Вопрос 2. Происхождение сознания
В философии существует несколько подходов к проблеме сознания: • физикализм; • солипсизм; • объективный идеализм; • умеренный материализм. Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, и, в частности, на следующих фактах: • головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи; • сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган; • человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект; • медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, — это идеальность сознания: • образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик - массы, запаха, четких размеров, формы; • сознание может «господствовать» над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»; • никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека). Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются: •»теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) - отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами — кровообращением, дыханием, мозговыми процессами); • теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) — пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами); • теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень — желчь»).
Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся: • объективный идеализм - признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»; • умеренный материализм — считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии. Можно выделить три точки зрения по проблеме источника сознания: • сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение; • сознание присуще всем живым организмам; • сознание — свойство исключительно человеческое.
Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.
Основная идея другой,»биологической» точки зрения: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что: • жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл; • инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные; • животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт; • многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания; • животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д.
Согласно »человеческой» точке зрения сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.
|