Студопедия — ПАТРИОТИЗМ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПАТРИОТИЗМ






значающий совокупность теологич., филос. и политико-социологич. доктрин христ. мыслителей 2—8 вв. (т. н. отцов церкви). П. возникла в условиях глубокого кризиса позднеантич. рабовладельч. общества и форми­ровалась в борьбе против гностицизма и др. ересей, а также против традиц. языч. мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платонич. и неоплатонич. идеализмом.

Первый период П. (2—3 вв.) представлен деятель­ностью т. п. апологетов; среди них выделяется фи­гура Оригена, впервые пытавшегося построить на ос­нове предпосылок христ. религии целостную филос. систему. Хотя система эта не была принята церковью, сама постановка задачи определила след. период П. (4—5 вв.), когда полемически фрагментарное философ­ствование апологетов сменяется работой над система­тизацией церк. доктрины с опорой на идеалистич. умо­зрение. Высшей точки П. достигает в деятельности каппадокийского кружка (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский) на греч. Востоке и Августина на лат. Западе. Во 2-й пол. 5 в. появляются соч. Псевдо-Дионисия Ареопагита — попытка истолко­вать мир как систему символов, важная для ср.-век. эстетики. Заключит. период П., характеризующийся стабилизацией догмы, угасанием идеалистич. диалекти­ки и энциклопедич. кодифицированием наук под эги­дой теологии [Леонтий (ок. 475—543) на Востоке, Боэ­ций на Западе], заканчивается с появлением итоговых трудов Иоанна Дамаскина, закладывающих основы схоластики.

Фактором, отделяющим П. от свободного филос. исследования, каким его знала антич. философия, является идея откровения. Правда, заострённое проти­вопоставление веры и разума, выраженное в пара­доксальных формулировках Тертуллиана, в целом не характерно для П., стремившейся истолковать фи­лос. умозрение как разъяснение Библии, а Библию — как подкрепление платоновско-аристотелевских те­зисов. Онтология П. построена вокруг идеи бога как абс. бытия. П. защищает монотеизм — против языч. поли­теизма и гностич. дуализма, супранатурализм и креа-ционизм — против стоич. и неоплатонич. пантеизма. Параллельно с катафатической теологией, описываю­щей бога как средоточие благости, справедливости, все­могущества и т. п., развивается«отрицат.», апофатиче-ская теологич. исходящая из того, что бог именно в ка­честве абсолюта не имеет атрибутов и не поддаётся опре­делению, ибо находится за пределами бытия и качествен­ности. Космос, в понимании П., есть творение и потому стоит бесконечно ниже своего творца, т. е. бога; ма­терия была создана и может быть преодолена. С др. стороны, в противоположность пессимистич. воззре­ниям гностицизма и манихейства П. защищает мир как благое творение бога, полное целесообразности. Ведущие мотивы патристич. космологии: телеологизм (см. Телеология), положение об универс. гармонии и взаимосоотнесённости вещей, строго иерархич. систе­ма космоса, эстетич. оправдание мира. Наиболее ярко эти идеи выражены в «Шестодневе» Василия Ве­ликого, у Григория Нисского, Августина и Псевдо-Дионисия Ареопагита. П. широко восприняла космо-логич. и антропологич. традиции, восходящие к плато­нич. стоицизму Посидония (напр., соч. Немесия Эмес-ского «О природе человека», ок. 400).

Осн. проблемы западной (латинской) и восточной (греческой) П. наследуются зап.-европ. и визант. схо­ластикой.

• Источники: Migne PG, t. 1 — 166; Migne PL, t. 1—221; Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum, v. l —, Vindobo-nae — Lipsiae, 1867 — (серия не закончена).

• Маркс К., Энгельс Φ., Ленин В. И., О религии, [Сб.], М., 1975; Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 1—4, СПБ, 1907—18; Г a p н а к А., История дог­матов, в кн.: Общая история европ. культуры, т. 6, СПБ, [1911]; Спасский A.A., История догматич. движений в эпоху вселенских соборов, т. 1 — Тринитарный вопрос, Сергиев По­сад, 19142; Бычков В. В., Визант. эстетика, М., 1977;

Q u..a s t e n J.,. Patrology,.v. 1—3, Utrecht — Brux., 1950—60; A l t a n e г В., S t u i b e r A., Patrologie. Leben, Schriften und Lehre der Kirchenväter, Freiburg — Basel — W., 1966'.

ПАТРИЦИ (Patrizi, Patrizzi) Франческо (1529, Kepco,— февраль 1597, Рим), итал. гуманист и философ, пред­ставитель неоплатонизма эпохи Возрождения. Препо­давал философию в ун-тах Феррары (с 1578) и Рима (с 1592). В основном соч. «Новая философия универсума» («Nova de Universis philosophia», 1591) развил учение о мире как становящейся бесконечности, одушевлённой органич. целостности, иерархически упорядоченной. Источник этой органич. связи и «родственности» всех вещей — свет, излучаемый божеств. всеединством и пронизывающий весь мир. В «Поэтике» («Delia poetica», v. l—2, 1582, новое изд. 1969) П. в противовес аристо­телевской концепции поэзии как подражания развил представление о художнике-творце; состояние твор­чества описывается как одержимость «божеств. безу­мием» — вдохновением. Автор трактатов по риторике, историографии, полемич. соч. против аристотеликов и др.

• L'amorosa filosotia, Firenze, 1963; Lettere et opuscoli inediti, Firenze, 1975.

• Горфункель А.Х., Гуманизм и натурфилософия итал. Возрождения, М., 1977; Crespi L. Α., La vita e le opere di F. Patricio, Mil., 1941; K r i s t e l l e r P. p., Eight philosophers of the Italian Renaissance, Stanford (Calif.), 1964.

ПАФОС,см. Латос.

ПЕЙН (Paine) Томас (29.1.1737, Тетфорд, Великобри­тания,— 8.6.1809, Нью-Йорк), англо-амер. политич. мыслитель, философ-просветитель, революц. демократ, представитель радикального крыла амер. Просвеще­ния. Активный участник Великой франц. революции и нац.-освободит. борьбы Сев. Америки против Вели­кобритании. В 1776 П. анонимно издал памфлет «Здравый смысл» (рус. пер. 1959), направленный про­тив англ. монархии и призывавший к борьбе за осво­бождение Америки от колон, зависимости. В политич. трактате «Права человека» (1791, рус. пер. 1959) П. вы­ступил с обоснованием бурж.-революц. политич. прин­ципов. Для социологич. взглядов П. характерно чёткое различение общества и roc-ва, a также естеств. и гражд. (основанных на обществ. договоре) прав. Признавая политич. равноправие всех граждан и принцип наро-доправия («суверенности народа»), П. идеализировал бурж. демократию.

Осн. филос. произв. П. «Век разума» (pt 1—2, 1794— 1795, рус. пер. 1959) — воинственный антирелиг. трак­тат, признанный «библией амер. Просвещения». П. при­зывает к «революции в системе религия», решительно противопоставляя силу разума религиозным заблуж­дениям, знание — вере. Однако П. не был последова­тельном атеистом и признавал бога и бессмертие души.

Филос. позиция П. — непоследоват. метафизич. материализм. Допуская божеств. первопричину, он признаёт объективную реальность материального мира и непреложность царящих в нём физич. законов. П. глубоко убеждён в безграничной способности человеч. разума к объективному познанию существующих ве­щей. За политич. радикализм и антирелиг. деятель­ность П. подвергался преследованиям.

• The complete writings, v. 1—2, N. Υ., [1945]; в рус. пер.— Избр. соч., М., 1959; в кн.: Амер. просветители. Избр. произв., т. 2, М., 1969.

* Б а с к и н М. П., Философия амер. Просвещения, М., 1955; романов Б. С., Политич. и правовые взгляды Т. П., М., I960; Паррлнгтон В. Л., Осн. течения амер. мыс­ли, пер. с англ., т. 1, М., 1962, с. 405—20; Г о л ь д б е ρ г Η. Μ., Т. П., М., 1969; Pearson H., Tom Paine friend of mankind, Ν. Υ.—L., 1937; Woodward W. F., Tom Paine, N. Y., 1945; A l d r i d g e A. O., Man of reason, Phil,— N. Y., [1959]; Williamson A., Thomas Paine. His life, work and times, L., [1973l.

ПЕРВАЯ ФИЛОСОФИЯ (греч. πρώτη φιλοσοφία, лат. philosophia prima), термин философии Аристотеля, соответствующий позднейшему термину «метафизика» и близкий к понятию «онтология». В словоупотреблении Аристотеля термин «философия» близок к понятию

«наука» (эпистеме), или «науч. дисциплина», и может прилагаться к математике, физике, этике, поэтике (поэтому «математич. философия» на языке Аристотеля означает просто «математика»). От «частных наук» Аристотель отграничивает «первую», или высшую, философию («Метафизика» 1026 а 24, а 30; 1061 b 19), философию в собств. смысле слова, к-рую он называ­ет также мудростью — «софия» («Никомахова этика» 1141 а 16; «Метафизика» 981 b 28 и др.) и к-рая имеет своим предметом «бытие как таковое» («Метафизика» 1026 а 31); она изучает «первые», т. е. высшие, «нача­ла» (см. Архе), или причины сущего, т. е. прежде всего форму и материю, движущую причину, цель. По три-хотомич. классификации науч. знания в «Метафизике» (1026 а 18) П. ф. вместе с «математич.» и «физич.» фи­лософией образует троицу «теоретич.» наук и отождест­вляется с «теологией», предмет которой — «вечные», «обособленные» и «неподвижные сущности» [предмет физики — «обособленные и подвижные» сущности, математики — «необособленные (абстрактные), и не­подвижные»]. Термин «первая» указывает не только на онтологич., но и на аксиологич. примат П. ф. — отсюда её «наивысшая ценность» («Метафизика» 1026 а 21) и «предпочтительность» по отношению к остальным разделам философии. Лекции Аристотеля но П. ф. были объединены, вероятно, Андроником Родосским (1 в. до н. э.) под назв. «Метафизика» (т. е. «то, что сле­дует после физики»).

• Uhde В., Erste Philosophie und menschliche Unfreiheit. Studien zur Geschichte der ersten Philosophie, Bd l, Wiesbaden 1976.

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА,гно-сеологич. понятия механистич. материализма, вве­дённые англ. учёным Р. Бойлем и получившие широкую известность после «Опыта о человеч. разуме» (1690) Локка (самые термины встречаются в ср.-век. схолас­тике, напр. у Альберта Великого). Понимая под первич­ными качествами объективные свойства материальных тел, Локк относил к ним протяжённость, величину, фигуру, сцепление, положение, количеств. характе­ристики вообще, механич. движение, покой, длитель­ность (см. Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 155). Вторичные качества, по Локку, — это субъективные ощущения, не совпадающие со свойствами внеш. объектов самих по себе; к ним относятся цвет, звук, вкус, запах и др.

Различение качеств по степени их объективности встречается ещё у Демокрита, к-рый разграничивал субъективное знание «по мнению», т. е. существующее в форме ощущения, и знание «по истине», т. е. умопо­стигаемое знание свойств атомов. Учение о П. и в. к., выдвинутое философами 17—18 вв., было непосредст­венно связано с атомистич. и механистич. миропонима­нием. Галилей относил к достоверно существующим качествам лишь те, к-рые выразимы геометрически. Гоббс выделял в качестве первичных качеств только пространственно-временные — протяжённость и дви­жение. Галилей, Декарт, Гассенди и Гоббс полагали, что первичные качества открываются в вещах лишь человеч. разумом, в то время как Локк считал, что «идеи» первичных качеств доставляются непосредст­венно ощущениями. Беркли по существу отверг деле­ние качеств на первичные и вторичные и объявил их все чисто субъективными. Истолковывая концепцию П. и в. к. с позиций агностицизма, Юм и Кант отри­цали сходство ощущений со свойствами внеш. объектов и перенесли субъективистское понимание вторичных качеств на первичные. В кон. 19—20 вв. эти идеалис-тич. взгляды явились предпосылкой теории познания эмпириокритицизма, неореализма и неопозитивизма. Отрицание объективного содержания вторичных ка­честв при одноврем. признании объективности пер-







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 390. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия