Вопрос 1. Общая характеристика русской философии
Характерными чертами русской философии являются: ü Сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству. ü Специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой). ü Целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем. ü Большая роль проблем морали и нравственности. ü Широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Этапы русской философии: 1. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси (IX - XIII вв). 2. Философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России). 3. Философия XVIII в.. 4. Философия XIX в. 5. Русская и советская философия XX в.
Ø Основными темами ранней русской философии были: • Моральные и нравственные ценности; • Объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; • Государство; • право; • природа.
Среди наиболее ярких представителей философии первого периода выделяются: • Иларион (основное произведение - «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси); • Владимир Мономах (основное произведение — «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы); • Климент Смолятич (основное произведение — «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии — проблемы разума, познания); • Филипп Пустынник (основное произведение — «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).
Ø Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв. Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись: • сохранение русской духовности; • христианство; • борьба за освобождение; • устройство государства; • познание.
Среди видных философов данного периода: • Сергий Радонежский (XIV в.) - философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига; • Философий (XVI в.) — также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва - Третий Рим») по линии Рим - Константинополь — Москва; • М. Грек (1475 – 1556 гг.) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость; • Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным; • Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосифлян» — сторонников сохранения прежних церковных устоев); • Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон — за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум — за сохранение старых обрядов; • Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.
Ø Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии. • философию эпохи петровских реформ; • материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.
К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.
Основной направленностью их философии была социально-политическая: • вопросы устройства монархии; • императорской власти, ее божественности и нерушимости; • прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); • войны и мира.
Также философы данного направления занимались и иными вопросами — познания, нравственных ценностей и др. Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, АН. Радищев. М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. Также Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускул», то есть атомов) — материальных монад. Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности. На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 — 1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо — борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.
Ø Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений: • декабристское; • монархическое; • западническое и славянофильское; • революционно-демократическое; • атеистическое; • теологическое; • философию космизма.
Ø Русская (и советская) философия XX в. представлена, главным образом: • философией марксизма-ленинизма; • философией космизма; • естественно-научной философией; • философией «русского зарубежья».
|