Студопедия — Вопрос 1. Общая характеристика средневековой философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос 1. Общая характеристика средневековой философии






Под «Средневековьем» обычно понимают период развития общества, охватывающий ряд столетий от древнего мира до Нового времени Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья — в Античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э.

 

Характерные черты средневековой философии:

ü Средневековая философия является синтезом двух традиций: христианского откровения и античной философии

ü Теоцентризм — такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало.

ü Креационизм — (лат. creatio — создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

ü Провиденциализм — (лат. providentia — провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение — в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия). Средневековая философия включает в себя идею божественного предопределения, теодицею, т.е. богооправдания перед лицом мирового зла, эсхатологическую идею, т.е. религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

ü Ретроспективность средневековой философии – Средневековая философия обращена в прошлое. Самым древним документом для средневекового человека была Библия.

ü Дидактизм (учительство) – почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ.

ü Традиционализм. Для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни. Максимально исключая субъективность мыслители старались придерживаться установленного образца, канона

Этапы средневековой философии:

Патристика II —VI вв. н. э. «патристика» — это учение христианских отцов церкви, заложивших основы Священного Предания.

Этапы патристики:

Этап апологетики (II-III вв.) – от греческого апология - «защита». Представители: Тертуллиан (160—220), Арнобий (ум. в 326г.), Лактанций (250—325), Климент Александрийский (Тит Флавий ум. в 215), Ориген (185-253). Апологеты - первые христианские писатели, которые выступили в защиту христианства от языческой религии и философии. Апологеты на основе Евангелия пытались решить философские вопросы. Центральная проблема – отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением.

Этап зрелой патристики (IV—VI в. н.э.). Представители: Аврелий Августин; на Востоке: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Григорий Палама. Этот период характеризуется разработкой целостных религиозно-спекулятивных систем, глубоким синтезом теологических догм и античной философской мысли. Различают западную и восточную патристику.

 

Схоластика VII—XIV вв. н. э. от др. - греч. – «ученый; школьный» направление средневековой философии, целью которого было теоретическое оправдание церковных догматов с помощью умозрительных, формальных логических аргументов.

 

Этапы схоластки:

Этап ранней схоластики (IX-ХП вв.) - развитие идей платонизма и неоплатонизма. Представители: Иоанн Скот Эриугена, (810-877), Пётр Абеляр (1179-1142), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Росцелин (1050-1120).,

Этап зрелой схоластики (XII—XIII вв.) Главные мыслители этого периода - Альберт Великий (ок. 1200-1280), Фома Аквинский (1225-1274), Сигер Брабантский (ок. 1240 - ок. 1281). На смену платонизму приходят идеи христианского аристотелизма, который в виде учения Фомы Аквинского - самого значительного представителя схоластики - был признан официальным учением католической церкви.

Поздний этап развития схоластики (XIII—XIV вв.), представленный именами Иоанна Дунса Скота (1265-1308) и Уильяма Оккама (1285—1349), происходил на фоне ослабления авторитета католической церкви, чему способствовали процессы освобождения философии от влияния теологии и все более интенсивно возрастающего влияния позитивного, опытного знания.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 423. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия