Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВОСХОЖДЕНИЕ 93





(напр., система материальных точек в механике, моле-кулярно-кинетич. модель идеального газа в теории газов и т. п.). Исходная теоретич. конструкция В. от а. к к. представляет собой нек-рую целостную, хотя и абстрактную модель воспроизводимого объекта. Содержание каждой из составляющих её абстракций раскрывается в контексте связей со всеми остальными.

Стимулом осуществления В. от а. к к. является обра­щение к реальной конкретности. Маркс подчёркивал, противопоставляя своё понимание В. от а. к к. гегелев­скому толкованию, что мысленная конкретность «..ни в коем случае не продукт понятия, порождающего само себя и размышляющего вне созерцания и представ­ления, а переработка созерцания и представления в понятия» (там же), к-рая достигается за счёт постоян­ного взаимодействия теории и эмпирич. данных в про­цессе В. от а. к к. Между реальной конкретностью и её воспроизведением в мысленной конкретности теоретич. системы лежат промежуточные звенья концептуального анализа, позволяющие вписать эмпирич. данные в мысленную конкретность, объяснить и разрешить те несоответствия и противоречия-антиномии, к-рые воз­никают между абстрактной теоретич. схемой и конк­ретной реальностью.

В. от а. к к.— содержательно-конструктивный про­цесс развития теоретич. мысли. Он предполагает по­стоянное обогащение её содержания, к-рое выражается во введении новых понятий и положений, не являю­щихся, однако, чисто дедуктивными следствиями отправ­ных положений. Синтетичность, конструктивность (в смысле последоват. расширения и прироста теоретич. содержания), постоянная «открытость» теории по отно­шению к эмпирич. данным — всё это характеризует развитие теоретич. знания в процессе В. от а. к к.

* M a p к с К., Капитал, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, 25; его же, Теории прибавочной стоимости, ч. 3, там же, т. 26(3); Ленин В. И., Материализм и эмпириокри­тицизм, ПСС, т. 18; его же, Филос. тетради, там же, т. 29; Нарский И. С., Вопросы диалектики познания в «Капита­ле» Маркса, М., 1959; Ильенков Э. В., Диалектика абст­рактного и конкретного в «Капитале» Маркса, М., 1960; История марксистской диалектики. От возникновения марксизма до ле­нинского этапа, М., 1971, разд. 2; О м е л ь я н о в с к и й М. Э., Аксиоматика и поиск основополагающих принципов и понятий в физике, в кн.: Синтез совр. науч. знания, М-, 1973; Ш в ы-р ё в В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч. познании, М., 1978, гл, 3, § 4; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980, гл. 4. В. С. Швырёв.

ВРЕМЯ, атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. В. не существует само по себе, вне материаль­ных изменений; точно так же невозможно существова­ние материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к буду­щему.

В домарксистской философии В. преим. рассматри­валось как внеш. условие бытия материи, как поток длительности, текущей равномерно и независимо от к.-л. процессов в мире. Так, напр., Ньютон различал абс. В. как внеш. условие бытия и относит. В., выра­жающее длительность конкретных состояний и процес­сов и измеряемое посредством различных периодич. процессов (циклы вращения Земли вокруг Солнца или вокруг своей оси, колебания маятника часов и др.). Подобное толкование В. господствовало в естествозна­нии и натурфилософии 17—19 вв. Ему противостояло понимание В. как длительности процессов и меры всеоб­щего изменения тел (Декарт, Лейбниц, Ломоносов, Гольбах, Дидро, Чернышевский). В теологии и различ­ных системах объективного идеализма В. рассматрива­лось как преходящая и конечная форма проявления вечности, присущей богу или абс. духу (Платон, Авгус­тин, Фома Аквинский, Гегель, неотомизм). В субъек-тивно-идеалистич. концепциях В. толковалось как фор-

ВРЕМЯ

ма упорядочения комплексов ощущений или опытных данных (Беркли, Юм, эмпириокритицизм); как априор­ная форма чувств. созерцания (Кант); как форма субъективного существования человека, исчезающая вместе со смертью личного «Я» (экзистенциализм).

Диалектико-материалистич. концепция В. как фор­мы бытия материи была разработана классиками марксизма-ленинизма и нашла многочисл. подтвержде­ния в совр. науке. Осн. свойства В. тесно связаны с др. атрибутами материи и определяются ими. В. объек­тивно и независимо от человеч. сознания, способности человека воспринимать предшествующие и последую­щие события. В. проявляется как всеобщая и всегда со­храняющаяся форма бытия материи на всех её структур­ных уровнях. Существование мира вечно, что обуслов­лено абсолютностью материи как субстанциальной основы всех явлений. Вечность присуща лишь всей природе в целом, тогда как всякая конкретная форма материи ограничена и преходяща во В. Всем времен­ным отношениям в мире свойственна определ. дли­тельность, представляющая собой последовательность и рядоположенность сменяющих друг друга моментов и состояний. Универсальность длительности обусловле­на наличием в каждом изменении последовательно реализующихся этапов, конечностью скорости рас­пространения материальных воздействий. Длительность В. существования всех конкретных тел выступает как единство прерывного и непрерывного. Сохраняемость материи и непрерывная последовательность её измене­ний, происходящих в виде близкодействия в причин­ной связи, обусловливают общую непрерывность и связ­ность В., отсутствие в нём разрывов. Вместе с том В, как форма бытия материи складывается из множества последовательностей и длительностей существования конкретных объектов, каждый из к-рых имеет своё начало и конец. В силу этого В. присуща определ. прерывность, выражающая периоды существования кон­кретных качеств. состояний. Однако эта прерывность всегда относительна, поскольку при смене качеств, состояний составляющая тело материи не уничтожает­ся, а лишь переходит в др. формы, продолжая не­прерывно существовать.

В. одномерно, асимметрично и необратимо, все из­менения в мире происходят от прошлого к будущему. Однонаправленность В. обусловлена асимметрией при­чинно-следственных отношений, общей необратимостью процесса развития материальных систем, невозмож­ностью абсолютно полного повторения пройденных состояний и циклов изменения систем. Совр. физика доказала, что В. различных процессов в телах относи­тельно замедляется по мере приближения скорости их движения к скорости света. Замедление времен­ных процессов в системах возможно также под дейст­вием мощных гравитац. полей.

Любая материальная система существует и развивает­ся по своему собств. В., к-рое зависит от характера цикличных изменений в её структуре и внеш. среде, ско­рости движения, мощности гравитац. поля. Собств. В. системы находится также в определ. соответствии с внеш. В. существования больших по размерам мате­риальных систем (Солнечная система, галактики, мета­галактики и др.). Напр., в живых организмах сущест­вуют биоритмы различных функциональных подсистем, органов и клеток, зависящие от смены дня и ночи, вре­мени года, циклов солнечной активности и др. внеш. факторов. Биосфера и человеч. общество развиваются во В. существования Земли и Солнечной системы. Вмес­те с тем общество имеет собств. временные отношения и темпы развития, к-рые убыстряются по мере развития производит. сил и пауки.

Исследование временных аспектов изменения и раз­вития материальных систем — одна из важнейших задач совр. пауки. Диалектико-материалистич. учение о В., будучи обобщением достижений науч. познания, раскрывает универс. свойства В., выявляет общие за-

кономерности ихпознания в процессе развития и сме­ны науч. теорий. См. Пространство и время, Вечность, Материя.

* Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и н г е л ь с Ф., Соч., т. 20; е г о ж е, Анти-Дюринг, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; P е и χ е н б а х Г., Направление В., пер. с англ., М., 1962; Уитроу Дж., Естественная философия В., пер. с англ., М., 1964; А с к и н Я. Ф., Проблема В. Ее филос. истол­кование, М., 1966; Г у p е в и ч А. Я., В. как проблема истории культуры, «ВФ», 1969, №3; Молчанов Ю. Б., Четыре концепции В. в философии и физике, М., 1977; The nature of time, Ithaca (Ν. Υ.), 1967; Time in science and philosophy, Prague, 1971. С. Т. Мелюхин.

ВРОЖДЕННОЕ ЗНАНИЕ, гносеологич. учение идеа-листич. рационализма, признающее наличие знания, к-рое имеет доопытное происхождение и характеризует универс. принципы бытия и познания. Согласно одному из вариантов этой концепции, В. з. изначально прису­ще познающему субъекту в уже сформированном виде, хотя обычно адекватно не осознаётся вследствие разно­го рода внеш. помех (Платон). Др. вариант этой кон­цепции утверждает, что В. з. выражает наличие в уме познающего субъекта определ. потенций к формирова­нию знания, к-рые переходят в действительность лишь при соответствующих внеш. условиях (Декарт). По­скольку В. з. непосредственно относится к сознанию познающего субъекта (а не к внеш. реальности), воз­никает в сущности неразрешимая в рамках этой кон­цепции проблема познания объективной реальности с помощью В. я. В истории философии выделяются след. толкования этой проблемы: 1) ещё до физич. рождения индивида его «душа» имела возможность непосредст­венно созерцать умопостигаемые сущности, идеи (Пла­тон); 2) в самом В. з. существуют определ. критерии, позволяющие заключать о реальности, соответствую­щей этому знанию (т. н. онтологич. доказательство); 3) В. з. конструирует свой собств. объект (т. зр. субъек­тивного идеализма).

От концепции В. з. следует отличать теории, согласно к-рым познающий субъект может непосредственно вос­принимать сверхчувств. объекты — идеи, универсалии, умопостигаемые сущности (нек-рые варианты неореа­лизма, ранний Рассел, ранний Гуссерль). С концеп­цией В. з. не совпадает и теоретико-познават. априо­ризм (напр., у Канта доопытной, априорной, является лишь форма знания, а не его содержание). Попытка воз­родить в новой форме концепцию В. з. принадлежит амер. лингвисту Н. Хомскому, абсолютизирующему факт наличия языковых универсалий и несводимость языка к речевому поведению и мышления к языку. • Платон, Теэтет, Соч., т. 2, М., 1970; Декарт Р..Рассуж­дение о методе, Избр. произв., (М.). 1950; Л о к к Д ж.. Опыт о человеч. разуме. Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960; Ас­мус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, М., 19652.

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ,см. Врождённое знание.

ВСЕЕДИНСТВО (греч. εν καί παν, лат. Unomnia, нем. Alleinheit), одна из центр, категорий ряда филос. систем, означающая принцип совершенного единства множества, к-рому присуща полная взаимопроникну-тость и в то же время взаимораздельность всех его эле­ментов.

Первонач. представления о В. восходят к мысли досократиков, многие из к-рых выдвигали идеи о единст­ве, родстве и связности всего сущего (ср., напр., Ге­раклит: «И из всего одно, и из одного — всё»; Ксенофан: «Всё едино, единое же есть бог»; Анаксагор: «Во всём есть часть всего», и др.). Эти идеи заложили историко-филос. основу для систематич. разработки принципа В., осуществлённой в неоплатонизме. Плотин впервые дал отчётливую филос. дефиницию В. как определ. спо­соба внутр. устроения бытия («Эннеады.» V 8,4); таким устроением обладает «умопостигаемый мир» (κόσμος νοητός), к-рый не совпадает с высшим онтологич. принципом — единым, но стоит ниже его, составляя его «первое исхождение» в процессе эманации.

Концепция В. получила существ, развитие в патрис­тике, где вслед за посланиями апостола Павла (I Кор,

15,28) в качестве В. выступает церковь как мистич. тело Христово. Уже для Климента Александрийского личность Христа выступает как В. (πάντα εν); у Григо­рия Нисского понятие В. распространяется на антропо­логию и социальную философию (см. Плерома). С др. стороны, иерархич. онтология Псевдо-Дионисия Арео-пагита в значит. мере воспринимает неоплатонич. трак­товку В.: если место единого занимает бог, то В. как аналог «умопостигаемого мира» — это содержащееся в боге собрание «прообразов» (парадигм) всех вещей, «предвечных замыслов» бога о мире. Эта концепция В. заняла своё место в кругу осн. идей христ. платонизма и оказала значит. влияние на развитие всей ср.-век. филос. мысли вплоть до эпохи Возрождения.

Дальнейшая разработка принципа В. происходит в философии Николая Кузанского, к-рый соединил в своём методе традиц. апофатическую теологию (прин­ципиальная непостижимость абсолюта) и новую диа-лектич, философию. Он последовательно выдвигает в своих трактатах ряд онтологич. начал («не-иное», «бытие-возможность» и др.), по-разному раскрываю­щих внутр. строй совершенного бытия, абсолюта, и, следовательно,— принцип В. Таковы, напр., учение о свёртывании и развёртывании абсолюта, о «стяжён-ном» пребывании единства в каждом своём моменте и др. Нем. классич. идеализм доводит до конца тенденции Николая Кузанского к диалектич. трактовке В. Прин­цип В. получает углублённую разработку в логике Гегеля, однако в итоге он оказывается лишь одним из моментов диалектич. самодвижения понятия, нераз­рывно связанным с др. моментами и не играющим роли самостоят. онтологич. принципа.

В дальнейшем проблема В. стала одной из основных в рус. религ. философия 19—20 вв. К идеям вост. патристики восходят представления о В. у славяно­филов (учение о «соборности» Хомякова и др.). Поня­тие В. как высшего онтологич. принципа впервые вы-двигается Вл. Соловьёвым: абсолют есть «положитель­ное В.», к-рое предстаёт в онтологии как благо, истина и красота, в гносеологии — как «свободная теософия», система цельного знания и т. д. Концепция В. разра­батывалась прежде всего в системах Карсавина и С. Л. Франка — во многом под влиянием Николая Кузанского. В системе Карсавина В. подчиняется прин­ципу трёхступенчатого развития и наряду с этим при­знаётся специфич. характеристикой сферы личного бы­тия (в частности, на нём основано учение о «симфонич. личности», утверждающее, что объединения людей также должны рассматриваться как личности особого рода). Учение о В. у Франка строится в русле традиц. христ. платонизма; в гносеологии Франк с помощью принципа В. обосновывает интуитивизм, что объеди­няет его философию с интуитивистским «идеал-реализ­мом» Лосского. «Софиологич.» направление (Вл. Со­ловьев, Ε. Η. Трубецкой, ранний Флоренский и осо­бенно Булгаков) пытается связать учение о В. с теоло-гич. представлениями о Софии как премудрости божьей, поскольку София, подобно В., рассматривается обычно как начало, посредствующее между богом и миром. В. выступает в качестве символа в опытах филос. символологии позднего Флоренского.

По принципу В. построены мн. ключевые символы в буддизме, где В. входит в круг тем буддийской меди­тации. Символ В. присутствует в большинстве систем оккультизма и мистики (от каббалы до теософии и ант­ропософии); эмблемой В. часто служил лотос, семя к-ро-го содержит миниатюрное подобие целого растения.

• см. к статьям Единое, Плотин, Николай Кузанский, Вл. Со­ловьёв. С. С. Хоружий.

ВСЕОБЩЕЕ,см. Общее.

ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА,см. Первичные и вторич­ные качества.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 312. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия