Omne verum omni vero consonat
(лат.) — все истины согласуются друг с другом. Схоластич. тезис. Omnis determinatio est negatio (лат.) — см. Determinant) est negatio. Onus probandi (лат.) — бремя доказательства. Ordo ordinans (лат.) — упорядочивающий порядок. Ног. Схоластич. выражение. У Фихте — организующий мировой разум. Ordre du coeur (франц.) --- порядок (строй) сердца. Паскаль противопоставляет порядок (строй, рассудок) сердца порядку ума. P ρ;— обозначение предиката суждения в логике (по первой букве лат. слова «praedicatum» — сказуемое). Παιδεία;(paideia) (греч.) — воспитание; культура. Πάντ??? yet (panta rei) (греч.) — всё течёт. Выражение, приписываемое Гераклиту. Παρουσία;(parusia) (греч.) -- присутствие. Наличие идей в вещах (Платон). Второе пришествие Христа. Πάθος;(pathos) (греч.) — страсть, страдание; состояние, свойство. Perincertus (лат.) — весьма недостоверный. Per se (лат.) — благодаря себе, самостоятельно. Per vestigium (лат.) — по следам. У Бонавентуры — созерцание божеств. «следов» в чувств. вещах. Связывая следы воедино, можно достигнуть мгновенного созерцания — in vestigio. Phaenomenom bene fundatum (лат.) —-феномен, хорошо обоснованный (Лейбниц). Φανιασία. καταληπτική;(phantasia kataleptike) (греч.) — постигающее представление (стоики). Philosophia (est) ancilla theologiae (лат.) — философия — служанка теологии (Пётр Дамиани). Philosophia perennis (лат.) — вечная философия. Непреходящая основа философии, сохраняющаяся во всех учениях. Так называли свою философию томисты. Philosophia prima (лат.) — см. Πρώτη φιλοσοφία. Φρόνησις;(phroiiesis) (греч.) — рассудительность; понимание; здравый смысл. Φύσις;(physis) (греч.) — природа. Pia desideria (лат.) — благие намерения. Πλήρωμα;(pleroma) (греч.) — полнота. У гностиков — полнота божеств. абсолюта, порождающего эоны. Possest (лат.) — возможность-бытие. Категория философии Николая Ку-занского: совпадение акта и потенции в боге. Post factum (лат.) — после события. Post hoc, ergo propter hoc (лат.) — после этого, значит по причине этого. Неправильное заключение, логич. ошибка. Praedicabilia (лат.) — см. Предика-билии. Primum movens (лат.) — см. Πρώτον κινούν. Principla non sunt multiplieanda (лат.) — принципы не следует умножать (без необходимости). Одна из формулировок «бритвы Оккама». Principium (лат.) — начало, основа, принцип. Principium individuationis (лат.) — принцип индивидуации. Privatio (лат.) — см. Στέοησις. Prius (лат.) — предшествующий, первичный. Probatio liquidissima (лат.) — ясней-шее доказательство. Pro et contra (лат.) — за и против. Схоластич. метод ведения дискуссии, при к-ром выдвигаются два ряда противоречащих аргументов. Profession de foi (франц.) — исповедание веры, мировоззрение. Πρόληψις;(prolupsis) (греч.) — предвосхищение. У эпикурейцев — эмпирич. общее понятие о повторяющемся явлении. У стоиков — первичное общее понятие, врождённое, но действующее лишь в связи с чувств. опытом. Πρόοδος;(proodos) (греч.) — см. Μονή. Proprium (лат.) — см. "Ιδιον. Propter hoc (лат.) — см. Post hoc... Πρώτη;φιλοσοφία (prole philoso-phia) (греч.) — первая философия. Так Аристотель назвал метафизику; Вольф — онтологию. Πρώτον κινούν;(proton kinun) (греч.)— см. Перводвигателъ. Πρώτον ψεύδος;(proton pseudos) (греч.) — первичная ложь. Ошибочный начальный тезис. Πϋο. τεχνικόν; (руr technikon) (греч.)— творч. огонь. У стоиков — творящая часть мировой субстанции, космич. бог. Q Quadrivium (лат.) — четырёхпутье. Второй цикл «свободных искусств» (см. Artes liberales); арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Qualitas (лат.) — качество. Qualitas occulta (лат.) — скрытое качество. Quantitas (лат.) — количество. Quasi (лат.) — якобы, будто бы; подобно. Quaternio terminorum (лат.) — учет-верение терминов. Нарушение ло-гич. правила, согласно к-рому в силлогизме должно быть не больше и не меньше трёх терминов. Quia (лат.) — ибо. Quidditas (quiditas) (лат.) — «чтой-ность». Сущность вещи. Схоластич. термин, соответствующий аристотелевской формальной причине (το τί εστίν; το τΐ ην είναι). Qui nimium probat, nihil probat (лат.) — кто доказывает много, тот ничего не доказывает. Ошибочное выдвижение лишних доказательств, противоречащих основным. Quinta essentia (лат.) — пятая сущность. См. Квинтэссенция. Quod erat demonstrandum (лат.) — что и требовалось доказать. R Ratio (лат.) — разум, рассудок, основание, причина, довод, смысл, способ, мотив. Ratio agendi (лат.) — основание действия. Ratio cognoscendi (лат.) — основание познания. Ratio essendi (лат.) — основание бытия. Reductio ad absurdum (лат.) — сведение к нелепости. Приём опровержения. Reductio ad impossibile (лат.) — сведение к невозможности. Приём опровержения. Regressum ad infinitum (лат.) — уход в бесконечность. Res (лат.) — вещь (в широком смысле: реальность), предмет, событии. Res cogitans (лат.) — мыслящее. Res extensa (лат.) — протяжённое. Res individuales (лат.) — индивидуальные (неделимые) вещи. Res Integra (лат.) — вещь целостная. Res singulares (лат.) — единичные вещи. Reservatio mentalis (лат.) — мысленная оговорка..Напр., невысказанная оговорка, лишающая клятву её обязательности. Respective (дат.) — соответственно. Resultant (англ.) — см. Emergent. Roseau pensant (франц.) — мыслящий тростник. Так Паскаль называл человека. S S — обозначение субъекта суждения в логике (по первой букве лат. слова «subjectum» — подлежащее). Sacrificium intellectus (лат.) — жерт-вованне интеллектом. Отказ от мышления. Sapienti sat — см. Dictum sapienti sat. Schöne Seele (нем.) — прекрасная душа. По Шиллеру, человек, у к-ро-го моральный долг и склонность совпадают. Scintilla animae (лат.) — см. Seelen-funklein. Seelenfunklein (нем.) — искорка души. Выражение восходит к гностикам n неоплатоникам. В нем. ср.-век. мистике (Экхарт н др.) n учениях Реформации — частица бога в человеч. душе. Sehnsucht (нем.) — стремление, томление. Sensu eminentiori (лат.) — в высшем (превосходящем) смысле. Напр., предикаты, приписываемые богу, надо понимать в превосходящем смысле. Sensus (лат.) — чувство, смысл, ощущение, понимание. Sensus communis (лат.) — см. Здравый смысл. Sie et non (лат.) — да и нет. Название книги Абеляра, написанной по методу pro et contra (см.). Signature rerum (лат.) — знаковость вещей. Внеш. форма вещей, через к-рую бог сообщает об их внутр. сущности (Парацельс, Бёме). Simpliciter (лат.) — просто, без оговорок. Sinn (нем.) — смысл, значение, ценность. Sola fide (лат.) — только верой (спасётся человек). Тезис Лютера. Sola Scriptura (лат.) — только Писанием. Тезис протестантизма, отвергающий предание. Sosein (нем.) — так-бытие; конкретное, качественно определённое бытие. Species (лат.) — вид. Spiritus (лат.) — дух. Status (лат.) — положение, состояние. Status nascendi (лат.) — состояние зарождения. Status quo ante (лат.) — предшествующее состояние, Στέρησις;(steresis) (греч.) — лишённость (формы). В учении Аристотеля о субстрате противоположностей — негативная противоположность эй-доса — формы. Subreptio (лат.) — ложное доказательство, подстановка, подмена. Subsistentia (лат.) — субстанциальное бытие; существование идеальных сущностей; существование в качестве знания. Sub specie aeterni (aeternitatis) (лат.) — под видом вечности, с т. зр. вечности (Спиноза). Subsumptio (лат.) — подведение под общее. Sui generis (лат.) — своего рода. Summa (лат.) — свод. Жанр схоластич. трактата. См. Сумма. Summum bonum (лат.) — высшее благо. Бог. Super-ego (лат.) — «сверх-Я». См. Психоанализ. Συμβεβηκός;(symbebekos) (греч.) — см. Accidens. Т Tabula rasa (лат.) — чистая доска. У Локка — сознание до всякого опыта. Выражение употребляли Аристо-тель, Альберт Великий и др. Taedium vitae (лат.) — пресыщение жизнью. Tantum cognoscitur, quantum diligi- tur (лат.) — познаем настолько, насколько любим (Августин). Tantum possimus, quantum scimus (лат.) — мы можем столько, сколько знаем (Ф. Бэкон). Τέλος;(telos) (греч.) — цель. Terminus (лат.) — термин, понятие; предел. Terminus a quo (лат.) — исходный пункт. Tertium comparationis (лат.) — третий член сравнения, критерий сравнения. Tertium non datur (лат.) — третьего не дано. В ср.-век. логике — формулировка закона исключённого третьего. Τέχνη;(techne) (греч.) — умение, ремесло, искусство. Противопоставляется творчеству природы (см. Φΰαις). Tovoς;(tonos) (греч.) — напряжение. Интенсивность космич. духа (пнев-мы), имеющая различные степени. Понятие стоич. физики. Toπoς νοητός;(topos noetos) (греч.) — мыслимое место. Умопостигаемое пространство, в к-ром находятся эйдосы (Платон). Toto caelo (лат.) — в целокупности. Totum pro parte (лат.) — целое вместо части. Trivium (лат.) —трёхпутье. Первый цикл «свободных искусств» (см, Аr-tes liberales): грамматика, диалектика, риторика. U Übermensch (нем.) — сверхчеловек. Ουκ öv (uk on) (греч.) — небытие. Иногда — абс. небытие. Ср. Μη όν. Ultima ratio (лат.) — последний довод. В ср.-век. сборниках судебных документов — «последнее слово» подсудимого. Umgreifende (нем.) — охватывающее. Обозначение трансценденции у Яс-перса. Ungrund (нем.) — бездна, безначаль-ность, безоеновность. Символ-понятие, к-рое Бёме применял к богу. Unio mystica (лат.) — таинетвенный союз. Соединение с абсолютом. См. Мистика. Urphänomen (нем.) — прафеномен. Первообраз, сохраняющийся во всех явлениях живого. Термин Гёте, заимствованный Шпенглером. Ουσία;(usia) (греч.) — сущность; бытие. V Velleitas (лат.) — способность к волению. Veritas (лат.) — истина. Verites de fait (франц.) — истины факта (Лейбниц). Verites de raison (франц.) — истины разума (Лейбниц). Via (лат.) — путь, метод. Via antiqua (лат.) — старый путь. Метод, господствовавший в схоластич. логике до кон. 12 в. Via eminentiae (лат.) — определение через сравнение. Via moderna (лат.) — современный путь. Логич. метод поздней схоластики (кон. 13—14 вв.). Также — антисхоластич. метод рационалистов нового времени. Via negationis (лат.) — определение через отрицание. Via nova (лат.) — метод схоластич. логики, ориентированный на аристотелевскую теорию вывода (кон. 12— 13 вв.). Vinculum substantiale (лат.) — субстанциальная связь. Virtu (птал.) — доблесть, добродетель. У итал. гуманистов — гармо-нич. единство телесной и духовной энергии. Vis probandi (лат.) — сила доказательства. Vis vitalis (лат.) — жизненная сила. Vivere militare est (лат.) — жить — значит бороться (Сенека). Volo, ergo sum (лат.) — желаю, следовательно существую. Тезис Мен де Бирана, противопоставленный тезису Декарта Cogito, ergo sum. Volonte generale (франц.) — всеобщая воля. Воля, формирующаяся в результате самоограничения людьми своих прав по «общественному договору». Voluntas superior est intellectu (лат.) — воля превыше разума (Дунс Скот). Z Z???ov πολιτικόν (zöon politikon) (греч.) — животное общественное. Определение человека у Аристотеля. Составил А. Л. Доброхотов.
|