Английский эмпиризм XVII в.
Наступившее после Возрождения Новое время, продолжает свой путь в сторону человека. Лицо эпохи начинает определять наука, ее авторитет растет, вытесняя на периферию культурного пространства религию. Новое время — это эпоха, когда превыше всего ценятся рассудок и его творение. Высшая ценность этой эпохи – наука. Она – символ всемогущества человеческого разума. наука. В Новое время наука начинает развиваться столь стремительно, ее успехи столь велики, что даже ставится под сомнение наличие науки в античности и средневековье. Черты Философии: 1. Исходная точка философии Нового времени — мыслящий субъект, человек разумный (Homo sapiens ). Рене Декарт: «Я мыслю, следовательно, существую». 2. Господствующее направление философии – гносеология. 3. Основная проблема познания – вывод нового метода познания. 4. Теснейшая связь философией и естественно-математическими науками (Декарт, Ньютон, Лейбниц, Галилей и др.) Новый взгляд на мир нашел отражение в философских системах английских мыслителей Фрэнсиса Бэкона и Джонна Локка и французского ученого и философа Рене Декарта. Учение Фрэнсиса Бэкона - Бэкон выразил базовую заповедь нового мышления в афоризме «Знания – сила». В знании, науке Бэкон видел мощный инструмент социальных изменений. - Ядро философской концепции Бэкона - методологическая проблематика («Новый органон» (1620). Бэкон предложил реформу познания. До сих пор, считает Бэкон, пользовались неправильным схоластическим методом, т.е. выводили знание, пользуясь формальной логикой. Взамен Бэкон предлагает метод познания через опыт (эмпирию) и чувственное познания (сенсуализм). Подлинным научным методом Бэкон считал индукцию. Опираясь на опыт, человек получает знания конкретных фактов, явлений, процессов. Изучив частные, отдельные факты, можно делать обобщающие выводы. Этот метод и называется индукцией. Абсолютной достоверностью обладает полная индукция, которая предполагает изучение всей совокупности предметов определённого класса. Но применение полной индукции в науке практически невозможно, поэтому чаще всего используют неполную индукцию, которая предполагает изучение некоторой выборочной совокупности и распространение полученных сведений на всю совокупность объектов данного класса. Ученого, который следует этому методу Бэкон сравнивает с пчелой – собранный от многих цветов нектар (опыт) необходимо перерабатывать в мед (знания). Бэкон критически относился не только к схоластике, но и к греческой философии, упрекая ее в непрактичности. Греческой философии, считал он, «недостает, пожалуй, не слов, а дел». - Бэкон в своём учении выделял два вида познания: эмпирическое и рациональное. Эмпирическое знание получают посредством чувственного опыта. Однако это только начальный этап познания. Вторая ступень – разум, который производит логическую обработку данных опыта. - Бэкон критически исследует природу человеческого ума. Он считает, что сознание человека переполнено идолами – предрассудками, с которыми человек настолько сжился, что не замечает их существования. Бэкон выделяет 4 типа идолов: 1. идол «рода» - это природная организация человеческого ума, который похож на неровное зеркало. С помощью чувств, он отражает вещи, «смешивает свою природу и природу вещей», и в результате образы самих вещей искажаются в разуме человека. Субъективность восприятия. 2. идол «пещеры» - человек себя относит к отдельным группам: класс, нация, семья, т.е. находится словно в пещере – и смотрит на мир из нее. Этот идол связан с особенностями воспитания, образования и т.д. 3. «идолы площади» - это заблуждения, вытекающие из неверного восприятия людьми друг друга, неправильного понимания значения слов и терминов; 4. «идолы театра» - это заблуждения, основанные на преклонении перед авторитетами, в частности перед авторитетами общепризнанных философских систем и научных аксиом. Достижение истинного знания предполагает преодоление этих идолов, что возможно только с помощью опыта (эксперимента) и индукции. Бэкон в своём учении выделял два вида познания: эмпирическое и рациональное. Эмпирическое знание получают посредством чувственного опыта. Однако это только начальный этап познания. Вторая ступень – разум, который производит логическую обработку данных опыта.
|