Студопедия — ЖИЗНЕОПИСАНИЯ И МНЕНИЯ ЗНАМЕНИТЫХ ФИЛОСОФОВ 65 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ И МНЕНИЯ ЗНАМЕНИТЫХ ФИЛОСОФОВ 65 страница







 

 

 


Со мной пойдешь кругом бродить в одном плаще, Как некогда с Кратетом-киником его жена. И замуж дочь он выдал, как он сам признал, На пробу сроком в тридцать дней. Таков он был.

Дальше пойдет речь о его учениках.

МЕТРОКЛ

94 Метрокл из Маронеи, брат Гиппархии, был снача-' ла учеником перипатетика Феофраста. Метрокл был так слаб здоровьем, что однажды во время занятий не смог сдержать ветры из живота. В отчаянии он заперся дома, твердо решив умереть. Узнав о слу­чившемся, Кратет пришел к нему, будто бы его об этом попросили, предварительно нарочно наевшись бобов. Он разумными доводами стал убеждать его, что тот ничего дурного не сделал: было бы, напро­тив, удивительным, если бы ветры не вышли, как им положено по природе. В заключение он сам про­извел указанное выше действие, чем окончательно привел Метрокла в чувство и утешил. С этого вре­мени Метрокл стал его учеником и превратился в настоящего философа.

95 По словам Гекатона в первой книге «Хрий», он сжег свои сочинения, провозгласив:

Подземных снов пустое порождение.

Другие же рассказывают, что, сжигая лекции Феофра­ста, он сказал:

Выйди, Гефест, до тебя у Фетиды Нереевой просьба53.

Он учил, что из всех вещей одни можно купить за деньги, как, например, дом; другие же — приобрести со временем при помощи старания, как, например, об­разование. Богатство, говорил он, приносит вред, если не употреблять его достойно.

Он умер уже стариком, задержав добровольно ды­хание. Его учениками были Феомброт и Клеомен. У Феомброта в свою очередь был учеником Деметрий из Александрии, а у Клеомена — Тимарх из Александрии и Эхекл из Эфеса. Эхекл был также слушателем Фе­омброта, учеником которого был Менедем, о котором мы скажем ниже. Среди них особенно прославился Ме-нипп из Синопы.


ГИППАРХИЯ

96 Рассуждения этих философов покорили и Гиппар-хию, сестру Метрокла. Оба они были родом из Маро­неи.

Она влюбилась в Кратета, в его речи и образ жиз­ни, оставаясь равнодушной к домогательствам своих женихов, несмотря на их богатства, знатность и красо­ту. Для нее Кратет был всем. Она угрожала своим родителям наложить на себя руки, если они не выда­дут ее за Кратета. Родители же умоляли его оставить в покое их дочь. Кратет делал все, что мог, и, не в состоянии убедить ее, в конце концов встал, снял пе­ред ней все свои одежды и сказал: «Вот твой жених, вот все его богатство, решай!» Ведь брачный союз не состоится, если она не разделит и его образ жизни.

97 Девушка сделала свой выбор, надела такое же платье, как и он, бродила повсюду вместе с мужем, делила с ним ложе на виду у всех и вместе с ним отправлялась на пиры. Однажды она пришла на пир, устроенный Лисимахом, и там стала опровергать Фео-дора, прозванного Безбожником, применив следующий софизм: то, что делает Феодор, он, пожалуй, не назо­вет ошибкой. Если это же сделает Гиппархия, то и в этом случае не будет допущена ошибка. Феодор, уда­рив самого себя, не совершит ошибки, значит и Гип­пархия не ошибется, если ударит Феодора. Тот не нашелся, что ответить, но попытался задрать ей платье. На Гиппархия не растерялась и не испугалась, как это свойственно женщине. И когда он обратился к ней со словами:

Кто эта женщина, оставившая свой челнок?54

«Это я, Феодор, я, — ответила Гиппархия, — неужели ты думаешь, что я поступила неправильно, когда вре­мя, которое я собиралась провести у ткацкого станка, использовала на образование?» Еще и много других историй рассказывалось об этой женщине-философе.

Получила распространение книга писем, составлен­ная Кратетом, в которой содержатся замечательные философские рассуждения, напоминающие по стилю Платона. Он был также автором трагедий, имеющих возвышенный философский характер. Вот один из об­разчиков:


 

 

 


Отечество мое — не только дом родимый; Но всей земли селенья, хижина любая, Готовые принять меня в свои объятия.

Он умер в преклонном возрасте и был похоронен в Беотии.

МЕНИПП

99 Менипп, кинический философ, родом из Финикии, был, как сообщает Ахаик в своей «Этике», рабом. Ди-окл, со своей стороны, добавляет, что его господином был житель Понта по имени Батон. Будучи корысто­любивым, Менипп с таким успехом попрошайничал, что смог стать фиванским гражданином.

Как говорят, в нем не было ничего серьезного. Кни­ги его полны насмешек и острот, в чем-то они похожи на сочинения его современника Мелеагра.

Гермипп рассказывает, что он ссужал деньги на день под проценты и получил прозвище Ростовщика. Он давал взаймы под «морские» проценты, то есть

100 страховал корабли и брал соответствующий залог. Та­ким образом он сколотил изрядный капитал, но под конец стал жертвой заговора и всего лишился. В отча­янии повесился и так свел счеты с жизнью. Вот наше стихотворение о нем:

Знаешь, быть может, Мениппа,

Из Финикии родом, но с Крита собаку,

Процентщика-заимодавца (так прозывался).

В Фивах в дом его забрались —

Все потерял состояние, но понять не сумел сущность

кинической жизни; Повесился с горя, бедняжка.

Некоторые авторы считают, что сочинения, извест­ные под именем Мениппа, принадлежат не ему, а Ди­онисию и Зопиру из Колофона, которые написали их шутки ради и передали ему, как человеку, который сумеет с ними хорошо распорядиться.

101 Всего же было известно шесть Мениппов. Пер­вый — тот, кто написал «Историю лидийцев» и сде­лал сокращение сочинения Ксанфа, второй — о нем здесь шла речь, третий — софист из Стратоникеи, кариец по происхождению, четвертый — скульптор, пятый и шестой — художники, упомянутые у Апол-лодора.


Киником написано тринадцать книг: «Путешествие в подземное царство» (Nekyia), «Завещания», «Пись­ма, сочиненные как бы от лица богов», «Ответ физи­кам, математикам и грамматикам», «О рождении Эпикура» и «О почитаемых эпикурейцами двадцатид-невках» и др.

МЕНЕДЕМ

102 Менедем был учеником Колота из Лампсака. Со­гласно Гишюботу, он дошел до такой степени одер­жимости, что, надев платье эринии, ходил повсюду и говорил, что прибыл прямо из Аида как соглядатай человеческих прегрешений и намерен вернуться туда обратно и передать все тамошним богам. А одет он был так: в темно-серый хитон, доходящий до пят, подпоясанный пурпурным кушаком, на голове — ар­кадский колпак, украшенный двенадцатью знаками зодиака, на ногах — трагические котурны, носил он также очень длинную бороду, а в руке — посох из ясеня.

ЮЗ Таков был образ жизни кинических философов. До­бавим только к сказанному некоторые общие сущест­венные черты их учения, так как мы считаем кинизм особой философской школой, а не известным образом жизни, как полагают некоторые. Итак, подобно Ари­стону с Хиоса, они отрицали необходимость логики и физики, все внимание обращая лишь на этику. И то, что некоторые считают характерным для Сократа, Ди-окл приписывает Диогену, приводя его слова: должно исследовать

Что у тебя и худого и доброго дома случилось55.

Они отвергали также общеобразовательные науки. Антисфен часто говорил, что здравомыслящие люди не должны изучать литературу, чтобы не подвергать-104 ся чужому влиянию. Они относились отрицательно к геометрии, музыке и ко всем подобным занятиям. Так, человеку, показавшему ему часы, Диоген ска­зал: «Да, полезная штука, чтобы не опаздывать на обед». А тому, кто хотел обучать его музыке, он сказал:

Умом людей разумных процветают город, дом, А не бряцаньем лир и флейт игрой56.


Далее они утверждали, что конечная цель филосо­фии — «жить в согласии с добродетелью», как об этом говорит Антисфен в своем «Геракле» (это же пропове­довали и стоики, так как была известная общность идей между этими двумя школами). По этой причине ки-низм называли кратчайшей дорогой к добродетели. Так жил и Зенон из Кития. Они проповедовали также не­прихотливый образ жизни, довольствуясь самой необ­ходимой пищей и одним плащом, презирая богатство, славу, знатность. Некоторые, например, питались иск­лючительно зеленью и пили холодную воду, жили под первой попавшейся крышей или в бочках, как Диоген, который любил говорить, что только боги ни в чем не нуждаются, а богоподобные люди нуждаются в малом. 105 Они полагали также, что добродетели можно нау­читься и ее нельзя утратить, как пишет Антисфен в «Геракле»; только мудрец достоин любви, безгрешен, друг себе подобных и ни в чем не полагается на судь­бу. Все, что лежит между добродетелью и злом, они, подобно Аристону с Хиоса, считали безразличным.

Таковы были киники. Теперь перейдем к стоикам, основателем школы которых был Зенон, тоже ученик Кратета.

КНИГА IV (46—58)

БИОН

46 Бион родился в Борисфене57. О своих родителях и обстоятельствах, толкнувших его к занятиям филосо­фией, он сам подробно рассказал Антигону58. Когда царь спросил его:

Кто ты? Откуда? Каких ты родителей? Где обитаешь?59

— он сообразил, что его уже успели оклеветать, и сказал ему: «Мри отец был вольноотпущенником, из тех, кто в рукав сморкается (иными словами — он торговал селедками), родом из Борисфена. Лица в соб­ственном смысле слова не имел, а вместо него какие-то знаки — следы господского зверства. Мать такая, что взять ее в жены мог, пожалуй, только человек вроде моего отца. Она была проституткой. Однажды отец не заплатил налогов и был продан в рабство вместе со


всем семейством. Я был юношей довольно приятной наружности, и меня купил некий ритор, который,

47 умирая, завещал мне все свое состояние. А я сжег всю его писанину, порвал со всем прошлым, приехал в Афины и занялся философией.

Вот и порода, и кровь, каковыми тебе я хвалюся60.

Такова моя история. Поэтому пусть Персей и Фи-лонид61 оставят свои выдумки. Обо мне же суди не по рассказам, а по мне самому».

Безусловно, Бион был во всех отношениях опытным человеком и разносторонним софистом, который неред­ко давал врагам философии немало поводов для ее оскорбления. При случае он мог гоняться за пышно­стью и быть очень тщеславным. Он оставил многочис­ленные воспоминания и апофтегмы, содержащие много полезных мыслей. Так, например, когда его упрекнули за то, что он не заводит себе мальчика, Бион ответил: «Нельзя удержать на железном крючке мягкий сыр».

48 На вопрос, кто больше всех переживает, он ответил: «Тот, кто больше всех гоняется за счастьем». На воп­рос относительно женитьбы (это изречение ему также приписывается) он заметил: «Та что всеобщий имеет успех, — жена для всех, а та, что без внимания, сплошное наказание»62. Он называл старость гаванью всех несчастий, ибо в ней находят прибежище все бе­ды. Слава — мать всех огорчений63. Телесная красо­та — отчужденное благо. Богатство — движущая сила поступков. Одному человеку, промотавшему свое име­ние, он сказал: «Амфиарая поглотила земля, а ты — землю». По его словам, неумение переносить зло — само по себе большое зло. Он считал нелепым сжигать мертвецов, будто они ничего не чувствуют, и в то же время обращаться к ним, словно они что-нибудь чув-

49 ствуют. Он часто говорил, что лучше доставить своей красотой радость другому, чем срывать ее плоды у дру­гих, так как это наносит вред и телу, и душе. Бион осуждал Сократа, говоря, что если он, питая страсть к Алкивиаду, воздерживался, то — дурак. Если же был равнодушен, то в его поведении нет ничего порази­тельного. Дорога в Аид легка, говаривал Бион, ибо по ней идут с закрытыми глазами. Он бранил Алкивиада за то, что тот, будучи мальчиком, уводил мужей от


жен, а став юношей, — жен от мужей. Афинян, при­езжавших на Родос совершенствоваться в риторике, он учил там философии. Когда кто-то упрекнул его в этом, он ответил: «Я привез на рынок пшеницу, как же мне продавать ячмень?»

50 Он говорил, что для тех, кто находится в Аиде, наказание было бы более тяжким, если бы они носили воду не в дырявых сосудах, а в целых. Какой-то бол­тун приставал к нему с просьбой помочь ему защи­щаться на суде. Бион ответил: «Я согласен. Только пришли защитников, а сам не являйся». Как-то раз он плыл по морю в дурной компании и попал в плен к пиратам. «Мы пропали, если нас узнают», — запричи­тали негодяи. «А я, если меня не узнают», — заметил Бион. Он любил говорить: «Самомнение — камень преткновения на пути к продвижению»64. Об одном бо­гатом скряге сказал: «Не он господин своего богатства, а богатство — его господин». Скупцы беспокоятся о состоянии как о своей собственности, но совершенно не пользуются им, будто оно чужое. Он говорил, что в молодости мы все отважны, а в старости наша сила —

51 в уме. Разум настолько отличается от остальных до­бродетелей, насколько зрение превосходит остальные наши чувства. Не за что, говорил он, бранить старость, ибо мы все хотим до нее дожить. Увидев злобного и завистливого человека, стоявшего с мрачным видом, он обратился к нему: «Не знаю, то ли с тобой какая-ни­будь неприятность приключилась, то ли у другого — радость». Низкое происхождение, по его словам, — дурной помощник свободе речи, потому что

И храбреца ему под силу одолеть65.

Он говорил, что друзей нужно оценивать по досто­инству, какие бы они ни были, чтобы не подумали, будто мы дружим с дурными или уклоняемся от друж­бы с хорошими людьми.

Бион с самого начала испытывал сомнение в докт­ринах Академии, даже будучи учеником Кратета66. За­тем он примкнул к кинической школе, надев плащ и

52 взяв котомку нищего. Что еще нужно было ему, чтобы достичь кинической апатии? Потом ему пришлось по вкусу учение Феодора Атеиста, лекции которого, пол­ные всякой софистической премудрости, он слушал. Затем он стал слушателем перипатетика Феофраста. В


его характере было много театрального, он отличался способностью высмеивать, называя вещи своими, не­редко грубыми, именами. Как говорят, в связи с тем что он умел соединить в своей речи любые стили, Эра-тосфен сказал, что Бион первым надел на философию пестрое платье гетеры. Он был также талантливым па­родистом. Вот образчик его творчества:

Милый Архит, порожденье музыки, в тщеславье блаженный, В споре о крайней струне из мужей ты самый искусный67.

53 И вообще он подвергал насмешкам музыку и гео­метрию. Бион вел расточительный образ жизни и пе­реезжал из города в город, иногда не останавливаясь перед тем, чтобы пустить пыль в глаза. Так, например, на Родосе нанял матросов, уговорил их облачиться в ученическое платье и сопровождать его. Когда вместе с ними он вошел в гимнасий, все взоры были устрем­лены на него. Он нередко усыновлял юношей, чтобы удовлетворить свое вожделение к ним и в свою очередь пользоваться их расположением. Он был очень себялю­бив и любил повторять: «У друзей все общее». Поэтому при таком большом числе слушавших его он не имел ни одного настоящего ученика. Правда, некоторых ему

54 все же удалось сделать бесстыдными. Так, один из его близких друзей, Бетион, как говорят, однажды при­знался Менедему: «Вот я провожу ночи с Бионом, и, полагаю, ничего плохого со мной не случилось». В бе­седах со своими учениками он нередко нападал на бо­гов, пользуясь при этом аргументами Феодора. Когда же впоследствии он заболел (так рассказывали в Хал-киде, где он и умер), то его убедили надеть на себя амулеты и заставили раскаяться в своих нападках на религию. Он лежал без всякой помощи и находился в крайне плачевном состоянии, пока Антигон не прислал к нему двух слуг. Согласно рассказу Фаворина в его «Пестрых историях», царь сам68 в носилках последовал за ними. Так Бион и умер, а я написал про это осуж­дающие его стихи:

55 Мудрец Бион Борисфенит в земле родился скифской.

— Богов совсем на свете нет, — так говорил он близким.

Кабы держался до конца Бион такого мненья,

Могли б сказать: «Не прав, но принципиален, нет сомненья».

Теперь он тяжко заболел и, убоявшись смерти,

Все то, что прежде утверждал, все отрицал, поверьте:

Что нет богов, и в храмы их он никогда не вступит,


 

 

 


И те, кто жертвами дымит, ох, как ужасно глупы.

56 Λ нынче — не на очаге, а на столе алтарном Сжигает тучные дары богам в угоду старым. Не только «грешен» говорил, — «простите прегрешенья», Он дал старухе талисман надеть себе на шею. Послушно руки обвязал он тонкими ремнями, Крушиной двери увивал, лавровыми ветвями,

57 Все был готов мудрец сносить — остаться б только живу. Глупец, он думал, что богам нужна одна нажива И существуют лишь тогда, когда Бион в них верит. Но поздно мудрости достиг — душа чуть дышит в теле, Руками машет, лебезит: «Привет, Плутон, приветик!»69








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 431. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия