Студопедия — ВЛЕЧЕНИЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВЛЕЧЕНИЕ






такими свойствами, как становление, пространствен-ностъ, эмпирич. существование, телесность. Внутрен­нее наделялось др. свойствами — подлинного бытия, времени, вечного духовного бытия и т. п. Поэтому переход от внешнего к внутреннему трактовался как переход от становления к бытию, от пространства ко времени, от конечности к вечности. Во-вторых, проб­лема В. и в. в значит. мере смыкалась с проблемами сущности и явления, субстанции и её атрибутов, причём они рассматривались как определ. характеристики уче­ния о бытии — онтологии. В-третьих, онтологич. раз­рыв между В. и в., характерный для европ. науки и философии 17 в., был преодолен в нем. классич. идеа­лизме, к-рый, переведя эту проблему в проблему гно­сеологии, подчёркивал взаимосвязь и взаимообуслов­ленность В. и в., усматривая в познании переход от внешнего, чувственно данного, к ненаблюдаемому, теоретически мыслимому, причём духовное объявля­лось истоком и смыслом внеш. бытия. В-четвёртых, эта проблема рассматривалась как одна из характеристик человеч. деятельности, её объективации в продуктах и средствах труда, в различных символически-знаковых формах — языке, математич. символах и др.

Марксистская гносеология подчёркивает объектив­ный характер взаимосвязи В. и в., рассматривая внут­реннее как результат движения историч. познания че­ловеком окружающего мира на основе практич. дея­тельности. При этом В. и в. оказываются одним из уров­ней предмета исследования, а их характеристики зави­сят от историч. развития науч. познания. Историч. и вместе с тем системно-целостный подход к предмету ис­следования, развитый диалектич. материализмом, пре­одолевает односторонние трактовки источников раз­вития. В противовес тем концепциям, к-рые отдают приоритет внешнему (напр., внеш. условиям в ламар­кизме при объяснении жизни, в ряде концепций раз­вития науки), сводят внутреннее к чему-то сугубо произ­водному, вторичному, разрывают В. и в. (различные варианты теории факторов в социологии), марксистская гносеология видит во В. и в. моменты целостного само­развивающегося бытия, подчёркивает их неразрывное единство, усматривает в их взаимодействии источник самоорганизации и самодвижения бытия на его различ­ных уровнях.

ВНИМАНИЕ,характеристика психич. деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленно­сти сознания на определ. объект. Под направленностью сознания понимается избират. характер психич. дея­тельности, осуществление выбора данного объекта из нек-рого поля возможных объектов.

Различают три вида В.: непроизвольное, произволь­ное и послепроизвольное. Непроизвольное, или пассив­ное, В. имеет место, когда выбор объекта деятельности определяется без заранее поставленной цели, непред­намеренно. Если выбор призводится сознательно, пред­намеренно, то В. является произвольным, или актив­ным. Произвольное В. является актом воли, оно при­суще только человеку. Деятельность может так захва­тить человека, что её выполнение не требует от него спец. волевых усилий; наличие цели в сочетании с от­сутствием волевых усилий характеризует послепроиз­вольное В.

Конкретные особенности В. устанавливаются с по­мощью характеристик его устойчивости, объёма, рас­пределённости и возможности переключения. Устой­чивость В.— способность удерживать объект деятель­ности в поле сознания на определ. срок (от долей се­кунды до неск. часов). Объём В.— количество объектов, к-рое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени. Распреде-лённость В.— способность удерживать в поле созна­ния объекты одновременно неск. различных деятель-ностей. Под переключением В. понимают особенности перехода в поле сознания от объектов одной деятель­ности к объектам другой.

В. стало предметом интенсивного психологич, изуче­ния на рубеже 19—20 вв., когда с его помощью стре­мились объяснить самые различные проявления психи­ки. В силу этого понятие В. стало крайне многозначным. Оригинальную моторную теорию В. выдвинул рус. психолог Н. Н. Ланге, связав В. с движениями, к-рые производит человек при восприятии или представлении предмета. Материалистич. трактовку В. дал франц. психолог Рибо (понимание В. как ряда приспособит. рефлексов). В совр. психологии ряд проблем, изучав­шихся ранее в связи с В., рассматривается в рамках исследования установки и краткосрочной (оператив­ной) памяти. Вместе с тем изучение В. приобрело огром­ное значение в связи с созданием совр. сложных тех-нич. систем и специфич. деятельностью в них человека, требующей тонких и развитых механизмов В.

• Рибо Т., Психология В., пер. с франц., СПБ, 18973; Добрынин Η. Φ., Осн. вопросы психологии В., в кн.: Психология, наука в СССР, т. 1, М., 1959.

ВНУТРЕННЕЕ, см. Внешнее и внутреннее.

ВОЗВЫШЕННОЕ, эстетич. категория, характеризую­щая внутр. значительность предметов и явлений, несо­измеримых по своему идеальному содержанию с реаль­ными формами их выражения. Понятие о В. возникло на закате античности. В. характеризовало особый стиль ораторской речи (Псевдо-Лонгин «О возвышенном», 1 в. н. э., рус. пер. 1966). Это значение термина сохра­нилось вплоть до эпохи Возрождения. В классицизме было развито учение о «высоком» и «низком» стилях лит-ры (Н. Буало, Ш. Баттё и др.). Как самостоят. эсте­тич. понятие В. было впервые разработано в трактате Э. Бёрка «Филос. исследование относительно возник­новения наших понятий о возвышенном и прекрасном» (1757). Бёрк связывает В. с присущим человеку чувст­вом самосохранения и видит источник В. во всём том, что «...так или иначе способно вызывать представление о страдании или опасности, т.е. все, что так или иначе ужасно...» (цит. по кн.: История эстетики, т. 2, М., 1964, с. 103).

Кант в «Критике способности суждения» (1790) дал систематич. анализ противоположности между прекрас­ным и В. (см. Соч., т. 5, М., 1966, с. 249—88). Если прекрасное характеризуется определ. формой, огра­ничением, то сущность В. заключается в его безгранич­ности, бесконечном величии и несоизмеримости с чело-веч. способностью созерцания и воображения. В. обна­руживает двойств. природу человека: оно подавляет его как физич. существо, заставляет его осознать свою конечность и ограниченность, но одновременно возвы­шает его как духовное существо, пробуждает в нём идеи разума, сознание нравств. превосходства даже над фи­зически несоизмеримой и подавляющей его природой. Вследствие этого нравств. характера В., связи его с идеей свободы Кант ставит В. выше прекрасного. Шиллер, развивая эти идеи Канта («О возвышенном», 1792), говорит уже о В. не только в природе, но и в исто­рии. В дальнейшем Шиллер преодолевает кантовское противопоставление прекрасного и В., вводя объеди­няющее их понятие идеально прекрасного.

В последующем развитии нем. эстетики центр тяжести в понимании В. был перенесён с восприятия его на соот­ношение между идеей и формой, выражаемым и выра­жением. Жан Поль определял В. как бесконечность, взятую применительно к чувств, предмету («Подготови­тельная школа эстетики»,— «Vorschule der Ästhetik», 1804), Шеллинг — как воплощение бесконечного в ко­нечном. В. для К. Зольгера есть идея, к-рая не выяви­лась полностью и только ещё «должна раскрыться» (см. «Vorlesungen über Ästhetik», Lpz., 1829, S. 242— 243), для Гегеля — несоразмерность между единичным явлением и выражаемой им бесконечной идеей.

Марксистская эстетика не противопоставляет В. прекрасному и рассматривает В. в тесной связи с ге­роизмом, с пафосом борьбы и творч. деятельности че­ловека, нар. масс. В. неотделимо от идеи величия и до-

стоинства человека, и в этом ему родственно трагиче­ское, к-рое представляет собой своеобразную форму воз­вышенно-патетического.

* Чернышевский Н. Г., В. и космическое, в кн.: Избр. филос. сочинения, т. 1, М., 1950, с. 252—99; S e i d Ι Α.,

Zur Geschichte des Erhabenheitsbegriffes seit Kant, Lpz., 1889; Hippie W. J., The beautiful, the sublime, the picturesque in eighteenth century British aesthetic theory, Carbonüale (111.), 1957; Monk S. H., The sublime..., Ann Arbor, I9602.

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, соотносит. филос. категории, характеризующие две осн. сту­пени в становлении и развитии предмета или явления. Возможность — объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличии условий для его возникновения. Действительность — объективно су­ществующий предмет как результат реализации нек-рой возможности, в широком смысле — совокупность всех реализованных возможностей. Различают абстрактную (формальную) и реальную (конкретную) возможности. Абстрактная возможность характеризует отсутствие принципиальных препятствий для становления пред­мета («все возможно, что не противоречит себе»), одна­ко для её осуществления нет всех необходимых условий. Реальная возможность обладает для своей реализации всеми необходимыми условиями: скрытая в действи­тельности, она при определ. условиях становится но-вой действительностью. Изменение совокупности усло­вий определяет переход абстрактной возможности в ре­альную, а последняя превращается в действительность. Так, абстрактная возможность кризиса порождается с появлением элементарной метаморфозы товара Т — Д — Т, но только в условиях развитого капиталисти­ческого произ-ва эта возможность становится реаль­ной и реализуется в действительности. Численная мера возможности выражается посредством понятия ве­роятности.

Филос. осмысление В. и д. началось в др.-греч. фило­софии. Элейская и мегарская школы выдвинули поло­жение, согласно к-рому только о действительном (мыс­лимом как единое всеобъемлющее бытие) можно гово­рить как о возможном. Аристотель раскрыл связь В. и д. с движением и развитием, толкуя последние как пере­ход от возможности (δύναμις) к действительности (ενέργεια) (см. Акт и потенция). Согласно ему, дейст­вительность с т. зр. сущности предшествует возмож­ности, поэтому развитие выступает в форме смены одной действительности другой. Свою диалектику В. и д. Аристотель связывал с учением об абс. пассивности материи и активности формы, считая, что форма при­даёт пассивным возможностям способность превра­щаться в действительность. Аристотелевская концеп­ция В. и д. господствовала в ср.-век. философии. В 17—18 вв. представители механистич. материализма (Т. Гоббс, Ж. П. Ламарк, П. Гольбах) абсолютизиро­вали в категории действительности аспект жёсткой де­терминированности и пришли к отрицанию объектив­ного значения возможности, отождествив её со случай­ностью (см. Необходимость и случайность). В «Теоди­цее» Лейбница положение о всеобщей необходимости, исключающей различные возможности, получило ре-лиг.-идеалистич. истолкование в виде тезиса о сущест­вующем мире как единственно возможном и, следова­тельно, наилучшем. Вместе с тем Лейбниц выдвинул идеи о градации степеней возможности и реализации наиболее вероятных возможностей в результате «кон­куренции» между вариантами мира, получившие раз­витие в совр. философии и логике (Дж. Рассел, Я.Хин-тикка, С. Крипке). Кант считал В. и д. априорными категориями модальности, определяющими (наряду с необходимостью) формы соответствия с условиями опыта: возможность соответствует формальным усло­виям опыта, т. е. тождественна непротиворечивости, действительность отвечает материальным условиям, не-







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 304. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия