Классификация одежды
По общему назначению: бытовая одежда, спортивная, специальная, ведомственная, национальная. По функциональному назначению: верхняя одежда, легкая одежда, белье, головные уборы. По стилевым решениям: классический стиль, спортивный стиль, “Фантази” (большая декоративность). По сезонам: зимняя одежда, летняя, демисезонная, внесезонная. По половозрастному признаку: женскую, мужскую, детскую. По обработке изделий: жесткая, мягкая, полужесткая. По назначению изделия: домашняя одежда, повседневная, выходная, для отдыха. По виду одежды (ассортимент группы): верхняя одежда (пальто, полупальто, бушлат, пелерина, блейзер, китель, фрак, пиджак, костюм, плащ), легкая одежда (платье, платье-пальто, сарафан, юбка, прочие платьевые изделия), белье(верхнее белье, нательное белье).
Понятие «гардероб»
Пластическая общность форм нескольких комплектов является основой для объединения их в гардероб. Гардеробом называется ряд комплектов, принадлежащих одному человеку и соответствующих его социальной и профессиональной принадлежности, образу жизни, климатическим условиям.
Гардероб современного человека включает в себя верхнюю одежду, отвечающую сезонным и климатическим условиям проживания, и достаточно широкий круг изделий, из которых складываются повседневные, домашние, нарядные комплекты, а также белье и аксессуары.
Изделия, составляющие один гардероб, должны хорошо сочетаться друг с другом, чтобы являться средством для составления большого числа вариантов комплектов для различных жизненных ситуаций. Особая роль здесь принадлежит аксессуарам, использование которых может придать одному и тому же комплекту разное образное звучание и стилевую направленность.
11. Конструирование — второй этап создания швейного изделия. Его цель — разработка чертежей деталей изделий и изготовление по ним лекал для последующего раскроя материалов. Лекала — это плоские шаблоны деталей одежды, выполненные из бумаги, картона или металла. Последующие преобразования плоских деталей должны обеспечить создание объемной оболочки, покрывающей тело человека или отдельные его части. Конструкция — это детали изделия, соединенные между собой. При разработке конструкции следует исходить не только из требований к одежде как к предмету личного потребления, но одновременно учитывать и требования как к объекту массового производства. С этих позиций конструкция должна: ♦ соответствовать исходной модели по силуэту, форме, конструктивным линиям, отделке и т.д. Это достигается за счет точности расчета лекал; ♦ способствовать формированию комплекса свойств с учетом предъявляемых требований к одежде. Это, прежде всего, соответствие конструкции размерам и форме тела человека, удобство пользования, обеспечение комфортности условий для функционирования организма, высокая износостойкость и др.;
♦ быть экономичной и одновременно технологичной. Это особенно важно для условий массового производства швейных изделий. Экономичной является конструкция, создание которой характеризуется наименьшими как расходами, так и отходами материалов. Технологичность связана с минимизацией трудовых затрат на изготовление изделия; ♦ обеспечивать хорошую посадку изделия на фигуре человека. Она закладывается в чертежах конструкции и в определяющей мере зависит от правильности расчетов. При этом следует учесть влияние возможных нагрузок на отдельные узлы, детали в процессе будущей эксплуатации изделий, приводящих к изменению их формы. Естественно, необходим оптимальный выбор конструктивной схемы изделия, членение отдельных его элементов, которые обеспечивали бы наиболее приемлемые условия «работы» материалов и деталей на всех участках одежды; ♦ обеспечивать возможность создания семейства конструкций на базе оптимальной (метод базовых конструкций). Реализация рассмотренных требований требует учета при конструировании ряда признаков, важных для потребителей и эксплуатации будущих изделий. Такими основными признаками являются: ♦ размерные характеристики населения; ♦ особенности осанки фигур людей; ♦ возрастные особенности; ♦ конструктивные отличия и способ употребления изделий. Условия массового производства не позволяют учесть индивидуальные особенности телосложения каждого потребителя. Выходом является изготовление ограниченного количества вариантов одежды на фигуры стандартных (типовых) размеров. Типовой считают фигуру, наиболее характерную для большинства населения по основным измерениям и форме. Рациональная система типовых фигур, наиболее полно учитывающая особенности формы тела и размерные признаки населения, называется размерной типологией. Она базируется на данных о строении и размерах фигур, закономерностях их изменчивости, принципах стандартизации. Сведения о строении и особенностях формы получают на основе измерений (антропометрии) тела человека и его частей. Сложное его строение требует учета 60—70 различных размерных признаков: обхватных (обхваты туловища, шеи, головы, конечностей); продольных (длина тела, рук); поперечных (ширина груди, спины, расстояние между центрами груди). Информацию о телосложении и размерных характеристиках населения получают на основе обмеров фигур по методи кам, разработанным Научно-исследовательским институтом антропологии имени Д.Н. Анучина (НИИА МГУ) совместно с Центральным научно-исследовательским институтом швейной промышленности (ДНИИШП) (рис. 4.3, 4.4, а—в). Результаты обмеров явились основой разработки размерной типологии, а также размерных антропологических стандартов фигур взрослого и детского населения. Общая цель конструирования одежды — создание объемной оболочки, покрывающей тело человека, что предусматривает последовательное выполнение ряда работ: ♦ сбор данных о строении размерных характеристик фигур и определение прибавок (припусков) к ним; ♦ построение чертежа основы конструкции; ♦ изготовление лекал деталей изделия; ♦ раскрой материалов по лекалам, пошив изделия и примерка на фигуре (манекене типового телосложения); ♦ уточнение лекал и чертежа основы конструирования по итогам примерки изделия на фигуре; ♦ разработка чертежа основы конструкции.
|