Студопедия — Б) Даосизм
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Б) Даосизм






ОсновательЛао Цзы - Старый Учитель (кон. 6 - нач. 5 в до н.э.). Главный текст – «Дао дэ цзин» (Книга о силе Пути),, живший в конце VI — начале V вв. до н. э.

Примерно за 600 лет до н.э. в провинции Чу (се­годня Хунан) родился Ли Боян, позже получивший почетное имя Лао-цзы, т.е. «старый мудрец». До нас дошли сведения о его юности, воспитании и учи­телях. Мы знаем лишь, что он некоторое время состоял архивариусом в царском архиве. Сам же он написал лишь одну книгу, и то не полностью добровольно

А именно, когда Лао-цзы собрался совсем отойти от мира и отправился в горы, на пограничной заставе ему встречается начальник заставы Ин Ки, который просит его: «Учитель, я вижу, что ты хочешь уйти в одиночество, — я прошу тебя, запиши для меня свои мысли». Лао-цзы делает ему это одолже­ние и записывает около 5000 слов. Затем отправля­ется дальше — и больше его никто не видел.

Однако эта книжица, «Дао-дэ-цзин», «Книга о силе пути», вероятно, является одним из самых великих произведений мировой литерату­ры. Она была переведена более чем на 130 языков.

Для древних китайцев дух и материя были неразделимы, и дух мог материализоваться, принимая грубые и зримые физический формы. «Человек порождается духовным эфиром и со смертью вновь в него возвращается. Вода, затвердев, становится льдом, дух, сгустившись, становится человеком. Растаяв, лед превращается в воду, а человек после смерти вновь становится духом» - писал в 1в. н.э. Ван Чун, выражая общепринятый взгляд на вещи. Мир духа и мир бесчисленных физических форм в сознании древних китайцев объединяло понятие Дао – Пути Вселенной. Дао называется Путем потому, что оно всегда в движении, «неизменное, постоянно рождает изменения», оно – незримая программа Пути, которым мир идет во времени и пространстве.

Основные положения даосизма:

- Центральное понятие даосизма – дао («путь») – Путь Вселенной, мировой закон. Даосизму присуща идея единства человеческого микрокосма и гигантской вселенной, которые суть одно и друг без друга существовать не могут.

Тот, кто слился душой с Дао, постигает его сердцем, т.к сердце способно открыть то, что недоступно органам чувств. Рассказывают, что одного из самых знаменитых даосских бессмертных Цао Го-цзю в его горном уединении однажды посетили двое других, раньше него обретших истину.

«Где находится Дао?» - испытующе спросили его гости, чтобы убедиться, что Цао Го-цзю уже познал сокровенное. «Дао – там» - указал на небо Цао. «А где же небо?» - опять спросили бессмертные. И Цао молча указал на свое сердце.

- Жить по Дао – значит следовать естественности, то есть не искажать своими действиями порядок вещей в мире, следовать принципу недеяния – у-вэй Даосизм отрицает любое усилие как человека, так и общества, т.к. любое напряжение ведет к дисгармонии и увеличению противоречий между человеком и миром. «Дать событиям произойти». Необходимы особые гармоничные действия, не нарушающие мировую целостность. Не следует активно творить добро, а тем более делать зло, так как и то и другое искажает естественный порядок вещей. Следующий Дао не «делает добро», а естественно его излучает, как солнце излучает свет, не ставя себе это целью. И тот, кто стремится манипулировать миром, обречен на неудачу и гибель. Главный принцип поведения личности – сохранение «меры вещей».

Как видно, эта точка зрения противоположна учению Конфуция, согласно которому «благородный муж» должен заниматься самосовершенствованием и принимать участие в управлении другими.

К онцепция естественности, пришедшая из даосизма, стала одним из основополагающих принципов жизни Китая на многие века. Китаец всегда мыслил себя всего лишь частью природы. С приходом в Китай европейской техники и началом строительства железных дорог западных инженеров постоянно приводило в отчаяние непонятное упрямство китайских чиновников и рабочих, отказывающихся нарушать благоприятную картину сил природы «фэншуй», хотя европейцы предлагали наиболее целесообразные с экономической точки зрения решения…

Считать себя царем природы или попытаться покорить ее для китайца было нонсенсом. Напротив, дабы обрести здоровье, он старался не идти наперекор природе, а включиться в ее ритмы, впустить в свое существо то лучшее, что несет в себе каждый из сезонов. Не разрешалось, например, зимой производить земляные работы, чтобы не будить заснувшую землю. Преступников казнили не на рассвете, как обычно делали в Европе, а ближе к вечеру, когда начинал умирать день; чаще же их жизнь вообще откладывалась на осень, чтобы они умерли вместе с окружающей природой. Идеал слияния с природой, почти полного растворения человека в ней мы видим на старинных пейзажах: среди горных круч, речной глади не сразу отыщешь маленькую фигурку рыбака в накидке из листьев или едва проступающие сквозь дымку очертания хижины.

- В даосизме используется китайское учение о двух началах – Инь и Ян. Это два парных понятия, которые характеризуются как противоположности, полярности: Ян – это мужское, светлое и активное начало. Оно управляет небом. Инь – женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. Инь и Ян могут действовать не в отрыве друг от друга, а только во взаимодействии, в соединении своих сил. Противоположности составляют гармонию: без зла не станет и добра, прекрасное не существует без безобразного. Чередование Инь и Ян называется путем (Дао), который проходят вещи. Одна из основных задач человека – понять свое место в мире, «соединять свою силу с небом и землей». Именно благодаря человеку разъединенность мира оказалась преодоленной, т.к. он соединил в себе небесное и земное, доброе и злое, темное и светлое, изменяющееся и постоянное.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 950. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия