Основной вопрос и основные направления философии
Основным в философии традиционно считается вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное начало или материальное начало. От его решения зависит общее понимания бытия, мира, человека, а это и является главной задачей философии. Материя и дух —противоположные предельные характеристики бытия (т.е. помимо материального и идеального в бытии просто ничего нет). Существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или дух? Бытие определяет сознание или сознание определяет бытие? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания: материя или сознание? Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют: • материализм; • идеализм; • дуализм. Материализм (от лат. materialis — вещественный), так называемая "линия Демокрита" — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материального и духовного начала первичным является материальное начало. Оно существует о бъективно, вне и независимо от духовного, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление — свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза – в его основе–изучение природы, все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи); французский материализм 18 в. — Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро), антропологический материализм (Л. Фейербах), диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Идеализм (франц. idealisme, от греч. idea — идея), т.н. "линия Платона" – общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно. В идеализме выделяются два самостоятельных направления: • объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др), который утверждает существование духовного начала (Бога идеи, духа) вне и независимо от материи и человеческого сознания; • субъективный идеализм (Беркли, Юм), согласно которому все существует только в сознании познающего субъекта (человека), вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа. Крайней формой рационализма является солипсизм (от лат. solus – один, ipse–сам), согласно которому с достоверностью можно говорить только о существовании собственного Я и собственных ощущений. Философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало – мат. или идеальное –называется монизм (от греч. monos). Философская концепция, согласно которой мир имеет более двух начал называется плюрализм (от лат. pluralis–множественный) Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм. Дуализм: философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и духа, физического и духовного. Например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя). Т.о. основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм (от лат. Deus – Бог) — направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание). 3. К вопросу о первоначалах бытия примыкает и вопрос о познаваемости мира. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена: • эмпиризмом (сенсуализмом); • рационализмом • иррационализмом Эмпиристы (о снователь Ф. Бэкон) считают, что в основе познания лежат опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях"). Основная идея рационализма (от лат. ratio — разум, основатель – Р. Декарт) в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — "Бог существует", "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.) В качестве особого направления выделяется иррационализм (от лат. irrationalis– неразумный, бессознательный) (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом. Основные виды познания – вера, откровение, прозрение, инстинкт. С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что: • мир познаваем; •возможности познания неограниченны. Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты): • мир непознаваем; • возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 - 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: Бог существует Бога не существует таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре (см. вопрос 36 "Философия Иммануила Канта"). Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение веши в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — "вещи в себе". 4. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой. В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенциализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.
Тема 2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.
|