Студопедия — ПОЛЕНОВ АЛЕКСЕЙЯКОВЛЕВИЧ. данною ему от другого землею располагать по произволению; довольно, ежели он ею может невозбранно и беспрепятственно пользоваться и от того себе получить
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОЛЕНОВ АЛЕКСЕЙЯКОВЛЕВИЧ. данною ему от другого землею располагать по произволению; довольно, ежели он ею может невозбранно и беспрепятственно пользоваться и от того себе получить






данною ему от другого землею располагать по произволению; довольно, ежели он ею может невозбранно и беспрепятственно пользоваться и от того себе получить пропитание. Для сей причины не дозволяется ему, под каким бы видом он не хотел сие сделать, продавать свою землю или дарить, или закладывать, или разделять между многими детьми, но по смерти отца один из сынов будет оною владеть; таким образом помещик всегда удержит свое право, а крестьянин свободно будет пользоваться дозволенными ему выгодами.

Понеже может случиться, что по размножении семей не будет в деревне доставать земли на прокормление, то в таком случае немедленно принимать надлежащие меры; в рассуждении государевых крестьян никакого в сем опасаться недостатка недолжно, но как скоро примечено будет, что все земли их не могут прокормить, то, предупреждая всегда бедственный сей недостаток, немедленно вывесть с прежнего места несколько семей и поселить на пустом месте, а разразнивать семьи или брать одних холостых не должно. [...]

Должно также взять в рассуждение, что пребывание деревенских жителей по городам весьма много вредит земледелию; ибо, от чего мог бы иметь себе честное пропитание гражданин, тем пользуется крестьянин, а между тем земледелие, самое нужное, самое прибыточное для всякого общества богатство, в конечном остается запущении, не упоминая, что крестьяне очень портятся от городского своевольства и роскошей, привыкают к праздности и делают себя неспособными к понесению деревенских трудов; для того всеми силами стараться их от того воздерживать и строго принуждать, чтобы они жили по своему назначению.

Я знаю, что у нас нет среднего состояния, и по выслании из городов крестьян могут оказаться великие недостатки; потому не без труда ввести в обществе столь важную перемену; однако ежели подумать надлежащим образом, то скоро мы сыщем способных к тому людей*. Премудрый госу-

Мы имеем по городам множество ремесленных людей на государевом содержании. Отпустя всех сих людей на волю и учиня им на первый случай некоторое вспоможение, можно завести многочисленное мещанство и, дав им приличные по примеру других европейских народов вольности, возбудить к трудолюбию. Другие народы, рассуждая по качествам их земель, во многом нам уступить должны; однако, несмотря на то, мы видим, что они нас во всем почти превосходят: из ничего, так сказать, делают они чудеса. Учредив таким образом, мы вскоре равное увидим: города будут населены достаточными и полезными обществу жителями, красота их преумножится великолепными зданиями; государевы доходы возрастут

Ϊ-

==474


ПОЛЕНОВ АЛЕКСЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ

дарь, просвещенный министр скоро найдут средство к уничтожению встречающихся им препятствий; одни только слабые души, ходящие во всегдашней тьме невежества, рассуждая по малой обширности своего света, почитают за невозможность в искоренении застарелых предрассуждений открыть себе чистую дорогу. Великий дух, возвышая себя перед другими, стремительным оком обозревает всю связь общественного здания и, без труда открывая начало, приращение и довершение бывающих в моральном свете явлений, имеет довольно сил или к остановлению, или к отвращению, или преумножению их течения и скорости.

О СОБСТВЕННОСТИ В ДВИЖИМОМ ИМЕНИИ

[...] Что касается до движимого имения, состоящего в скоте и получаемых от земледелия плодах, то я думаю, что крестьянам в рассуждении его должно дать полную власть и волю. [...]

Сверх сего неотменно требуется определить для крестьян и другие промыслы, так чтобы сии промыслы, имея всегда некоторое с земледелием сходство, от оного их не отвлекали, но единственно дабы крестьяне при помощи их могли и себя и других снабдевать. Для сего можно назначить известные дни, например каждое воскресенье, в которое крестьяне могут приезжать в город для продажи своих товаров. [...]

ПРЕДПИСАНИЕ ПОСТОЯННЫХ СЛУЖЕБ И ПОДАТЕЙ ГОСУДАРЮ И ГОСПОДИНУ

[...] В рассуждении налогов с великим благоразумием поступать надлежит. Наибольшая состоит в сем трудность, что их неможно точно определить, так чтобы они равны были, глядя на различное положение стран и происходящее от того неравное в имении содержание, чего ради самое наилучшее, по моему мнению, в учреждении податей средство нахожу я в установлении десятой или другой какой части со всех от земледелия происходящих плодов. В рассуждении денежного сбора вообще можно сказать, что, чем сильнее богатеет народ, тем больше можно сбирать подати, и ежели мы сыщем настоящее содержание между налогом

несравненно; науки, художества и купечество придут в цветущее состояние, и всякий по справедливости тогда, не отягчая притом нимало общества, будет себя почитать благополучным.

4Î5

==475


ПОЛЕНОВ АЛЕКСЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ

и народным богатством, тогда они праведны, и никто не может жаловаться. Требуемые от крестьян в пользу господина службы можно учредить таким образом, чтобы крестьянин один день работал на своего господина, а в прочие

на себя.

Предписание постоянных, для прекращения грабительств и разорений, податей и служеб неотменно нужно; ибо такое учреждение немало защитит крестьян от наглостей их помещиков, которые их без всякой пощады и милосердия мучат, отнимая все то, что им в глаза попадется; и чрез то приводят в несказанную бедность, от которой они никогда не

в состоянии избавиться.

Во время наводнения, скотского падежа, недорода хлеба и в прочих случиться могущих несчастиях крестьянам для их поправления неотменно нужно помогать или деньгами, или отпущением на некоторое время податей, который убыток по исправлении своем могут они наградить. [...]

О УЧРЕЖДЕНИИ КРЕСТЬЯНСКИХ СУДОВ

[...] Обиды могут произойти или крестьянину от крестьянина или от господина. В сих случаях думаю я поступить таким образом, чтобы, смотря по важности обиды, учреждать приличные суды, дабы лишних волокит и издержек крестьянам не было. На такой конец дозволить крестьянам выбирать между собою старосту и, придав ему три или четыре человека, представить их на подтверждение своему

господину.

Сии деревенские судьи* должны решать самые маловажные дела, как, например, словесные обиды, драки, малые тяжбы и проч. А что касается до важных между собою или с господином ссор, то учредить для того высшие крестьянские суды ** под начальством таких людей, которых бы искусство и знание российских законов не было подвержено никакому сумнению, и поручить им рассматривать и решать происходящие между крестьянами и господами важные спор-

Неотменно требуется, смотря по простоте и незнанию' крестьян, сочинить краткий регламент, который бы содержал в себе все, до их должности принадлежащее, и описать обстоятельно, какие дела до их управления надлежит и какое для виновных должны они определять

наказание.

* Сии высшие суды также должны снабдены быть хорошими инструкциями, дабы богатый бедному, сильный немощному предпочтены не были, но каждый по заслугам своим получил бы достойное воздаяние.

==476


ПОЛЕНОВ АЛЕКСЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ

ные дела. В случае неудовольствия и неправого решения быть для апелляции земским судам из окольничных дворян, к коим для большей исправности и порядка определять знающих права людей, которые единственно должны по требованию давать свое мнение и совет, дабы ничего служащего к нарушению закона произойти не могло, но все бы отправлялось по предписанию правосудия. Сие все разумеется о гражданских судах, ибо криминальные не подлежат сим судам.

КАКИЕ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ СЕЙ ПЕРЕМЕНЕ УПОТРЕБЛЯТЬ

Остается теперь сказать, какую должно принять предосторожность в рассуждении столь важной перемены. [...]

[...] Прежде нежели можно что начать в рассуждении сей перемены, то я за полезное признаю приготовить наперед крестьян чрез воспитание, под предводительством благонравных церковников производиться имеющее; по учинении чего с надлежащей точностию, во-1-х, должно, зачав для показания примера дворянству с дворцовых и государственных крестьян, из которых награждать сими выгодами только рачительных и добрых крестьян, а ленивых и злонравных до сих преимуществ не допускать; но, дав время к исправлению, увещевать возможным образом, дабы отвратить от худой жизни, и для большего поощрения предлагать им те же выгоды, ежели только исправятся.

По утверждении сего великого учреждения, дабы тем больше возбудить к трудолюбию, можно дозволить богатым крестьянам записываться в мещанство, не просто, но с некоторыми договорами, дабы воспрепятствовать конечное запустение деревень. Для того смотреть накрепко, в состоянии ли такой крестьянин купить себе в городе двор; имеет ли довольное число денег на раззавод и может ли заплатить государю или господину уложенное за каждую душу, которую с собою из деревни выведет. Ежели он на все сие имеет денег, тогда можно ему дозволить переменить свое жилище и состояние.

Дворянство, до которого особливо касается сие дело, нимало к сему не принуждать; ибо каждый из них, будучи убежден собственною пользою, с доброй воли согласится ввести у себя такие учреждения, которые, не причиняя ему ни малейшего вреда, служат к благополучию таких людей, 47"?

==477


ПОЛЕНОВ АЛЕКСЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ

о сохранении которых человеколюбие и собственная его польза повелевают ему прилагать всевозможное старание.

[...] ^________________

Печатается по: Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века.— Т. П.— М.: Гос изд-во полит, лит-ры, 1952.— С. 7—29.

==478


тредиаковский василий кириллович

(1703—1768) — поэт, филолог, академик Петербургской Академии наук (1745— 1759), родился в семье астраханского священника, окончил московскую Славяно-греко-латинскую академию. В 1727—1730гг. жил за границей, в Париже, учился в Сорбонне. С 1732 г. служил переводчиком в Академии наук. С 1749г.—профессор элоквенции (ораторского искусства). В 1759 г. вышел в отставку.

В истории отечественной политической мысли Тредиаковский занимает особое место. Он — переводчик с французского очень популярного в XVIII в. трактата неизвестного автора «Истинная политика знатных и благородных господ» (издания 1737, 1745, 1765, 1787гг.). В этом трактате автор изложил «правила» поведения граждан в государствах с различным политическим строем, перемежая их с моральными правилами в духе господствовавшей со средневековья неразграниченности политики и морали.

Тредиаковский первым из русских включил в отечественную мысль политику как отдельную философскую науку — «философию гражданскую», обозначил ее составные части, в том числе «рассуждения» о формах правления и прерогативах высшей власти. Свою монархическую позицию Тредиаковский излагал в духе «просвещенного абсолютизма». Его перу принадлежит переложение в стихотворной форме романа французского писателя, бывшего архиепископа, отлученного от церкви, Фенелона — «Приключения Телемака», в котором власти усматривали критику системы правления Людовика XIV.

==479


ТРЕДИАКОВСКИЙ ВАСИЛИЙ КИРИЛЛОВИЧ

ПИСЬМО К ПРИЯТЕЛЮ О НЫНЕШНЕЙ ПОЛЬЗЕ ГРАЖДАНСТВУ ОТ ПОЭЗИИ

Государь мой!

Давно уже вам, уповаю, известно, что употребление Стихов и Стихотворения весьма отдаленные, и преглубокие есть древности; что важная их должность, в тогдашнем человеческом Обществе, заслужила им у всех высокое почтение, и что Народам, кои наилучший успех пред прочими в них имели, приобрели они крайнее прославление. Подлинно, отменным сим родом Красноречия, Древность описывала храбрые и славные дела великих людей, наставляла к добродетели, и человеческие исправляла нравы. Философические предлагала догматы, полагала уставы к получению от правосудия как истинного благополучия, так и спокойного сожития, записывала прошедшие бытия и достопамятные приключения, утверждала тайны, ныне смеха и мерзости достойные, тогда ж благоговейного страха и крайней чести удостоявшиеся, языческие мнимые богословия: а в Еврейском народе и самому истинному Богу молитвы приносила, благодарения воздавала, честь воссылала, славу и должные хвалы восписывала.

Сия многодельная должность Стихов в Древности, и получаемая тогда от них несказанная польза, была бив наши времена равной важности, и столького же почтения, ежели б ныне не отняты у Поэзии были все оные столь высокие преимущества, наши веки, довольствуясь другим родом Краснословия, все то описывают, записывают, уставляют, утверждают, прославляют, и украшают речью, данною нам с самого начала нашего выговора, именно ж Прозою: а Стихам отдали только Оды, Трагедии, Комедии, Сатиры, Элегии, Эклоги, Басни, Песенки, краткие Эпиграммы, и кратчайшие тех при Эмблемах Леммы. Ясно вам видеть можно, Государь мой, что прежде Стихи были нужное и полезное дело; а ныне утешная и веселая забава, да к тому ж плод богатого мечтания к заслужению не того вещественного награждения, которое есть нужно к препровождению жизни, но такова воздаяния, кое часто есть пустая и скоро забываемая похвала и слава.

Правда, и ныне еще в самых Политичных Народах, знатные деяния прославившихся Монархом и Полководцем, описывают Стихами; а род сей Стихотворения называется

К оглавлению

==480


ТРЕДИАКОВСКИЙ ВАСИЛИЙ КИРИЛЛОВИЧ

Эпическим и Героическим. Сие самое есть сильным побуждением к описанию жития, дел, глубокого и острого ума, добродетельных нравов и Христианских добродетелей, несравненного в древности имения, переселенного от нас, по неиспытанным Судьбам, но с несказанною нашею горестью, в небо, у блаженного нашего Автократора и Императора Петра, словом, делом, сердцем и умом Великого, для бессмертия его памяти: но понеже Проза великую уже получила силу, власть и честь; то чаятельно, что и сие столь важное дело возьмет на себя История.

И как вы, Государь мой, изволите меня всеприятным вашим спрашивать, какая ж бы ныне была уже в Поэзии и в Стихах нужда, когда все-на-все исправляется Прозою? То имею честь вам на сие донесть прямо, как обстоятельства времен советуют (оставляю уже, что Святой Иоанн Дамаскин и многие из богодуховных Отцев, последовавших ему, показали, сколь важны и ныне Стихи в православной Церкви, для того что, как вам самим ведомо, на нашем языке и то все, что от них составлено Стихословными мерами, Прозою поется, и чтется), что нет поистине ни самой большой в них нужды, ни от них всемерно знаменитой пользы. Однако и притом утверждаю, что они надобны, и надобны постольку между Науками украшающими разум и слово, поскольку между отгоняющими всякую воздушную обиду, или правее, между защищающими от оных поселянскими хижинами, покойные, красные, и великолепные знаменитых и пресловутых городов палаты; или уже, поскольку между Учениями словесными надобны Стихи, поскольку Фрукты и Конфеты на богатый стол нетвердых кушаниях. Много есть Наук и Знания, правилами состоящих, доказательствами утверждаемых, из которых иные просвещают ум, иные исправляют сердце, иные всему телу здравие подают; а иные украшают разум; увеселяют око, утешают слух, вкус услаждают. Первые Гражданству чрез познание спасительные истины, чрез изобретение потребных вещей, чрез употребление оных благовременно, чрез действие добродетелей, чрез твердость искусства крайнюю приносят пользу: но другие граждан упразднившихся на время от дел, и желающих несколько спокойствия, к возобновлению изнуренных сил, для плодоносящих трудов, чрез борьбу остроумных вымыслов, чрез искусное сочетание и положение цветов и красок, чрез удивительное согласие струн, звуков, и пения, чрез вкусное смешение растворением разных соков и плодов, к веселью, которое столь полезно есть здравию, возбуждают, и на дела потом ободряют. Нет труда, чтоб предприемлем был ни для какой

16 Заказ № 3622


==481



ТРЕДИАКОВСКИЙ ВАСИЛИЙ КИРИЛЛОВИЧ

пользы; но нет и краткой праздности, которая отвращалась бы от спокойствия и утехи. Итак, в какой бы вы класс, из всех Наук и Знаний, ни положили Поэзию, везде найдете ее, что она не без потребности и ныне. Все, что ни есть доброе, большую или не весьма великую приносящее пользу, и приводящее в славу, знать и уметь по всему есть похвально, а часто и прибыточно. [...]

СЛОВО О ПРЕМУДРОСТИ, БЛАГОРАЗУМИИ и ДОБРОДЕТЕЛИ

[...] Следуют Практические или Деятельные Учения. Из сих есть, во-первых, Философия Нравственная, и потом Философия Гражданская, или Политика. Нравственная Философия может иметь основательно тричастный раздел: первый есть Право Естественное (Tus naturae), в котором предаются Правила Правды (Justum); второй — Этика, в коей Честное и Достолепное (Honestum) изъясняется, именно ж Добродетель. О сих двух разделах мы уже некоторое понятие сообщили. [...]

Осталось предъявить о Гражданской Философии или Политике. Она есть Учение, как по правилам Правды Город учредить, и учрежденным править. И так. Предлежащая вещь сему Учению есть, Общество сожития человеческого'. Описывает оно, во-первых, так называемые Простые Общества2, которые суть; Общество Супружеское; из сего происходит Общество Отеческое; а последнее есть, Господское; потом предает оно, что простые Общества составляют Домы; многие Домы Город; многие Городы Царство; а многие Царства Империю. По долгом рассуждении о Формах Правлений, коими управляются Общества, как то о Демократическом3, Аристократическом4, Олигархическом, Монархическом5, и о разных Обязательствах и Должностях гражданских, чего всего, сколь ни важного, краткость предложить не попускает, притом также и так называемых смешанных Державах, производит Политика доказательства о Власти Величества6, и заключает, что Величество имеет Право Законы преднаписывать, и к исполнению обязывать; Суды устанавливать, и Расправою судить; Смертию казнить, и Животом жаловать; производить в Градоначальники, и низвергать; Дани и Подати налагать, Цехи Художников и купцов заводить, Университеты и Академии устраивать и снабдевать, в Церквах и Церковников благочинию быть повелевать, и все, что ^

==482


ТРЕДИАКОВСКИЙ ВАСИЛИЙ КИРИЛЛОВИЧ

к общему Спокойствию и Потребности служить может, то вводить; также Войско набирать, и иметь Телохранителей, брань начинать, и заключать Мир, в Союзы вступать, и рассылать Посольства: а при сем том найденный Клад и Сокровище себе присвоять. Металлы на себя копать, Монету своим токмо Именем печатать, и в народ пускать, да и прочее многое, все ж в пользу Подданных служащее, оную размножающее, и обще всех, и каждого особливо в цветущее Состояние приводящее, так что право Величества есть само по себе, истинный Отец Отечества. Ибо Философия Гражданская, по исчислении многих вредных и смертоносных Неудобностей, во всех прочих Формах Правлений, утверждает и разумом и опытом, что Монархическое Начальствование есть всех лучше, выгоднее, полезнее, и преславнее Обществу. [...]

Печатается по: Тредьяковский В. К. Сочинения.—T.I.—СПб.: Издание Александра Самарина. В типографии Военно-учебных заведений, 1849. — С. 205—209, 514, 519—520.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Societas.

2 Simplices societates.

3 Народодержание.

4 Благородных держава.

5 Немногих нарочитых начальствование.

6 Единоначалие царское.

1б*

==483


I


00.htm - glava31







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 398. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия