Составление заключения проповеди
В заключении подводится итог всему сказаному. Слушателя приывают еще раз идти и исполнять предложенное. «Так давайте же..» неопытный проповедник отдает много внимания началу и середине проповеди. А конеч скам сложится. Заключение имеет огромное значение «Конец – делу венец». Жалкое заключение может снести на нет, то что начато. «Начал духом – окончи брюхом» Прекрасное окончание может заставитиь забыть не очень прекрасное начало. Сравнивают с самолетом, процесс сравнения проповеди. Амолет чтобы вхлететь – разгоняется и наконец набирает скорость ии поьлетел. Должен разгоняться и полетел Или так рахгонялся, рахгонялся и не взлетел. Важность хаключения – что слушатель запоминает лучше всего начало и конец. Середжина не так хапоминается как начало и конец. В заключении непрменно должна прозвучать главная тема проповеди. Если сравнивать проповедь со стрельбой в цель из лука, то заключение – тот момент когда стрела вонзается в середину мешени. В заключении неуместно перечисление доказательств, нужно только выводы – идующие от всего сердца с призывом. В заключение употребляются самые звучные сова и выражения. Особенно вадны – завершающие слова, последние. Они должны быть самыми точными. Очень часто завершают словами свявщенного писнаия – естесвтенно лучше не скажешь. Заключение обращено не сктолько к чувстам, а к воле. Воля слушателей приводится к исполнению воли Госопда. Для исполнениея предложенного проповеди не хватает человеческих сил – потому спрашивается в заключение высших тел, молитва, или призыв к молитве Божией матери или Христу. При это избегать самоуверенных и самодовольных азявлений. «вот мы с вами помолились и дождик прекратится – а он возьмет и не прекратиться». И наконец – если все сказал то заканчивай. А это не всегда легко – особенно если хорошо складывается речь – все разинув рот слушают тебя – и тебе не охота слехать с этого места – и ты нчинаешь еркктить повторяться – и это становится не выносимо, Опять таки сравнения с самолетом – раньще не было этой радарной аппаратуры – даже в тумане летящие самолеты – теперь с помощью таких средств – прямо сажают – было такое правило, самолет прежде чем сесть – должен сделать 3 круга вокруг аэропорта (Аэрорпорт должен подготоваиться) И он должен дать чтобы приготовились. И вот представьте саомлет сделал три круга, и чтобы вместо трех начинает 4, 5, и также проповеднки который не может закончить – все сказал точка. Сказал все ЗАКАНЧИВАЙ. Ну вот. Окончательное оформление написанной проповеди – икусству – которому обучены все учащиеся – приготовление шпаргалок. Переписать аккуратнейшим способом. Кто на компьютере 0- у тех аккуратненько получается. Два примера: возьмите текст в котором Слово Бог напсиано с большой буквы – а атпереь то же самое напишите с маленькой буквы – и вы почувствуете какое разное ощущение. Моцарт, его ученик. Ученик сочиняет музыку, Учитель входит и лежит партирура и там написана – и видит в дали запись и справшиает – что у тебдя там за гадость – уже негармонично – на взгляд видно. Мне говорил один предприниматель крпуный, когда мне подают прошение, я сразу даже не читая – а как оформлено – иметь мне дело с этим человеком или не надо. Хорошо оформленнаяя запись – понятно что работа доведена до конца. Если все четко ясно на бумаге – то и ясно все у проповедника. При аккуратном перписывании, сразу видно что не понятно. Акуратно правильная оформленая рукопись 0- 0облегает произнесение, запомнить, и егко быстро и легко найти забытое место. А не брежная запись – помеха, нежели помощь вашей памяти – она скорее мешает чем способствует вашему смышлению. Надо разобраться и на этой уходят силы. Использование печатных букв – ллаконичность. Рахбить напсианное на отдельные абзацы – обязатнельно. В каждом абзаце – одна законченная мысль – тамким образом рахзбиваете текст на проповеднический эллементарный элемент. Вот при подготовке к экзамену – вы написали, есть люди которыен сразу которые слушают – разбить и сдлелать отдельными абзацами Поэтому когда гтовитесь к экзамену – взять карандашик и обкуртить абзацы – котоыре важны. Ч В каждом таком абхаце – есть два-три главных слова. Они обязательны – в них содеражится основное зерно абзаца. Вот их надо запоминать – овсе остальное можно варьировать. Эелательно главные слова подчеркнуть. Если так конспект обрабатываете – его легко будет прочитвывать. Если есть возможнотсь разделть абзацы – на две три части – то делите. Не делать юбольших абзацев – они устрашают взор. Вот вы поглядели – огромный абзац – вы даже читать не будете -= как-нибудь в другой раз. Так и книуг буду я не читать или нет. Тое самое в храме – одно дело взял записку – там три имени, а вот дпли как-то рулон обоев который мелко имписан, естественно я ее читаю не так внимательно. Большие абзацы – они утрашают. Когда чувствуешь что можешь его освоить, то ты читаешь его. Ясно. В каждом абзаце – подчеркнуть главныен слова. Когда будете говорить. Есть одно слово на которые вы ударяете больше чем на другие, в предложении Пока что подчеркниете главные слова в абаазцы – практически эти подчеркнуте лсова являются планом вашей работы – это и есть не липовыцц план а настоящий. Что еще можно сдлетаь – пронумировать абзацы – это очень помоагет – тогда подсохнательно говориь – 1 скза, теперь 2, второе сказал теперь тертье… Охзаглавить. Или просто главные клчевые слова являются озаглавленными. Еще подсказака – разметить цветными краранджеами – каждрому свой цвет. Красненькое сказал – теперь синенькое, и так далее. Можно поставить сбокуу абзхацев – какие-то рисуночки или символы. ОАбзац про крест – а вы крест арисуете. Если предложение длинное – мто можно обознаичить паузами – естествнено между абзацами – останавливаться.
Тепрь в каждой проповеди особо важные места етсь – к ним нужно привлечь особо важное внимание. И надо когда готвоишься говорить – чтобы рапсределять силы, чтобы на эти главные места было больше энергии – и не прозевать эти главные места. Жо того как проделываете оформление – проделанную проповедь отложить Еще раз прочитать. Когда пишешеь в запальчивости – тебе кажется что изнутри и на бумае одно и тоже, а когда остынешь и превраттишься в постороннего слушателя – и видишь что на бумаге а что в нутри и видишь что нужно добавить Когда вы поете тропарь то часть текста вы поете на одном дыхании, и когда пишете текст тропаря – вы веритикальнымии черточкмаи делите на куски – перихватываете – точно также при гвоориение. Если фарза длинная то ее нужно поделить на куски – смысловой период. И вот внутри каждого смыслового периода – есть одно главное слово. И от того как вы найдете ъто главное слово зависит успхе произнесения. На этом главном слове делается сиьное ударение. \Я сижу ха столом – их аэтой фразы можно сделать три разные фразы по ударению Я сижу за столом – именно Я Я СИЖУ за столом – именно сижу не стою, лежу. Я сижу за СТОЛОМ – именно не за табуреткой, не за кафедрой а ха столом Это важное умение увидеть важное слово и как следует выделить. Вот дает читать текст жития – один читает ничего не понятно – второй ничего не понятно – второй ичтает все ясно – вот этот воторой видит главное слово. Главное слово надо как следует ударить. Что такое ударение – вы собираете волюю в комомчек и выплескиваете – этот импльс летит и ударяет в слушателя который спит – как качели которые вы толкнули они качаются – вы ба бах слово – они еще подкочнулись – нужно успеть вовремя пихнеть это слово. И олучается в коннце конуоа – что все вскакива.т. И вот выходит кто-то наичнает петь и все все на ногах. Итак, обратите внимание – главныые слова в каждом периоде и предложении. Почему стихи оболадают какой-то особой силой воздействия. Потому что стихи построены – в этом стиле – как качели. Теперь эту шпаргалочку, можно вытаскивать и увидеть моментально что вы забыли. Не надо зубрить весь текст нужно запоминать главные слова. А потом когда станите маститыми проповедникам будете пользоваться и запоминать только главные слова. Челоек который затверживает весь текст – он повзязан – только бы не забить.
|