Студопедия — О ЧЕРТАХ ХАРАКТЕРА, НАРУШАЮЩИХ ДОЛГ УВАЖЕНИЯ К ДРУГИМ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О ЧЕРТАХ ХАРАКТЕРА, НАРУШАЮЩИХ ДОЛГ УВАЖЕНИЯ К ДРУГИМ






Это очевидно само собой. Не столь очевидным является тот факт, что высокомерный человек в глубине своей души всегда подл: оп не ожидал бы от других, чтобы они считали себя ниже его, если бы не чувствовал, что, измени ему счастье, он не сочтет для себя оскорбительным раболепствовать перед другими и отказаться от всякого уважения с их стороны.

Высокомерие — это вид честолюбия, при котором мы ожидаем от других, чтобы они ставили себя ниже нас. Следовательно, это порок личности, противоречащий уважению, на которое каждый человек вправе законно претендовать. Высокомерие следует отличать от гордости как любви к чести, то есть заботы о том, чтобы ни в чем не уронить своего человеческого достоинства перед другими.

Фактически высокомерие требует от других уважения, в котором оно со своей стороны им отказывает. Высокомерие является обидным непониманием, когда человек пользуется такими средствами, которые неизбежно приводят к прямо противоположным результатам: высокомерному человеку каждый тем более отказывает в своем уважении, чем более явно тот к этому стремится.

Зависть — это склонность воспринимать с недовольством благополучие другого, не нанося тем не менее этому благополучию никакого фактического вреда. Когда же эта наклонность трансформируется в поступки, направленные на то, чтобы лишить другого человека его благополучия, то такую зависть называют черной. Побудительные мотивы зависти заложены в природе человека, и лишь их внешнее проявление превращает эту черту в отвратительный порок страсти, терзающей человека и стремящейся хоть даже и мысленно, к разрушению счастья других.

Неблагодарность к человеку, оказавшему вам помощь или услугу, когда она доходит до ненависти, нужно рассматривать как черную неблагодарность, в остальных же случаях — как отсутствие признательности.

Злословие и обычные сплетни, то есть не преследующая никаких определенных целей склонность распространять вредные для уважения к другим слухи, противны с точки зрения общечеловеческой морали. Умышленное распространение того, что умаляет честь другого, есть неуважение к человеку даже в том случае, если эти слухи и являются правдоподобными. Такое отношение к людям, если оно постоянно наблюдается, бросает тень недостойности на весь человеческий род и порождает презрение к господствующему в данном обществе образу мыслей, притупляет моральные чувства окружающих. Долг порядочности — вместо того, чтобы давать волю злорадству по поводу выставления напоказ ошибок и недостатков других, создавая тем самым себе славу человека хорошего или по крайней мере не менее хорошего, чем другие. — вместо этого следует набрасывать покров человеколюбия и снисходительности на ошибки, не только смягчая суждения о них. но и при случае даже замалчивая их. С этой точки зрения мания выведывать пороки и нравы других уже сама по себе является в определенной мере оскорбляющей достоинства человека.

Легкомысленная придирчивость и склонность выставлять других на посмешище, насмехательство с целью позабавиться за счет ошибок и недостатков других — это злоба, которая не имеет ничего общего с шуткой, дозволительной в среде друзей, когда смеются над вымышленными недостатками или. например, страстью к еде или пересыпанию.

Стремление же подвергать осмеянию действительные недостатки человека, чтобы лишить его заслуженного уважения, страсть к язвительным насмешкам — в этом есть что-то от дьявольского характера, и потому это качество личности нужно рассматривать как серьезное нарушение долга уважения к другим.

От высказанного нужно отличать случаи, когда насмешливой шуткой или остротой отвечают на оскорбительные, полные презрения нападки противника, также подвергая его осмеянию.

Злорадство, представляющее собой прямую противоположность участливости, также не чуждо человеческой природе. Если злорадство доходит до такой степени, что начинает способствовать несчастью и злу, оно проявляет себя как человеконенавистничество. По законам контраста в самой природе человека заложена способность сильнее чувствовать свое благополучие на

фоне несчастья или позора других. Злорадство порождает заносчивость людей, постоянно живущих в благополучии, и их самомнение как результат своего '"хорошего" поведения. Самое сладострастное злорадство представляет собой жажда мести. Она основана па иллюзии высшего морального права, как жажда справедливости, причинять другим ущерб безо всякой выгоды для себя.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 408. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия