Спор реализма и номинализма в средневековой философии.
Среди схоластов постоянно велись споры по разнообразным вопросам. Основным предметом спора был вопрос о природе общих, собирательных понятий (универсалий): существуют ли общие, собирательные понятия реально или же реально существуют только единичные вещи, а общие понятия – это имена, обобщенные обозначения единичных объектов. Например, есть реки: Темза, Сена, Нил. Но существует ли некая Река, проявляющая себя в Темзе, Сене или Ниле? Реалисты считали, что да. Номиналисты полагали, что существует лишь единичное, а общие понятия (реки, звезды, птицы) – это всего лишь слова, имена для обозначения совокупности единичных объектов. По вопросу о природе общих понятий в средневековой схоластике выделились два направления – реализм и номинализм. Средневековые реалисты (Августин Блаженный, Гильом из Шамо, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский) утверждали, что общее существует реально. Наиболее приемлемой оказалась позиция Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского, который утверждал, что универсалии существуют до единичных вещей как их идея в божественном разуме; в самих вещах - как их сущность и после вещей - как понятия о них в человеческом разуме. Человеческий разум способен к постижению общих понятий, потому что они изначально существуют в разуме божественном. Крайний реализм своими корнями восходит к учению Платона об идеях. Мир идей по Платону существует до и независимо от мира вещей. Умеренный реализм более близок к учению Аристотеля о тесной взаимосвязи формы как общего и материальных вещей как единичного. Номиналисты (от латинского nomen – название, имя) в отличие от реалистов утверждали, что общие понятия могут существовать только в сознании человека как их названия (наименования). Представителями средневекового номинализма были Пьер Абеляр, Росцелин, Уильям Оккам. Бритва Оккама «Не следует умножать сущности сверх необходимости». Общая характеристика эпохи Возрождения. Средние века заканчиваются XIV веком. Начинается эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. Эпоха Возрождения, или Ренессанс, занимает два с половиной столетия: с XIV века по начало XVII века. Это эпоха зарождения и стремительного развития в Европе капиталистических рыночных отношений, складывания науки, возникновения государств и абсолютистских монархий, возвышения буржуазии. Возрождение – период бурных социальных конфликтов, таких как крестьянские войны, время Реформации и католической реакции. История как бы ускорила свой ход. Именно Ренессанс дал европейской культуре великие географические открытия, крупные успехи в естествознании, математике и механике. Разумеется, философская мысль активно участвовала в происходящих в обществе изменениях, становясь важнейшей их составной. Переворот в области духовной жизни проявлялся в трёх характерных формах: в Возрождении, Реформации и в бурном развитии естественных наук. Возрождение зародилось в Италии в XIV в., а к концу XV-XVI вв. стало, можно сказать, общеевропейским явлением. Возрождение можно рассматривать как становление раннебуржуазной культуры, для которой характерна гуманистическая направленность. Философы-гуманисты на первый план своего внимания выдвигали человека с его многообразными телесными и духовными потребностями. В противоположность теологии и схоластической философии, которые видели смысл человеческой жизни в осуществлении Царства Божьего на земле, гуманистическая философия обосновывала идеал посюсторонней жизни человека. Гуманистическая культура открыто еще не порывала с господствовавшей тогда церковной идеологией и католической религией, но она ставила на первый план светские науки и образованность, подчеркивала своё отрицательное отношение к богословско-схоластической учёности. Особенность этой ранней буржуазной культуры заключалась в том, что она широко использовала культурное наследие античного мира; в этом смысле данная эпоха и называлась эпохой Возрождения, или Ренессанса. Наиболее общая черта этой культуры и идеологии состояла в признании интересов и прав личности, которые подавлялись феодальной реакцией и совершенно отрицались религиозно-католической моралью, в требовании всестороннего и гармоничного развития личности, которое было абсолютно чуждо средневековому обществу. Другим ярким выражением нового мировоззрения и коренных сдвигов в жизни общества было реформационное движение, которое нанесло мощный удар по средневековому католицизму и папству. Идеология реформизма XVI в. – это протест против церковной организации и средневекового католицизма, против существовавших социальных и политических порядков феодализма. Реформация – это стремление молодой буржуазии освободиться от опеки средневекового католицизма и создать свою собственную буржуазную церковную организацию. Общественно-политическое значение Реформации выражалось в том, что она содействовала укреплению независимости ряда молодых европейских государств.
|