Екатерина II алексеевна(1729—1796) — российская императрица (с 1762 г.). Происходила из немецкого княжеского рода. В 1744 г. прибыла в Россию, приняла православие. В 1745 г. выдана замуж за наследника российского престола, будущего Петра III. Сыграла большую роль в утверждении в России идеологии «просвещенного абсолютизма». Была хорошо знакома с работами французских просветителей, в том числе со знаменитой энциклопедией Дидро и Даламбера. На протяжении 15 лет вела переписку с Вольтером. Екатерина II выступила продолжательницей дела Петра I в реформировании российского общества. Особенно много внимания уделяла совершенствованию законодательства. В 1767 г. в Москве была созвана «Комиссия о составлении проекта нового уложения». Специально для этой комиссии императрица написала «Наказ», которым должны были руководствоваться ее члены в своей деятельности. «Наказ» был проникнут духом французской просветительской мысли XVIII в., особенно чувствуется влияние «Духа законов» Монтескье и «О преступлениях и наказаниях» Беккариа. Он отличается смелостью высказанных в нем мыслей. Императрица не имела намерения воплотить «Наказ» в жизнь в том смысле, чтобы перестраивать согласно его идеям основы государства. Более того, наиболее пригодной для России формой правления она полагала самодержавие, когда дух государя имеет превосходство над законом. Подавление пугачевского восстания определило поворот в политике и политических взглядах Екатерины II в сторону укрепления самодержавно-крепостнического строя, подавления инакомыслия. ==441 ЕКАТЕРИНА II ВЕЛИКАЯ ПЕРЕПИСКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ И ГОСПОДИНА ВОЛЬТЕРА, продолжавшаяся с 1763 по 1778 год ЕКАТЕРИНА Письмо 49. От Императрицы. 9/20 Августа....] Смешно очень уверяют Турок, что Мы не можем выдержать войны долгое время. Естьлиб сих людей не ослепляла страсть, то как бы они могли забыть, что ПЕТР Великий, не доведши своего Государства до крайности, выдерживал в продолжение тридцати лет войну то против сих самих Турок, то против Шведов, то против Поляков, то против Персиян? Но на против Россия оставалась всегда после каждой войны в лучшем состоянии, нежели до вступления в оную находилась; самыя те войны приводили трудолюбие в движение. Каждая из них раждала какой ни будь новый источник, который придавал живость торговле и обращению денег. [...] ЕКАТЕРИНА Письмо 87. От Императрицы. 22 Июля/3 Августа...] Россия соделается чрез сию войну известною; познают, что сей Народ неутомим и что между ними обретаются Мужи со всеми превозходнейшими дарованиями, потребными на образование ироев; усмотрят, что Россия не имеет недостатки в собственных пособиях; но на против в состоянии себя защищать и тех с жестокостию поражать, кто учинит на нее без причины нападение. [...] Печатается по: Переписка Российской Императрицы Екатерины и господина Вольтера, продолжавшаяся с ]763 по 1778 год.—Ч. 1.—М., 1803 Ο. 133—134; Переписка Российской императрицы Екатерины Вторыя с г. Волтером.—Ч. II.—В СанктПетербурге при Императорской Академии, 1802 года.—С. 13. ==442 Золотницкий владимир Трофимович (1741 —?) — философ, писатель. Родился в Киевской губернии, учился в Киевском и Московском университетах на философском факультете. Был учителем в Сухопутном кадетском корпусе, затем переводчиком в Московской камер-коллегии. В 1771 г. перешел на военную службу и умер полковником Днепровского инженерного полка. Идейное наследие не очень известного в свое время писателя-философа, обществоведа и правоведа Золотницкого представляет тем не менее немалый интерес для истории отечественной политической мысли. Заслуга его состоит прежде всего в том, что он попытался согласовать антиавторитарную по генезису и сущности новоевропейскую теорию естественного права с принципами российского самодержавия. Отождествив «естественные» законы с законами «божественными», Золотницкий сделал вывод о том, что все гражданские законы от разумных и богом данных монархов так же божественны, как и законы церковные, от «мужей наполненных природным и откровенным разумом». Правда, в других случаях Золотницкий писал лишь о сходстве законов, издаваемых государями, с божественными определениями. По мнению Золотницкого, монархия, в которой способ правления определен «основательными законами», является монархией ограниченной в отличие от «совершенной» монархии, управляемой государем по его единственной воле. Но такое «ограничение» способа правления не означает, что при этом монарх каким-то образом зависит от подданных. Хотя истолкование Золотницким теории естественного права было весьма неадекватным, ему удалось приспособить ее к российской действительности в большем объеме, чем его российским предшественникам. Потенциально опасным для самодержавного принципа являлось утверждение Золотницкого о том, что права и обязанности государей происходят из явного или неявного договора с подданными. ==443
|