Студопедия — МОДЕЛИРОВАНИЕ 381
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МОДЕЛИРОВАНИЕ 381






эксперимент, отличающийся от обычного экспе­римента тем, что в процесс познания включается «про­межуточное звено» — модель, являющаяся одновре­менно и средством, и объектом экспериментального ис­следования, заменяющим оригинал. В важном частном случае такого эксперимента — в модельно-киберне-тич. эксперименте — вместо «реального» эксперимен­тального оперирования с изучаемым объектом находят алгоритм (программу) его функционирования, к-рый и выступает в качестве модели.

М. необходимо предполагает использование проце­дур абстрагирования и идеализации. Эта черта М. осо­бенно существенна в том случае, когда предметом М. являются сложные системы, поведение к-рых зависит от большого числа взаимосвязанных факторов различ­ной природы. В ходе познания такие системы отобра­жаются в разных моделях, дополняющих друг друга. Более того, возникают ситуации, когда создаются противоречащие модели одного и того же явления; эти противоречия могут «сниматься» в ходе развития науки (и затем появляться при М. на более глубоком уровне). Напр., на определ. этапе развития теоретич. физики при М. физич. процессов на «классич.» уровне использовались модели, подразумевающие несовмести­мость корпускулярных и волновых представлений; эта противоречивость была преодолена созданием кванто­вой механики, в основе к-рой лежит тезис о корпус-кулярно-волновом дуализме физич. реальности.

М. глубоко проникает в теоретич. мышление и прак-тич. деятельность. Это не только одно из средств отоб­ражения явлений и процессов реальности, но и крите­рий проверки науч. знаний, осуществляемой непосред­ственно или с помощью установления отношения рас­сматриваемой модели к другой модели или теории, адекватность к-рой считается практически обоснован­ной. Применяемое в органич. единстве с др. методами, М. служит углублению познания, его движению от от­носительно бедных информацией моделей к моде­лям, полнее раскрывающим сущность исследуемого объ­екта.

* Ляпунов A.A., О нек-рых общих вопросах киберне­тики, в кн.: Проблемы кибернетики, в. 1, М., 1958; Г л у ш-к о в В. М., Гносеологич. природа информац. Μ., «ΒΦ», 1963, № 10; Новик И. Б., ОМ. сложных систем, М., 1965; HI т о φ φ Β. Α., Μ. и философия, М.— Л., 1966; Б у с л е н-к о Н. П., М. сложных систем, М., 1968; Налимов В. В., Теория эксперимента, М., 1971, гл. 1; Бирюков Б. В., Ки­бернетика и методология науки, Μ., 1974; Управление, инфор­мация, интеллект, М., 1976. Б. В. Бирюков.

МОДЕЛЬ (франц. modele, от лат. modulus — мера, образец, норма), в логике и методологии науки — ана­лог (схема, структура, знаковая система) определ. фрагмента природной или социальной реальности, по­рождения человеч. культуры, концептуально-теоретич. образования и т. п.— оригинала М. Этот аналог служит для хранения и расширения знания (информа­ции) об оригинале, конструирования оригинала, пре­образования или управления им. С гносеологич. т. зр. М.— это «представитель», «заместитель» оригинала в по­знании и практике. Результаты разработки и исследо­вания М. при определ. условиях, выясняемых в логике и методологии и специфических для различных областей и типов М., распространяются на оригинал. С логич. т. зр. подобное распространение основано на отно­шениях изоморфизма и гомоморфизма, существующих между М. и тем, что с её помощью моделируется (изо­морфный либо гомоморфный образ нек-рого объекта и есть его М.), либо на более общих отношениях. Одним из них является следующее: система M 1есть модель системы М 2,если существуют изоморфные между собой гомоморфные образы М 11и М 21этих систем (изоморфизм и гомоморфизм оказываются частными случаями дан­ного отношения: первый получается при отождествле-

МОДЕЛЬ

нии М 1с М 11и М 2с М 21, а второй — при отождествле­нии элементов в одной из приведённых пар). Данное от­ношение, являющееся, подобно изоморфизму, отношени­ем типа равенства, придаёт модельному отношению относит. характер, т. к. ставит вопрос о выборе М. и оригинала в зависимость от конкретных постановок задач (напр., при разных т. зр. М. может считаться и аэрофотоснимок местности, и сама местность). Эта ситуация соответствует сложившейся в науке практике оперирования термином «М.»: системы математич. ут­верждений (аксиом, уравнений), служащие для описа­ния нек-рой области (областей) реальных либо абст­рактных объектов в таких науках, как физика, космоло­гия, математич. лингвистика, математич. экономика, ки­бернетика, наз. М,, в то время как в логике и математике этот термин имеет противоположный смысл. Под М. здесь понимается интерпретация систем логико-математич. положений. Изучение таких интерпрета­ций производится в логич. семантике, а также в теории моделей математич. логики, где под М. понимают произ­вольное множество элементов с определёнными на нём функциями и предикатами. Однако независимо от того, какой член отношения аналог — оригинал рассматри­вается в качестве М., последняя всегда выполняет поз-нават. роль, выступая средством объяснения, предска­зания и эвристики. См. Моделирование.

• К лини С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, § 15; Э ш б и У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959, гл. 6; Бир С., Кибернетика и управление произ-вом, пер. с англ., М., 1963; Чжао Юань-жен ь, М. в лингвистике и М. вообще, в сб.: Математич. логика и её при­менения, пер. с англ., М., 1965; Миллер Д ж., Талан­теρ ΙΟ., Π ρ и б р а м К., Планы и структура поведения, пер с англ., М., 1965; Робинсон А., Введение в теорию М. и ме таматема.тику алгебры, пер. сангл., М., 1967; Бирюков Б. В. Геллер E.G., Кибернетика в гуманитарных науках, М. 1973; Налимов В. В., Вероятностная М. языка, Μ., 19792

МОДЕРНИЗМ (франц. modernisme, от moderne —но­вейший, современный), главное направление бурж. иск-ва эпохи его упадка. Первым признаком начинаю­щегося падения художеств. культуры в наиболее раз­витых капиталистич. странах было академич. и салон­ное повторение прежних стилей, особенно наследия Ренессанса, превратившегося в школьную азбуку форм. Такое эпигонство заметно в иск-ве сер. и 2-й пол. 19 в. Однако на смену бессильному повторению тра-диц. форм приходит воинственное отрицание тради­ции — явление, аналогичное новым течениям в бурж. политике и философии. На место мещанской морали становится декадентский аморализм, на место эстетики бесплотных идеалов, извлечённых из художеств. куль­туры античности и Возрождения,— эстетика безобра­зия. Прежняя вера в «вечные истины» сменяется реляти­визмом, согласно к-рому истин столько же, сколько мнений, «переживаний», «экзистенциальных ситуаций», а в историч. мире каждая эпоха и культура имеют свою неповторимую «душу», особое «видение», «коллектив­ный сон», свой замкнутый стиль, не связанный ника­ким общим художеств. развитием с др. стилями, одина­ково ценными и просто равными. М. исторически сло­жился под знаком восстания против высокой оценки классич. эпох, против красоты форм и реальности изоб­ражения в иск-ве, наконец, против самого иск-ва. Это абстрактное отрицание является наиболее общим прин­ципом т. н. авангарда. Можно различно оценивать это движение, но существование определ. грани, отделяю­щей новый взгляд на задачи художника от традиц. системы художеств. творчества, общепризнано. Спо­рят лишь о том, где пролегает эта грань — в 60—80-х гг. 19 в., т. е. в эпоху франц. декадентства, или позднее, в эпоху кубизма (1907—14). Лит-pa модернистского на­правления оценивает эту грань как величайшую «ре­волюцию в иск-ве». Марксистская лит-pa, напротив, уже в кон. 19 в. (П. Лафарг, Ф. Меринг, Г. В. Плеханов) заняла по отношению к М. отрицат. позицию, рассмат­ривая его как форму разложения бурж. культуры.

Эта оценка как бы противоречит двум фактам. Во-первых, основателями М. в 19 в. были поэты и худож­ники большого таланта. Однако логика разложения иск-ва на почве М. действовала неотвратимо. Ценность художеств. произведений, созданных модернистскими школами, находится в обратном отношении к расстоя­нию от начала этого процесса. Во-вторых, оценке М. как явления упадочной бурж. идеологии противоречит, на первый взгляд, его антибурж. тон. Уже в сер. 19 в. первые демонстрации модернистского новаторства но­сили ярко выраженный анархич. характер. Поэты-де­каденты и основатели новых течений в живописи были нищими бунтарями или, по крайней мере, аут­сайдерами-одиночками, как наиболее влият. мыслитель этого направления Ницше. Но положение менялось от десятилетия к десятилетию, и совр. практика модер­нистского «авангарда» прочно вошла в экономич. и куль­турный быт капитализма. К сер. 20 в. громадная маши­на спекуляции и рекламы подчинила себе художеств. жизнь капиталистич. стран. Игра на выдвижении сме­няющих друг друга модных школ сливается с общей лихорадочной стихией совр. капитализма. Массиро­ванная реклама создаёт ложные потребности, искусств. спрос на обществ. фантомы, обладание к-рыми, часто совершенно номинальное (напр., обладание траншеей, вырытой художником «земляного» направления в пус­тыне Невады), стало вывеской богатства. Парадок­сально, что бунтарский характер М. при этом растёт, напр. в «антииск-ве» 60-х гг. 20 в., связанном с движе­нием «новых левых». Суть дела в том, что совр. бурж. идеология не могла бы сохранить своё владычество над умами без широкого развития внутренне присущего ей духовного анархизма как оборотной стороны традиц. системы обществ. норм. Антибуржуазный характер мо­дернистских течений свидетельствует о кризисе этой си­стемы, но, по признанию таких теоретиков «авангар­да», как Маркузе, весь этот бунт в искусстве без осо­бых трудностей «интегрируется» господствующей си­стемой.

И всё же М. не является простым созданием капита­листич. экономики и пропаганды. Это явление имеет глубокие корни в социальной психологии эпохи импе­риализма. Чем меньше выходов для свободной само­деятельности людей, чем больше скопившейся в об-щестие не находящей себе разрядки массовой энергии, тем больше потребности в различных формах «отдуши­ны» и «компенсации». Совр. эстетич. теории, объясняю­щие этой потребностью значение иск-ва вообще, не­состоятельны, но они отчасти применимы к модернист­ским течениям, в к-рых мнимая свобода художника ломать реальные формы окружающего мира во имя своей творч. воли действительно является психологич. «компенсацией» полного безволия личности, подавлен­ной громадными отчуждёнными силами капиталистич. экономики и гос-ва. Начинается серия формальных экспериментов, с помощью к-рых художник надеется подчинить своей воле поток уродливой «современнос­ти», а там, где это становится уже невозможным, прими­рение иск-ва с жизнью достигается отрицанием всех при­знаков реального бытия, вплоть до отрицания изобрази­тельности вообще (абстрактное иск-во), отрицания са­мой функции иск-ва как зеркала мира (поп-арт, оп­арт, мини-арт, боди-арт и т. п.). Сознание отрекается от самого себя, стремясь вернуться в мир вещей, не­мыслящей материи.

В теории М. принцип отражения жизни считается устаревшей схемой, а в практике его иск-во теряет изобразит, черты, превращаясь в систему знаков, вы­ражающих только позицию художника. И знаки эти должны быть как можно менее похожи на зрит. иллю­зию. В поэзии слово теряет значение экрана для пере­дачи духовного содержания, приобретая ценность ма­териального факта — звукового воздействия. В музы­ке устраняется разница между муз. тоном и обычным шумом жизни.

Будучи явлением бурж. идеологии, М. выражает прежде всего настроения мелкобурж. слоя, страдающе­го от материального и духовного гнёта, однако само по себе анархич. бунтарство не выходит за пределы бурж. горизонта. Подлинная культурная революция не имеет ничего общего с разрушением старой культуры и соз­данием модернистской «антикультуры». Самое прочное сплочение художеств. интеллигенции с народом, столь необходимое для победы демократич. культуры во всём мире, может быть достигнуто только под знаменем со-циалистич. реализма.

• Ленин В. И., О лит-ре и иск-ве. [Сб.], Μ., 19796; Пле­ханов Г. В., Эстетика и социология иск-ва, т. 1—2, М., 1978; Луначарский А. В., Об изобразительном иск-ве. [Сбор­ник], т. 1—2,М., 1967; Л и φ ш и ц Μ. Α., Ρ е й н г а р д т Л. Я., Незаменимая традиция, М., 1974; Лифшиц Μ. Α., Иск-во и совр. мир, Μ., 19782; М. Анализ и критика осн. направлений, М., 1980s; Theories of modern art, ed. H. B. Chipp, Berk,— Los Ang. —L., 1970. Μ. Λ. Лифшиц.

МОДУС (от лат. modus — мера, способ, образ, вид), 1) термин домарксистской философии, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в нек-рых со­стояниях, в отличие от атрибута — неотъемлемого свойства предмета; 2) в логике — разновидность сил­логизмов, определяемая формой и взаимозависимостью посылок и силлогистич. умозаключений. См. Силлоги­стика.

МОИЗМ (кит. моцзя), филос. течение, основанное Мо Ди (Мо-цзы) и распространившееся в Китае в 5—3 вв. до н.э.; школа его учеников и последователей — моис-тов. Современники ценили М. наравне с конфуцианст­вом и называли обе школы «знаменитыми учениями», несмотря на их идеологич. противоположность. О по­пулярности М. свидетельствуют записи о том, что «слова Мо Ди заполнили Поднебесную» и о «множестве последователей и учеников по всей стране».

Школа моистов во многом отличалась от др. филос. школ Др. Китая: Мо-цзы остался единственным выдающимся её представителем; его философия не опло­дотворила др. учений; и при Мо-цзы и позднее школа была чётко построенной военизированной орг-цией, неукоснительно выполнявшей приказы её главы (чле­нами её в большинстве своём были, по-видимому, вы­ходцы из прослойки бродячих воинов); после смерти Мо-цзы школа распалась на три группировки — Сянфу-ши, Сянли-ши и Дэнпин-ши, по фамилиям их вождей, каждая из к-рых отвергала принадлежность к М. двух остальных; наконец, в деятельности школы, несмотря на её непродолжительность, выделяются два этапа — ранний, когда М. обладал определ. религ. окраской, и поздний, когда он почти· полностью от неё освобо­дился.

Среди сохранившихся 53 глав (из 71) трактата «Мо-цзы», создававшегося на протяжении более двух веков, можно выделить самый ранний пласт, записанный бли­жайшими учениками, а, возможно, отчасти и самим Мо-цзы: «Почитание мудрости», «Почитание единства», «Всеобщая любовь», «Против нападений», «Об экономии в затратах», «Об экономии в похоронах», «Воля неба» и др. Сами названия этих разделов отражают осн. по­ложения идеологии Мо-цзы. В главах 46—50 зафикси­рованы слова и дела Мо-цзы и его учеников; главы 52— 63 (в нумерации сохранены и пропавшие 18 глав) трактуют о технич. и воен.-оборонит. вопросах, тогда как 40—45 отражают взгляды поздних моистов. Пос­ледние в гораздо меньшей степени занимались упомя­нутыми выше проблемами, а от религ. взглядов ранних моистов вообще отказались. Они сосредоточили своё внимание на вопросах логики и гносеологии (высту­пая, в частности, против теорий школы минцзя), но прежде всего — геометрии, динамики, оптики, воен.-оборонит. дела, конструирования машин. М. просуще­ствовал до кон. 3 в. до н. э.

• см. к ст. Мо-цзы.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 461. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия