ЗАХВАТЫ
Кататэ дори – разноименный захват одной рукой за запястье партнера Коса дори – одноименный захват одной рукой за запястье партнера Моротэ дори – захват двумя руками за одну руку партнера Рётэ дори – захват двумя руками за обе руки партнера Ката дори – захват одной рукой за куртку на уровне плеча Рёката дори – захват двумя руками за оба плеча Мунэ дори – захват за куртку на груди Содэ дори – захват за рукав куртки (на уровне локтя) Содэ гути дори – захват за отворот рукава Катадори мэнути – комбинированная атака: одной рукой захват за куртку на уровне плеча, другой – удар сёмэн-ути по голове Усро рётэ дори – захват сзади за оба запястья Усиро рёхидзи дори – захват сзади за оба локтя Усиро рёката дори – захват сзади за куртку на плечах Усиро эри дори – захват сзади за ворот Усиро куби симэ – захват сзади с удушением
УДАРЫ
Сёмэн ути – прямой режущий удар сверху в голову, нацеленный «разрезать» корпус укэ по вертикали до пояса Ёкомэн ути – режущий удар сбоку по диагонали (в висок или ключицу) Тюдан цки – удар кулаком в корпус Дзёдан цки – удар кулаком в лицо Кэрри вадза – удары ногами
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Тэгатана – рука-меч; положение руки, имитирующее формумеча Кокюхо – подъем кисти и предплечья в форме тэгатана круговым движением Иккё ундо – подъем рук как при входе в прием иккё с подхватом рук атакующего Маай – дистанция между партнерами Атари – касание, попадание; при нанесении удара, состояние, когда удар достигает цели Миттяку – плотное касание (при захвате, состояние, когда ладонь укэ плотно прижата к руке тори) Сэссёку – соприкосновение; точка соприкосновения (контакта) партнеров Цунагари – связь, контакт между партнерами, при котором через точку соприкосновения осуществляется взаимодействие между их центрами Атэми – упреждающий (отвлекающий) удар Киай – возглас, издаваемый при нанесении удара Тайминг – согласование своего движения с движением партнера по времени Кудзуси – выведение (партнера) из равновесия Мэцкэ – место фокусирования взгляда Ски – слабое место, «просвет в обороне; место, открытое для атаки Дзансин – концентрация, сохранение внимания во время исполнения приема и после его окончания Нагарэ – непрерывное движение, плавное перетекание одного движения в другое Тикара (тайрёку) – физическая сила Карада-но тюсин – центр, центральная ось тела Дзюсин – центр тяжести
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Тори (нагэ) – партнер, поводящий прием; бросающий Укэ – партнер, на котором проводится прием; бросаемый; ассистент
ВИДЫ ТЕХНИКИ
Кихон вадза – базовая техника Оё вадза – «прикладная» техника, вариации Хэнка вадза – изменение приема Каэси вадза - контртехника Тати вадза – приемы, проводимые стоя Сувари вадза – приемы, проводимые на коленях Ханми хандати вадза – приемы, проводимые следующим образом: укэ – стоя, тори – на коленях Омотэ – вариант приема, выполняемый со входом навстречу партнеру Ура - вариант приема, выполняемый со входом за спину партнера Ката (ката гэйко) – выполнение приемов строго по классической схеме
ВАРИАНТЫ КАТА-ГЕЙКО
Иппон-иппон – в паре выполняется один прием; обычно один партнер выполняет прием 4 раза, после этого партнеры меняются активностью Рэндзоку – выполнение одной парой заданной последовательности приемов, например от иккё до гокё; смена активности происходит после выполнения всей последовательности Какари гэйко – выполнение заданного приема в группе «цепочкой»: несколько укэ, построившись колонной, по очереди атакуют одного тори. Дзию кэйко – выполнение в паре отдельных приемов по выбору самих занимающихся Рандори – произвольное выполнение приемов против одного или нескольких противников, от одной оговоренной атаки или от произвольных атак
ПРИЕМЫ УДЕРЖАНИЯ
Иккё – первый контроль (прижатие руки) Никё – второй контроль (вращение предплечья) Санкё – третий контроль (выкручивание предплечья) Ёнкё – четвертый контроль (прижатие запястья) Гокё – пятый контроль (растягивание руки) Хизи кимэ – фиксация локтя
|