности человека общепланетарного масштаба, определяемая высоким уровнем человеческого интеллекта, а также объемом и скоростью вырабатываемой и перерабатываемой информации; природа – материя, взятая во всем многообразии ее форм, а такжесовокупность естественных условий существования человека, естественную среду его обитания; синергетика – комплексное направление в науке, изучающее окрытые нелинейные системы, способные к самоорганизации; техносфера – совокупность всех феноменов и процессов, созданных человеком; экологический кризис – ситуацию, близкую к нарушению динамического равновесия между живыми системами и, прежде всего, общества, и их внешними условиями обитания; экологическая культура общества - это духовно-практическое явление, порождённое разрушительным воздействием общества на природу и выражающее качественный уровень развития общественного сознания и деятельности в интересах сохранения, восстановления и разумного использования окружающей среды; экологическое сознание – совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе "человек природа" и в самой природе, само отношение к природе, а также соответствующие стратегии и технологии взаимодействия с ней; экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека, общества с окружающей средой, а также практические проблемы её охраны. ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ: УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ: 1. Прежде всего, необходимо определить понятие природы. Буквальное значение термина «природа» (в греческом – physis, в латинском - natura) – это быть рожденным или возникнуть. В истории философии под природой понимали, во-первых, первоначальную сущность (ядро) вещи, во-вторых, совокупность всех вещей, не тронутых человеком, в-третьих, бытие вообще, все сущее, в-четвертых, материю, взятую во всем многообразии ее форм, и, наконец, совокупность естественных условий существования человека, естественную среду его обитания. 2. Обратите внимание на то, что специфику философского подхода к изучению природы можно представить в трех аспектах: 1) изучение эволюции философских представлений о сущности природы; 2) изучение природы в ее противопоставлении культуре; 3) изучение природы как естественной среды обитания человека. 2.1.Проанализируйте основные подходы к пониманию сущности природы, имевшие место в истории философии.
2.2. Определите сущность основных моделей противопоставления природы и культуры.
3. Обратите внимание на основополагающие установки в понимании природы как естественной среды обитания человека. 3.1. Прежде всего, охарактеризуйте исторические этапы взаимодействия природы и общества. Человек всегда зависел от природы и характер этой зависимости исторически менялся. На первом этапе, включающем в себя первобытность, античность и средневековье, человек всецело зависел от природы (от климата, природных ритмов, сырья и т.п.). Эта зависимость была выражена в обожествлении природы сначала в мифологии, затем в религии. Поскольку же источники сырья совпадали с местами переработки и потребления, и, соответственно, негативного воздействия человека на природу не отмечалось, то сложилось стойкое убеждение, что на этом этапе человек находился в гармонии с природой. На втором этапе, вызванным развитием капиталистического производства, а также бурным ростом научного знания, человек чувствует себя освобожденным от природной зависимости. Человек научился вырывать тайны из природы и сводить их к небольшой сумме формул, использовать силы и свойства природы себе во благо. Но, благодаря постоянно расширяющейся инфраструктуре и достижениям научно-технического прогресса, человек превратился в мощную геологическую силу, что способствовало возрастанию негативного воздействия на природу. На третьем этапе (ХХ век) взаимодействие человека с природой уже носит общепланетарный характер: от воздействия на природу на уровне микромира до изучения космических просторов далеко за пределами околоземной орбиты. Человек, помимо того, что начинает ощущать острую зависимость от природных ресурсов, он также начинает испытывать и последствия своего потребительского отношения к природе, своего рода месть природы, вылившуюся в ситуацию катастрофичности существования человека как биологического вида. В конечном итоге, это привело человека к осознанию необходимости переоценки своего отношения к природе, что выразилось в целом ряде концепций, принципов и категорий, на первом месте среди которых идея коэволюции (согласования стратегии деятельности человека со стратегией природы).
3.2. Примите к сведению структуру природы как среды обитания человека.
Прежде всего,
3.3. Охарактеризуйте философские аспекты экологического кризиса. 3.3.1. Прежде всего, определите такие понятия как «экология» и «экологический кризис». Термин «экология» впервые предложен в 1866 году Э. Геккелем. Первоначально он означал науку об отношениях растительных и животных организмов (и образуемых ими сообществ) между собой и окружающей средой. С 70-х годов XX века это понятие приобретает социальный аспект. С этого времени экологию нередко определяют следующим образом: - как системное понимание окружающей среды; - как науку о социальных механизмах взаимодействия общества с окружающей средой; - как науку, делающую акцент на человеке, представляющем собой биологический вид, на который воздействует экологический фактор; - как учение об охране окружающей среды; - как прямое и побочное влияние производственной деятельности на состояние и свойства окружающей среды и т.п. Анализируя приведённые определения экологии, можно выделить два основных содержательных элемента: взаимодействие человека, общества с окружающей средой и её охрана. Следовательно, экологию можно определить как науку, изучающую закономерности взаимодействия человека, общества с окружающей средой, а также практические проблемы её охраны. Под экологическим кризисом обычно понимают ситуацию, близкую к нарушению динамического равновесия между живыми системами и, прежде всего, общества, и их внешними условиями обитания. Экологический кризис явился вполне логическим завершением потребительского отношения человека к природе. Неконтролируемая хозяйственная деятельность человека, особенно во второй половине ХХ века, способствовала сокращению, близкому к катастрофическому, природных ресурсов, а также привела к масштабному загрязнению естественной среды обитания человека. По сути дела, налицо имела или имеет место экспансия "технического" человека в среду своего обитания. Экологический экстремизм человека уже привел к тому, что человек выступает в роли «переносчика атомов»: то, что в недрах природы накапливалось миллиардами лет, теперь успешно «разносится» по всей планете; создаются новые концентрации элементов в новых сочетаниях, используется внебиосферная источники энергия и многое другое. Появилась реальная опасность, что активизированное человеком экологическое пространство нарушит и без того хрупкое природное равновесие.Сегодня экологическая проблема, сущность которой состоит в отчётливо обнаружившемся противоречии между производственной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания, по своей остроте вышла на первый план. При этом очевидна её тесная взаимосвязь с другими так называемыми глобальными проблемами, стоящими перед цивилизацией. Так, проблема предотвращения войны имеет ярко выраженный экологический аспект, связанный с сохранением ”первой“ и ”второй природы“, а также человека как природного существа. Две мировые и более 200 локальных войн XX столетия привели к значительным разрушениям географической среды, материальных и духовных благ, созданных человечеством. Демографическая проблема также во многом обусловлена экологической проблемой.
3.3.2. Проанализируйте основные составляющие экологического кризиса и их взаимосвязь.
3.3.3. Проанализируйте предлагаемые пути выхода из экологического кризиса. Одним из условий выхода из экологического кризиса считается, основанная на экологическом сознании, развитая, адекватная современному этапу достижений человечества, экологическая культура общества, которая и обеспечит социальную деятельность, направленную на сохранение, восстановление и разумное использование окружающей среды. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе "человек природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к природе. Экологическая культура общества - это духовно-практическое явление, порождённое разрушительным воздействием общества на природу и выражающее качественный уровень развития общественного сознания и деятельности в интересах сохранения, восстановления и разумного использования окружающей среды. В определении экологической культуры общества обозначена её цель - охрана окружающей среды. Реализация данной цели может быть осуществлена через решение ряда задач. Основными из них являются следующие. Во-первых, обеспечение мира на Земле, что позволит сократить военные расходы, военную промышленность, связанную с экологически вредным производством, прекратить боевые действия, непосредственно разрушающие естественную и созданную человеком природную среду. Это одна из важнейших глобальных задач, стоящая перед человечеством, и она имеет ярко выраженный политический аспект как в пределах государства, так и в международном масштабе. Во-вторых, поиск инструментов управления ростом численности людей, борьба с потеплением климата планеты, прекращение вырубки тропических лесов, предотвращение утраты генофонда флоры и фауны, резкое уменьшение загрязнения планеты и т.д. Решение этих задач не может быть достигнуто только в результате призывов и пожеланий учёных, лучше других осведомлённых, у какой ”черты“ стоит человечество. Необходимо ”пробуждение“ общественных деятелей, политиков, экономистов, врачей, деятелей культуры и т.п. Все жизненные интересы во всех государствах должны рассматриваться в первую очередь с точки зрения экологии. Нужно не только экологическое мышление, нужно всеми доступными средствами во всех странах формировать экологическое мировоззрение и, в конечном счёте, - экологическую культуру человечества. В-третьих, перед субъектами экологической культуры и, прежде всего, перед лидерами экологических движений стоит задача выработки новых идей, разработки новых законов, обеспечение выделения государством беспрецедентных средств на ”ремонт“ уже происшедших экологических ”поломок“ и предотвращение их. В-четвёртых, создание высоких экономических барьеров, регулирующих доступ ко многим естественным ресурсам и стимулирующих переход к ресурсосберегающим и безотходным технологиям, усиление экологического контроля над хозяйственной деятельностью человека. В-пятых, формирование в масштабе человечества новой технологической культуры, которая по своей сути должна стать экологической. Преобладающими здесь должны быть безотходные технологии, рациональное потребление природных ресурсов за счет значительного снижения материалоёмкости и энергоёмкости производства. УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ: Задание 1. На основе имеющихся теоретических знаний оцените позицию автора фрагмента: «Практическая универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело, поскольку она служит, во-первых, непосредственными жизненными средствами для человека, а, во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнедеятельности. Чем универсальнее человек по сравнению с животным, тем универсальнее сфера той неорганической природы, в которой он живет». Задание 2. Сравните данный фрагмент с предыдущим и выявите их общий корень. «Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою; в нас она достигает совершенства, или такого состояния, достигнув которого, она уже ничего разрушать не будет, а все в эпоху слепоты разрушенное восстановит». Задание 3. О каком родстве между наукой и религией ведет речь автор? «Как это ни парадоксально звучит, но, в целом, наука просто впитала в себя по наследству религиозное представление о богоизбранности человека, в ходе своего развития избавившись от идеи самого бога за ненадобностью. Последний шаг в формировании отчужденности от природы был сделан: она признала природу, лишенной всякой самостоятельной ценности, в качестве объекта манипуляций во имя научного знания и прогресса». Задание 4. Дайте аргументированные ответы на поставленные автором текста вопросы: «Возможно ли, чтобы природа — эта могучая, уникальная система высшего порядка, не была в состоянии противодействовать человеческому воздействию? Разве природа не могла проконтролировать тот период, когда человек только лишь начинал пробовать на прочность экологические и природные законы? Естественно могла, но только с теми существами, которые она сама сотворила, например, с динозаврами, ибо как сказано в Библии “Ученик не бывает выше учителя своего”». САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ: 1. Выделите основные аспекты философского осмысления сущности природы. а) представления античных философов о сущности природы; б) природа как среда обитания человека; в) проблема противопоставления природы и культуры; г) эволюция философских представлений о природе; д) причины экологического кризиса и поиск путей выхода из него. 2. Какие из структурных элементов природы как среды обитания человека представляют собой лишь модель будущего. а) биосфера; б) космосфера; в) техносфера; г) ноосфера. 3. В философии какого периода впервые появляется установка на потребительское отношение человека к природе? а) Античность; б) Средневековье; в) Возрождение; г) Новое время. 4. Выделите факторы, главным образом обусловившие общепланетарный характер взаимодействия общества и природы. а) крах религиозной картины мира; б) развитие машинного производства; в) масштабное развитие капиталистической инфраструктуры; г) развитие естествознания. 5. Вторая природа – это… а) естественная среда обитания человека; б) техника; в) искусственная среда обитания человека; г) культура. 6. Выделите главные причины экологического кризиса. а) неконтролируемая хозяйственная деятельность человека; б) наука как производительная сила; в) потребительское отношение человека к природе; г) научно-технический прогресс. 7. Какая из характеристик наиболее полно выражает сущность коэволюции? а) мутагенныйпроцесс образования новых видов в природе; б) процесс исчезновения видов в природе; в) процесс взаимодействия природы и общества; г) процесс согласованного развития стратегий природы и общества, решающим фактором которого является человек. 8. Выделите определение экологии, в котором наиболее емко представлен социальный аспект. а) Экология – этонаука об отношениях растительных и животных организмов (и образуемых ими сообществ) между собой и окружающей средой. б) Экология – это наука о механизмах взаимодействия живых систем с окружающей средой. в) Экология – это состояние динамического равновесия в природе. г) Экология – это комплексное направление в науке, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы «общество – природа». 9. Что из данного перечня можно рассматривать в качестве главного условия выхода из экологического кризиса. а) сокращение темпов материального производства; б) поиск альтернативных источников сырья; в) формирование экологической культуры общества; г) охрана природы. 10. В чем заключается статус человека как геологической силы? а) Природа постоянно присутствует во всех творениях рук человеческих. б) Человек выступает в роли «переносчика атомов»: то, что в недрах природы накапливалось миллиардами лет, «разносится» им по всей планете. в) Природа в человеке начинает не только сознавать себя, но и управлять собою. г) Человек в процессе производства искусственной среды может действовать лишь так, как действует сама природа, т.е. может изменить лишь форму веществ. ОТВЕТЫ: 1) б,в,г; 2) г; 3) б; 4) в; 5) в; 6) а,в; 7) г; 8) г; 9) в; 10) б.
|