Взгляды на происхождение человека 3 страница
Характерные черты локальной и мировой цивилизации
Локальная цивилизация
| Мировая цивилизация
| Большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития
| Этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способами производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства
| Создается на основе одного господствующего и, в крайнем случае, немногих этносов
| Создается на основе множества этносов
| Включает регионы со сравнительно одинаковым уровнем хозяйственного развития
| Включает регионы, находящиеся на всех ступенях социально-экономической эволюции
| Имеет приверженцев одной религии
| Имеет приверженцев всех религий земного шара
| Носители – представители, как правило, одной расы
| Носители – представители всех рас
| Состоит из людей, связанных общей исторической судьбой, общим культурным наследием
| Включает все население Земли с огромным разнообразием исторических судеб и культуры
|
Западная и восточная цивилизации
Линии сравнения
| Западная цивилизация
| Восточная цивилизация
| 1. Особенности восприятия мира
| Рациональное, противоречивое восприятие – "фаустовско-гамлетовское"
| Эмоциональное, целостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений)
| 2. Отношение к природе
| Стремление подчинить себе природу. Человек – венец природы и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека создается и используется техника
| Стремление быть в гармонии с природой. Человек – органическая часть природы (боевые искусства, медицина построена на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела
| 3. Соотношение личности и общества
| Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы
| Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма
| 4. Отношения власти
| Принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм
| Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха)
| 5. Отношения собственности
| Господство частной собственности
| Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти – собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)
| 6. Отношение к прогрессу
| Стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер
| Стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер
|
| Результаты контактов между цивилизациями
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Взаимное обогащение или слияние на началах относительного равенства
|
| Уничтожение и полное поглощение одной из двух цивилизаций другой (византийская цивилизация исламской в XV в.)
|
| Длительное существование на одной территории двух цивилизаций (Малая Азия и Северная Африка в первые века ислама)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Навязывание более мощной цивилизацией отдельных компонентов другой цивилизации (европейская и восточная цивилизации в новое и новейшее время)
|
| Раздробление единой цивилизации на части, которые ранее могли уже существовать как локальные (распад эллинской цивилизации)
|
| Полное уничтожение цивилизации, сопровождающееся уничтожением племен и народов – ее носителей (этруски в древности, ацтекской, инкской и других локальных цивилизаций в доколумбовой Южной и Северной Америке)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Разрушение старой и возникновение новой цивилизации (крушение греко-римской и формирование европейской цивилизации в I столетии н.э.)
|
| Образование трансплантированных цивилизаций (латиноамериканская и североамериканская)
|
| Возникновение локальных вариантов континентальной цивилизации (французской, германской в пределах европейской)
| | | | | | | |
Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития
Линии сравнения
| Формационный подход
| Цивилизационный подход
| 1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития
| Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны
| Человек – единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание – это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности
| 2. Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества
| Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества
| Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими
| 3. Направленность исторического развития. Понятие "прогресс"
| Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений
| Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в "палитру" человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно
|
Сравнение формационного и цивилизационного
подходов к анализу общественного развития
Подход
| Достоинства (по мнению сторонников)
| Недостатки (по мнению критиков)
| Формационный
| Он позволяет:
– увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов;
– представить историю человеческого общества как единый процесс;
– установить определенные закономерности исторического развития общества;
– предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран
| – многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций;
– большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций;
– последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность;
– недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов
| Цивилизационный
| – позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;
– ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.);
–ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека
| – при своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом;
– создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;
– сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества
|
|
| Причины
|
|
|
|
|
|
|
| Всемирная общность людей, целостность современного мира
противоречия, конфликты, проблемы из локальных становятся общемировыми
|
| Активно-преобразующей деятельности человека не всегда соответствует уровень общественной организации, политического мышления и экологического сознания
|
|
|
|
|
|
| Глобальные проблемы (от лат. globusterrae – земной шар) – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине ХХ века и от решения которых зависит существование цивилизации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| интерсоциальные проблемы
|
| проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы
|
| проблемы, возникшие в системе отношений человека и общества
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| предотвращение мировой ядерной катастрофы и создание оптимальных условий для социального прогресса всех народов; предотвращение отсталости развивающихся стран
|
| обеспечение человечества необходимыми ресурсами (сырьем, продовольствием, энергией); предотвращение загрязнения окружающей среды
|
| преодоление отрицательных воздействий НТР; демографическая проблема; проблема здоровья человека и др.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общие черты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| затрагивают жизнедеятельность всего человечества
|
| проявляются как объективный фактор развития общества
|
| настоятельно требуют решения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| предполагают международное сотрудничество различных стран
|
| от их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации
|
| | | | | | | | | | | |
| Главные (приоритетные) глобальные проблемы
|
|
|
|
| проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны
|
| преодоление отсталости развивающихся стран
|
|
|
| экологическая
|
| демографическая
|
|
|
| энергетическая
|
| сырьевая
|
|
|
| продовольственная
|
| использования Мирового океана
|
|
|
|
| мирового освоения космоса
|
| | | | | | | |
| Основные направления разрешения глобальных проблем
|
|
|
|
| Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах
|
| Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень
|
|
|
| Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем
|
| Наблюдения и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений
|
|
|
| Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмене информаций
|
| Четкая международная система прогнозирования
| | | | | |
ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
| Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Технологический
|
| Деятельностный
|
| Ценностный
| Культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества
|
| Культура – осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность
|
| Культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей
| | | | | | | |
Культура (от лат. возделывание, обрабатывание)
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
| в широком смысле слова
|
| в узком смысле слова
|
| |
|
|
|
|
| |
| исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей
|
| процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
| материальная культура
|
| духовная культура
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| | связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека
|
| совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению
| |
|
|
|
|
| |
|
| Функции
|
|
| |
|
|
|
|
| | познавательная –
| целостное представление о народе, стране, эпохе
| | оценочная –
| отбор ценностей, обогащение традиций
| | регулятивная – (нормативная)
| система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
| | информативная –
| передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений
| | коммуникативная –
| способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение
| | социализации –
| усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию
| |
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Формы и разновидности культуры
русская; украинская; французская и др.
|
|
|
| национальная – мировая; светская – религиозная; западная – восточная
| Культура
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| элитарная
|
| народная
|
| массовая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами
|
| создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы)
|
| концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры
|
|
|
|
|
|
| субкультура
|
| контркультура
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная)
|
| направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | |
| Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| предмет искусства
|
| форма бытия искусства
|
| |
| человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях
|
| художественное произведение
|
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| виды искусства
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| архитектура (зодчество)
|
|
|
| театр
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| живопись
|
|
|
| цирк
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| скульптура
|
|
|
| балет
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| декоративно-прикладное искусство
|
|
|
| кино
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| литература
|
|
|
| фотоискусство
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| музыка
|
|
|
| эстрада
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| специфика искусства как формы художественного познания
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| | образное и наглядное
|
| специфические способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.)
|
| большая роль в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта
| |
| |
| |
| Функции искусства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| общественно-преобразующая – оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества
|
| утешительно-компенсаторная – восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности
|
|
|
|
|
|
|
| художественно-концептуальная – свойство искусства анализировать состояние окружающего мира
|
| предвосхищения – способность искусства предвосхищать будущее
|
|
|
|
|
|
|
| воспитательная – роль искусства в формировании личности, чувств и мыслей людей
|
| внушающая – воздействие искусства на подсознание людей, на человеческую психику
|
|
|
|
|
|
|
| эстетическая – способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека
|
| гедонистическая – показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие
|
|
|
|
|
|
|
|
| познавательно-эвристическая – отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...
|
Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...
|
Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...
|
Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...
|
СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...
Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...
Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...
|
Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...
В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...
Закон Гука при растяжении и сжатии
Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...
|
|