Студопедия — ЛЖЕДМИТРИЙ I
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛЖЕДМИТРИЙ I






выдержана в русских традициях и не содержит ничего такого, что бы напоминало о данных самозванцем полякам обещаниях: претендент на московский престол рисует себя истинно христианским государем.

ГРАМОТА

К МОСКОВСКИМ БОЯРАМ И ДРУГИМ ВСЯКОГО ЗВАНИЯ ЛЮДЯМ

(1605)

От Царя и Великого князя всея Руси Дмитрия Ивановича боярам нашим, князю Федору Ивановичу Мстиславскому. князю Василию и князю Дмитрию Ивановичам Шуйским. всем боярам, окольничим, старшим дворянам, стольникам. стряпчим, жильцам, приказным людям, дьякам, дворянам из городов, детям боярским, купцам, лучшим и средним торговым людям и всякому простому народу. Целовали вы креа блаженной памяти отцу нашему Великому Государю Царю и Великому князю всея Руси Ивану Васильевичу. И нам. чадам его, чтобы кроме нашего государева рода на Московское государство иного государя не хотеть и не искать. Но когда, по божьему суду, отца нашего Великого Государя Царя и Великого князя всея Руси Ивана Васильевича не стало, в Российском государстве царем стал брат наш, великий Государь Царь и Великий князь Федор Иванович всея Руси, нас. Великого Государя и Государыню мою мать. Царицу и Великую княгиню всея Руси инокиню Марфу Федоровну изменники наши послали в Углич, так притесняли наше Царское Величество, что и подданным делать бы недостойно. Присылали многих злодеев и велели на нас посылать порчу и убить. Но милосердный Бог нас. Великого Государя. от их злодейских умыслов укрыл, с того времени и до нашег о возраста в своих судьбах сохранил. А вам, боярам нашим. окольничим, дворянам, приказным людям, купцам, торговым и всяким людям, изменники наши внушали, будто нас. Великого Государя, не стало и похоронили будто нас, Великого Государя, в Угличе в соборной церкви Всемилостивого Спаса. Но, по Божьему суду, брата нашего, Великого Государя Царя и Великого князя всея Руси Федора Ивановича, не стало, и вы, не ведая про нас, прирожденного Государя своего, целовали крест изменнику нашему Борису Годунову.

ГбО

К оглавлению

==260


ЛЖЕДМИТРИЙ I

не зная его злокозненного нрава и боясь того, что он при блаженной памяти брате нашем Царе и Великом князе всея Руси Федоре Ивановиче владел всем государством Московским, жаловал и казнил, кого хотел. А про нас, прирожденного Государя своего, вы не ведали, думали, что мы изменниками нашими убиты. Но когда о нас. Великом Государе, прошел слух по всему Российскому государству, что с Божьей помощью мы, Великий Государь, идем на преславный православный престол прародителей наших, Великих Государей Царей Российских, и хотели мы государство наше отвоевать без крови, вы, бояре наши воеводы и всякие служилые люди, против нас, Великого Государя, стояли по незнанию и боясь смертной казни от изменника нашего. И про нас, Великого Государя, говорить не смели. И я. Христианский Государь, по своему царскому Государеву милосердному обычаю за это на вас не гневаюсь и опалу [не наложу], потому что вы поступили [так] по незнанию и боясь казни. А ныне мы, Великий Государь, на престол прародителей наших, Великих Государей Царей Российских, идем с Божьей помощью вскоре. И с нами многие рати русские, литовские и татарские. И города нашего государства нашему Царскому Величеству били челом и нам не противились и крест целовали, помня о своих душах и о крестном целовании нам, Великому Государю [они] служить и противостоять изменникам нашим храбро и мужественно хотят. А о том и сами подлинно ведаете. А Поволжские города нам. Великому Государю, били челом и воевод к нам привели. И Астраханских воевод, Михаила Сабурова с товарищами, к нашему Царскому Величеству ведут. И ныне они на дороге к Воронежу. И нам же писал князь Больших Ногай Ищерек, и мурза из Казыева улуса [о том], что они нашему Царскому Величеству помогать хотят. Но мы, христианский Царь, не желая видеть разорения в христианстве, ногайским людям по нашему указу приходить не велели, жалея наше государство. И велели кочевать ногайским людям близ Царева города. А изменники наши, Мария, жена Бориса Годунова, и сын ее Федор, нашей земли не жалеют. Да и жалеть было им нечего, потому что чужим владели. И отчину нашу, Сиверскую землю, и иные многие города и уезды разорили и православных христиан без вины побили. Только этого мы, христианский Государь, в вину вам, боярам нашим и служилым людям, не ставим, потому что вы сделали это по незнанию и боясь смертной казни от изменников наших. А и то следовало вам знать, какое притеснение от изменника нашего Бориса Годунова было вам, боярам нашим и воеводам, 2б1

==261


ЛЖЕДМИТРИЙ I

и. родственникам нашим унижение и оскорбление, и бесчестье, наносимые вам, чего и от инородного терпеть было невозможно. И вам, дворянам и детям боярским, разорение и ссылки, и муки нестерпимые были [такие], что и пленным делать недостойно. А вам, купцам и торговым людям, в торговле вашей свободы не было, и в пошлинах у вас дело шло [так], что треть имущества вашего, а мало и не все отнималось. И тем вы злокозненного нрава его укротить не могли. И вы в винах своих до сего времени одуматься не хотите и нас, прирожденного Государя своего, признать не можете. О праведном суде Божьем не помните, и хотите проливать кровь неповинных православных христиан, чего не только нам делать не годится. Иноземцы о вашем разорении скорбят и сожалеют, а узнав нас, христианского, кроткого, милосердного Государя, нам служат и крови своей за нас не щадят. И мы, христианский Государь, не желая видеть в христианстве кровопролития, пишем вам, жалея вас и души ваши. Чтобы вы, помня Бога и православную веру, и о своих душах [думая], и о чем блаженной памяти отцу нашему. Великому Государю Царю и Великому князю всея Руси Ивану Васильевичу и нам, чадам его, крест целовали, [и] нам, прирожденному Государю своему и Великому князю всея Руси Дмитрию Ивановичу, били челом. Милости просить к нашему Царскому Величеству пришлите митрополитов и архиепископов, бояр, окольничих, старших дворян, дьяков думных, детей боярских, купцов и лучших людей. А мы, Великий Государь, по своему царскому милосердному обычаю, всех вас пожалуем. И вам, боярам нашим, честь [окажем] и повышение назначим, и отчинами вашими прежними вас пожалуем, [а] к этому и еще прибавим и в чести вас держать будем. А вас, дворян и приказных людей, в нашей царской милости держать хотим. А вас, купцов и торговых людей всего Московского государства, пожалуем: в пошлинах и податях велим льготу и облегчение сделать. И все православное христианство в тишине и в покое и благоденственной жизни устроить хотим. А [если] не будете бить челом нашему Царскому Величеству и о милости просить не пришлете, то вы можете рассудить, что вам в том придется дать ответ в день праведного Суда Божьего, ибо он воздаст каждому по делам его. И от Божьего праведного гнева и от нашей царской руки нигде не скрыться. И с Божьей помощью мы, Великий Государь, преславных государств своих добьемся. — Пер. Л. Н. Смольниковой.

==262


ЛЖЕДМИТРИЙ I

Печатается по: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук.—Т. 2.—СПб., 1836.—С. 89— 91.

ПРИМЕЧАНИЕ

' Здесь и в ряде других мест издатели «Актов» включили в опубликованный список грамоты несколько вставок с текстом из другой рукописи той же грамоты. Эти вставки учтены в публикуемом тексте.

==263


Шуйский василий иванович

(1552—1612) — русский царь в 1606—1610гг. Противник Бориса Годунова; в 1605 г. перешел на сторону Лжедмитрия I, но вскоре возглавил заговор против него; толпой своих приверженцев на Красной площади «выкрикнут» царем. Справившись с восстанием И. И. Болотникова (1606—1607), Шуйский испытал серьезные внешнеполитические неудачи; его армия потерпела поражение от войск нового самозванца. Лжедмитрия II, выдававшего себя за спасшегося во время восстания 17 мая 1606 г. царя Дмитрия Ивановича. Летом 1610 г. против правительства Шуйского произошло выступление в Москве, вскоре он был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи. В октябре 1610 г. был выдан полякам и умер в заключении в Гостынском замке.

Для истории русской политической мысли деятельность Василия Шуйского представляет интерес с нескольких точек зрения. Он взошел на престол под лозунгами ксенофобии, доказывал, что Лжедмитрий I любит только иностранцев и презирает православную веру. Своеобразно истолковал Василий и свое право на престол: как Рюрикович выводил свою родословную от императора Августа, но ближайшую — не от Даниловичей, как московские великие князья до него, а от суздальских князей, от Александра Невского. Но главный интерес представляют политические обязательства, данные Шуйским при вступлении на престол. Демонстрируя свое стремление избежать повторения опричнины, внесудебных расправ, имевших место в царствования Ивана Грозного и Бориса Годунова, Василий дал обязательство судить подданных «истинно праведным судом», по закону, а не по произволу. Историк В. О. Ключевский даже делал вывод, что это был первый на Руси опыт построения государственного порядка на основе формально ограниченной царской власти, что Василий превращался из вотчинного государя холопов в царя подданных, правящего по закону. Разумеется, при Шуйском принцип са-

==264


ШУЙСКИЙ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

модержавия остался нерушимым. Но рациональное зерно в мысли Ключевского есть: на уровне государственно-правового акта провозглашалось упорядочение самодержавного политического режима, что явилось новым шагом в отдалении России от господствовавшего прежде и особенно упрочившегося при Иване Грозном полуазиатского деспотического строя и в ее продвижении к государственности европейского типа. Публикуемая грамота содержит взятые на себя Шуйским политикоправовые обязательства.

ГРАМОТА В ПЕРМЬ ВЕЛИКУЮ

(20 мая 1606 г.)

[...] Божьей милостью мы, великий Государь Царь и Великий князь всея Руси Василий Иванович, по щедроте и человеколюбию славного Бога, по молению всего освященного Российского собора, по челобитью и прошению всего православного христианства, стали мы в отчине прародителей наших, в Российском государстве. Царем и Великим Князем. Эту землю] даровал Бог прародителю нашему Рюрику, который [происходил] от римского Кесаря. И потом [в течение] многих лет до прародителя нашего великого князя Александра Ярославича Невского этим Российским государством правили прародители мои. И потом разделили [Русскую землю], и Суздальский удел [достался моим предкам, не потому что] он был отнят и не по принуждению, но по родству: ибо был обычай, чтобы старшие братья большими уделами владели. А ныне мы, Великий Государь, будучи на престоле Российского царства, хотим, чтобы православное христианство было [благодаря] нашему царскому искусному правлению в мире и в покое и в благоденствии. И соизволил я, Царь и Великий князь всея Руси Василий Иванович, целовать крест, что мне. Великому Государю, каждого человека судить истинным судом, бояр своих смерти не предавая, вотчин, дворов и имущества у их жен и у детей, которые с ними в сговоре не были, не отнимать. Также у купцов, у торговых людей и у простого народа, если кто из них по суду и по сыску дойдет до смертного приговора, после их [смерти] у жен и у детей дворов, и лавок, и имущества не отнимать, если они с ними в той вине не повинны. И доносов ложных мне,

==265


ШУЙСКИЙ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

Великому Государю, не слушать, а вести сыск всякими розысками тщательно и ставить лицом к лицу, чтобы православное христианство безвинно не гибло. А [если] кто кого ложно обвинит, и, сыскав, того наказать, смотря по вине его. И если он обвинил без основания, то пусть себя признает виновным^. На том на всем, что в сей записи написано, я, Царь и Великий князь, целую крест всем православным христианам, что мне, их жалуя, судить истинным праведным судом и без вины никого опале не подвергать, и недругам никого по неправде не отдавать и от всякого насилия оберегать. [...].— Пер. Л. Н. Смольниковой.

Печатается по: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук.— Т. 2.— СПб., 1836.— С. 102.

==266


ГРАМОТА

БОЯРИНА КНЯЗЯ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА МСТИСЛАВСКОГО С ТОВАРИЩАМИ В КАЗАНЬ ОБ ИЗБРАНИИ ЦАРЕМ КОРОЛЕВИЧА ВЛАДИСЛАВА (30 АВГУСТА 1610 г.)

Грамота отражает политические идеи, которые появились в обстановке, сложившейся вскоре после того, как был свергнут Василий Шуйский, русским царем был провозглашен Владислав — сын польского короля Сигизмунда III — и распался находившийся в 1608—1610гг. в подмосковном селе Тушино лагерь Лжедмитрия II.

В 1609 г. русские бояре, дворяне и дьяки, находившиеся в тушинском лагере и отказавшие в поддержке Лжедмитрию II, пришли к мысли пригласить на московский престол королевича Владислава. В Польшу направилось посольство во главе с боярином М. Г. Салтыковым, которое заключило 4 февраля 1610г. договор об условиях признания московским царем королевича Владислава. По справедливому мнению В. О. Ключевского, «ни в одном акте Смутного времени русская политическая мысль не достигает такого напряжения», как в этом документе. Договор устанавливает порядок высшего управления государством, впервые разграничивая политическую компетенцию Земского собора и Боярской думы; формулирует права разных сословий, ограждает личную свободу подданных от произвола власти полнее и настойчивее, чем в обязательствах царя Василия Шуйского. В договоре впервые сама идея личных прав, мало заметная на Руси прежде, получила «несколько определенные очертания». Помимо положений, содержавшихся еще в обязательствах Василия Шуйского (о суде по закону, о том, что никто не должен наказываться без суда, о нераспространении ответственности за вину политического преступника на членов его семьи и родственников), в договор от 4 февраля 1610 г. вводятся два совершенно новых: о возвышении незнатных людей по заслугам и о разрешении свободно ездить в христианские страны учиться. Ключевский справедливо оценил

==267


ГРАМОТА ФЕДОРА МСТИСЛАВСКОГО

договор от 4 февраля 1610 г. как «целый основной закон конституционной монархии», назвав его одновременно консервативным, настойчиво оберегающим старину. Действительно, в договоре много ссылок на то, что следует оберегать московский обычай, делать все так, как было при прежних московских государях. Однако эта консервативность, разумеется, не снижает ценности содержащихся в документе прогрессивных идей для развития русской политической мысли.

Идею избрания на московский престол королевича Владислава решила поддержать высшая московская знать во главе с Ф. И. Мстиславским, происходившим из знатного рода Гедиминовичей. Еще после смерти царя Федора Ивановича в 1598 г. Мстиславский был среди претендентов на царский престол. После свержения Шуйского Мстиславский возглавил Семибоярщину (Боярскую думу, в которую входили семь бояр: Ф. И. Мстиславский, И. М. Воротынский, А. В. Трубецкой, А. В. Голицын, Б. М. Лыков, И. Н. Романов, Ф. И. Шереметев). Бояре исходили из решения не избирать царем никого из русских родов, полагая, что царь из чужого народа, но царского происхождения предотвратит раздоры на Руси. 17 августа 1610г. был подписан договор об избрании королевича Владислава на московский престол. В этом документе некоторые статьи договора от 4 февраля 1610 г. опущены: статьи о возвышении незнатных людей по заслугам, о праве выезжать ради науки в другие христианские государства и др. Изгнание из Москвы осенью 1612 г. вошедших туда на основании договора от 17 августа польских войск и избрание 21 февраля 1613 г. царем Михаила Романова свели к нулю практическое значение указанных московских договоров, содержащих многообещающие для политического прогресса русского общества идеи.

Господам Василию Петровичу, Богдану Яковлевичу, Никанору Михайловичу, Степану Яковлевичу, главам, дворянам, детям боярским, сотникам, стрельцам, казакам, иноземцам, всяким служилым людям, купцам, торговым людям и всем казанским жителям бояре Московского государства, князь Федор Иванович Мстиславский с товарищами, окольничие, дворяне, думные дьяки, стольники, дворяне, стряпчие. жители, головы стрелецкие и дворяне из городов, приказные люди, дети боярские, купцы, торговые люди, стрельцы, каза-

==268


ГРАМОТА ФЕДОРА МСТИСЛАВСКОГО

ки, пушкари и всех чинов служилые люди и жильцы челом бьют. 29 июля писали мы вам, что, по нашему челобитью, Государь Царь и Великий князь всея Руси Василий Иванович, оставя царство, постригся в монахи и живет в Чудове монастыре. И нам бы всем православным христианам, видя разорение православной христианской веры, осквернение святых божьих церквей, поругание святых чудотворных мощей, разлитие неповинной христианской крови, отцов своих, матерей, сестер, жен и детей, в плен ведомых, из истинной христианской веры в латинскую, в лютеранскую и в бусурманскую скверную веру в неволе обращенных, всем Московским государством соединиться и избрать на Российское царство Государем, кого Бог даст. И 31 июля писали нам из Можайска: воевода Киевский, гетман короны Польской, староста Рогатинский и Каменецкий и Кополуцкий Станислав Станиславович Жолтовский', боярин и воевода Иван Михайлович Салтыков и острожские сидельцы, воевода Григорий Валуев, главы писцов, дворяне, дети боярские, стрельцы, казаки, всякие служилые люди, чтобы нам бить челом Сигизмунду, королю Польскому и великому князю Литовскому, и [просить] на Московское государство сына его, королевича Владислава. И прислали нам грамоту с королевской подписью и печатью, о,чем договор был и присягал король боярину Михаилу Глебовичу Салтыкову с товарищами. А также прислали запись, о чем был договор и в чем целовал крест гетман Станислав Желтовский в Цареве Займище воеводам Федору Елецкому и Григорию Валуеву и всем ратным людям. А в королевской грамоте и в гетманской записи написано, что когда королевич будет на [Русском] государстве, [то] нашей истинной православной христианской веры он не будет разорять, городов от Московского государства отделять, вотчин, дворов, имущества у нас отнимать и без сыска никому никакого вреда делать. По этому доброму делу о договоре собрались с гетманом Станиславом Станиславовичем Желтовским мы, бояре: князь Федор Иванович Мстиславский, князь Василий Васильевич Голицын, Федор Иванович Шереметев, окольничий князь Данила Мезецкий, думные дьяки Василий Телепнев, Томило Луговской. Решили, утвердили и крест с обеих сторон целовали мы, бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки, стольники, стряпчие, дворяне, жители, стрелецкие головы, дворяне из городов, приказные люди, дети боярские, купцы, торговые люди, стрельцы, казаки, пушкари и всех чинов служилые люди и жители в том, чтобы нам служить честно и открыто Государю своему королевичу Владиславу и его детям, которых ему. Государю,

==269


ГРАМОТА ФЕДОРА МСТИСЛАВСКОГО

впредь Бог даст. А кроме его из Московского государства и из других государств на Московское государство государем никого не хотеть. И 26 августа мы, бояре и всего Московского государства всякие люди, поговорив с гетманом Станиславом Станиславовичем Желтовским и со всем рыцарством, ходили со многими людьми и с нарядом в воровские таборы2. И литовские люди — Ян Сапега с товарищами, и русские люди — бояре князь Михаил Туренин, князь Федор Долгоруков, и воровские советники — князь Алексей Сицкой, Александр Нагой, Григорий Сунбулов, Федор Плещеев, князь Федор Засекин, дьяк Петр Третьяков, и всякие служилые и неслужилые люди пришли с повинной к Государю королевичу, и крест ему русские люди целовали, а литовские — присягали. А вор, который называл себя царевичем Дмитрием, со многими своими советниками ночной порой убежал. И вам бы со всеми людьми на той записи Государю Владиславу королевичу крест целовать и князей, мурз, татар служилых к клятве привести. А когда крест поцелуете и татар к клятве приведете, вам бы о том нам отписать и всяких людей: из татар, из чувашей, из черемисов, из вотяков прислать к Москве по сколько человек угодно, а отписку велеть отдать. И тем людям явиться в приказ Казанского и Мещерского дворца к Ивану Никитичу Салтыкову и к дьякам Алексею Шатилову и Семейке Евфимьеву. А на которой записи мы Государю королевичу крест целовали, мы вам с той записи послали список под сей грамотой. А татарам, чувашам и черемисам Казанского уезда во все города Казанские посланы от нас грамоты на татарском языке. И мы те грамоты послали вам в Казань. И вы бы их казанским татарам отдали сами, а по городам разослали, с какими людьми следует. Татар бы вам при клятве обязательно государевым жалованием обнадеживать во всем, а список с татарской грамотой мы вам послали. А о воре бы вам наказ крепкий сделать, чтобы его схватили. А если объявится, то вам бы обязательно употребить разные меры, чтобы его схватить. И тем бы нам, великому государю царю и великому князю всея Руси Владиславу Сигизмундовичу службу свою доказать. А гетман Желтовский и все полковники и ротмистры целовали крест королю Сигизмунду и королевичу Владиславу Сигизмундовичу за великое государство, за корону польскую и за великое княжество Литовское и за себя в том, чтобы венчаться королевичу Владиславу Сигизмундовичу на Владимирское и на Московское и на все великие православные государства Российского царства3 царским венцом и диадемой у святейшего патриарха Гермогена Мо-

К оглавлению

==270


ГРАМОТА ФЕДОРА МСТИСЛАВСКОГО

сковского и всея Руси и у всего освященного собора по прежнему обычаю и по достоинству, как прежние великие государи венчались. Будучи на Московском государстве, церкви Божьи в Москве и во всех городах и в селах во всем Московском государстве он будет чтить и украшать по прежнему обычаю и от разорения всякого оберегать, и святым Божьим иконам и Пречистой Богородицы и всех святых, и чудотворным мощам поклоняться и почитать их. И всем православным христианам быть в православной христианской вере по-прежнему. А римскую веру и иные разные веры не вводить, и костелов и иных вер молебных храмов в Московском государстве и в городах и в селах нигде не ставить, чтобы святая православная христианская греческого закона вера] имела свою целость и красоту по-прежнему. Российского государства людей православных христиан из Греческой веры [ни] в Римскую и ни в какую иную веру не уводить никакими действиями. Евреям в Российское государство с торгом и ни с какими делами не ездить. В духовные святительские дела не вмешиваться и иных вер, кроме Греческой веры, в духовный чин не поставлять. А что дано по Церквам Божьим и по монастырям вотчин, угодий и казны, что шло туда ружного4 хлеба и денег, то того у церкви и у монастырей не отнимать, и церковных всяких и монастырских чинов ни в чем не притеснять. Быть всему попрежнему. Всякие ружные оброки церковные и монастырские, которые прежде из государевой казны давались, все давать по-прежнему из государской казны, милости ради Великого Бога. Церквам и монастырям всякой дани прибавлять. Боярам, окольничим, дворянам, стольникам, стряпчим, дьякам и приказным всяким людям во всех приказах, во всяких государевых и земских судебных делах, и в городах воеводам, дьякам, всяким приказным людям и всяким чинам быть по-прежнему, как велось в Московском государстве при прежних великих государях. А польским и литовским людям в Москве ни в каких земских судебных делах и в городах в воеводах и в приказных людях не быть, и в наместничество и староство городов польским и литовским людям не давать. Также Московского государства бояр, окольничих, думных дворян и дьяков, стольников, дворян, стряпчих, дьяков, жителей и дворян из городов, стрелецких голов, всяких приказных людей, детей боярских, купцов и торговых людей, стрельцов, казаков, пушкарей и всяких чинов служилых и жителей Российского государства держать Государю всех по достоинству в чести, жаловать и миловать, как было при прежних великих государях. И прежних обычаев и чинов, 27"1

==271


ГРАМОТА ФЕДОРА МСТИСЛАВСКОГО

которые были в Московском государстве, не переменять. Московских княжеских и боярских родов' в отчестве и в чести не притеснять и не понижать. А жалованье денежное, оброки, поместья и вотчины, кто имел до сих пор, иметь по-прежнему. Родительских вотчин ни у кого не отнимать. И впредь всяких людей Российского государства жаловать, смотря по службе, кто чего достоин. Иноземцев всяких, которые выезжали из разных государств к прежним Московским государям, жаловать по-прежнему, оброков, поместий, вотчин у них не отнимать. И четвертное жалованье давать из четверти на каждый год по прежнему обычаю. А дворяне и дети боярские, которые царское жалованье получают с городов, то тем жалованье давать, как прежде это было при прежних государях. В Москве и городах ружникам и оброчникам, которым при прежних великих государях для их службы жалованье давали, то тем давать жалованье денежное и хлебное из казны Государя по-прежнему в Москве и в городах. А суду быть и совершаться по прежнему обычаю и по Судебнику Российского государства. А если захотят в чем дополнить, чтобы укрепить суды, то Государю это позволить с думой бояр и всей земли, чтобы было все праведно. А Сигизмунду, королю Польскому и великому князю Литовскому, и его государствам, короне Польской и великому княжеству Литовскому, быть с великим Государем королевичем Владиславом Сигизмундовичем и со всеми государствами Российскими в мире, в дружбе, в любви навеки нерушимо. А государствам обоим быть в союзе и стоять против всех своих недругов обоими государствами вместе. И между собой брани и войны не начинать никакими делами и замыслами, и ни засылкой. Насилия никакого и убийства людей Московского государства не совершать. Дворов, имущества и ничего другого у всяких людей не отнимать. А кто виновен будет, несмотря на чин, и наказания будет достоин в государственных и земских делах, того по вине его наказать, осудив прежде с боярами и с думными людьми. А жен, детей и братьев, которые того преступления не совершали, и о нем не знали и его не хотели, — тех не наказывать, а быть им во всем по-прежнему. И вотчин, и поместий, и имущества, и дворов у них не отнимать. А не установив вины и не осудив судом всех бояр, никого не наказывать, и чести ни у кого не отнимать, и в заточенье не отсылать. А кто бездетным умрет, то все то, что останется, отдать ближним его или кому он прикажет. А все то делать Государю по решению и совету бояр и всех думных людей. А без думы и решения таких дел не совершать. А которые дворяне, дети боярские, стрельцы,

==272


ГРАМОТА ФЕДОРА МСТИСЛАВСКОГО

казаки, пушкари, всякие служилые и неслужилые люди, дворянские и детей боярских, стрельцов, казаков, пушкарей, всяких служилых и неслужилых людей матери, сестры, жены, дети и всякие люди Российского государства, мужского пола и женского, в нынешнюю смуту при бывшем царе Василии взяты в полон в Польшу и в Литву, то тех, сыскав, от мала и до велика, отдать Московскому государству без выкупа. А доходы государевы с городов, с волостей, а также с кабаков и с тамги деньги и всякие доходы собирать по-прежнему, как было при прежних великих государях. А сверх прежних обычаев, не поговорив с боярами, ничего не прибавлять. А которые юрода от войны запустели, то в те города и уезды послать для описания и осмотра, много ли чего убыло. Доходы велеть собрать с живущего по описи и по дозору. А на опустошенные вотчины и поместья дать льготы, посоветовавшись с боярами. А купцам Московского государства во всех городах в Польше и в Литве, а польским и литовским купцам в Московском государстве торговать свободно попрежнему. И тамгу в Московском государстве, и в Польше, и в Литве велеть брать по прежнему обычаю, как брали прежде. А вымогательства и насилия с обеих сторон торговым людям не делать. Торговым и пашенным крестьянам в Литву из Руси и из Литвы на Русь выходу не быть, также и на Руси между собой крестьянам выходу не быть. А города Московского государства, в которых ныне польские и литовские люди, и те, что у вора, освободить для Московского государства по-прежнему. И против вора стоять и биться с ним и вести военные действия против него быстро. А пана Сапегу с польскими и литовскими людьми от того вора отделить, чтобы крови христианской не проливали, и на земле бы тишина была. А Марину Мнишек, что была за убитым расстригой Гришкой Отрепьевым и с нынешним вором по Московскому государству ходит, Государыней Московской не называть и смуты никакой впредь в Московском государстве не делать, а отвезти ее в Польшу. Для удостоверения записи гетман Станислав Станиславович Желтовский печать свою приложил и подпись [поставил], также полковники и ротмистры подписали. Писано в Москве, 1610 года, августа 30-го.— Пер. Л. Н. Смольниковой.

Печатается по: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. — Т. 2. — СПб., 1836. — С. 280 — 284.

==273


ГРАМОТА ФЕДОРА МСТИСЛАВСКОГО

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Так в оригинале. Но речь идет определенно о Станиславе Жолкевича

2. «Под православнми государствами Российского.царства» следует понимать бывшие княжества, присоединенные к Московскому государству и перечисленные в царском титуле

3. Лжедмирия II называли «Тушинским вором» и соответственно его лагерь –«воровским табором»

4. Ружный – относящийся к руге. (т.е. к средствам, отпускаемым на содержание церковного причта).

==274


ГРАМОТА

ВОЕВОДЫ КНЯЗЯ ПОЖАРСКОГО С ТОВАРИЩАМИ И ВСЕХ РАТНЫХ ЛЮДЕЙ ИЗ ЯРОСЛАВЛЯ К ВЫЧЕГОДЦАМ (АПРЕЛЬ 1612)

Поводом для написания грамоты стали события, связанные с появлением в марте 1612 г. в крепости Ивангород, построенной Иваном III напротив Нарвы, последнего самозванца, провозгласившего себя царевичем Дмитрием (в грамоте он именуется «злодеем Сидоркой»), с формированием второго земского ополчения во главе с Кузьмой Мининым (?—1616) и князем Д.М.Пожарским (1578—1642) и образованием в Ярославле «совета всея земли», выполнявшего функции правительства. Основная идея грамоты — необходимость созыва Земского собора для выборов нового царя, без которого невозможно решать великие государственные и земские дела.

[...] Вам, господа, желаем, помня Бога и свою православную христианскую веру, обсудить с разными людьми на общем совете, как нам при нынешнем совершенно полном разорении не оказаться в положении не имеющими государя. Чтобы нам по совету всего государства выбрать общим советом того Государем, кого нам милосердный Бог по истинному Своему человеколюбию даст. Чтобы на длительное время от таких случающихся несчастий без Государя Московское государство не погибло. Сами вы, господа, все знаете, как нам ныне трудно без Государя против общих врагов: польских, литовских и немецких, а также русских злодеев, которые новое кровопролитие в государстве начинают, стоять? И как нам без Государя о великих государственных и земских делах с соседними государями ссылаться? И как государству нашему впредь быть сильным и нерушимым? И по общему своему совету соизволили бы вы прислать к нам в Ярославль разных чинов человека по два и с ними свой совет, как поступить, написали бы собственноручно. Да написали бы, господа, вы в полки под Москвой к боярам и ко всяким служилым людям, чтобы они от злодея

27?

==275


ГРАМОТА ДМИТРИЯ ПОЖАРСКОГО

Сидорки ушли и с нами, и со всей землей этим вражды не делали, и кровопролития в государстве не начинали, и чтобы были по-прежнему в единстве с нами, и под Москвой бы стояли неотступно. А прислали бы, господа, вы людей для Земского совета к нам в скором времени, чтобы молить нам всем всемилостивого Бога о том, как нам, православным христианам, быть в любви и в свете без желания причинить зло друг другу. Да по милости всемогущего Бога, по Его милосердному, не поддающемуся описанию, покровительству в Нижнем Новгороде купцы и все крестьяне и ремесленники, проявляя усердие к Богу по православной христианской вере, не жалея своего имения, дворян и детей боярских из Смоленска и других многих городов наделили щедрым денежным жалованьем и тем Московскому государству и всему православному Христианству великую, не поддающуюся описанию, помощь оказали. А которые, господа, деньги были в Нижнем в сборе от всяких доходов, и те деньги розданы дворянам и детям боярским, и всяким ратным людям. И ныне, господа, из всех городов приезжают к нам стольники, и стряпчие, и дворяне, и дети боярские, и всяких чинов люди. Просят о денежном жалованье, а дать им нечего. И вам, господа, помня о Боге, за православную христианскую веру стойко и постоянно объединяясь, денежную казну, что в Соли Вычегодской собрана, прислать к нам в Ярославль ратным людям для жалованья. Чтобы нам всем вместе за свою. веру и за отечество против врагов своих неусыпно стоять» Да проявить бы вам усердие, господа, и пожелать купцам и посадским людям распределить между собой, что кому из них дать на помощь ратным людям. И тем бы вам о всей земле истинную справедливость и заботу проявить. И, собрав пожертвования, те деньги прислать к нам в Ярославль тотчас. А то, господа, вам самим известно, что в Москве сделали с купцами и со всеми торговыми людьми за их имущество поляки и литовцы. От такого злого, лютого нашествия избави Бог всех православных христиан. А послали, господа, мы к вам от всей земли с этой грамотой дворян разных городов: Кондратия Алексеевича Недовескова да ярославца посадского человека Алферия Шубникова. Написано в Ярославле 1612г. апреля в 7 день. [...].— Пер. Л. Н. Смольниковой.

Печатается по: Галахов А. Историческая хрестоматия церковнославянского и русского языка.—T.I.—M., 1848.—С. 393—394.

==276


00.htm - glava20







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 525. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия