Исследование на основании ноосферного мировоззрения качественного развития сознания студентов и формирование у них духовно-нравственной базы этического совершенствования
По проведенному исследованию были выявлены основные факторы, способствующие как накоплению психической энергии, так и ее угнетению (расточению, потери). Исследованные факторы в основном относятся к нравственным категориям развития человека. Поэтому на базе ГОУ СПО «Каменск-Уральского политехнического колледжа» была проведена опытно-поисковая работа по воспитанию духовнонравственного сознания студентов колледжа на основе теории В.И.Вернадского по развитию ноосферы. Использовались высоконравственные факторы, способствующие накоплению психической энергии. С целью выявления уровней нравственности и показателей жизненных позиций в социально-профессиональном развитии мы обратились к основным признакам и их содержательным характеристикам, включающим в себя нравственно-ценностные и ноосферно значимые качества личности. При диагностики уровня сформированности готовности будущих специалистов к социально-профессиональному развитию в системе ноосферного образования, необходимо изучение показателей: активная жизненная позиция, ценностные ориентиры, коммуникативные способности, духовно-нравственное развитие. При определении результатов воспитания был использован основополагающий показатель нравственности человека, как степень проявления заботы человека о ком-либо, потому что все другие факторы нравственности вырабатываются человеком, что бы проявлять заботу. Даже такой значительный фактор нравственности как любовь, в конечном своем назначении вырабатывается, что бы проявлять заботу о ком- либо. Поэтому, что бы оценить практически степень нравственности человека в его нескончаемой лестнице восхождения в самосовершенствовании, определись категориями нравственности создающих устойчивую жизненную позицию, социальную значимость и коммуникативных способностей на основе следующих нравственно-этических компонентов в условиях развития ноосферной цивилизации: личностного, семейного, коллективного, государственного, общечеловеческого, ноосферно-экологического, космического. Теоретической основой организации диагностики нравственно-этического компонента студентов колледжа явились работы В.И.Загвязинского, Л.В.Занкого, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина. В области количественной оценки результатов диагностики нравственно-этического компонента мы опирались на работы М.И.Грабаря, К.А.Краснянской. Условия эффективности проведения диагностики нравственно-этического компонента: · тщательный анализ состояния проблемы в теории и практике работы среднего профессионального образования; · конкретизация гипотезы на основе изучения состояния проблемы в теории и практике профессионального образования; · корректное определение минимально необходимого числа экспериментальных объектов с учетом цели и задач; · необходимость обмена информацией субъекта и объекта обучения. Диагностика нравственно-этического компонента была осуществлена с целью проверки выдвинутой педагогической гипотезы. Ее проведение предполагало решение следующих задач.
1. Изучение состояния проблемы сформированности готовности студентов к духовно-нравственному развитию. 2. Реализация психолого-педагогических условий формирования готовности будущих специалистов к нравственно-этическому развитию в системе ноосферного образования. 3. Проверка эффективности реализации данных условий в системе ноосферного образования. Для решения поставленных задач проведение диагностики нравственно-этического компонента осуществляется в несколько этапов. Все этапы диагностики нравственно-этического компонента логически связаны между собой и определяются обшей целью: эффективностью психолого-педагогических условий формирования готовности будущих специалистов к духовно-нравственному развитию. На каждом этапе возникают свои задачи, которые на нем же и решаются. В зависимости от целей, содержания, конкретных условий определяются методы исследования, дающие достаточно высокую степень надежности полученных результатов. Выбор таких методов основывается в первую очередь на методологических принципах объективности, научности, учета непрерывности изменения и развития исследуемых объектов, единства логического и исторического, а также с учетом правильности их выбора. Диагностика нравственно-этического компонента проводится в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Определимся задачами и методами организации, которые решаются на каждом этапе. Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач диагностики нравственно-этического компонента, используется комплекс методов научно-педагогического исследования: анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение, методы статистической обработки результатов, метод экспертных оценок, проводится всестороннее исследование процесса формирования готовности духовно-нравственного развития будущих представителей ноосферной цивилизации. На констатирующем этапе исследовательской работы, в результате анкетирования, наблюдения, применения стандартизированных диагностических методик, системы диагностических творческих заданий – была получена первоначальная информация об исходном уровне сформированности у студентов готовности к духовно-нравственному совершенствованию в экспериментальной и контрольной группах. Количественный и качественный анализ полученных результатов показал, что преобладающим является средний уровень: 54% – в экспериментальной группе (ЭГ), 55% – в контрольной группе (КГ), доля студентов высокого уровня в контрольной группе на 4% выше, чем в экспериментальной (28% – ЭГ, 32% – КГ); 18% студентов экспериментальной группы имеют низкий уровень, что на 5% больше, чем в контрольной. Формирующий этап исследовательской работы заключался в реализации психолого-педагогических условий формирования готовности будущих специалистов к духовно-нравственному развитию в системе ноосферного образования. Сознание человека является активным преобразователем действия космической духовной энергии, основанного на процессе мышления. То есть, сам процесс мышления является уже духовным и, в силу этого процесса, идет активное преобразование пространства в направлении его утончения, – одухотворения [2]. На одухотворении пространства создается ноосфера. Отсюда следует, что процесс духовного мышления является основополагающим в эволюции человеческого сознания и всей планеты в целом. Развитие и рост сознания, это способность сознания усваивать и преобразовывать все увеличивающиеся концентрации энергоинформационной духовной силы космического развития. Используя сравнительный анализ на каждом этапе исследовательской работы, устанавливалась прямая зависимость эффективности процесса формирования повышенного духовно-нравственного развития от полноты и качества выполнения заданий ноосферного образования. На контрольном этапе в экспериментальной группе количество студентов с высоким уровнем духовно-нравственного развития увеличивается на 17%, достигая от общего числа студентов группы 45%; доля студентов, отнесенных к низкому уровню, сокращается с 18% до 6%. В контрольной группе количество студентов, имеющих низкий уровень, уменьшается на 2%. Средний уровень остается преобладающим в контрольной и экспериментальной группе до конца опытно-экспериментальной работы. В контрольной группе диагностическая картина на начало и конец работы практически не изменилась, и хотя наблюдается положительная тенденция, но статистически она не значима. Сопоставление данных, полученных до проведения формирующего этапа исследовательской работы и по его завершению, подтвердило гипотезу о том, что: – выявлением необходимых нравственных принципов развития личности в системе ноосферного образования, можно подготовить высоконравственного и интеллектуально развитого специалиста для народного хозяйства, а также достойного представителя ноосферной цивилизации; – при этом определяется направленность содержания и технологий образования на нравственно-профессиональное становление будущих специалистов окружающего социокультурного пространства, в процессе которого формируется индивидуальная ценностно-смысловая направленность личности, включающая когнитивный поведенческий компонент; – на основе фундаментального исследования значимости развития высоконравственной культуры, подтверждается возможность концепции развития духовно-нравственной ноосферной цивилизации. Результаты исследования показали, что расширение сознания до космического мировосприятия, позволяет студентам осознать действие космических законов развития пространства и применение не только возможности, но и необходимости их в жизни, как для собственного самосовершенствования, так и для совершенствования человечества и развития всего мира. У студентов появилось стремление к активному жизненному творчеству, готовности действовать на основе высоконравственных ценностей, появилась потребность в самосовершенствовании и стремлении к действиям на Общее Благо. Выпускники проявляли реализацию высоконравственной культуры как в общении между собой, так и в общении с преподавателями. Наблюдалось проявление высокой степени ответственности в своих мыслях, словах и действиях.
Заключение На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 1.Так как ноосфера создается на основе мыслительной деятельности человечества, а психическая энергия управляется именно сознанием человека, то на основе психической энергии сознанием человека происходит и управление процессами ноосферы. 2.Накопление и угнетение психической энергии есть область реального знания, необходимого для всей жизни человека. И, конечно, нравственные понятия, являющиеся средством накопления психической энергии, переходят теперь из области отвлеченного в область насущной действительности. Пришло время для осознания, накопления и правильного применения психической энергии. Это очередная задача новой ступени эволюции, на которую предназначено взойти человечеству. Мощь знания высших энергий есть ключ к Бытию. 3. В любом случае, нравственное состояние человека определяется работой его сознания, определенным спектром мыслей, то есть мысли влияют на поведение человека. Но развивающаяся личность имеет информационно зависимые мысли от социальной среды. Творческая индивидуальность сама контролирует и вырабатывает нужные мысли, так как осознан закон, принцип действия мысли. Мысль правит Миром, – по концепции энергоинформационного развития биологических систем. В.И.Вернадский придает значению научной мысли геологическое действие в изменении биосферы планеты, с последующим развитием в ноосферу: «Основной геологической силой, создающей ноосферу, является рост научного знания, научной мысли…можно сейчас утверждать, что только в истории научного знания существование прогресса в ходе времени является доказанным» [1, c.281]. Мысль есть закон мира. Область мысли есть и область мыслительной энергии. Ущемление величайшей энергии служит и умалению человеческого мышления. Это положение доказывается в исследовании необходимостью развития высоконравственного общества и, как следствие, воспитание высоконравственной творческой индивидуальности. То есть решение проблемы взаимодействия индивидуальности и социальной среды проявляется в единстве их развития. Это доказательство раскрывает и цель приближающейся эпохи ноосферной цивилизации, которая ставит перед людьми задачу развития высоконравственной, духовной ноосферной культуры на основе формирования ноосферного – космического мировоззрения. 4. Развитие нравственно-этического мышления в системе ноосферного образования позволяет глубоко анализировать жизненно важные аспекты развития общества и определять направление нравственного совершенствования социальной среды. Позволяет указать ошибки воспитания и пути нахождения истинного развития биоэнергетических систем, как человек, в системе единого целого организма Космоса. Развитие нравственно-этического мышления необходимый элемент формирования творческой индивидуальности. 5. Глубокий анализ нравственных культур в российском этическом развитии, позволил определить необходимость развития ноосферной высоконравственной культуры общества на современном пространственно-временном плане. Раскрыто значение нравственности как основной движущей силы эволюционного совершенствования биоэнергетических систем в общем плане эволюции планеты. 6. Данное исследование позволило определить вопросы нравственного развития в несколько ином ракурсе ценностных ориентаций общества, когда нравственности в обществе уделяют второстепенное, а может быть и последнее место в жизни, как отмечено в проявлении нигилизма. В рассмотренном исследовании нравственность проявляется основным элементом, как самосовершенствования, так и совершенствования и развития цивилизации. Поэтому практическое значение исследования нравственного развития является актуальным, своевременным и важным для современного состояния общества. 7. Проведенные диагностики нравственно-этического компонента нравственного развития студентов колледжа, в системе ноосферного образования, убедительно показало актуальность рассматриваемой темы как со стороны развития обучения в образовательном пространстве, так и в плане эволюционного развития человечества. Перерождение мышления должно утвердиться как основа новой эпохи. Мышление – залог преуспеяния, залог нового строительства, залог мощного будущего. Претворение жизни утверждается трансмутацией мышления. Устремление мышления к духовно-нравственному развитию ускорит эволюцию формирования ноосферной цивилизации планеты. Рекомендательный характер по совершенствованию нравственности по данной исследовательской работе проявляется в следующих пожеланиях: – система образования должна ввести дисциплину по изучению научных трудов В.И.Вернадского по развитию ноосферного пространства на основе теории перехода биосферы планеты в ноосферу под действием научной мысли Homo sapiens; – разработать и ввести в образование науку мышления, развития ноосферного сознания, на основе формирования научного мировоззрения о развитии ноосферы; – разработать теорию развития творческой личности, свободной от влияния догматических теорий, тормозящих развитие личности; – способствовать развитию высоконравственной, духовной ноосферной культуры на основе задачи формирования ноосферной цивилизации человечества; – изменить методологию преподавания знаний на основе теории эвдомонизма, чтобы знания получались с радостью и способствовали развитию творческой индивидуальности будущей ноосферной цивилизации. В рамках рассмотренной проблемы данной исследовательской работой, можно сделать также вывод, что российская общеобразовательная система в очередной раз указывает человечеству, особенно для западных государств, выход из тупикового кризиса, куда загоняет себя человечество в погоне за прибылью, пренебрежением нравственности, в погоне только технократического развития цивилизации планеты Земля. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|