Студопедия — ТЕЗИСЫ 671
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕЗИСЫ 671






ний К.Маркса и Ф. Энгельса», 1965, № 12; Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс, пер. с нем., т. 3, М., 1968; гл. 4; Ойзерман Т. И., Формирование философии марк­сизма, [М., 1974 '], ч. 2, гл. 1; Марксистская философия в 19 в., кн. 1, М., 1979, гл. 5.

ТЕИЗМ (от греч. δέος — бог), религ. мировоззрение, исходящее из понимания абс. бытия как бесконечной божеств. личности, трансцендентной миру, сотворив­шей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоря­жающейся им (в ортодоксальном христианстве бог по­нимается как «триединство» трёх таких личностей). Признание трансцендентности бога мыслится в Т. как источник бытия всех вещей, отличный, однако, от всех вещей (хотя в теологии католицизма, напр., постули­руется «аналогия бытия» между бытием бога и бытием вещей). В этом Т. противостоит как монистич. мистике тождества бога и мира, так и пантеистич. концепции эманации, т. е. природно-необходимого «истечения» мира из полноты божества. Признание продолжающей­ся сознат. активности бога в мире отделяет Т. от деиз­ма — отсюда характерные для Т. представления о божеств.

провидении (см. Провиденциализм) и чуде. В наиболее чистом виде Т. развивался в рамках трёх генетически связанных религий — иудаизма, христи­анства и ислама. Термин впервые употреблён англ. философом Р. Кедвортом.

Марксизм-ленинизм в своей критике Т. как разно­видности религ. мировоззрения основывается на об­щих принципах критики всякого религ. сознания. См. Религия.

ТЕЙЛОРИЗМ,система организации труда и управле­ния произ-вом, возникшая в США на рубеже 19—20 вв. Характеризуется использованием достижений науки и техники в целях извлечения максимума прибавочной стоимости путём усиления эксплуатации рабочего класса. Названа по имени амер. инж. Ф. У. Тейлора (F. W. Taylor; 1856—1915). Т. представляет собой со­вокупность разработанных им и его последователями методов организации и нормирования труда и управле­ния производств. процессами, подбора, расстановки и оплаты рабочей силы, направленных на существ. повышение интенсивности и производительности тру­да. Т. предусматривает детальное исследование трудо­вых процессов и установление жёсткого регламента их выполнения. Позже Т. послужил основой для совр. систем организации труда, применяемых в капитали-стич. странах.

В. И. Ленин называл систему Тейлора «"научной" системой выжимания пота» (ПСС, т. 23, с. 18), системой порабощения человека машиной (см. там же, т. 24, с. 369). Вместе с тем Ленин указывал, что эта система «...соединяет в себе утонченное зверство буржуазной эксплуатации и ряд богатейших научных завоеваний в деле анализа механических движений при труде, изгнания лишних и неловких движений, выработки правильнейших приемов работы, введения наилучших систем учета и контроля и т. д.» (там же, т. 36, с. 189— 190). Обращая внимание на противоречивость и двойств. характер системы Тейлора, Ленин рекомендовал вы­явить содержащиеся в ней рациональные элементы и творчески их использовать. Ленинский анализ Т. и его рекомендации по использованию этой системы сыграли большую роль в разработке основ науч. орга­низации труда в СССР.

• Ленин В. И., «Научная» система выжимания пота, ПСС, т. 23; его же, Система Тейлора — порабощение чело­века машиной, там же, т. 24; его же, Очередные задачи Сов. власти, там же, т. 36; Тейлор Ф. У., Науч. органи­зация труда, M., 19252; Мошенский М. Г., Ленинский анализ и современность, «Социалистич. труд», 1970, № 4.

ТЕЙХМЮЛЛЕР (Teichmüller) Густав (19.11.1832, Брауншвейг,—22.5.1888, Дерпт, ныне Тарту), философ-идеалист. Филос. взгляды Т. сложились под определяю­щим влиянием Лейбница через посредство Лотце и

ТЕИЗМ

Гербарта. В целом учение Т. представляет собой свое­образный вариант христ. персонализма, противостоя­щий как позитивизму и эволюционизму, так и традиц. платонизму. По Т., сущность бытия — личное «суб­станциальное Я», открывающееся в самосознании, но действующее и бессознательно. С позиций идеалистич. телеологии выступал против дарвинизма, обвиняя его в абсолютизации случайности и непрерывности. Значит. часть работ Т. посвящена истории филос. понятий. Оказал влияние на Ф. Ницше, Р. Эйкена, в России — на А. А. Козлова, Б. А. Боброва и др. М Die Keligionsphilosophie, Breslau, 1886; Studien zur Ge­schichte der Begriffe, Hildesheim, 1966; Neue Studien zur Geschi­chte der Begriffe, Bd 1—3, Hildesheim, 1965; в рус. пер.— Дар­винизм и философия, Юрьев, 1894; Бессмертие души. Филос. исследование, Юрьев, 1895.

* Козлов А., Г. Т., «Вопросы философии и психоло­гии», 1894, кн. 24—25; Szylkarski W., Teichmüllers philosophische Entwicklungsgang, Kaunas, 1938.

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН (Teilhard de Chardin) Пьер (1.5.1881, замок Сарсена, близ Клермон-Феррана, Овернь,— 10.4.1955, Нью-Йорк), франц. философ, учё­ный (геолог, палеонтолог, археолог, антрополог) и ка-толич. теолог. Член ордена иезуитов (1899), священник (1911). Один из первооткрывателей синантропа близ Пекина (1929). Т. видел своё жизненное призвание в ра­дикальном обновлении христ. вероучения, в коренном преобразовании религии в соответствии с совр. наукой. За религ. инакомыслие, отвергавшее ортодоксальные церк. догмы, Т. был лишён права преподавания, пуб­ликации своих филос.-теологич. сочинений и изгнан церк. властями из Франции. Более 20 лет прожил в Ки­тае. С целью палеонтологич. изысканий объездил все континенты. После повторного изгнания из Франции жил в США.

Осн. пороком ортодоксальной томистской теологии Т. считал её статичность, к-рую стремился преодолеть на основе теории эволюции. Отвергая ветхозаветный миф о творении богом первочеловека — родоначальни­ка всего человечества, Т. считал, что человек — наи­более совершенный результат многотысячелетней эво­люции органич. мира, в свою очередь развившегося на основе эволюции нсорганич. мира. Т. различает три последовательные, качественно различные стадии эво­люции: «преджизнь» (литосфера),«жизнь» (биосфера) и «феномен человека» (ноосфера).

Отвергая как дуализм, так и материализм и спиритуа­лизм, Т. определял свою филос. позицию как «мо­низм». Единство материи и сознания основано на том, что материя есть «матрица» духовного начала. Физиче­ской («тангенциальной») энергии, убывающей по зако­ну энтропии, противостоит духовная («радиальная») энергия, возрастающая в процессе эволюции. Духовное начало имманентно всему сущему: как источник целост­ности оно свойственно в скрытом виде уже молекуле и атому. В живой материи сознание обретает психич. форму. В человеке оно становится «самосознанием» (человек «знает, что он знает»).

Движущей силой эволюции является, согласно Т., целеустремлённое сознание («ортогенез»). Эволюция принимает у Т. телеологич. форму: её конечная при-тягат. сила — вершина прогресса — пункт «Омега» (символич. обозначение Христа). «Космогенез» превра­щается у Т. в «христогенез».

Появление человека, по Т.,— не завершение эволю­ции, а ключ к возрастающему совершенствованию ми­ра. Очеловечение сына божия (Т. оспаривает рождение Иисуса девой Марией) выражает исключит. роль чело­века в дальнейшей эволюции. Существующий мир не­совершенен. Человеч. страдания (символизируемые рас­пятием Христа) — стимул активного содействия чело­века совершенствованию бытия. Самосознание — источ­ник «персонализации» — влечёт за собой стремление к «социализации», понимаемой Т. как единодушие.

Социальные воззрения Т. носят гуманистич. харак­тер, но крайне утопичны. Обществ. прогресс основыва­ется у него на моральном начале — всеобщей любви,

нравств. побуждения облекаются в религ. оболочку; стремление «вперёд» сочетается со стремлением «ввысь». Социальный идеал Т. отождествляется со «вторым при­шествием» Христа. Т. о., теология у Т. перерастает в христологию.

Учение Т. получило широкое распространение в кру­гах интеллигенции как во Франции, так и в др. стра­нах. Тейярдизм стал наиболее влиятельной теологией, противостоящей неотомизму.

* Oeuvres, v. l —13, P., 1955—76; в рус. пер.— Феномен че­ловека, М., 1965.

• Плужанский Т., Нек-рые черты воззрений Тейяр де Ш., в кн.: От Эразма Роттердамского до Б. Рассела, М., 1969; Бабосов E. M., Тейярдизм: попытка синтеза науки и христианства, Минск, 1970; Пасика В. М., Теология и наука в интерпретации тейярдизма, в кн.: Наука и теология в XX в., М., 1972; Сахарова Т. А., От философии су­ществования к структурализму, М., 1974, с. 178—95; P i u-zau ski Т., Marksizm a fenomen Teilharda, [Warsz.j, 1967; Cuenot C., P. Teilhard de Chardin, [P., 1958]; С u y-p e i s H., Vocabulaire Teilhard de Chardin, P., 1963; B a u d-r у G. -H., Pierre Teilhard de Chardin. Bibliographie (1881 — 1972), Lille, 1972.

ТЁКЕИ (Tökei) Ференц (р. 3.10.1930, Будапешт), венг. философ и литературовед, чл.-корр. Венг. АН (1973). В 1969—72 директор Ин-та философии Венг. АН; с 1979 руководитель Отдела востоковедения Венг. АН. Осн. работы по проблемам истории, истории лит-ры и философии Китая, историч. материализма. Гос. пр. (1970).

• A kinai elegia születese. K'iü Jüan es kora, Bdpst, 1959; A kinai irodalom rövid törtenete, Bdpst, 1960 (совм. с P. Miklos); Kinai filozofia, köt. 1—3, Bdpst, 1962—67; Az"äzsiai termelesi mod"kerdesehez, Bdpst, 1975; Müfajelmelet kinäban a III— VI szäzadban. (Liu Hie elmelete a költöi müfajokrol), Bdpst, 1967; Antikvitäs es feudalizmus, Bdpst, 1969; Väzlatok a kinai irodalomrol, Bdpst, 1970; Sinologiai mühely, Bdpst, 1974; A szo-cializmus dialektikäjähoz, Bdpst, 1974; A tärsadalmi formäk marxista elmeletenek nehäny kerdese. Tanulmänyok, Bdpst, 1977; в рус. пер.— К теории обществ. формаций, М., 1975.

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509, Козенца,— 2.10.1588, там же), итал. натурфилософ эпохи Возрож­дения. Окончил Падуанский ун-т (1535). Осн. соч.— «О природе вещей согласно её собственным началам» («De rerum natura iuxta propria principia», 1565; pac-шир. изд., libri l—9, 1586; совр. изд., 1965, 1976).Про­тивник схоластич. аристотелизма, основал академию (Academia Telesiana, или Cosentina) с целью опытного изучения природы на основе её законов. Натурфилосо­фия Т. опирается на традиции антич. гилозоизма. Про­тивоположные стихии тепла и холода, по Т.,— глав­ные движущие начала всего, воздействующие на пас­сивную материю. Тепло — источник всякой органич. жизни, а также тонкоматериального жизненного «ду­ха» (spiritus), присущего животным и человеку, у к-рого наряду с этим имеется бессмертная душа, вложенная в него богом. В теории познания Т. развивал т. зр. сенсуализма. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Своей ориентацией на опыт­ное познание Т. оказал большое влияние на Кампа-неллу, а также на Бруно, Декарта и Ф. Бэкона.

• Горфункель А. X., Философия эпохи Возрожде­ния, М., 1980; Fiorentino F., В. Telesio..., v. l—2, Fj-renze, 1872—74; Gentile G., B. Telesio, Bari, 1911; T r o i-lo E., B. Telesio, Roma, 19242; Van Deusen N. C., Telesio: the first of the moderns, N. Υ., 1932; Abbagnano Ν., В. Telesio, Mil., 1941.

ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. τέλος род. падеж τέλεος — результат, завершение, цель и λόγος — слово, учение), идеалистич. учение о цели и целесообразности. В про­тивовес детерминизму, а иногда в «дополнение» к нему, Т. постулирует особый вид причинности: целевой, от­вечающей на вопрос — для чего, ради какой цели совершается тот или иной природный процесс. Этот принцип «конечных причин» (causa finalis), согласно к-рому идеально постулируемая цель, конечный резуль­тат, оказывает объективное воздействие на ход процес­са, принимал разные формы в различных концепциях Т. Во всех случаях, однако, сохраняется главное для Т.— идеалистич. антропоморфизация природных про­цессов, приписывание цели природе, перенос на неё

способности к целеполаганию, к-рая в действительности присуща лишь человеч. деятельности.

Эта черта Т. в наиболее явной форме выражается в концепции «внеш. целесообразности», устанавливае­мой якобы богом, в антропоцентрич. и утилитарной Т., согласно к-рой мир создан «ради целей человека» (Вольф и др.). Однако она присуща и имманентной Т. (т. е. приписывающей внутр. цель развитию природы), основы к-рой были сформулированы Аристотелем, утверждавшим, что как деятельность человека содержит в себе актуальную цель, так и предметы природы вклю­чают бесконечную по содержанию цель своего «стрем­ления» (потенциальную цель), реализующуюся в про­цессе развития предмета. Эта внутр. цель являет­ся, по Аристотелю, причиной движения от низших ступеней природы к высшим; она трансформируется в нек-рый абсолют — энтелехию — как завершение развития. Идеи имманентной Т. в новое время разви­вались Лейбницем в его монадологии и учении о пред­установленной гармонии; они получили своё последо-ват. воплощение в учении Шеллинга о «мировой ду­ше», в объективном идеализме Гегеля.

В своеобразной форме идеи Т. развивал Кант. Созна­вая недостаточность концепции механич. детерминиз­ма в объяснении сложных процессов (прежде всего ор­ганич. жизни и человеч. деятельности), он постулиро­вал особый вид причинности, позволяющий познать эти процессы как «цели природы». По Канту, однако, «целесообразность природы есть... особое априорное понятие, которое имеет свое происхождение исключи­тельно в рефлектирующей способности суждения» (Соч., т. 5, М., 1966, с. 179). Кант подвергает сомнению объективный смысл «целей природы», телеологич. «конечных причин», рассматривая их значение лишь в качестве регулятивного, эвристич. принципа.

В различных вариантах осн. формы Т. распрост­ранены в науке (витализм, неовитализм и др.) и фило­софии (Шопенгауэр, Э. Гартман, неотомизм и др.).

В объяснении органич. целесообразности биологич. начиная с Дарвина и вплоть до совр. молекулярной био­логии и биокибернетики, полностью преодолевает и «снимает» Т. Объективные процессы, послужившие определ. основанием для «телеологич. мышления», по­лучили науч. объяснение в рамках диалектико-материа-листич. концепции детерминизма, вобравшей в себя всё ценное из истории мысли. Именно поэтому всякие попытки «возрождения» Т. (в частности, со ссылками на кибернетику), создания «материалистич. Т.» имеют сугубо отрицат. значение. Сходные с ней по названию концепции, обозначаемые как «телеономия» или «ква­зителеология» и пр., по существу не имеют ничего общего с Т.; они описывают причинные отношения, вы­ражаемые на языке кибернетики с помощью понятий программы и обратной связи, с целью зафиксировать наблюдаемую в сложных системах предетерминирован-ность результата действия (и соответственно направлен­ность последнего), а также тот способ объяснения этих систем через отношение целесообразности, к-рый тра­диционно квалифицировался как «телеологический». Но это уже особый науч. подход — т. н. целевой под­ход как часть общего функционального анализа слож­ных органич. систем.

• Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Бунге М., Причинность, пер. с англ., М., 1962; Фролов И. Т., Генетика и диалек­тика, М., 1968; его же, Органич. детерминизм, Т. и целевой подход в исследовании, «ВФ», 1970, № 10; На пути к теоретич. биологии, пер. с англ., М., 1970; Theiler W., Zur Ge­schichte der teleologischen Naturbetrachtung bis auf Aristoteles, Z.—Lpz., 1925; Hartmann N., Teleologisches Denken, B., 1951; S с h m i t z J., Disput über das Teleologische Denken, Mainz, 1960; см. также лит. к ст. Целесообразность.

И. Т. Фролов.

ТЕЛОС (греч. τέλος — завершение, цель), термин др.-греч. философии, предназначение отд. вещей, человека







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 403. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия