Студопедия — Глава 2 Этикет в культуре внешности человека
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 2 Этикет в культуре внешности человека






Как считают ученые-психологи, в 85 случаях из 100 первые впечатления о человеке при встрече с другим, мнение о его интеллигентности и воспитанности, о среде, в которой он живет, обусловлены внешним обликом незнакомца, и впоследствии, как правило, сложившийся образ очень трудно поддается переоценке. Привлекательный, ухоженный, со вкусом одетый и причесанный человек с приятными манерами сразу вызывает к себе уважение, симпатию и доверие окружающих. Красивый внешний облик людей положительно действует на их самочувствие, поднимает настроение, работоспособность, и, наоборот, недостатки во внешнем виде угнетают человека, часто бывают причиной подавленности и застенчивости, порождают ощущение неудобства, чувство собственной неполноценности в общении с другими.

Внешний вид людей - это зеркальное отражение их внутренней, духовной сущности, уровня развития интеллектуальной, эстетической культуры и эстетического вкуса, глубинной способности «внутреннего Я» индивида, подобно художнику, творить собственный, неповторимый образ, искусно завершая то, что было предоставлено в его распоряжение биологической природой. Размышления о культуре не только духа, но и внешности человека, представления о неразрывном единстве внешнего и внутреннего, красоты тела и величия души в личности, забота о формировании индивида, органично сочетающего в себе Истину, Добро и Красоту как необходимое и обязательное условие совершенства и его полноценного личного и общественного бытия, всегда были в эпицентре культурной истории и составляли квинтэссенцию философской рефлексии о человеке, о его целостной, не раздираемой внутренними противоречиями и не омраченной внешними недостатками гармонической природе.

На протяжении веков человечество вырабатывало и передавало из поколения в поколение правила и нормы этикета, связанные с культурой внешнего облика людей, отшлифовывая,

подобно искусному ювелиру, хрупкие грани целостного образа человека, в котором все должно быть гармонично.

Внешний вид человека - многоуровневое образование, включающее в себя физическое тело, позы, жесты, мимику, прическу, украшения, манеры и т.д. Во все исторические времена племена и народы, живущие на земле, с особой заботой и вниманием относились к своей внешности, желая быть красивыми и совершенными.

Телесная красота человека бесконечно разнообразна. Различия в цвете кожи, разрезе глаз, в росте и т.д. - это всего лишь многообразные расовые или национальные модификации эстетической мозаичности человеческого мира, представленного негритянской, восточной, европейской и т.д. красотой. Постоянного и единого эстетического критерия в оценке совершенства физической природы человека не существует. Так, черты, выступающие неотъемлемыми атрибутами красоты у представителей одной расы, являются признаками безобразия у другой, и наоборот. В истории культур были даже попытки подвести многонациональный мир физической красоты человечества под единый, в частности европейский, знаменатель, когда красота разных народов оценивалась с точки зрения физического совершенства древних греков.

У всех народов видны следы усилий облагородить свою природу, и чего только они не предпринимали для достижения этой цели: разукрашивали кожу роскошной татуировкой и

немыслимыми рубцами, уродовали различные части своего тела в соответствии с собственными эстетическими представлениями и подвергали свою плоть неимоверным испытаниям, самоистязаниям и суровым пыткам, шили причудливые одежды, навешивали на себя невообразимые украшения, сооружали на головах диковинные прически.

По свидетельствам ученых, эталон физической красоты формируется под воздействием природно-климатических условий бытия народа, под влиянием образа жизни, социального строя, религиозных верований, традиций и обычаев.

Особенно многолики и разнообразны представления о женской красоте, демонстрирующие удивительное эстетическое

многоцветье идеалов красоты в её общечеловеческой значимости. Например, на островах Океании Новых Гебридах у замужних женщин символом красоты считаются удаленные передние зубы. «Я с ужасом смотрел, - описывал свои впечатления путешественник, -как у девушки выбивали зубы палкой, по которой ударяли камнем. Затем счастливая, улыбающаяся девушка, зияя уродливой дырой в ряду ослепительно белых зубов, поднялась с утоптанной земли». Отныне и навсегда она полноправный представитель клана местных красавиц.

В негритянских племенах в верховьях Убанги области Конго величайшая красота женщины, например, заключается в том, чтобы верхняя губа была черная, а нижняя — голубая. Для достижения совершенства женщина идет на ужасные мучения: её укладывают на циновку, одна из соплеменниц держит её за голову, другая полегоньку бьет в грудь, чтобы отвлечь от боли, третья совершает жуткую процедуру окрашивания губы. Все племя присутствует при операции: мужчины торжественно бьют в там-там, женщины поют и хлопают в ладоши, оказывая моральную поддержку жертве красоты. Для процедуры употребляются очень острые шипы туземного растения, ими буквально раздирается вся губа, после удаления крови раны заливают маслом. Мужественно пережившую получасовое мучение молодую негритянку отводят затем в её хижину, и здесь распухшая до невероятных размеров губа перевязывается черной лентой. Через некоторое время, когда губа придет в нормальное положение, женщина, по мнению её соплеменников, становится гораздо привлекательнее с нижней синей губой.

Распространенным в различных культурах был и остается обычай украшать свою внешность с помощью введения в различные части тела (нос, губы, уши) посторонних предметов. Датский исследователь Йорген Бич видел в Чаде женщину, у которой на нижней губе имелся огромный разрез, и в него спокойно умещалась столовая тарелка. Во время еды красавица извлекает тарелку из прорези, и её вытянутая губа свешивается на грудь.

Многие народы во имя красоты целенаправленно изменяют формы тела - никакие мучения, неудобства и боль не могут остановить красавицу на пути к совершенству. Жители горных

районов Мьянмы особенно гордятся главным атрибутом своего телесного совершенства - длинной шеей, которую наращивают при помощи своеобразного воротника, состоящего из нескольких десятков металлических колец. В конце концов голова иной красавицы возвышается над плечами на 30 см. Если женщину, например, уличают в супружеской неверности, то её наказывают, снимая с шеи все кольца, и она неминуемо погибает из-за нарушения кровообращения.

История донесла и представления о совершенстве индейцев майя. Девушки этого племени были готовы примириться с малорослостью, широкой костью, но только не с яйцевидной формой головы, подаренной им природой, и они встали на путь борьбы за истинную красоту, символом которой стала новая форма головы, а именно скошенные лоб и затылок, макушка, повторяющая очертания скалы. Чтобы достичь этого, маленьким девочкам ко лбу и затылку привязывали специальные приспособления - каменные пластины, давления которых хрупкая черепная коробка ребенка просто не выдерживала и в итоге принимала соответствующую форму. Чем более удлиненной выглядела юная головка, тем прекрасней казалась девушка. Но деформированный череп не был самодостаточным основанием подлинной красоты: не хватало еще взгляда, сошедшегося на переносице. Для достижения косоглазия к колыбели грудных девочек привязывали камушек: чем дольше он качался перед глазами будущей красавицы, тем надежнее она косела и вернее приближалась к совершенству.

Для каждого народа характерен свой идеал женской красоты: стройная и бледная у одних, сильная и пышущая здоровьем у других. Современные эмансипированные дамы ежедневно изнуряют себя всевозможными диетами для достижения облика стройной фотомодели, покупают различные дорогостоящие препараты, идут на сложнейшие операции во имя красоты. А в недавнем прошлом в российской культуре, особенно среди простого народа, эталоном женского совершенства выступала пышнотелая, сильная, выносливая женщина, которая «и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет». Хрупкие и нежные барышни с томным взглядом и просвечивающим личиком олицетворяли образ красоты в высших аристократических кругах. В восточной культуре и

сегодня женскую красоту символизирует склонная к неге, сладострастная гурия с пышными формами. Символом женственности, например, в Индии являются «три волны в океане любви», т.е. три складки на животе красавицы. Во многих государствах Центральной Африки представления о прекрасной женщине также связаны с упитанностью, тучностью и плодовитостью.

Для полинезийских женщин государства Тонга, например, главное свойство красоты - внушительный вес и пышные формы. Если девушка уже достигла брачного возраста, но «не тянет» по меньшей мере на 100 кг веса, то рейтинг её привлекательности безнадежно падает, и шансов на замужество у неё практически нет. Секрет красоты довольно прост: поменьше движения, побольше сладкого, жирного и мясного. Хорошо откормленная красавица -богатый подарок жениху.

Как бы ни отличались друг от друга критерии физического совершенства у разных народов, они свидетельствуют только об одном: об извечном стремлении людей к красоте, к надлежащему оформлению своей внешности сообразно традиционным эстетическим представлениям и предпочтениям. Человек - высшее эстетическое творение природы, которая дает каждому прекраснейшую архитектуру тела. Охранять и сохранять в себе это сооружение, каждодневно восстанавливать физическую форму, воспроизводить и совершенствовать телесную красоту с таким же упорством, как и духовную, содержать ее в чистоте и опрятности — это есть целая наука, которую следует постигать вовремя, где бы ни жил человек, в степях Монголии или африканской саванне, в современных городах или пустынях Австралии, чтобы не спохватиться и не раскаиваться впоследствии. Человек творит себя и свою внешность сам. «Нет людей некрасивых, - утверждает французская пословица, - есть люди ленивые». Для культуры внешности не имеют значения цвет кожи или форма носа, живет ли человек в яранге или фешенебельном небоскребе, носит современную одежду или набедренный лоскут, делает модную прическу или обривает голову.

Основа основ культуры внешности - это гигиена тела, чистота и опрятность. Грязь, небрежность в уходе за собой,

нечистоплотность - это прежде всего проявление неуважения к себе и пренебрежения к другому, оскорбление эстетического чувства окружающих. Многие племена и народы не знали мыла, но пользовались всевозможными подручными средствами для ухода за телом — щелоком, медом, бобовой мукой, глиной, пемзой и т.д. Известно, что древние египтяне научились варить мыло за полторы тысячи лет до нашей эры, но употребляли его в качестве лекарства, а галлы не догадывались, что они придумали, когда сварили из буковой золы и козьего сала что-то вроде помады для волос. И только известному римскому врачу Галлену пришла в голову идея, что творение галлов пригодно для мытья. Первые мыловары появились в 7 веке в Неаполе, а на Руси — в 15 столетии.

К третьему тысячелетию до нашей эры придумали зеркало. Сначала оно представляло собой медный или бронзовый полированный диск, гораздо позже появились стеклянные зеркала, изготовлением которых славилась Венеция. Под страхом наказания, остерегаясь чужого глаза, при закрытых дверях, в клубах ядовитых ртутных паров хранили зеркальных дел мастера свою профессиональную тайну. Открыть секреты производства зеркал чужестранцу было равнозначно государственному преступлению, и суровая рука закона смертельно карала обоих: и того, кто продал, и того, кто купил тайну. Прошли века, и зеркало стало неизменным спутником бытия людей на пути к совершенству, заменив зеркальную гладь воды, в которую издавна смотрелся человек.

Одним из распространенных способов оформления внешности считается искусство макияжа, уходящее корнями в глубокую древность. Еще 4000 лет тому назад в Египте знали тонкости приготовления огромного количества ароматических масел, различных косметических средств и красок для лица. Если первобытная красавица пользовалась охрой, то изысканная римская патрицианка красила брови обугленными муравьиными яйцами, а губы — суриком и даже смесью свинца и крокодилового помета. С падением Рима искусство косметики пришло в упадок и возродилось снова только в 12 столетии. А в европейских странах к концу 16 века мужчины пользовались парфюмерией и косметикой не меньше женщин. Чрезмерное увлечение макияжем, когда за толстым слоем пудры, помады, румян и белил невозможно было

разглядеть настоящее лицо красавицы, порождало в истории культур многочисленные нелепости и курьезы. Так, в 1770 г. в английский парламент был внесен билль, вскоре единогласно одобренный как закон. Вот что он предписывал: «Каждая женщина, какого бы она ни была возраста, происхождения и звания, каждая женщина, будь она замужем, вдова или девица, которая со дня утверждения этого закона будет с помощью духов, румян, помад, фальшивых кос и башмаков с каблуками склонять к женитьбе какого-нибудь подданного Его Величества, будет наказана, как обманщица. Особенно же следует считать недействительным каждое предложение, сделанное мужчиной, чувства которого были одурманены духами». Мера во всем, чувство эстетического вкуса -это требование красной нитью проходит через всю культурную историю человечества и не потеряло своей актуальности и сегодня.

Современный этикет рекомендует женщинам следующие правила:

злоупотребление косметикой никого еще не украшало: косметическими средствами нужно пользоваться в меру и умело;

цвет пудры должен быть на тон темнее цвета кожи: самое

гигиеничное - пудриться ватой, которую после употребления

рекомендуется выбрасывать;

тон губной помады должен соответствовать цвету лица, волос,

лака для ногтей и туалету;

чужой губной помадой не пользуются и свою не предлагают

другим;

неэстетично, когда губной помадой выпачканы зубы; не

рекомендуется помадой менять форму губ;

заботу о внешности не проявляют на людях: место для ухода за

собой, начиная от расчесывания волос и кончая чисткой ногтей,

- дома, в косметическом салоне или парикмахерской;

в общественных местах привести себя в порядок можно в

туалетной комнате или найти подходящий момент, когда нет

поблизости посторонних;

духами пользуются аккуратно, чтобы от них шел едва уловимый

тонкий аромат1.

Даже самая совершенная фигура, идеальные пропорции и правильные формы, чистота и опрятность в единстве с утонченно-изысканным и аккуратным макияжем не сделают человека красивым, если ему не хватает подтянутости, умения красиво держаться, если у него неправильная осанка. В исключительных случаях «царственная» осанка - щедрый дар природы, но почти всегда она есть итог воспитания и самовоспитания, результат длительных упражнений. В семьях аристократов раньше, например, о ней заботились с детства. Подросшему ребенку волосы заплетали в тугую косичку и намертво пришпиливали к одежде так, что просто невозможно было находиться в расслабленной, ссутулившейся позе. Зачастую на девочек на длительное время надевали жесткий металлический корсет со специальными приспособлениями, фиксирующими прямую осанку. Детей знатных родов с маленьких лет сажали на стулья с высокими спинками, на которых только и можно было сидеть, словно проглотив аршин.

Для того, чтобы спокойная и гордая осанка стала привычной позой человека, нужна настойчивая и терпеливая работа над собой. Специалисты-имиджелоги рекомендуют полезное упражнение, доступное каждому, кто заботится о своей внешности и безукоризненном образе: нужно без обуви встать у стены, плотно прислониться к ней головой, спиной, пятками, положить на голову книгу; не придерживая её руками, идти вперед по прямой линии и повторять ежедневно, пока данная поза не станет привычной и естественной.

Красивый человек и стоит, и сидит, и ходит красиво. У него грациозно-легкая, ритмичная и индивидуально-величественная походка: тело выпрямлено, голова слегка откинута назад, руки естественно помогают ходьбе, движения плеч и бедер почти незаметны. Неизменным атрибутом культуры внешнего облика человека являются и жесты - движения рук или кистей рук. Жесты символизируют необъятную палитру различных смыслов и оттенков, поскольку руки могут выполнять около 700 тысяч различных движений Зачастую одни и ге же жесты в разных культурах имеют разные смыслы: например, жест японцев «иди сюда» воспринимается россиянами как «до свидания». Один из самых известных в мире жестов, большой и указательный пальцы,

сомкнутые в кольцо, в США означают «о кэй», во Франции - ноль, в Японии — деньги, в Тунисе - «Я тебя убью» и т.д. Например, рука около мочки уха - нейтральный для россиян жест, но для испанцев, греков, итальянцев и мальтийцев ассоциируется с совершенно разными оскорблениями. Проблема жестов при межнациональном общении становится особенно актуальной, поскольку незнание смысловых оттенков жестов иной культуры может стать серьезной причиной непонимания и даже конфликтов. Этикет в данных случаях рекомендует воздерживаться от излишней жестикуляции и движений. Общие же правила относительно жестов в собственной субкультуре следующие, они должны быть целесообразными и умеренными, естественными и выразительными, способными дополнить речь человека и украсить его поведение.

Неизменным составляющим внешнего облика человека является прическа. История культур демонстрирует порой немыслимые эксперименты человека с собственными волосами во имя достижения красоты От экзотических причесок первобытных народов, от ошеломляющих сооружений на головах дам эпохи рококо к удобной и практичной современной прическе - таков длительный путь эволюции парикмахерского искусства. Если в праздники коренные жители Австралии обильно смазывали волосы смесью жира и охры и из образовавшейся массы делали локоны, в которые вставляли перья, пучки мха, ракушки, а затем посыпали белоснежным пухом какаду, то в европейских странах 18 века наиболее изысканные красавицы старались удивить окружающих не только высотой прически, но и украшением волос. Прически порой напоминали парусные корабли, отплывающие в длительное плавание, цветущие клумбы или корзины цветов. Вот что писала мадам Креки (Франция) в своих мемуарах: «Моя племянница приказала причесать себя садовницей с салфеточкой в волосах, на которой красовались один артишок, зеленый кочан капусты, морковка и несколько редисок»2. Носить все это на голове, сохраняя равновесие, было нелегко, поэтому дамы прибегали к помощи изящных тросточек. Еще трудней с такой прической оказывалось пользоваться каретой. Обычно красавицы высовывали головы из окна, либо крышу кареты убирали совсем. Для прически использовали прикладные волосы, до дюжины метров тюля, около

ста шпилек длиной до 70 см, а сколько терпения, умения и мастерства требовалось от парикмахера! Подобное художественное сооружение стоило очень дорого, и его стремились сохранять как можно дольше. Поэтому ночью для сна под голову подкладывались специальные затылочные подушечки, которых сама прическа не касалась. А в Англии модницам даже рекомендовали надевать ночью на прическу специальную металлическую сетку, чтобы там не заводились мыши.

Главное требование к современной прическе - здоровые, чистые, ухоженные волосы. Для будней нужна простая и скромная прическа, которая не требует много времени. Сложная праздничная прическа с обилием локонов, завитков, волн — для торжественных случаев и романтического вечера.

Прическа должна быть не только красивой, но и удобной, соответствовать духу времени, стилю работы, особенностям внешности человека: росту, фигуре, лицу.

Правила этикета рекомендуют содержать в чистоте гребенки и щетки. Неприлично просить у другого его расческу: чужой расческой не пользуются так же, как и чужой зубной щеткой; не рекомендуется разбрасывать гребенки и щетки где попало, да еще с запутавшимися в зубцах волосами, а также дуть на расческу после причесывания.

Важную роль в оформлении внешнего образа человека играла и играет одежда. Культура одежды является одним из существенных показателей уровня общей культуры личности. С момента своего возникновения одежда имела не только практическое предназначение, помогая человеку защитить свое тело от действия природных стихий: холода, жары, ветра, но и давала возможность изменять свой облик, скрывать недостатки внешности, выгодно подчеркивать её достоинства, отражала его эстетические предпочтения, выполняла своеобразную знаковую функцию, рассказывая о своем владельце. Например, у одного члена племени висит на плечах ободранная шкура, а другого украшает мягкий, благородный мех. То, что мог носить вождь, не имел права надевать рядовой член племени. Подобные табу существовали у всех народов и очень длительное время. Дорогие шелковые ткани в Древней Византии, как правило, полагалось носить только императорам, по

закону 424 г всем остальным за подобное щегольство угрожала смертная казнь. А в Англии всего лишь четыре века тому назад могли лишить жизни разбогатевшего простолюдина только за то, что он, подобно знатным особам высшего круга, украсил свои башмаки золотом и серебром.

Одежда всегда отражала не только социальное положение, но и национальную принадлежность хозяина, проводила грань между знатными и бедными, мужчинами и женщинами, стариками и молодыми. Одежда неизменно несла на себе печать духа эпохи и её представлений о человеческой красоте.

Древнейшим центром культуры была Древняя Греция. Античный костюм стал объективацией эстетических представлений древних греков о гармоничной личности, соединяющей в себе красоту тела и души.

Европейский костюм эпохи средневековья был отражением господствующих в общественном сознании религиозных идей и смыслов. Христианская церковь, говоря словами А.И. Герцена, увидела в обнаженном теле, в котором древний грек видел красоту и совершенство, только наготу и грех. Тело человеческое было объявлено «сосудом дьявола», источником греха, идеалом женской красоты стало аскетичное, худое тело с плоской грудью, опущенными плечами, но с одухотворенным лицом с огромными глазами и высоким лбом, олицетворяющими духовную красоту, устремленность к Богу. Одежда напоминала футляр, который скрывал естественные формы тела.

В 12-14 вв. в культуре Западной Европы зарождается готический стиль, который принес в костюм удлиненность форм и частей, широкое использование отделки. В женской одежде появились огромные, до 6 метров длиной, хвосты-шлейфы, двойные и фальшивые рукава, достававшие до пола.

Эпоха Ренессанса с ее жизнеутверждающей, антропоцентрической и гуманистической философией возвращает одежде естественность, демонстрирующую здоровье и красоту обнаженного тела: даже в мужском платье появляются глубокие декольте. Роскошь и блеск, изысканные кружева, дорогие, шитые золотом ткани, благородные меха, неимоверное число драгоценных украшений в костюме знати стали материализацией

количественного и качественного изобилия эпохи, оптимистического мироощущения и мироотношения.

В 16 столетии в законодательницу европейской моды превратилась Испания, ставшая к тому времени могущественной колониальной державой. Гордыня, чванливость и надменность испанской знати привнесли в европейский костюм новые веяния: в моду входит неудобная, монофункциональная, искажающая пропорции тела одежда на многочисленных прокладках и каркасах, но зато совершенно отличающаяся от одежды низших сословий. В негнущиеся, громоздкие платья-футляры дамы вступали, перешагнув через юбку, руки при помощи служанки вставляли в жесткие, неимоверно пышные рукава, после этого прикрепляли огромный кружевной воротник, напоминающий распущенный павлиный хвост. Вошел в моду круглый воротник-фреза, изготовленный из белой гофрированной ткани, на котором голова покоилась, как на тарелке. Своим изобретением воротник, по свидетельству историков, обязан некой знатной испанке, которая, собрав вокруг своей некрасивой шеи кружево, прикрепила его под подбородком, чтобы скрыть от любопытных глаз свой недостаток.

В 17 веке ведущим стилем в европейской культуре становится барокко (португ. «жемчужина неправильной формы»), * характеризующееся пышностью, декоративностью, напыщенной парадностью. Законодательницей моды становится французский двор Людовика 14. На мужскую одежду стиля барокко повлияла Тридцатилетняя война, принесшая мотивы военного мундира, смягченного большими кружевными воротниками, манжетами, завязками из лент у пышных штанов над коленями. Входят в моду ботфорты и широкополые шляпы. В дамском платье получают распространение объемные юбки, шлейфы, глубокие декольте и короткие рукава. Появляется обувь с каблуками, которую связывают с именем утонченной, но малорослой маркизы Помпадур. Красные каблуки превращаются в символ принадлежности к знати.

Сложившиеся традиции барокко продолжило рококо (франц. «мелкие камушки, раковины»), отличающееся изяществом, грациозностью, утонченностью. Рококо - легкий, игривый стиль, создающий атмосферу праздное ж, беззаботности, веселья и развлечений: напудренные парики, румяна, белила превращаются в

обязательный атрибут и мужского, и женского туалетов. Одежду, перенасыщенную всевозможными украшениями, носили на металлической конструкции в виде широкого колокола.

В эпоху развития абсолютной монархии во Франции конца 17 века складывается стиль классицизма, «духовные отцы» которого обратились к образам и формам античной культуры как идеальным моделям для подражания. Костюм стал напоминать одежду Древней Греции и Древнего Рима. Для женского туалета были характерны прозрачная туника с глубоким вырезом и длинным шлейфом, легкие сандалии, многочисленные ювелирные украшения. Красавицы той эпохи порой отказывались даже от легких туфель и зачастую появлялись на балах босыми. Доктора тщетно старались убедить модниц в том, что подобное увлечение модой, когда зимой тело прикрыто лишь легкой тканью, опасно для их здоровья. Известно, что в 1802 г. французский журнал мод рекомендовал своим читательницам посетить Монпарнасское кладбище, чтобы воочию убедиться, сколько молодых красавиц принесли свои жизни в жертву моде и умерли от простуды3.

Стиль ампир (франц. «империя»), сложившийся во время правления Наполеона I, принес в одежду строгость форм, монументальность и также обращение к античным мотивам.

В 30-40-ые годы 19 века сначала в Германии, а затем и в других европейских странах оформился новый стиль - романтизм, провозгласивший эталоном женского совершенства грациозно-хрупкую и изысканно-утонченную красавицу с тонкой талией, с томным взором, с меланхолическим выражением бледного лица. Объемная, широкая юбка платья, подчеркивающая стройную талию, низкое декольте, обнажающее даже верхнюю часть руки, пышные в верхней части и сужающиеся к кисти руки рукава создавали образ сказочного, неземного существа. Для мужской одежды того времени характерны средневековые плащи, остроконечные туфли, в моду входят усы и бороды.

Одежда 50-х годов, обратив свой взор на стили барокко и рококо, вернулась к вычурности и пышности аристократического платья. В моду вошел кринолин - широкая юбка на тонких стальных обручах.

В 80-е годы принадлежностью женского костюма становится турнюр — подушечка, набитая конским волосом, подкладывающаяся под платье сзади ниже талии для придания фигуре пышных форм. В мужском костюме сюртук постепенно вытесняет фрак, который становится формой парадно-выходной одежды. В конце 19 века оформляется тип классического английского костюма, существующего и сегодня.

20 век привел к значительной демократизации одежды: костюм стал более практичным и удобным, соответствующим духу времени и изменяющимся условиям новой динамичной жизни.

Современное отношение к одежде стало проще, естественнее и основывается на следующих принципах:

чтобы элегантно выглядеть, нужно иметь хороший эстетический вкус, который является результатом воспитания и

самовоспитания;

не может быть красивым то, что может нанести ущерб здоровью;

одежда должна соответствовать своему назначению (для работы, для дома, для торжественных вечеров и праздников и т.д.), возрасту и индивидуальным особенностям человека; все предметы и части костюма должны гармонично сочетаться друг с другом;

не стоит безоговорочно копировать чужой туалет и чужой образ. Современный этикет вносит свои коррективы в требования к костюму и внешнему облику человека. Сегодняшняя мода, особенно дамская, изменчива, непостоянна и непредсказуема, как капризная женщина, но тем не менее существуют неизменные, довольно устойчивые нормы и правила, касающиеся одежды и внешнего вида людей, которые обязательны для цивилизованного человека. Самое главное: найти свой стиль и суметь приспособить к своей индивидуальности капризы существующей моды.

Прежде всего следует отметить, что один из основных секретов безукоризненного внешнего вида и элегантности, - это удобство одежды, возможность чувствовать себя в ней спокойно, свободно и комфортно. Одежда не должна стеснять движений, требовать всевозможных одергиваний и подтягиваний: чем меньше костюм напоминает о себе, тем лучше.

Воспитанный человек всегда будет помнить о том, что аккуратность и чистота в одежде всегда ассоциируются с внутренней организованностью и дисциплинированностью человека, а неухоженность и расхлябанность - это символы несобранности, суетливости и забывчивости. В современном мире особенно большое значение имеет внешний вид делового человека, поскольку безукоризненность манер, костюма, прически и т.д. является своеобразным кодом, демонстрирующим

респектабельность и надежность потенциального партнера. Доверие, уверенность в его добросовестности, пунктуальности, ответственности, верности слову вызывает тот, кто имеет чувства вкуса и меры, ухожен и элегантен. И в сфере бизнеса «встречают по одежке», а потом уже оценивают деловые и профессиональные способности и возможности человека. Без сомнения, внешний облик делового человека - один из немаловажных факторов его успеха.

Для мужчин современный этикет рекомендует следующие правила. Начнем с костюма. Как известно, тон костюма влияет на окружающих. Черный старит и раздражает, видимо, по ассоциации с трауром. Серый смягчает напряженную обстановку, темно-синий облагораживает своего хозяина и располагает собеседника, коричневый мягких оттенков способствует атмосфере уюта и т.д.

Выбор костюма в большей мере зависит от роста мужчины: однобортный делает малорослого человека выше, двубортный не подходит мужчинам ниже среднего роста, а также высоким с солидной и тучной фигурой, причем пиджак такого костюма должен быть достаточно длинным и частично прикрывать бедра.

Повседневный костюм, аккуратно отглаженный, дополненный чистой светлой рубашкой и соответствующим галстуком в тон, вполне заменит парадно-выходную одежду и уместен в любой торжественной ситуации.

Подкладка рукавов приличного пиджака шьется из светлой полосатой ткани, а основная — в тон пиджаку. Следует запомнить, что с пиджаком в полоску или в клетку носят однотонные брюки, а с брюками в клетку или полоску — однотонный пиджак.

В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут, нижнюю пуговицу, как правило, не застегивают никогда. Застегнутыми входят в квартиру к знакомым, в ресторан, особенно в

обществе дамы, в кабинет на совещание, в зрительный зал театра. У сидящего в президиуме за столом или выступающего с докладом пиджак должен быть застегнут; танцуют также в застегнутом пиджаке. Расстегнуть пуговицы пиджака можно во время завтрака, обеда и ужина или в кресле театра. Поднимаясь, необходимо застегнуться на верхнюю пуговицу. В гостях у знакомых обычно просят разрешения снять пиджак, на других приемах, как правило, ждут предложения хозяина.

С элегантным костюмом не носят сумок спортивного типа. Наиболее приемлемые цвета для дневного рабочего костюма -темно-синего, темно-серого и серого оттенков. Нельзя класть в верхние наружные карманы пиджака очки, ручку, расческу и другие предметы так, чтобы они «выглядывали» наружу.

Выбор брюк также зависит от роста мужчины. Широкие брюки делают фигуру более приземистой, поэтому только высокий мужчина может позволить себе носить широкие брюки. Очень важна длина: нижний край закрывает пятку, а стрелка сзади должна изображать прямую линию. Если подкладка на брюках есть и спереди, и сзади, то они более надежно сохраняют форму и хорошо «сидят». Следует запомнить, что мужчина, закидывая ногу на ногу, не должен подтягивать штанину так высоко, чтобы выше носка

была видна голая нога.

Жилет, короткая одежда без рукавов, часто является частью костюма. Есть две версии происхождения слова «жилет»: по имени французского ярмарочного петрушки Жиля, который любил носить такую безрукавку; другая версия - по имени портного Жиле, который якобы и стал автором этой одежды. Правила этикета рекомендуют следующее: мужчине не следует снимать пиджак и оставаться в обществе только в жилете.

Количество классических рубашек в гардеробе современного мужчины зависит от места его работы и материального положения. Неплохо иметь несколько рубашек для отдыха и спорта, которые, как правило, носят с джинсами и брюками спортивного покроя.

На торжественные и праздничные мероприятия надевают белую рубашку, к костюму в полоску не подходит сорочка в клетку,

и, наоборот, к сорочке в полоску не идет костюм в клетку. Обычно к пестрому костюму подбирается однотонная рубашка.

Сорочка и костюм могут контрастировать друг с другом и по-другому: чем темнее костюм, тем светлее рубашка.

Сорочка, надеваемая с костюмом, должна иметь длинные рукава.

Воротник сорочки плотно облегает шею и виден сзади чуть больше одного сантиметра, манжеты рубашки должны быть видны из рукавов пиджака, когда руки опущены вниз, примерно на 1 см и более, если руки согнуты в локтях. Лучше всего подобрать рубашку без нагрудных карманов.

Особого внимания в костюме современного мужчины требует галстук, который берет свое начало от шейных платков древних римлян. Второй родиной галстука стала Франция, где при дворе Людовика 14 первыми его стали завязывать хорваты из личной гвардии короля. В российский костюм галстук вошел после реформ Петра I, а галстук ленточного типа (почти современного образца) стали носить с конца 19 века.

Галстук элегантного мужчины сдержан, как и его хозяин, тон его - некричащей расцветки и не режет глаз, гармонирует по цвету с костюмом и рубашкой.

Выбор галстука зависит от цвета, рисунка и ткани костюма. Как правило, к пестрому костюму подбирается однотонный галстук, подходящий по цвету. Однотонный черный галстук надевается только в знак тра>ра и, если положено, к форменной одежде.

Допускается контраст в тоне костюма и галстука, но он должен быть единственным в данном туалете.

К костюму галстук обязателен всегда, исключение -пиджаки спортивного покроя, которые можно носить с футболкой. К шерстяной рубашке галстук также не нужен.

Галстук должен быть аккуратно и правильно завязан: в завязанном состоянии он нижним концом касается пряжки ремня. Не допускается, чтобы затяжной конец был на виду, выступая из-за лицевой части, а его ширина, как правило, должна быть соразмерной ширине лацканов пиджака.

Следует запомнить, что галстук не носят с рубашкой с короткими рукавами.

Коричневый галстук не подходит к синему костюму. Галстуки любого размера, рисунка, цвета выглядят изысканно в том случае, если не бросаются в глаза: зимой, как правило, они должны быть темных, летом - светлых тонов. Следует помнить, что доминирующий цвет галстука повторяет тон костюма. Для строгих костюмов подходит обувь темно-коричневого и черного тонов. Светло-коричневую и коричневую обувь не носят с черным костюмом, лакированные ботинки надеваются только к смокингу. Ботинки на толстой подошве, спортивная обувь подходят к спортивной одежде, а не к строгому костюму. Ремень обычно подбирается под цвет обуви.

Цвет носков всегда должен быть темнее тона костюма, рекомендуется иметь в основном однотонные темные носки, а для светлой обуви - бежевые, но не белые.

Элегантный мужчина всегда имеет при себе два носовых платка: один, в кармане брюк, используется по назначению, другой, во внутреннем кармане пиджака, — для непредвиденных ситуаций (протереть, например, очки и т.д.).

Существует так называемая салонная одежда для официальных и торжественных посещений. Фрак - парадная мужская одежда (род сюртука с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади), которую носят в особо торжественных случаях (на парадном обеде, официальном представлении, приеме, балах и т.д.). В дипломатическом общении во фраке приходят на вечерние аудиенции. Его носят дирижеры больших оркестров и хоров, солисты и играющие в оркестре музыканты, официанты ресторанов-люкс.

В смокинге, однобортном иди двубортном черном пиджаке с открытой грудью и длинными, обшитыми шелком лацканами, как правило, ходят на послеобеденные и вечерние торжества, на театральные премьеры. Утром смокинг никогда не надевают.

Элегантный облик современной женщины не терпит безрассудного, слепого следования за модой. Со вкусом одетая дама - это всегда индивидуальность, утонченность, особенный стиль, помогающий ощущать себя красивой, привлекательной, обаятельной и уверенной, вызывающей интерес и уважение к себе как личности. Женщине этикет рекомендует следующее:

модель костюма (платья), фактура, рисунок, цвет ткани должны

соответствовать возрасту, социальному статусу, росту, строению

фигуры, цвету волос и лица;

ткани с крупными узорами подходят высоким, стройным

женщинам. Надевая платье с вертикальными полосками, дама

выглядит выше и тоньше, с поперечными — ниже и полнее;

для деловой одежды наиболее подходящая модель — строгое,

элегантное платье или костюм с длинными рукавами. Лучшие

тона - оттенки синего, коричневого, бежевого цветов. Удачен

выбор однотонной ткани, не подходят набивные ткани с разного

рода яркими абстрактными рисунками, изображением цветов,

птиц и т.п.;

при выборе тона костюма всегда следует помнить о том, что

черный цвет подчеркивает морщины: белые воротнички, жабо,

вставки, светлые аксессуары на темном фоне освежают лицо;

как правило, платье и дополнения к нему выдерживаются в

одной цветовой гамме. Не рекомендуется сочетать в одежде

более двух тонов: один — основной, другой — отделочный;

выбирая одежду, женщина должна учитывать и эстетические

предпочтения и пожелания своего мужчины;

на службу, на торжественные мероприятия, даже в жаркую

погоду, женщина надевает чулки;

выбирая сумочку, следует придерживаться следующего

требования: хрупкой и изящной даме не подходит большая

сумка, и, наоборот, высоким и крупным женщинам не следует

приобретать маленькие сумочки. Деловая женщина должна

иметь кожаный кейс или классическую сумочку из хорошей

кожи;

обувь у элегантной дамы всегда чистая, удобная, из добротного

материала, её цвет и модель гармонируют с фасоном и тоном

платья;

по правилам приличия, деловая женщина пользуется ручкой

достойного класса;

на официальные приемы и в торжественных случаях даме

рекомендуется носить одежду строгих, скромных линий и

умеренно-спокойных тонов;

в гости в дневное время не ходят в роскошном наряде -достаточно остановить свой выбор на стильном и элегантном платье или платье-костюме. На приемы, начинающиеся в 8 часов вечера и позже, дамы надевают нарядные и открытые вечерние платья. Шляпу с вечерним платьем, как правило, не носят. Праздничный наряд можно дополнить шелковыми и кружевными перчатками: чем короче рукава платья, тем длиннее перчатки, и наоборот;

чувство меры и вкуса, простота и изящество, цветовая, смысловая, стилевая гармония во всем облике - эстетические ориентиры настоящей женщины, которая всегда помнит одну из главных заповедей: «Если хотите быть элегантной, замените количество качеством и всегда из надетого на Вас лучше еще что-нибудь убрать, чем прибавить».

Культура внешнего облика человека есть неизменный фон его повседневного общения. Полную же свою завершенность эта культура приобретает только тогда, когда она просветляется, одухотворяется и возвышается глубоко нравственным состоянием чистой и доброй человеческой души. Стоит придать лицу обладателя безукоризненной во всех отношениях внешности выражение глупой недоверчивости или рабской угодливости, наделить ее владельца скандальной натурой или злобой завистника, ханжески лицемерным характером или бессердечием равнодушного, то и внешний лоск, и безупречные манеры, и изысканный костюм не смогут «спасти» своего хозяина от глубокого разочарования в нем окружающих. И совсем иное отношение будет к этому человеку, если через его облик, действия и поступки будут преломляться живой ум и тактичность интеллигентной личности, доброта и кроткий нрав скромного человека. И чтобы общение всегда превращалось в равноправный диалог достойных, воспитанных людей, каждому стоит придерживаться как правил приличия в отношении внешнего вида, так и каждодневно, ежечасно и ежеминутно взращивать в своей душе истинно человеческие добродетели.

Великий древнегреческий мудрец Сократ первым из античных философов начал широко употреблять понятие «калока! атия», характеризующее человека, прекрасного

нравственно и эстетически одновременно. А русский писатель А.П. Чехов оставил потомкам известный афоризм как своеобразный смысложизненный ориентир для тех, кто творит собственную судьбу, свое «Я», свою индивидуальность: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Литература:

1. См. подробнее: Этикет: дома и в гостях. - Минск, 1993. С.13-18.

2. Цит. по: Энциклопедия этикета. - СПб.,1996. С.205.

3. См: Школа этикета: поучения на всякий случай. С.254.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 930. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия