Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВОЗМОЖНОСТЬ 87





обходимость — всеобщим условиям опыта. Подвергнув критике субъективистское понимание В. и д., основан­ное на их абс. противопоставлении, Гегель рассматри­вал возможность как абстрактный момент действитель­ности и определял последнюю как конкретное единство внутреннего и внешнего, сущности и явления. Однако он мистифицировал онтология, содержание категорий В. и д., придав им значение моментов в развёртывании абс. идеи.

Диалектико-материалистич. учение о В. и д. как осн. моментах движения и развития материи разработали К. Маркс и Ф. Энгельс. Образцом диалектич. анализа процессов превращения возможности в действитель­ность в обществе является «Капитал» Маркса, в приро­де — «Диалектика природы» Энгельса. Переход воз­можности в действительность постоянно совершается в неорганич. природе (напр., развитие Солнечной систе­мы из протопланетного облака, химич. реакции в опре-дел.-условиях и т. д.) и органич. природе (напр., реа­лизация многоклеточности как возможности, сущест­вующей первоначально абстрактно, в виде физиологич. функций одноклеточных, затем — в виде реальной возможности у колонии организмов, и, наконец, в виде действительности — у многоклеточных организмов). В познават. деятельности человека познание как воз­можность содержится уже в элементарном чувств. вос­приятии, но своей действительности достигает в науке и др. развитых формах отражения. Процесс перера­стания возможности в действительность может иметь вид простого изменения (преим. в неорганич. природе), сти­хийного развития (в органич. мире), сознат. деятель­ности (в обществе, напр. в ходе активной сознат. борь­бы за переход к высшей обществ.-экономич. формации, к коммунизму). Переход возможности в действитель­ность открывает путь для возможностей следующего, более высокого уровня. Так, в условиях капитализма возникает возможность победы социалистич. револю­ции, её осуществление создаёт возможность построе­ния социализма, что, в свою очередь, делает реальной возможность перехода к коммунизму. Когда в обществ. жизни возникают различные возможности, то люди как сознательные активные существа производят выбор тех из них, к-рые в наибольшей степени отвечают потреб­ностям, интересам, ценностным установкам индивидов, социальных групп, и действуют соответственно этому выбору, превращая возможность в действительность.

В формальной логике понятия В. и д. лежат в основе теории модальности, восходящей к Аристотелю, к-рому принадлежит классификация суждений на проблемати­ческие (суждения возможности), ассерторические (суж­дения действительности) и аподиктические (суждения необходимости). Подобное деление сохраняет своё зна­чение и в совр. логике. Суждения возможности (типа «возможно, завтра пойдет дождь») и действительности (типа «небо пасмурно») могут быть единичными, част­ными или общими; суждения возможности по форме всегда утвердительны; суждения действительности мо­гут быть как утвердительными, так и отрицательными.

* M a p к с К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 3; е г о ж е, Капитал, т. 1, там же, т. 23; Энгельс Ф., Диалектика приррды, там же, т. 20; Л е-н и н В. И., Крах II Интернационала, ПСС, т. 26, с. 212—19; его же, Филос. тетради, там же, т. 29, с. 140—42, 321—22, 329—30; Проблема В. ид., М.— Л., 1964; Арутюнов В. X., О категориях В. и д. и их значении для совр. естествознания, К., 1967; Целищев В. В., Филос. проблемы семантики воз­можных миров, Новосиб., 1977; Маковка H. M., Проблема выбора в диалектике В. и д., Ростов-н/Д., 1978.

Б. А. Старостин.

ВОЙНА,организованная вооруж. борьба между гос-вами (группами гос-в), классами или нациями (наро­дами). Генезис В. уходит в глубь доклассовой истории человечества (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 46, ч. 1, с. 480). Однако только после возникновения анта-

ВОЙНА

гонистич. классов и формирования гос-ва, появления политики как специфич. вида человеч. деятельности В. обрела обществ.-политич. содержание, вызвала к жиз­ни собств. постоянно действующие институты (армия) и приобрела развитые формы.

Органич. связь между В. и политикой подчёркивал нем. воен. теоретик К. фон Клаузевиц (1780—1831). В., писал он, «...есть не что иное, как продолжение госу­дарственной политики иными средствами»; В. — «...не только политический акт, но и подлинное орудие по­литики, продолжение политических отношений, про­ведение их другими средствами» (Клаузевиц К., О войне, М., 1934, с. 5, 27). Именно эта мысль, но очи­щенная от идеалистич. и метафизич. наслоений, была положена В. И. Лениным в основу науч. понимания В. Причины и характер любой В. определяются пред­шествовавшей ей политикой воюющих сторон, их по­литич. намерениями и целями. «Ту самую политику, которую известная держава, известный класс внутри этой державы вел в течение долгого времени перед вой­ной, неизбежно и неминуемо этот самый класс про­должает во время войны, переменив только форму действия» (ПСС, т. 32, с. 79). Каждому историч. типу общества присущ и преобладающий в нём тип В.

Марксизм-ленинизм делит войны на справедливые и несправедливые. Справедливые В. — это В. угне­тённых классов и наций за своё социальное и нац. ос­вобождение (гражданская война, нац.-освободит. вой­на), а также В., вызванные необходимостью отразить агрессию. Несправедливые В. —»то В., к-рые ведутся, как правило, эксплуататорскими классами за получе­ние тех или иных экономич. или политич. выгод (зах­ват рабов или колоний, изменение границ, торг. преи­мущества и т. п.). В. может быть несправедливой с обе­их сторон; она — и это случается чаще всего — может быть справедливой для одной стороны и несправедливой для другой. В ходе В. её характер может изменяться: классич. пример — войны Наполеона, к-рые начались как справедливые, освободительные, но затем пере­росли в захватнические, несправедливые.

В. могут оказывать различное влияние на обществ. развитие. Справедливые, революц. войны, к-рые угне­тённые ведут против угнетателей, всегда были движу­щей пружиной социального прогресса; разбивая уста­ревшую социально-политич. оболочку, они открывали простор для роста производит. сил, для подъёма всего общества на новую ступень развития. Несправедли­вые, захватнич. войны, к-рые начинают и ведут эксп­луататорские классы, по общему правилу, тормозят обществ. развитие, придают ему однобокие, уродли­вые формы. Такие В. могут выступать и в качестве пря­мого орудия контрреволюции. Вместе с тем история знает немало случаев, когда несправедливые, граби­тельские войны давали толчок крупным социальным переменам, вызывали революц. взрывы и бури. «Вой­на, — писал К. Маркс, — подвергает нацию испыта­нию... Подобно тому как мумии мгновенно распадают­ся, когда подвергаются воздействию атмосферы, так и война выносит окончательный приговор социальным учреждениям, которые утратили свою жизнеспособность» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 11, с. 551). Никакая В. не вызовет революцию, если не созрели объективные предпосылки последней, но если они соз­рели, В. может выступить как своего рода спусковой механизм, приводящий в движение скрытые пружины социального переворота.

За период с 3600 до н. э. по 1980 было примерно 14 550 больших и малых В., в т. ч. две мировые В., в ходе к-рых погибло, умерло от голода и эпидемий св. 3,6 млрд. чел. Такова цена, к-рую человечество заплати­ло за разделение общества на угнетателей и угнетён­ных. Пока в мировой политике безраздельно господст­вовали эксплуататорские классы, все попытки остано­вить роковую карусель смерти были обречены на про­вал. Положение стало меняться после победы Οкт. ре-

волюции 1917 и решительно изменилось с образованием мировой системы социализма.

Главным, решающим социально-политич. фактором современности является сосуществование двух противо­положных экономия., социальных и политич. систем — капитализма и социализма. Противоречия, разделяю­щие эти системы, из к-рых одна представляет прошлое человечества, а другая — его будущее, непримиримы. Но это не означает, что в принципе неизбежно воен. столкновение двух систем. Образование и укрепление мировой социалистич. системы, рост политич. влияния коммунистич. и рабочего движения, крах колониализ­ма и возникновение десятков молодых развивающихся гос-в, активная политика мирного сосуществования, пользующаяся растущей поддержкой обществ. мнения во всём мире, — всё это резко сузило манёвренные возможности империализма, ослабило его позиции. В сер. 50-х гг. 20-й съезд КПСС сделал вывод о том, что нет фатальной неизбежности В. и существуют ре­альные возможности для того, чтобы обуздать агрес­сивные силы империализма.

Поскольку сохраняется капитализм, постольку сох­раняются и глубинные причины В. Но при этом впер­вые в истории появилась возможность поставить капи­тализм в такие условия, когда агрессия перестаёт да­вать политич. дивиденды агрессору. В первую очередь это относится к мировой ракетно-ядерной В.

Любая В., независимо от её масштабов, применяе­мых средств уничтожения, будет продолжением поли­тики того или иного класса. Но эта формула имеет и другое содержание. Она предоставляет гос. деятелю выбор: для достижения данной политич. цели можно действовать или мирным путём, или при помощи воо-руж. насилия. Военно-технич. революция, появление оружия невиданной разрушит. силы резко изменили ситуацию. В. уже не может служить разумным сред­ством гос. политики, выступать как целесообразный ва­риант политич. поведения. Существующий потенциал ответного удара, ракетно-ядерный паритет превращают агрессию в самоубийство. Т. о., социально-политич. и воен.-технич. факторы объективно снижают вероят­ность всеобщей ракетно-ядерной В. Однако угроза мировой катастрофы не только существует, но и может усиливаться. Поэтому борьба за прочный мир, обузда­ние гонки вооружений — стержневое направление внешнеполитич. деятельности СССР.

В совр. условиях маловероятны В. между крупными, развитыми империалистич. гос-вами. Уроки 2-й ми­ровой войны, классовая солидарность перед лицом уси­ливающегося социализма, общий страх перед волной социальных перемен перекрывают силы межимпериа-листич. противоречий.

Наиболее распространёнными в 50—70-х гг. 20 в. были В. и вооруж. столкновения, связанные со стрем­лением империалистич. гос-в сохранить своё господство или влияние в странах «третьего Мира». По мере ослаб­ления позиций империализма, укрепления независи­мости молодых нац. гос-в, наполнения реальным содер­жанием демократич. принципов и норм междунар. пра­ва войны и конфликты такого рода встречают всё боль­шие препятствия.

Наиболее распространённым совр. типом воен. кон­фликта являются В. между гос-вами «третьего мира» и гражд. В. внутри этих гос-в. Религ.-территориальные споры, племенная рознь, борьба за источники сырья, выступление против деспотич. режимов — эти и анало­гичные им причины, связанные с общей социально-экономич. отсталостью этих стран, питают воен. кон-фликты в зоне «третьего мира». Значит. роль в их воз­никновении играет неоколониалистская политика им­периализма. Подобные конфликты обычно называют локальными, периферийными. Однако, если учесть растущую взаимозависимость событий и гос-в, почти каждый такой конфликт затрагивает интересы и силы глобального характера. Углубление разрядки между-

нар. напряжённости, всё более широкое распростране­ние принципов мирного сосуществования могут умень­шить опасность воен. столкновений между развиваю­щимися странами.

Мало исследован в марксистской лит-ре вопрос о воз­можности воен. конфликтов между гос-вами, строящими социализм. Теоретически ясно, что такие конфликты противоречат природе социализма. Однако в реальной историч. практике внеш. политика нек-рых стран под влиянием национализма и шовинизма может оказаться в противоречии с принципами социализма и стать источ­ником вооруж. столкновений между гос-вами, строя­щими социализм.

В. как способ разрешения конфликтов между гос-ва­ми, классами, народами возникла и достигла своего апо­гея в силу причин объективного характера, связанных с существованием антагонистич. классов и эксплуатации. Возникновение социализма положило начало переходу к новой эпохе всемирной истории без В. Для этого не­обходима сознательная, целенаправленная деятель­ность всех сил, выступающих за мир и социальный про­гресс. Это движение возглавляет Сов. Союз и братские социалистич. страны, чья последоват. миролюбивая по­литика служит главным гарантом окончат. победы сил мира над силами В.

• Энгельс Ф., Избр. воен. произв., М., 1958; Ле­нин В. И., О В., армии и воен. науке, [Сб.], М., 1965; Ма­териалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Строков A.A., В. И. Ленин о В. и воен. искусстве, М., 1971; P ы б к и н Е. И., В. и политика в совр. эпоху, М., 1973; Тюшкевич С. А., Философия и воен. теория, М., 1975; Война и армия. Фило-софско-социологич. очерк, М., 1977. А.Е.Бовин.

ВОЛЬТЕР (Voltaire) [псевд.; наст. имя и фамилия — Франсуа Мари А р у э (Arouet)] (21.11.1694, Париж,— 30.5.1778, там же), франц. философ, писатель и пуб­лицист. Один из представителей Просвещения 18 в. В филос., художеств., публицистич. произв. подверг всесторонней и талантливой критике феод. отношения, деспотич. форму правления, феод.-клерикальное миро­воззрение. Однако его позиция не всегда отличалась достаточным радикализмом и последовательностью. Так, выступая за утверждение бурж. отношений и антифеод. идеологии, В. не исключал компромиссы и уступки господствующим феод. сословиям. Ему были чужды не только коммунистич. идеалы Мелье, эгалитаризм Руссо, но и сколько-нибудь радикально выраженные идеи народоправства. Острая критика клерикализма не завершалась у В. открытым материализмом и ате­измом, тем не менее защищавшийся В. деизм по су­ществу был замаскированным материализмом и ате­измом. Опираясь на философию Локка и естеств.-науч. взгляды Ньютона, В. в «Филос. письмах», «Трактате о метафизике», «Филос. словаре» и др. соч: близко подо­шёл к идее о вечности и несотворённости материи, её объективном существовании и вечном движении, скло­нялся к признанию детерминированности естеств. и обществ. явлений, исключал религ. объяснение кон­кретных явлений природы. По В., сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Вместе с тем конечную причину движения, мышления и др. явлений он считал божественной. В филос. и историч. трудах В. отвергал провиденциализм, рассматривая ис­торию не как проявление воли бога, а как творчество самих людей. С особой непримиримостью В. разобла­чал церковь как защитницу привилегий господствую­щего класса, оплот фанатизма и нетерпимости, врага науки и просвещения. В «Кандиде» и др. филос.-худо­жеств, произв. В. осмеивал христ. пессимизм, а также бездеятельный оптимизм, выражал свободолюбивые мыс­ли, ратовал за деятельного человека, отстаивающего своё право на счастье. Передовые филос. идеи В. сы­грали большую роль в формировании нового поколения франц. просветителей, представленного Ламетри, Дид-







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 344. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия