Студопедия — ТЕОЛОГИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕОЛОГИЯ






веч. личностью и евангельской «философией Христа». Бурж. прогресс стимулировал подчёркивание практич. бесполезности теологич. умозрения; этот мотив ярко представлен у Ф. Бэкона и энциклопедистов. Критика Т. обосновывалась также критикой Библии как осно­вы Т.; классиком такой критики был уже Спиноза. Но­вый уровень антитеологич. мысли был достигнут Фей­ербахом, поставившим вопрос о Т. как отчуждённой (см. Отчуждение) форме человеч. сознания и системати­чески истолковавшим теологич. образ бога как нега­тивный и превращённый образ человека. Подытоживая наследие наиболее непримиримой критики Т. со вре­мён Просвещения, марксистский атеизм анализирует теологич. построения как отражения антагонистич. со­циальных отношений, подчиняющих человека нече-ловеч. началу. См. также ст. Религия и лит. к ней.

С.С. Аверинцев.

«ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ»,популярное в ср. века араб. переложение ряда текстов Плотина (из «Эннеад» IV 3, 4, 7, 8, V 1, 2, 8, VI 7); приписывалось Аристо­телю. Араб. пер. сделал для аль-Кинди Абд аль-Ма-ших ибн Абдаллах ибн Найма, христианин сирийского происхождения (из Эмесы), пер. был выправлен аль-Кинди. Лат. пер. «Т. А.» вплоть до 17 в. издавался в со­ставе соч. Аристотеля. «Т. А.» была источником неопла-тонич. влияния на араб. и евр. ср.-век. философию и зап.-европ. схоластику. По-видимому, тому же араб. переводчику принадлежит «Послание о божеств. мудрости», содержащее отд. главы из «Эннеад» (V 3, 4, 5, 9). Ряд сентенций из Плотина, отчасти совпадаю­щих с текстом «Т. А.», переведён на араб. яз. в соста­ве т. н. «Речений мудрого грека».

• Badawi Α., Plotinus apud Arabes, Cairo, 1955.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗУМ,понятие нем. классич. фи­лософии, обозначающее высшую познават. способность, организующую теоретич. деятельность в систему науч. знания. Согласно Канту, осн. задача разума — до­стижение законченного, безусловного единства чело-веч. опыта. Эта цель может быть достигнута лишь в том случае, если теоретич. принципы разума будут исходить непосредственно из интеллектуального созер­цания идей («вещей в себе»). Однако, по мысли Канта, человеч. разум не способен к познанию этих сверх­чувств. идеальных объектов, поэтому его гносеологич. функция сводится к постоянному синтетич. восполне­нию опыта на основе регулятивного применения исход­но присущих ему трансцендентальных идей. Выход разума за пределы опыта, т. е. чувств. созерцания, по­рождает противоречия, или антиномии.

Последующее развитие нем. классич. философии связано с утверждением объективной природы разума и его теоретич. принципов (Фихте, Шеллинг, Гегель). «Теоретическое» характеризуется здесь как отношение, в к-ром человеч. «Я» определяется через предмет позна­ния. Так, согласно Гегелю, задача философии состоит в диалектич. раскрытии категориальной структуры разума.

• Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, Μ., 1964; Гегель Г. В. Ф., Энциклопедия филос. наук, т. 3, М., 1977; Асмус В. Ф., И. Кант, М., 1973.

ТЕОРИЯ (греч. εωρία, от εωρέω — рассматриваю, исследую), в широком смысле — комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение к.-л. явления; в более узком и спец. смысле — высшая, самая развитая форма организации науч. знания, дающая целостное представление о зако­номерностях и существ. связях определ. области дейст­вительности — объекта данной Т. По словам В. И. Ле­нина, знание в форме Т., «теоретическое познание должно дать объект в его необходимости, в его всесто­ронних отношениях...» (ПСС, т. 29, с. 193). По своему строению Т. представляет внутренне дифференциро­ванную, но целостную систему знания, к-рую харак­теризуют логич. зависимость одних элементов от дру­гих, выводимость содержания Т. из нек-рой совокуп-

ности утверждений и понятий — исходного базиса Т.— по определ. логико-методологическим принципам и правилам.

Роль Т. в социально-практич. деятельности. Осно­вываясь на обществ. практике и давая целостное, до­стоверное, систематически развиваемое знание о существ.

связях и закономерностях действительности, Т. выступает как наиболее совершенная форма науч. обоснования и программирования практич. деятельно­сти. При этом роль Т. не ограничивается обобщением опыта практич. деятельности и перенесением его на новые ситуации, а связана с творч. переработкой этого опыта, благодаря чему Т. открывает новые перспек­тивы перед практикой, расширяет её горизонты. Марксизм-ленинизм отвергает как принижение Т., её отождествление с практикой, так и схоластич. теорети­зирование, отрыв Т. от действительности.

Опираясь на знание, воплощённое в Т., человек спо­собен создавать то, что не существует в налично данной природной и социальной действительности, но воз­можно с т. зр. открытых Т. объективных законов. Эта программирующая роль Т. по отношению к прак­тике проявляется как в сфере материального произ-ва, где она заключается в реализации науч. открытий, до­стигаемых на основе науч. Т., особенно в эпоху совр. научно-технич. революции и превращения науки в не-посредств. производит. силу, так и в области обществ. жизни, где передовая Т. обществ. развития, отражаю­щая его объективные закономерности и воплощающая в то же время идеологию прогрессивных социальных сил, выступает в качестве науч. основы программы революц. преобразования общества.

Значительно возрастает роль Т. в эпоху создания социалистич. и коммунистич. общества на основе со-знат. деятельности нар. масс. Как подчёркивал Ленин, «без революционной теории не может быть и револю­ционного движения» (там же, т. 6, с. 24), а «...роль передового борца может выполнить только партия, руководимая пере­довой теорией» (там же, с. 25). Ориентирующая, направляющая роль передовой марксистско-ленинской Т. общества, раскрывающей объективные законы обществ.

развития, ярко проявляется в совр. условиях в руководстве КПСС развитым социалистич. обществом в его движении к коммунизму.

Осуществление целенаправленного практич. преоб­разования действительности на основе теоретич. зна­ний есть критерий истинности Т. При этом в ходе практич. применения Т. сама совершенствуется и раз­вивается. Практика образует не только критерий ис­тинности, но и основу развития Т.: «Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и не­посредственной действительности» (Ленин В. И., там же, с. 195). В процессе применения Т. сформули­рованное в ней знание опосредуется различными про­межуточными звеньями, конкретизирующими факто­рами, что предполагает живое, творч. мышление, руководствующееся Т. как программой, но мобилизи-рующее также все возможные способы ориентации в конкретной ситуации. Действенное применение Т. требует опоры на «живое созерцание» объекта, исполь­зования практич. опыта, включения эмоциональных и эстетич. моментов сознания, активизации способно­стей творч. воображения. Сама Т. как форма особого освоения мира функционирует в тесном взаимодейст­вии с другими, нетеоретич. формами сознания. Науч. Т. всегда так или иначе связана с определ. филос.-мировоззренч. установками, способствует укреплению того или иного мировоззрения (напр., в борьбе с ре-лиг, мировоззрением важнейшую роль сыграли Т., созданные Коперником и Ньютоном; утверждению идей диалектико-материалистич. мировоззрения способство­вала дарвиновская Т. эволюции). С др. стороны, в ис­тории познания существовали и продолжают сущест-

вовать псевдонауч. концепции, также претендующие на роль подлинных Т., но в действительности выражаю­щие антинауч., реакц. идеологию (напр., социал-дар­винизм, расизм, геополитика). Особенно сильна связь содержания Т. с идейно-мировоззренч. установками и социально-классовыми интересами в области обществ. наук, где противоборство передовой науч. Т. марксиз­ма-ленинизма с реакц. взглядами отражает борьбу противоположных идеологий.

Т. как форма науч. знания. Т. выступает как наи­более сложная и развитая форма науч. знания; другие его формы — законы науки, классификации, типоло­гии, первичные объяснит. схемы — генетически могут предшествовать собственно Т., составляя базу её фор­мирования; с др. стороны, они нередко сосуществуют с Т., взаимодействуя с нею в системе науки, и даже входят в Т. в качестве её элементов (теоретич. законы, типологии, основанные на Т.).

Науч. знание вообще теоретично с самого начала, т. е. всегда связано с размышлением о содержании понятий и о той исследоват. деятельности, к-рая к нему приво­дит. При этом, однако, формы и глубина теоретич. мыш­ления могут сильно варьировать, что находит историч. выражение в развитии структуры теоретич. знания, в формировании различных способов его внутр. орга­низации. Если теоретич. мышление вообще (Т. в ши­роком смысле слова) необходимо сопутствует всякой науке, то Т. в собственном, более строгом смысле по­является на достаточно высоких этапах развития нау­ки.

Переход от эмпирич. стадии науки, к-рая ограничи­вается классификацией и обобщением опытных данных, к теоретич. стадии, когда появляются и развиваются Т. в собств. смысле, осуществляется через ряд проме­жуточных форм теоретизации, в рамках к-рых форми­руются первичные теоретич. конструкции. Будучи источником возникновения Т., сами эти конструкции, однако, ещё не образуют Т.: её возникновение связано с возможностью построения многоуровневых конст­рукций, к-рые развиваются, конкретизируются и вну­тренне дифференцируются в процессе деятельности теоретич. мышления, отправляющегося от нек-рой со­вокупности теоретич. принципов. В этом смысле зре­лая Т. представляет собой не просто сумму связан­ных между собой знаний, но и содержит определ. ме­ханизм построения знания, внутр. развёртывания тео­ретич. содержания, воплощает нек-рую программу исследования; всё это и создаёт целостность Т. как единой системы знания. Подобная возможность разви­тия аппарата науч. абстракций в рамках и на основе Т. делает последнюю мощнейшим средством решения фундаментальных задач познания действительности.

В совр. методологии науки принято выделять след. осн. компоненты Т.: 1) исходную эмпирич. основу, к-рая включает множество зафиксированных в данной области знания фактов, достигнутых в ходе эксперимен­тов и требующих теоретич. объяснения; 2) исходную теоретич. основу — множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов Т., в совокупности описывающих идеализированный объект Т.; 3) логику Т.— множество допустимых в рамках Т. правил ло-гич. вывода и доказательства; 4) совокупность выведен­ных в Т. утверждений с их доказательствами, состав­ляющую осн. массив теоретич. знания. Методологиче­ски центр. роль в формировании Т. играет лежащий в её основе идеализированный объект — теоретич. модель существ. связей реальности, представленных с по­мощью определ. гипотетич. допущении и идеализации. Построение идеализированного объекта Т.— необхо­димый этап создания любой Т., осуществляемый в спе­цифических для разных областей знания формах. К. Маркс в «Капитале», развив трудовую теорию стои-







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 384. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия