Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

И ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ТРУДА, РАСПРЕДЕЛЕННОГО В СЕРИЯХ ПО СТРАСТИ





. АНАЛИЗ ПРИТЯЖЕНИЯ ПО СТРАСТИ

[...] Притяжение по страсти — это побудительная сила, данная природой раньше способности рассуждать, и упорная, несмотря на противодействие разума, долга, предрассудка и пр. (1, III, стр. 5, 113).

Серия по страсти — это союз различных групп, расположен­ных ступенями в восходящем и нисходящем порядке, объединен­ных по страсти тождеством вкуса к какой-либо деятельности, на­пример к разведению какого-нибудь плода, с определением особой группы для каждой разновидности работы, какую заключает в себе предмет, которым данная серия занимается. Если она разводит гиацинты или картофель, она должна организовать столько групп, сколько есть среди гиацинтов разновидностей, разводимых на ее почве, и так же в отношении разновидностей картофеля.

Это распределение должно руководствоваться притяжением; всякая группа должна составляться только из сектариев, вовлечен­ных по страсти, не прибегая к движущим силам необходимости, морали, рассудка, долга и принуждения.

[...] Для механизма серий по страсти разногласия нужны так же, как и согласия: они используют расхождения характеров, вку-сов, инстинктов, состояний, притязаний, образования и пр. Серия питается только контрастными и расположенными по ступеням неравенствами; она столь же требует противоположностей, или антипатий, как и согласий, или симпатий, точно так же как в музыке аккорд образуют, лишь исключая столько же нот, сколь­ко их вводят. [...]

Кроме своих математических свойств в деле распределения доходов объединение серий по страсти обладает великолепными свойствами в отношении социальной гармониии, такими, как со-


ревнование, справедливость, правдивость, пря­мое согласие, обратное согласие, единство.

Соревнование, поднимающее всякую продукцию на наивыс­шую ступень по качеству и количеству.

Справедливость — средство удовлетворять каждого в притя­заниях па продвижение вперед, на восхваление, на поддержку.

Правдивость, осуществляемая по страсти и к тому же обяза­тельная в силу неприменимости обмана.

Прямое согласие — благодаря связи тождеств и противополож­ностей.

Обратное согласие, или поглощение индивидуальных антипа­тий притязательными силами коллектива.

Единство действия, содействие всех серий мероприятиям, ве­дущим к единству.

Строй цивилизации обладает всеми противоположными свой­ствами: обессиленностью, несправедливостью, плутней, раздором, двойственностью.

Механизм серий по страсти никогда не покоится на обмане чувств (1, III, стр. 123—126).

[ПОДЛИННЫЕ ПЕРВОНАЧАЛА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ]

[1...] Мы утверждаем, что этим основным началом является производство, что преоразование производства — неприменный путь ко всякому благотворному преобразованию иного рода [...]. Подъем, будь то к какому-либо социальному периоду, будь то к более высокой фазе периода, в котором мы находимся, всегда отмечен обстоятельствами, увеличивающими количество произво­димых благ и влекущими за собой лучшее, более общее их рас­пределение [...]. Прогресс гораздо лучше и чаще пролагал себе путь при посредстве едва заметных орудий производства [...]. Непре­рывное действие этих заурядных орудий [...] определило в боль­шей мере, нежели вообще думают, быстрое движение, какое обрели человеческие общества, и даже формы, в какие они облеклись, вплоть до их религиозных и политических верхушек (2, стр. 95-96).

[2.] Революции следуют, все возрастая; все больше и больше видно, как они назревают вдали, при отсутствии какого-либо сред­ства избежать их, и их неизбежность доказывает, что политика никогда не имела ни малейшего понятия о преобразованиях, каким может подвергнуться порядок цивилизации. Революции возвещают об усталости и нетерпении природы: она находится в состоя­нии возбуждения, чтоб избавиться от строя цивилизации и вар­варства.

[...] Вулкан, открывшийся в [17]89 г. под влиянием философии, совершил только первое свое извержение; второе не так уж да­леко. Успех Франдузской революции побуждает к новым револю­циям. Война бедного против богатого имела успех в столь полной мере, что интриганы всех стран только и стремятся к тому, чтобы возобновить ее, и разве можно сомневаться в том, что в столь бурный век случай приведет вскоре к новым возможностям для агитаторов [...] (2, стр. 101).

[3.] Поскольку сущностью порядка цивилизации является ко-


варство, этот порядок должен породить зародыш другого, как только коварство станет утонченным и будет доведено до высшей степени. Вы подходите к апогею коварства из-за торгашеского духа, приведшего к промышленному феодализму компаний и к но­вого рода ужасам [...]. Они вскоре возбудят всеобщее возмущение против торгашеских заговоров и поощряющих их отвратительных наук. Необходимость обрушиться на торговцев и подавить их при­вела бы к методам хозяйственной гарантии [...], и эта революция недалека (2, стр. 101).

[4] Крайности сходятся, и, чем больше возрастает торговая анархия, тем больше мы приближаемся ко всемирной привилегии. Такова судьба строя цивилизации [...]. Мы увидели бы возрождение феодализма обратного порядка, основанного на торговых союзах вместо союзов знати (2, стр. 99).

[5] Ошибка людей нового времени заключается в том, что они хотят получить кусочек за кусочком все те блага, которые следует ввести коллективно и одновременно путем ассоциации. [...]

Впрочем, цивилизация занимает в лестнице движения важное место, ибо именно она создает движущие силы, необходимые, чтоб открыть путь к ассоциации: она создает крупное производство, вы­сокие науки и изящные искусства. Нужно использовать эти сред­ства, чтобы подняться выше по социальной лестнице (2, стр. 100—101).

[6] Каждый общественный строй несет в себе возможность породить строй, который за ним последует. Достигнув полноты [развития] своих существенных характерных особенностей, он приходит к моменту родов [...].

Использовать разногласия, поскольку доказано, что невоз­можно их уничтожить [...].

Свобода иллюзорна, если она не является всеобщей; лишь гнет царит там, где свободный порыв страстей ограничен, предоставлен только крайнему меньшинству [...].

Строй цивилизации с его производственными успехами и по­токами ложного просвещения не может гарантировать народу труд и хлеб [...].

Денежные сундуки — вот что самое уважаемое при строе ци­вилизации [...].

Строй цивилизации слишком беден, порок нейтрализует все его попытки к совершенствованию и его мечтания о свободе [...].

Все порочно в этой системе хозяйствования, она во всех смыс­лах является лишь миром навыворот [...].

Бедность рождается при строе цивилизации из самого изо­билия [...].

Порядок, противоположный строю цивилизации [...], может породить лишь такое состояние вещей, результатом которого бу­дет [...] отождествление индивидуального интереса с интересом коллективным таким образом, чтоб индивид мог найти свою вы­году только в действиях, полезных всей массе (2, стр. 87—88).

[7...] Двенадцать обязанностей при методическом изучении, непременных для ученых, если верно, что они ищут истину и что ими руководят пути истины [...].

1°. Исследовать область науки в целом и считать, что ничего не сделано, поскольку еще кое-что остается, что надо сделать [...].


2°. Обращаться к опыту и брать его в качестве руководи­теля [...].

3°. Идти от известного к неизвестному по аналогии [...].

4°. Действовать при помощи анализа и синтеза [...].

5°. Не думать, что природа ограничена известными нам сред­ствами [...].

6°. Сводить к простым движущие силы во всякой механике — материальной или социальной [...].

7°. Присоединяться к опытной истине, принимать только ту истину, которая подтверждена опытом [...].

8°. Идти к согласию с природой [...].

9°. Остерегаться, как бы заблуждения, ставшие предубежде­ниями, не были взяты в качестве принципов [...].

10°. Наблюдать вещи, которое мы хотим познать, а не вообра­жать их [...].

11°. Избегать, как бы злоупотребление словами, которых не понимают, не было принято за рассуждение [...].

12°. Забыть то, чему мы научились, вернуть ваши идеи к их истокам и проделать заново путь человеческого познания [...].

Полагать, что все связано в системе мироздания и что между частями его существует единство [...].

Рассчитывать на единство системы. (2, стр. 88—89).

ОУЭН

Роберт Оуэн (Owen, 1771—1858) — великий английский уто­пический социалист. Выйдя из ремесленной среды, он быстро достиг положения предпринимателя, став совладельцем фабрики в Нъю-Ленарке (Шотландия), но вскоре пришел к выводу о необ­ходимости социалистического преобразования общества. Этот вывод опирался на критику им частной собственности и истолко­вание человеческой природы как продукта воздействия социальной среды, и в частности воспитания, на естественные задатки че­ловека и его стремления.

Эту концепцию он пропагандировал во множестве бро­шюр, в статьях на страницах «Нового морального мира» (18351845 гг.) и других издаваемых им журналов и в лекциях. У нее была своя философская основа в виде враждебной религии и церкви версии пантеизма, в которой наибольший интерес представляет его аргументация в пользу тезиса о зависимости характеров и взглядов людей от социального окружения. Этот тезис, восходя­щий через Бентама к этике Гельвеция и другим учениям эпохи Просвещения, позволил Оуэну связать моральную критику капи­тализма с критикой свойственных последнему экономических от­ношений, что в этом пункте приблизило Оуэна к мыслям о влиянии производства на жизнь людей. Он попыт:ался соединить рабочее движение с социализмом и надеялся, что в течение десяти лет его учение о постепенном и мирном преобразовании экономической жизни будет претворено в действительность путем организации крупной производственной кооперации, меновых базаров и широ­ких филантропических мероприятий. Все эти его попытки не увен­чались успехом ни в Англии, ни в Америке, куда Оуэн отправлял-


ся с аналогичной целью, хотя в определенной мере они спо­собствовали популяризации социалистических идей.

Для настоящего издания И. Н. Неманов подобрал фраг­менты из первого крупного со­чинения Р. Оуэна «Опыты об образовании человеческого ха­рактера» (1812—1814 гг.) в пе­реводе А. Анекштейна по кн.: 1) «Педагогические идеи Ро­берта Оуэна. Избранные от­рывки из сочинений Р. Оуэна». М., 1940. Кроме того, им подо­браны отрывки из статьи. Оуэна «Описание ряда заблуж­дений и бед, вытекающих из прошлого и настоящего со­стояния общества» (1817 г.) и из главы I части VII его «Книги о новом нравственном мире» («The new moral world», 1844 г.). Эти отрывки даны в переводе С. А. Фейгиной

по изданию: 2) Р. Оуэн. Избранные сочинения, т I—II

M. - Л., 1950.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 460. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия