Студопедия — Бужинский
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Бужинский






гавриил федорович

(ок. 1680—1731)—церковный деятель, писатель, переводчик. Родом из Украины, учился в Киево-Могилянской академии. С 1718 г. обериеромонах флота, с 1726 г. епископ рязанский и му-

ромский.

В истории отечественной политической мысли начала XVIII в. Гавриил Бужинский, наряду с другими деятелями петровской «ученой дружины», является мыслителем, закладывавшим основы отечественного варианта концепции «просвещенного абсолютизма», увязанной с теорией естественного права. По поручению Петра перевел, в частности, работы С. Пуфендорфа «Введение в историю европейскую» (1718) и «О должностях человека и гражданина по закону естественному» (1726).

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО, ПРОИЗНЕСЕННОЕ В ПРАЗДНУЕМЫЙ УЖЕ В 52-ОЙ РАЗ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВСЕПРЕСВЕТЛЕЙШАГО И ДЕРЖАВНЕЙШАГО ПЕТРА ВЕЛИКОГО, ИМПЕРАТОРА И САМОДЕРЖЦА ВСЕЯ РОССИИ В ЦАРСТВУЮЩЕМ ГРАДЕ ПЕТРОПОЛЕ, 30 МАЯ 1723 ГОДА, В ЦЕРКВИ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, В ТОРЖЕСТВЕННОМ ПРИСУТСТВИИ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЙ ФАМИЛИИ, СИНОДА И СЕНАТА И МНОГОЧИСЛЕННАГО НАРОДА. [...]

[...] Той же день усугубы в России радования, егда в сей день в мире произыде несравненный всероссийский защитник Петр Великий, Император и Самодержец. Не возсия никогдаже тебе, Россие, радостнее и светлее солнце, яко в той день, в онже толикое твое родися просвещение; не восхождаше никогдаже столь веселими лучами, яко егда принесе сего твоего светилника: о, дню всех радостнейший, всех дней наших началнейший! дню, славы и благополучия российскаго источниче! [...]

==386


БУЖИНСКИЙ ГАВРИИЛ ФЕДОРОВИЧ

[...] Но егда желаеши благополучие твое дню сему восписати и восхвалити в день рождения преславнаго твоего ироа (царя), воистину не веси, откуду начати и где окончити похвалы его, всея преславная, всея несравненная зрящи. [...]

Оставивше убо оныя, яже имать от самаго отечества, еже есть и древнее и всегда преславное, от благочестывейших родителей, отца мужественнаго и окрестным соседом неспокойным страшнаго, матери премудрейшая, оная оставивше, возри, богохранимая державо Российская, кое благополучие получила еси от самого младенческаго воспитания! возри и великим удивлением удивися! почудися, зря всея странная, всея необыкновенная, всея силы естества превосходящая! [...]

Промышляет убо Господь Бог любезному достоянию своему, времени требующу, правителей, но и ихже избра, всесилною своею рукою содержит от всех бедствий хранит, во всех наветах смертоносных избавляет. [...]

[...] Производити восхотел от тми неверия ко свету христианскаго благочестия — и дарова Владимира, в новоокрещенном народе утверждения и просвещения от учений происходящаго; требе бяше, нужда бысть тако священныя, яко церковныя и гражданския книги от греческаго диалекта перевести на словенски — воздвиже к тому любомудрие Ярославле; воздвигоша верх свой варвари злочестивии, сим достоянием хотящий обладати — и тогда о коль во благовеременную помощь посла оного приснославнаго Димитрия! Отсюду хотяху вооружитеся от древле с Россиею препирающийся Свей (Шведы), — кто же не видит дарование Божие, онаго мужественнейшаго князя и воина [...] Александра Невского, от победи зде полученной тако именованного? [...]

Изобиловаше везде во всех европейских государствах воинское правилное учение, огненное регулярное искусство, не имеяше сего Россия, процветаше во Европе искусство корабелнаго художества и мореплавания, сего лишашеся Россия; во всей Европе сияше свет учений свободных, имиже тма суеверия [...] облак лицемерия прогонится, свет же истиннаго евангельскаго правоверия сияет, младенчество правилно воспитоваемо бывает, старость благочестно содержится, и в сем не токмо скудна, но и веема лишена бяше Россия; распространяшеся во Европе законов и прав судейских учение, а в России кроме неких Уложений о том и не слышно бяше; украшахуся прочий европейский государства архитекторным расположением, строениями удивителными, вертогради чиновне расположенными [...] а Россия о том и не помышляше....] Зде помысли, Россие, что бы с тобою творилося, аще бы тебе не собственно удержал промысл Божий; зде виждь его

13*


==387



БУЖИНСКИЙ ГАВРИИЛ ФЕДОРОВИЧ

к тебе благостиню, свое же познай благополучие. В, толь нуждное время дарова тебе в день сей рожденнаго, иже вся скудности исправил, недостатки исполнил, и чего лишался еси, вся не токмо ныне имаше, но и преизобилствуешй. [...]

Равно есть просвещению Владимерову просвещение от тми прежняго забвения произвести ко свету всякия славы, от поношения во удивление, от слабости к таковой ныне полученной силе, к таковым преславным победам. [...]

Свидетельствует о сем Устав воинский, свидетельствуют Генералныя и Коллегическия Регламенти; проповедует сие удивителный оный Устав морский, всякого должность и чин определяющий, економию предивно располагающий и неизмеримых трудов дело к лучшему строению и удобнейшему познанию пред очеси представляющий. [...]

Ныне рожденный аки на сие истое благомудренный Монарх вся оныя введе, вся премудре устрой, и, что удивителнее, во всем искусство не токмо равное, но уже удивителное и другим порубежным соседам, от древле в том обучившимся и в том состаревшим, страшное самым дело показа. Возведи убо окрест очи твои, богоспасаемая Державо Российская, и виждь в воинстве твоем неизреченную метаморфозис, но сию не фабулярную, но истинную. [...] Возведи окрест очи твои и возри на море Балтийское, на флот преславный, яко скоро возсиявший, тако скоро и никомуже чаянно многия и славныя победи получивши! [...]

Возведи еще, Российский Сионе, очи твои и виждь умножающияся учения свободныя, математическия, медицинския, инженерския, артилерския, геометрическия, навегатския, ихже прежде не токмо не имела еси, но ниже о именах их слышала, и со удивлением разсуди, коль скоро всия вкоренишася, коль скоро всия звания своего плоды начаша прозябати! Возведи очи твои и виждь прекрасная архитекторская строения, преславныя всякия механические дела, дивныя манифактури! Всеми ныне изобилуеши, всего семя и корень имаше; сея же видящи, како не возрадуешися, како не прославиши, аще и не возможно по достоянию, сих твоих благополучии виновника? О, блаженный и треблаженный день сей. сицевым рождением почтенный, день во веки белым каменем знаменанный: сей нам един есть, егоже сотвори Господь, да возвеселимся и возрадуемся вонь! [...]

[...] Блажени очеса ваша, яже видите, и ушеса ваша, яже слышите; блажени во дни сия родящийся и во времена сия рожденный, ибо происходят ко всяким честным духовным и гражданским обучениям. [...] Востани ныне, царице Савская, увидиши более Соломона зде: [...] увидиши удивител-

Î-

==388


БУЖИНСКИЙ ГАВРИИЛ ФЕДОРОВИЧ

нейшия: премудрость в содержании и в неустроенном государстве вся устроенная; увидиши воинства и флоты, увидивши правосудие и кротость с милосердием...и что речеши о блаженстве нашем? И како о сем ныне не радоватися: воистинну всякому и обще и собственно торжествовати подобает! [...]

. Радуйтеся, обще и всяк собственно, мужественный кавалере, чрез ныне рожденнаго поясом Андреевым препоясанный! Радуйтеся сенатори, мудрость правления от сего, аки от источника, почерпшия! Торжествуйте генерали морские и сухопутные, всея чести ваша на сем основании имущия! Ликовствуй духовный чине, в таковое благочиние и состояние произшедший! Празденствуй мирский, толикого всяких благ промысленника неусыпнаго о тебе стяжавый! [...] Да сие его дарование будет нам долгоденственное и многолетное, да правителствует должайше и благополнейше Петр Великий, и да знаем будет день сей веком позным сыновом Российским и внуком родящимся, и по замеренных щедротами божественными летах возможет государство сие тако просвещенное, прославленное, расширенное, утвержденное оставити и сие благополучие продолжити, яко да всегда мы и будущий по нас радостно восклицаем: Петру Великому честь и слава, торжество и победи, на многие лета! АМИНЬ.

Печатается по: Проповеди Гавриила Бужинскаго: 1717 — 1727. — Юрьев, 1901.—С. 447, 498, 500, 503—511.

==389


Посошков иван Тихонович

(1652— 1726) — социальный мыслитель-самоучка, предприниматель. Родился в семье казенного крестьянина-ремесленника. Был обучен грамоте, вел большую предпринимательскую деятельность. К концу жизни стал владельцем нескольких собственных дворов, двух небольших имений.

В 1697 г. Посошков имел личную встречу с Петром I. Стал членом его «ученой дружины», убежденным сторонником проводимых им преобразований, серьезно занимался вопросами реформирования различных сторон жизни российского общества, экономического развития государства. Автор ряда проектов и трех крупных полемических сочинений.

В 1708 г. написал богословское сочинение «Зеркало очевидное», посвященное критике раскольников, сектантов, разного рода ересей. В 1719г. закончил трактат «Завещание отеческое к сыну», в котором новым веяниям в культурной и духовной жизни противопоставлял старомосковские идеалы допетровской эпохи.

В 1724 г. Посошков завершил свой главный труд — «Книгу о скудости и богатстве». В ней содержится обширная программа дальнейших экономических и политических реформ в стране. Во многих случаях последние носили явно антидворянскую направленность. Как идеолог третьего сословия защищал интересы отечественного производства, придавал особое значение роли купечества в накоплении народом богатства, которое и есть богатство царства. При вручении книги Петру I просил никому не открывать его имени — «сильные люди, ябедники и -обидчики не попустят мне и малого времени на свете жить». В августе 1725 г. Посошков был арестован за свои политические убеждения, заключен в Петропавловскую крепость, где и скончался в ожидании суда.

К оглавлению

==390


ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ

КНИГА О СКУДОСТИ И БОГАТСТВЕ, СИЕ ЕСТЬ ИЗЪЯСНЕНИЕ, ОТ ЧЕГО ПРИКЛЮЧАЕТСЯ СКУДОСТЬ, И ОТ ЧЕГО ГОБЗОВИТОЕ БОГАТСТВО УМНОЖАЕТСЯ (1724)

Глава О ДУХОВНОСТИ

[...] Священство столп и утверждение всему благочестию и всему человеческому спасению. [...] Они наши пастыри, они и отцы, они и вожди, — а в книжном учении и разумении не весьма довольни. [...]

В духовном чину аще будут люди неученые, и в писании неискусные, и веры христианским всесовершеннаго основания несведущие, и воли Божией неразумеющие, к тому же аще будут пьяницы и инаго всякаго безумия и безчинства наполнены, то благочестивая наша христианская вера вся исказится и весьма испразднится, и вместо древняго, единосогласнаго благочестия, вси разыдутся в разногласные расколы и во иныя еретическия веры. [...]

И ради таковыя священнической неисправности надлежит о священницех великое попечение приложити, дабы пресвитеры были всему благочестию опора, и от ересей забрало, и от адских волков оборона, и людей Божиих отвлачили б от погибельных врат. [...]

И во всех епархиях построить бы школы пространным, и в те школы собрать всех поповых и дьяконовых и дьячковых и пономарских детей [...} и буде которые отцы добром их в школы отпустить не похотят, то брать бы их и неволею и учить грамматике и всякаго книжнаго разума. [...]

И таковым способом вся Россия может умудритися на весьма многими леты. [...]

И егда священничестии дети и прочие церковники научатся грамматическаго учения, и книжнаго разумения навыкнут всесовершенно, то и о пастве своей прилежнее будут пещися, дабы адские волки не распудили их.

А ныне истинно таковых пресвитеров много, что не то, чтобы кого от неверия в веру привести [...] что и церковныя службы, како прямо отправити, не знают [...].

И ради совершеннаго в церквах служения и исправления о всякой службе надлежит в тех же служебных книгах напечатать [...] как коя служба или действо какое начать, и как отправить и совершить. [...]

39Ϊ

==391








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 514. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия