Архитектура
На рубеже XIV – XV веков в Западной Европе возникает новая архитектурная система – стиль Возрождения. В каждой из стран архитектура Возрождения возникла в результате сочетания местных традиций и общих признаков нового стиля. Основное внимание архитекторы уделяли строительству светских зданий и дворцов. Происходят изменения и в церковной архитектуре. Если готический собор в силу его гигантских размеров трудно охватить единым взглядом, то церкви Возрождения мы видим полностью, что позволяет оценить красоту и пропорциональность построек. В этот период идет формирование городской культуры, расцветает ремесленное производство и начинается переход от натурального хозяйства к рыночным отношениям. Итальянский город эпохи Возрождения был не только административным, но и культурным центром. При планировке городов архитекторы стремились достичь гармонии отдельных сооружений и их объединения в архитектурные ансамбли. Разрабатывались проекты «идеального города» для идеального человека. В этом городе должны были быть созданы все условия для нравственного совершенствования личности и для творчества. Один из таких проектов создал Леон Батиста Альберти (1404 – 1472) – великий итальянский ученый, архитектор, теоретик архитектуры. Он написал первый архитектурный трактат Ренессанса «Десять книг о зодчестве», в котором собраны воедино и четко сформулированы представления того времени об ордере, пропорциях и принципах городской планировки. Критически изучив римское архитектурное наследие, Альберти теоретически обосновал новое архитектурное направление. Это книга оказала большое влияние на развитие архитектуры не только Ренессанса, но и последующих эпох. В Италии в этот период большое внимание уделяют строительству в центре города домов для богатых семей – палаццо. Наиболее значительной работой Альберти стал проект палаццо Ручеллаи во Флоренции, в котором он применил ордерную декорировку фасада. Возведенные по его проектам фасад церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, церкви Сан-Францеско в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе определили целое направление в итальянской архитектуре века, оказавшее очень большое воздействие на формирование стиля Высокого Возрождения. Большой вклад в развитие стиля Возрождения внес Филиппо Брунеллески (1377 – 1446 гг.) – великий итальянский архитектор, скульптор и ученый раннего Возрождения, один из основоположников архитектуры Возрождения и создатель теории перспективы. В это время увеличивается строительство общественных сооружений. Известная работа Брунеллески – Воспитательный дом (приют для брошенных детей) во Флоренции. Также он создает проекты церквей и палаццо во Флоренции. Самая знаменитая работа Брунеллески – возведение купола над собором Санта-Мария дель Фиоре во Флоренции. Восьмигранный купол имеет диаметр 42 метра, высота – 13,5 метров, работа длилась 16 лет (1420 – 1436 гг.) Купол собора стал первым крупным памятником ренессансного зодчества и определил характерный силуэт Флоренции. Возведение купола собора имело определяющее значение для всего дальнейшего развития типа центрально-купольных сооружений. Конструктивная схема, примененная Брунеллески, позже была использована во всех крупных соборах Европы XVII – XVIII веков. В период Высокого Возрождения ведущее положение в архитектуре занимает Рим. Этот период связан с повышением политической активности папства. При папах Юлии II и Льве X в Риме работают крупнейшие мастера – Рафаэль, Микеланджело, Браманте и другие. Рим становится архитектурной столицей Италии и сохраняет эту роль на протяжении всех последующих веков, фактически до настоящего времени. Основоположником архитектуры Высокого Возрождения был Донато Анджело Браманте (1444 – 1514 гг.), приглашенный из Милана в Рим в 1499 году. Он расширят и перестраивает папский дворец Ватикан, создает проект грандиозного сооружения эпохи Возрождения – собора Св.Петра на месте обветшалой раннехристианской базилики. Строительство собора оказалось большим и трудным делом, к моменту смерти Браманте была выложена лишь нижняя часть стен. После его смерти строительством собора руководили Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти. По проекту последнего над собором Св.Петра возведен купол. Архитектура итальянского Возрождения является первым этапом в развитии западноевропейской архитектуры позднего средневековья и Нового времени. Она оказала значительное влияние на архитектуру европейских стран. Контрольные вопросы для самоподготовки обучающихся: · Что означает понятие «Возрождение»? · Каковы особенности культуры Итальянского Возрождения? · Какими различиями характеризуется Возрождение в романских странах и Северное Возрождение? · Когда и почему появляются идеи Реформации? · Какое влияние оказали идеи Реформации и протестантизма на развитие западной культуры и цивилизации?
Литература 1. Алпатов М. Художественные проблемы Итальянского Возрождения. М., 1970. 2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. 3. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII-XVI век. Т. 1-2. М., 1977. 4. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. М., 1990. 5. Данилова И.Е. Искусство Средних веков и Возрождения. М., 1984.
|