Вопрос 5. Метод и система Г.Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831 гг.) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.
К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: «Феноменология духа»; «Наука логики»; «Философия права».
Основные положения философии Гегеля: Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: ü Теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея — Мировой дух); ü Диалектика, как всеобщий философский метод.
• Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи. Абсолютная идея - это: - единственно существующая подлинная реальность; - первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; - Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. • Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде: - окружающего мира; - природы; - человека; - а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружающий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя: - творение материи из воздуха; - сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) — через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя; - искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира. • Через человека Мировой дух: - проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; - целенаправленно и закономерно движется — действия, поступки человека, ход истории; - познает себя через познавательную деятельность человека; - творит — в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком. • Гегель впервые четко сформулировал понятие диалектики. Диалектика,по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: - существует определенный тезис (утверждение, форма бытия); - данному тезису всегда находится антитезис — его противоположность; - в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; - данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.
• Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: • субъективный дух; • объективный дух; • абсолютный дух. Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый «дух для себя»). Объективный дух - следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объектов нового духа является право — данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право — реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство. Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются: • искусство; • религия; • философия. Искусство — непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, «увидеть» и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства. Религия — антитезис искусства. Если искусство — абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, то религия — абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения. Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми — философами. • История,по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры: • восточную; • антично-средневековую; • германскую. Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) — такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек — фараон, китайский император и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами. Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от «верхушки» и служит ей. Германская эра — современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все. • Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля: - государство — форма существования Бога в мире (по своей силе и «возможностям» воплощенный Бог); - право - наличное бытие (воплощение) свободы; • общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу; -богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться; - противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двигатель прогресса; - противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе; - «вечный мир» приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и Гегель: «Все разумное действительно, а все действительное разумно».
|