Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

НАСТИКА





торитета Вед. В «Законах Ману» словом «Н.» обозна­чали нигилиста, от к-рого, однако, отличали ерети­ка — «пашанда»; позже это слово стало относиться к атеистам вообще. Противоположность Н. — астика. К Н., или неортодоксальны.«даршанам, относят локаяту, адживику, в определ. смысле ранний буд­дизм и ранний джайнизм; наиболее характерным счи­тается учение адживики, к-рое занимает среднее положение между скептицизмом и материализмом локаяты и агностицизмом и этич. идеализмом буд­дизма и джайнизма.

Осн. принципом философии Н. является отрицат. отношение к любым сверхчувств. принципам: не­признание существования гл. авторитетов ведийского мировоззрения — бога-абсолюта и отличной от тела души (брахмана и атмана), будущей жизни и т. д. Н. утверждает бытие строго индивидуальных объектов, подчиняющихся только закону собстп. природы, не имеющей повторений и аналогий. Ничто не в сос­тоянии изменить определяемую этой природой судьбу объекта. Этот фаталистич. детерминизм был особенно подчёркнут адживикой. В этич. отношении отрица­ние религ. и вообще к.-л. авторитетов привело впослед­ствии, с одной стороны, к прямому гедонизму чарваки, с другой — к провозглашению практики индивиду­ального совершенствования и воспитания личности (буддизм и джайнизм). Н. оказала влияние на йогу и санкхью, на формирование философских систем индуизма.

• Ч а т т о п а д х ь я я Д., Локаята даршана, пер. сангл., Μ., 1961; S h а и t r i D. Α., A shorthistory of Indian materia­lism, sensationalism and hedonism, Calc.— Га. о.], 19572; В a-r u a B., A history of Pre-Buddhistic Indian philosophy, Delhi 1970.

НАСТРОЕНИЕ,целостная форма жизнеощущения человека, общий «строй» («тон»), состояние его пере­живаний, «расположение духа». В Н. человека в свое­образной, «симптоматич.» форме находят своё глу­бочайшее выражение и осуществление личностное жизнеотношение, определ. способ соответствия лич­ности требованиям жизненной ситуации. Сфера II. неоднородна, простираясь от нерасчленённо пере­живаемого общего жизненного «тонуса» человека («приподнятое» или «подавленное» Н.) до таких впол­не отчётливо выраженных форм жизнеощущения, как, напр., скука, печаль, скорбь, тоска, страх, отчаяние или, напротив, увлечённость, ликование, радость, восторг, надежда, просветлённость и т. д. Выступая как бы общим смысловым контекстом всей душевной жизни и деятельности человека, Н. интимно прони­кает и определяет все отд. частные переживания и поступки личности.

НАТОРП (Natorp) Пауль (24.1.1854, Дюссельдорф, — 17.8.1924, Марбург), нем. философ-идеалист. Наряду со своим учителем Когеном глава марбургской школы неокантианства. Кантонское понятие «вещи в себе» трактуется у Н. лишь в качестве «предельного поня­тия», побудительного начала науч. познания; соответ­ственно кантовское принципиальное различие между априорными формами чувственности и категориями рассудка устраняется и превращается в чисто логич. проблему: как всё содержание науч. знания опреде­ляется изначальным актом мышления («первоисточ­ником») -— связыванием обособления и объединения. Классич. примером науч. знания Н. считает математич. анализ, усматривая в истории математики и естество­знания тенденцию к вытеснению всех спец. объектов исследования конструкциями чистой мысли. В работах по истории антич. философии (особенно о Платоне)Н. истолковывает её в духе идеализма нового времени, сближая, в частности, метод Платона с трансценден­тальным методом Канта, интерпретируемым в духе марбургской школы.

П. уделял большое внимание проблемам т. н. соци­альной педагогики, к-рая связана с возникшей внутри

марбургской школы идеей «этич. социализма». Осн. мотив социальной педагогики Н. — образование ин­дивида с целью включения его u движение человечества к идеальному обществу, где личность рассматривалась бы не только как средство, но и как цель. Социально-лолитич. взгляды Н. представляют собой вариант бурж. либерализма.

• Plato's Ideenlehre, Lpz., 192l2; Philosophie, ihr Problem und ihre Probleme, Gott., 192l3; Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften, Lpz., 19233; Philosophische Systematik, Hamb., 1958; в рус. пер.— Социальная педагогика, СПБ, 1911; Куль­тура народа и культура личности, СПБ, 1912; Кант и Марбург-ская школа, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 5, СПБ, 1913.

• Совр. бурж. философия, М., 1972, с. 38—43; Grale I., Das Problem des menschlichen Seins in der Philosophie P. Natorps, Würzburg, 1933.

НАТУРАЛИЗМ (франц. naturalisme, от лат. natura-lis — природный, естественный, natura — природа) в ф и л о с о ф и и, взгляд на мир, согласно к-рому природа выступает как единый, исключающий «сверхъ­естественное», универсальный принцип объяснения всего сущего. Т. к. понятие природы истолковывается при этом различно, Н. свойствен как пек-рым раз­новидностям материализма (стихийный, естественно­научный, механистический, вульгарный и др.), так и нек-рым идеалистич. течениям, наделяющим природу имманентно присущей ей одушевлённостью (гилоэо-изм, панпсихизм) или одухотворенностью (пантеизм). В социологии Н. присущ теориям, объясняющим раз­витие общества различными природными фактора­ми — климатич. условиями, географич. средой (гео-графич. школа в социологии), биологич. и расовыми особенностями людей и т. д. (биологич. направление в социологии). В этике II. характеризуется выведе­нием принципов морали из некоего природного начала (космоса, органич. мира, биологии или психологии человека); он свойствен таким этич. направлениям, как гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, этич. эволю­ционизм. Н. был одним из ведущих принципов европ. просветит. мысли 17—18 вв., исходившей из некоей внеисторич. «природы человека» (концепции «естеств. человека», естеств. общества, естеств. морали, естеств. права).

Диалектич. и историч. материализм преодолевает натуралистич. подход к обществу и человеку, прису­щий в той или иной мере всем формам метафизич. материализма, и утверждает специфич. характер за­кономерностей социально-историч. развития, не сво­димых к к.-л. абстрактным и неизменным «природным» началам.

НАТУРФИЛОСОФИЯ (от лат. iiatura — природа), философия природы, умозрит. истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Границы между естествознанием и Н., её место в философии истори­чески менялись. Наиболее значит. роль Н. играла в древ­ности. Фактически Н. явилась первой историч. формой философии. Др.-греч. натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значит. роль в истории науки, напр. атомистич. гипотезу. В дальнейшем Н. обычно именовалась физикой или физиологией, т. е. учением о природе. Само понятие «H.» (philosophia naturalis) восходит к стоицизму (Сенека).

В ср. века, когда философия сближается с теологи­ей, Н. почти исчезает с; филос. горизонта: отд. элемен­ты антич. Н. были приспособлены к креационистским представлениям христ., мусульм. и иудейской теоло­гии.

Рост интереса к природе в философии Возрождения нашёл выражение в новом расцвете IT., связанной с именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Дж. Кампанеллы, Дж. Кардано, Парацельса, Ф. Патрици. Н. этой эпо­хи развивалась гл. обр. на основе пантеизма и гило-зоизма. Особенно широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса; был выдвинут принцип целостного рассмотрения природы и ряд глу­боких диалектич. положений (напр., учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения),

однако понимание природы в целом носило во многом фантастич. характер, включая астрологич. и алхи-мич. представления. Стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, каббалистикой и мистикой чисел.

В 17—18 вв., в эпоху бурного прогресса механистич. естествознания, когда возобладали аналитич. методы и метафизич. способ рассмотрения природы, Н. отсту­пает на второй план. В нем. классич. философии Н. снова выдвигается в качестве одной из осн. филос. дисциплин, особенно у Шеллинга, пытавшегося на основе объективного идеализма обобщить достижения естествознания. Шеллинг выдвинул диалектич. идеи о полярности как принципе дифференциации первона­чального единства природы и о том, что высшие формы представляют собой как бы возведение в степень более низших. Н. Шеллинга развивали Л. Окен, Д. М. Вел-ланский, а также нек-рые естествоиспытатели.

К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценивали значение «старой» Н., однако показали её историч. ограничен­ность. Характеризуя Н., Энгельс писал, что она «... за­меняла неизвестные еще ей действительные связи яв­лений идеальными, фантастическими связями и заме­щала недостающие факты вымыслами, пополняя дей­ствительные проблемы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и пред­угаданы многие позднейшие открытия, но не мало так­же было наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть с точки зрения их собственной связи,... натур­философии пришел конец» (Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 21, с. 304—05). Попытки воз­рождения Н. были предприняты в кон. 19 — нач. 20 вв. В. Оствальдом, X. Дришем, Т. Липпсом и др., пытавшимися преодолеть с помощью II. кризис но­вейшего естествознания. Элементы идеалистич. Н. существуют в теории эмерджентной эволюции и в фило­софии А. Уайтхеда.

Диалектич. материализм, исходя из ленинского разграничения филос. понятия материи и естеств.-науч. её исследования, исключает возможность су­ществования Н. как особой филос. дисциплины, воз­вышающейся над естеств. науками и директивной по отношению к ним.

• Кузнецов Б. Г., Эволюция картины мира, М., 1961; Dingler H., Geschichte der Naturphilosophie, В., 1932; Naturphilosophie. Von der Spekulation zur Wissenschaft, hrsg. v. H. Hörn, R. Löther, S. Wollgast, B., 19G9. НАУКА,сфера человеч. деятельности, функцией к-рой является выработка и теоретич. систематизация объ­ективных знаний о действительности. В ходе историч. развития Н. превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. По­нятие «Н.» включает в себя как деятельность но полу­чению нового знания, так и результат этой деятель­ности — сумму полученных к данному моменту науч. знаний, образующих в совокупности науч. картину мира. Термин «Н.» употребляется также для обозна­чения отд. отраслей науч. знания.

Непосредств. цели Н. — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе откры­ваемых ею законов, т. е. в широком смысле - теоре­тич. отражение действительности.

Будучи неотъемлемой от практич. способа освоения мира, Н. как произ-во знания представляет собой весьма специфич. форму деятельности. Если в мате­риальном произ-ве знания используются в качестве средств повышения производительности труда, то в Н. их получение — в виде теоретич. описания, схемы технологич. процесса, сводки экспериментальных дан­ных, формулы к.-л. препарата и т. п.— образует гл.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 424. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия