Студопедия — ВУЛЬГАРНЫЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВУЛЬГАРНЫЙ






Ещё при жизни К. Маркса и Ф. Энгельса к рабочему движению примкнуло много полуобразованных пред­ставителей бурж. интеллигенции, пытавшихся превра­тить марксизм в грубую схему, ведущую к оппорту­низму или анархич. бунтарству. После Окт. революции 1917 быстрое распространение марксизма вширь и стрем­ление овладеть им частью старой интеллигенции сдела­ли В. с. явлением заметным и представляющим серьёз­ную опасность.

В идейном отношении B.c. был общей питательной средой для разных «левацких» движений, отвергающих наследие старой культуры,— от проповеди уничтоже­ния музеев до теории растворения иск-ва в производ­стве и самой жизни. Так, считалось почти доказанным, что наиболее «созвучны» пролетариату «организованные» направления в живописи, вышедшие из кубизма. Стан­ковую живопись отрицали во имя монументальной. Лит. жанры, унаследованные от старого общества, так­же были поставлены под сомнение — существовали тео­рии отмирания трагедии и комедии. Более умеренное течение В. с. рассматривало старую культуру как гро­мадное кладбище формальных приёмов, к-рыми побе­дивший пролетариат может пользоваться для своих утилитарных целей, соблюдая при этом известную ос­торожность.

В области рус. истории В. с. часто сводился к выво­рачиванию наизнанку офиц. схем прежней историо­графии. С вульгарно-социологич. т. зр. Лжедмитрий и Мазепа были представителями революц. сил своего времени, а прогрессивное значение реформ Петра I ставилось под сомнение. Вообще всё, связанное с нац. традицией и старой государственностью, было зара­нее осуждено «революц.» фразой.

Та же логика действовала и в области истории духов­ной культуры. Абстрактное понимание марксизма вело к одностороннему и ложному истолкованию поло­жения о зависимости сознания от обществ. бытия и классовых интересов. В. с. видел свою цель в разобла­чении писателей и художников прошлого как служи­телей господствующих классов. С этой т. зр. каждое произведение иск-ва — зашифрованная идеограмма одной из обществ. групп, борющихся между собой за место под солнцем. Так, Пушкина превращали в идеоло­га оскудевшего барства или обуржуазившихся поме­щиков, Гоголя — в мелкопоместного дворянина, Л. Н. Толстого — в представителя среднего дворянст­ва, смыкающегося с высшей аристократией, и т. д. За­дача пролет. художника также сводилась к особому выражению глубинной «психоидеологии» своего класса.

Наивный фанатизм В. с. был отчасти неизбежным следствием стихийного протеста против всего старого, преувеличением революц. отрицания, присущим вся­кому глубокому обществ. перевороту. В нём проявился также недостаток марксистски подготовленной интел­лигенции, к-рая была бы способна дать науч. объясне­ние и действительно парт., коммунистич. оценку слож­ным явлениям мировой культуры. Время наибольшего распространения В. с. было исчерпано в 30-х гг. Гро­мадные социальные и политич. изменения, происшед­шие к этому времени в Сов. Союзе, сделали прежнее выражение идей мелкобурж. демократии более невоз­можным. Историч. опыт свидетельствует о том, что совр. рецидивы В. с. также связаны со всякого рода «левац­кими» движениями и теориями, абстрактным понима­нием классовой борьбы и революции, отрицанием тра­диционных форм классической лит-ры и культурного наследия вообще.

Если оставить в стороне классовую фразеологию, то с т. зр. метода в основе В. с. лежат абстрактно взятые идеи пользы, целесообразности. Вся «идеальная» по­верхность духовной жизни представляется чистой иллю­зией, скрывающей тайные или бессознат. эгоистич. цели. Но осн. принцип В. с. состоит в отрицании объек­тивной и абс. истины. Глубокая марксистская формула «бытие определяет сознание» вопреки её подлинному

смыслу используется здесь для превращения сознания в лишённый сознательности, стихийный продукт обществ. среды и классовых интересов.

Идея прогрессивного развития не чужда В. с., но в чисто формальном, количеств. смысле, т. е. за пре­делами таких измерителей, как объективная истина, обществ. справедливость, художеств, совершенство. Всё хорошо для своего времени, своего класса. В ка­честве заменителя объективного критерия ценности В. с. прибегает к абстрактному представлению о борьбе нового и старого (плохо то, что устарело, хорошо то, что ново), а также к типологич. аналогиям и антитезам формально сходных или отталкивающихся друг от друга культур и стилей. Объективный критерий исти­ны заменяется коллективным опытом или классовым сознанием. Само собой разумеется, что, совершая переход от субъекта-личности к субъекту-классу, B.c. не делает ни шагу вперёд от идеалистич. филосо­фии. Если нек-рая доля объективного содержания всё же допускалась представителями В. с., то лишь в порядке обычной эклектики, присущей подобным тече­ниям.

Место отражения действительности, более или менее истинного, глубокого, противоречивого, но объектив­ного, для В. с. занимает схема равновесия или наруше­ния равновесия между историч. субъектом и окружаю­щей средой. Нарушение может проистекать из напора жизненной силы молодого класса, что даёт начало ре-волюц. романтике, устремлённой в будущее, или из ущербности загнивающей социальной группы, откуда — присущие ей настроения утомлённой созерцательности и декадентства.

Для В. с. характерно непонимание глубоких про­тиворечий общественного прогресса и неравномерно­сти развития мировой культуры, отсутствие всякого чувства реальности в трактовке таких великих пред­ставителей художеств. лит-ры, как Шекспир, Бальзак, Пушкин, чьи исторические позиции не могут быть ис­черпаны ни защитой уходящего феодализма, ни апо­логией новых буржуазных форм общественной жизни.

Материализм Маркса и Энгельса впервые создал науч. почву объективного историч. анализа обществ. сознания. Но это не значит. что всякое сознание яв­ляется для них слепым продуктом узких классовых интересов. Маркс указывает относительную, но реаль­ную грань между «...идеологическими составными частя­ми господствующего класса...» и «...свободным духов­ным производством данной общественной формации» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 26, ч. 1, с. 280). Последнее всегда бывает связано невидимыми нитями с народом.

Т. о., разница между подлинными мыслителями, учёными, художниками, с одной стороны, и сикофан­тами паразитических классов — с другой, всегда су­ществует, несмотря на то, что, напр., Пушкин был дворянским поэтом, а Дидро и Гельвеции выражали подъём бурж. демократии. Их деятельность поэтому и относится к бесконечно ценному наследию мировой культуры, что в ней отразилась не борьба за раздел добычи на вершине общественной пирамиды, а ко­ренное противоречие между народной массой, чей ин­терес в последнем счёте совпадает с интересами об­щества в целом, и паразитической классовой верхуш­кой, временными хозяевами общества, подчиняющими его известной форме частной собственности и вла­сти.

Для Маркса и Ленина нет классовой борьбы вне перспективы движения к обществу коммунистиче­скому. Этот путь ведёт через антагонизм общественных сил к уничтожению классов и подлинному челове­ческому общежитию. Необходимость его всегда созна­валась или предчувствовалась лучшими предста­вителями мировой культуры в форме общественно­го идеала, часто противоречивой, иногда парадоксальной, но всегда имеющей свои реальные, исторические корни.

* Энгельс Ф., (Письмо] К. Шмидту 5 авг. 1890 г., Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 37; е г о ж е, [Письмо] К. Шмидту 27 окт. 1890 г., там же; его же, [Письмо] Ф. Мерингу 14 июля 1893г., там же, т. 39; его же, [Письмо] В. Боргиусу 25 янв. 1894 г., там же; Ленин В. И., Предисловие ко второ­му изданию кн. «Материализм и эмпириокритицизм», ПСС, т. 18, с. 12; его же, Агр. вопрос и совр. положение России, там же, т. 24; е г о ж е, Филос. тетради, там же, т. 29, с. 459— 474; его же, О пролет, культуре, там же, т. 41; Плеха­нов Г. В., О книге В. Шулятикова, Соч., т. 17, М., 1925; Луначарский А. В., Ленин и литературоведение, Собр. соч., т. 8, М., 1967; Л и ф ш и ц М., Ленин и вопросы литерату­ры, в его кн.: Вопросы иск-ва и философии, М., 1935.

Мих. Лифшиц.

ВУНДТ (Wundt) Вильгельм (16.8.1832, Неккарау, Баден,— 31.8.1920, Гросботен, близ Лейпцига), нем. психолог, физиолог, философ и языковед. Выдвинул план разработки физиологич. психологии как особой науки, использующей метод лабораторного экспери­мента для расчленения сознания на элементы и выясне­ния закономерной связи между ними. Созданная В., в 1879 первая в мире психологич. лаборатория стала междунар. центром экспериментальной психологии; в ней изучались ощущения, время реакции, ассоциа­ции, внимание, простейшие чувства. Предметом пси­хологии В. считал непосредств. опыт — доступные са­монаблюдению явления или факты сознания; однако высшие психич. процессы (речь, мышление, воля), по В., недоступны эксперименту, и он предложил изучать их культурно-историч. методом. В. разделял т. зр. психофизич. параллелизма. В области сознания, по В., действует особая психич. причинность, а поведение оп­ределяется апперцепцией. Опыт психологич. истолкова­ния мифа, религии, иск-ва и др. явлений культуры В. предпринял в 10-томной «Психологии народов» («Völ­kerpsychologie», 1900—20).

В философии В.— представитель идеализма и волюн­таризма: мир — целесообразное развитие божеств. ми­ровой воли. Язык для В.— одна из форм проявления «коллективной воли», или «народного духа». С этим пониманием языка как динамического процесса свя­зано выделение в качестве главного объекта языко­ведения языковой деятельности, а не языковой си­стемы.

• в рус. пер.: Основания физиологии, психологии, т. 1—2, СПБ, 1880—81; Лекции о душе человека и животных, СПБ, 1894; Система философии, СПБ, 1902; Очерки психологии, [М., 19123; Введение в психологию, М., 1912; Естествознание и психология, [СПБ, 1914].

• К е н и г Э., В. Вундт. Его философия и психология, СПБ, 1902; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 19762, гл. 10.

ВЧУВСТВОВАНИЕ (нем. Einfühlung), термин психо­логии иск-ва и эстетики, означающий перенесение на предмет вызываемых им чувств и настроений (напр., пе­реживаемые человеком при восприятии к.-л. пейзажа чувства грусти или радости проецируются в данный пейзаж и воспринимаются как его свойства — «груст­ный» или «весёлый» пейзаж и т. п.). Понятие В. было впервые изложено Ф. Т. Фишером (1887) и стало ос­новным принципом эстетики у Т. Липпса, определяв­шего В. как «объективированное самочувствие». Оно получило широкое распространение в теории искусст­ва нач. 20 в. (Вернон Ли, В. Воррингер и др.) и не­редко истолковывалось в субъективно-идеалистиче­ском духе.

* Воррингер В., Абстракция и В., в кн.: Совр. книга по эстетике. Антология, пер. с англ., М., 1957; Выгот­ский Л. С., Психология иск-ва, M., 19682; L i p p s Th., Zur Einfühlung, Lpz., 1913.

ВЫБОР,см. Свобода, Свобода воли.

ВЫВОД в логике, рассуждение, в ходе к-рого из к.-л. исходных суждений (высказываний), посылок или предпосылок В. получается заключение — сужде-







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 293. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия