Студопедия — ВВЕДЕНИЕ. http://www.observer.materik.ru/observer/N03_96/3_01.HTM
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВВЕДЕНИЕ. http://www.observer.materik.ru/observer/N03_96/3_01.HTM






http://www.observer.materik.ru/observer/N03_96/3_01.HTM

 

КОНСТИТУЦИЯ РФ:

ПРАВО НА КУЛЬТУРНУЮ АВТОНОМИЮ

 

Б.КРЫЛОВ,

доктор юридических наук, профессор

 

 

Незыблемость прав каждого человека

 

Национальная принадлежность человека, которая в соответствии с Конституцией Российской Федерации не должна была бы оказывать никакого влияния на его права и свободы, на практике в нашей стране подчас определяет его судьбу гораздо сильнее, чем это можно представить даже при большой фантазии.

 

Разрыв между законом и реальностью просто разителен. Когда два "равноправных" человека - блондин и брюнет - идут по улице Москвы, то велика вероятность, что взгляд милиционера остановится на брюнете, поскольку он ближе к типу лица "кавказской национальности", и затем у него будут проверены документы. Дай, как говорится, Бог, чтобы они оказались в порядке. Если же это не так, то...

 

Всем известно, что в Пригородный район, примыкающий к Владикавказу, столице Северной Осетии, все еще не могут вернуться ранее проживавшие в нем ингуши. Осетины могут, а ингуши не могут.

 

В Республике Карачаево-Черкесия, да и не только в ней, практически при любом назначении или принятии кого-либо на работу, как правило, интересуются не только, а иногда и не столько, деловыми качествами человека, а его национальностью, чтобы никак не нарушить неписаного правила о приоритете пяти "основных" народов: карачаевцев, черкесов, абазинов, ногайцев и русских. Все они претендуют на равное представительство в высших органах республики.

 

Посмотрим на прессу, послушаем радио- и телепередачи. То же самое... говорят о русских, и русскоязычных, и остальных, которые... не русские. Была еврейская эмиграция, еще продолжают эмигрировать немцы... Все национальности на слуху.

 

Что же, ведь каждый из нас принадлежит к определенному народу, услышал первые слова,

 

произнесенные на языке его матери, вырос в определенной национальной среде, сроднился с определенной национальной культурой. Национальность - это то, что является его личным, его согревающим...

 

И все-таки национальность - это как бы тональность человеческого бытия, которая не должна оказывать воздействие на права и свободы человека. К такому пониманию человечество пришло не сразу. Но пришло.

 

Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., которую с полным основанием считают основным международным законом о правах и свободах человека, утверждается, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, языка и национального происхождения.

 

Эти принципы восприняты и действующей Конституцией Российской Федерации. Она исходит из того, что основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, причем признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.

 

Государство в Конституции Российской Федерации гарантировало равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, а также других обстоятельств. Государство также заявило, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой и национальной принадлежности.

 

Да, международно-правовые принципы равноправия граждан независимо от их расы, национальности и языка восприняты Российской Конституцией и ею подтверждены. Это бесспорно, как и то, что во многих отношениях и многих регионах нашей страны они практически не действуют.

 

Примеры широко известны. Надо подумать о причинах. Их много. Обратимся к главным.

 

Обеспечение равенства прав и свобод вообще и в частности в том, что охватывается понятием национального, - дело не только трудное, но и требующее значительных материальных затрат.

 

Трудность состоит прежде всего в том, что национальные права человека хотя и не могут быть точно определены, очень часто затрагивают самые чувствительные его струны, складываются из многих составных. В их числе такие, как право на получение на родном языке образования, газетной и радиотелевизионной информации, право на сохранение национальной культуры, традиционных ремесел и образа жизни. Можно сказать, что это права каждого, но с определенной национальной тональностью. Определение этой национальной тональности сложно, поскольку она нередко индивидуальна для каждого отдельного человека.

 

При всей широте того, что можно назвать национальными правами, их нельзя считать всеобъемлющими. Есть множество прав, в том числе и основных, которые распространяются на всех людей независимо от их национальности, а также в равной степени принадлежат каждому, к какой бы расе и национальной группе он себя ни относил. Это прежде всего политические права, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни и целый ряд других прав, а также свобод, большинство из которых гарантировано как международно-правовыми актами, так и Российской Конституцией.

 

И все-таки какая-то национальная окраска проникает повсюду. Хорошо, если она относится к личности человека. Плохо, коща национальные привязанности начинают эксплуатироваться для противопоставления одного народа, одной культуры другому народу и другой культуре. Тогда национальное превращается в националистическое. Чаще всего такое превращение происходит тогда, когда находятся люди, а иногда и силы, отрицающие примат человека как такового и принадлежащих ему прав. Национализм - проявление либо бескультурья, либо национального или личного эгоизма.

 

Обратимся к средствам массовой информации. Сколько раз они тиражировали мысль о том, что русские "забиты и загнаны" людьми других национальностей и что Россия - для русских. Аналогичные взгляды высказываются, к сожалению, лицами, принадлежащими и к другим народам, проживающим на территории Российской федерации. Публицисты в Чувашии писали о "большой чувашское™", в Татарстане - о создании "Великой Татарии".

 

Примеров можно привести много, но общим является то, что в конечном счете они сводятся к призыву, что государственная власть в конкретных местностях должна принадлежать если не исключительно, то в основном одному этносу. При этом подразумевается, а иноща и прямо говорится, что лидеры национальных организаций возьмут на себя лично "бремя" руководства предлагаемыми этническими государствами.

 

Долгие годы мы не обращали внимания на то, что, по существу, исчезают многие национальные языки. Это особенно тяжело сказалось на судьбе языков малочисленных народов, причем не только языков, но и самих народов, поскольку именно общность языка является, пожалуй, самым значимым признаком народа.

 

Так, в 1989 г., согласно данным переписи, язык своего народа считали родным чуть больше половины карел и менее двух пятых вепсов. В сельской местности среди детей карел только каждый шестой ребенок владеет карельским языком, а в городе - каждый пятнадцатый.

 

Языковая ассимиляция вела к этнической. В конце 70-х - начале 80-х годов, как показывают материалы социологических исследований, 57 % карел и 48 % вепсов не желали, чтобы их дети наследовали их национальность. За последние 50 лет численность карел в КАССР снизилась со 108 до 80 тыс. человек, а вепсов - с 9,4 до б тыс. человек. Отказ от национальности начинается с отказа передавать своим детям родной язык.

 

Возрождение языков началось в нашей стране только с конца 80-х годов, причем нередко оно увязывалось не столько с поддержанием и развитием национальной культуры, сколько со стремлением к отрыву сначала от "союзного", а затем и от "российского" Центра и с установлением региональной "суверенности".

 

В этой обстановке включение в 1993 г. в Российскую Конституцию положения, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность и что никто не можете быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности, имеет принципиальное значение.

 

Следует заметить, что эта норма, помещенная в ст. 26, сопровождается указанием, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. В совокупности с другими конституционными положениями эти нормы обеспечивают свободное развитие любого народа и показывают, что отныне высшей ценностью являются человек, его права и свободы, причем равенство прав и свобод человека и гражданина не зависит от расы, национальности, языка и других обстоятельств, к которым, как представляется, относятся также принадлежность к тому или иному культурному сообществу, образ жизни, род занятий и многое другое.

 

Признание приоритета прав человека, реализация прав и свобод которого не должна нарушать права и свободы других лиц, привело к пересмотру представления о значении национальной государственности и установлению правовой связи между, с одной стороны, национальным составом населения государственного образования - субъекта Федерации и, с другой стороны, предметами его ведения и полномочий, системой его органов государственной власти и управления.

 

Российская Конституция принципиально меняет подход к проблеме равноправия различных регионов страны. В ст. 5, помещенной в главу "Основы конституционного строя", определено, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Это означает, что субъекты Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, а также между собой равноправны.

 

Таким образом, этими правовыми нормами должна быть пресечена возможность использования национальной принадлежности населения в интересах политических амбиций отдельных представителей националистической политической элиты, стремящейся усилить свою личную власть под предлогом заботы о развитии отдельного народа или отдельных народов. Эти псевдозащитники народов пренебрегали тем, что преимущества одних достигались за счет ущемления прав других.

 

Культурная автономия народов направлена на установление действительного равноправия и тем самым ставит определенную преграду развитию национализма, провозглашающего национальное превосходство и национальную исключительность. Следует добавить, что в современных условиях политика национализма объективно приводит к нарушению принципа приоритета прав человека, поскольку права лиц, принадлежащих к так называемым "коренным" народам, противопоставляются правам лиц, к ним не принадлежащим.

 

Нет сомнения в том, что националистические перекосы в политике наносят серьезный вред межнациональным отношениям и полезны только отдельным политиканам.

 

К сожалению, приходится констатировать, что националистические элементы пытаются вовлечь в свою орбиту даже съезды отдельных народов, которые под их влиянием сосредоточиваются не на проблемах развития народа и его культуры, а на "обоснованиях" его исключительности, дающей ему право на одностороннее решение политических вопросов.

 

Конституция Российской Федерации со всей определенностью утверждает, что в современных условиях каждый человек наделен равными правами. Таким образом, национальная принадлежность человека не может быть использована для расширения или ограничения его личных прав, а это значит, и правомочий региона, где он проживает, ведь национальная принадлежность человека не имеет политического значения.

 

Вместе с тем очевидно, что национальность человека не только характеризует его принадлежность к определенному народу (нации), но чаще всего и определяет его родной язык, традиции, культуру, нередко и многие другие его черты.

 

Право же каждого человека на сохранение и использование своего родного языка, на участие в культурной жизни народа, на воспитание детей в духе сохранения и развития свойственных ему обычаев и традиций не только принадлежит к его неотъемлемым правам, но и защищается законом.

 

Вместе с тем действующая Конституция Российской федерации исходит из того, что все государственные органы, федеральные, а также всех субъектов Федерации в равной мере обязаны защищать права всего проживающего на их территории населения независимо и вместе с тем с учетом национальной принадлежности.

 

Многочисленные народы, проживающие на общей для них территории Российской Федерации, исходя из ответственности за свое будущее, уже самоопределились в составе Российской федерации и в политическом, а также в ряде других отношений представляют собой многонациональный народ, о котором сказано во вводной части Российской Конституции.

 

Это нисколько не противоречит тому, что многие народы и в настоящее время имеют более или менее определенные ареалы расселения, и часто именно они были положены в основу формирования в составе России отдельных государственных образований. Большинство этих образований в настоящее время являются равноправными субъектами Российской Федерации, хотя в прошлом некоторые из них претендовали на особый статус в составе нашего федеративного государства и даже иногда имели его в соответствии с ранее действовавшими конституционными законами.

 

В современном российском обществе именно равноправие всех проживающих на территории России народов обеспечивается равноправием проживающих в нем граждан, обладающих равными правами и равно ответственными за свою общую Родину. Это обстоятельство учтено как в ряде конституционных норм, так и в законодательстве Российской Федерации.

 

Конституция обязывает Российскую Федерацию гарантировать права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. К ведению Российской Федерации ее Конституцией отнесено "регулирование и защита прав национальных меньшинств". К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесена не только защита национальных меньшинств, но и защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

 

Защиту этих меньшинств и групп надо рассматривать как обеспечение фактического равноправия входящих в них лиц со всеми другими, составляющими их окружение, но никоим образом не как какую-то льготу, основанную на их национальной принадлежности.

 

Цель приведенных выше конституционных гарантий очевидна. Она состоит, во-первых, в обеспечении наименее защищенным этническим общностям недискриминационного режима и, во-вторых, в развитии их с тем, чтобы они могли пользоваться всеми правами и свободами человека и гражданина на равных основаниях со всем населением страны.

 

Недостатки в национальной политике прошлых лет отрицательно сказались и на самосознании больших народов. Так, русский народ в условиях преувеличения значения национального фактора перестал ощущать себя гарантом прав малочисленных народов. Сложилась парадоксальная ситуация. Русский народ, составляющий сегодня около 80% всего населения Российской Федерации и несущий основное бремя, в том числе и материальное, возрождения всех народов, входящих в единую многонациональную семью нашей страны, некоторыми националистически настроенными лицами, нередко с научными степенями, выдается за виновника неудач и трудностей в национальной политике.

 

Многовековой опыт развития цивилизованного общества показывает, что национальная политика не может быть выделена из политики во всех сторонах жизни человека и общества. Такой комплексный подход предусмотрен и в Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой к ведению Федерации отнесено установление федеральной политики и федеральной программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития. Являясь лишь одной из проблем

 

нашего общества, национальная проблема была и остается более чем острой.

 

О том, что в Российской Федерации национальная проблема еще далека от разрешения, свидетельствуют не только конфликты в Северо-кавказском регионе, но и устойчивая уже в течение рада лет эмиграция по этническим мотивам немцев, евреев, турок-месхетинцев, греков. Это заставляет искать новые пути ее решения.

 

Исходным должно быть установление гарантий права каждого народа, большого и малочисленного, национального меньшинства, национальной группы на культурную автономию как одну из форм их самоопределения в Российской Федерации, обеспечивающую беспрепятственную реализацию каждым человеком и гражданином всех его конституционных прав.

 

Нужен закон

 

Нужны не декларации о пользе культуры народов, а закон, гарантирующий народам культурную автономию. Прежде всего закон должен гарантировать право обучения на родном языке. Сначала право выбора языка должно принадлежать родителям ребенка, а потом, скажем, начиная с 14 лет, и самому ребенку. Это существенно тогда, когда большинство населения вокруг использует в качестве языка общения какой-то другой язык.

 

Естественно, что практически невозможно, чтобы для одного ученика создавалась отдельная система обучения, но закон должен определить, при скольких учениках, желающих обучаться на родном языке, государство обязано обеспечить такую возможность. Это будет зависеть от материальных возможностей органов образования, но какое-то число должно быть установлено. В ином случае органы образования не будут чувствовать обязанность и не будут нести ответственность за необеспечение права обучаться на родном языке.

 

Конечно, закон должен быть достаточно гибким. Одно дело - обучение в начальной школе, другое - в старших классах и совсем другое - в университете, где может быть всего один специалист, который может преподавать данную дисциплину, и его нельзя заставить преподавать на разных языках. Существенно, чтобы закон был конкретен и реален.

 

Вторым блоком закона должно стать обеспечение каждому возможности получать информацию на родном языке и общаться на нем: например, с органами местного самоуправления, с милицией, а также с работниками почты, магазинов, ремонтных мастерских и пр.

 

И здесь закон должен быть, с одной стороны, твердым и потребовать, чтобы в местах проживания национальных меньшинств лицам, не владеющим языком большинства, была бы обеспечена возможность использовать свой родной язык хотя бы для того, чтобы быть понятым и понять самому. Но, с другой стороны, закон не должен допустить перекосов. Было бы глупо требовать, чтобы в каждом газетном киоске сидел дипломированный филолог.

 

Несколько сложнее дело обстоит с проблемой информированности. Закон может и, на наш взгляд, должен обязать местные органы самоуправления, чтобы там, где есть хотя бы 10-15% лиц, не знающих языка, на котором обычно публикуются нормативные акты и делаются объявления, использовался бы и язык меньшинства. Кроме того, надо обеспечить, чтобы какая-то часть информации публиковалась на этом языке в местной газете или передавалась по радио. При всем том, что многие представители языкового меньшинства могут действительно нуждаться в информации именно на родном языке, чрезвычайно важно, чтобы каждый вне зависимости от национальности не мог бы считать себя обделенным вниманием со стороны большинства населения.

 

Подлинной культуры народа не может существовать без бережного отношения к его традициям и обычаям, без заботы о его исторических ценностях. Возможно, наше государство пока еще не в состоянии обеспечить создание" достаточного числа музеев, отражающих историю и искусство каждого проживающего на нашей обширной территории народа, но оно, во всяком случае, обязано содействовать их созданию и сохранности ценностей. Больно узнавать о том, как гибнут творения, которым нет цены, поскольку потери безвозвратны.

 

В этой связи нужно не упустить в законе еще одно направление. Это - необходимость сохранения и поддержки народного искусства и ремесел. Закон будет действенным тогда, когда в результате гибкой системы льготных налогов деятельность в этой области станет рентабельной.

 

Особенность культурной автономии в том, что она создает каждому народу возможность свободно развиваться в избранном им самим без чьего-то внешнего влияния, а тем более насилия, направлении, но в содружестве со всеми другими народами и при их взаимной помощи.

 

Представляется, что в сфере культуры не должно быть национальных властных органов, но должны быть органы консультативные, координирующие. Общий принцип состоит в том, что культуру не следует политизировать.

 

Могут ли быть сомнения в необходимости издания закона о культурной автономии? Определенные сомнения может вызывать то, что такой закон в известной степени повторит нормы, которые уже содержатся в изданных правовых актах. Но вместе с тем нельзя не видеть, что этот закон будет полезен тем, что он консолидирует разрозненные правовые акты и поможет объединению сил в защиту культуры.

 

Шаги в таком направлении уже делаются. Пять областей Центральной России - Ярославская, Костромская, Ивановская, Вологодская и Владимирская - заключили договор, суть которого в том, что их территории являются единым культурным пространством, где общими усилиями возрождаются традиционные народные ремесла, художественные промыслы и все то, что восстанавливает национальную самобытность населения. Немало примеров объединения усилий по воссозданию культуры народов, проживающих на территории даже разных субъектов Федерации. Хороший опыт накоплен в Республике Карелия, где оказывают существенную помощь в восстановлении культуры вепсов, небольшого народа, проживающего, кроме Карелии, в Ленинградской и Вологодской областях.

 

Развитие культурной автономии имеет особенно большое значение для тех народов, которые в силу самых различных обстоятельств оказались разобщенными и не проживают компактно. Нередко объединение таких народов в единых границах практически невозможно, не говоря уж о том, что попытки такого объединения связаны с территориальным вопросом, что может привести к осложнению межнациональных отношений. Часто такая реакция бывает вызвана боязнью, что создание территориального образования определенного народа может привести к дискриминации лиц, к этому народу не принадлежащих.

 

Характерна судьба шапсугов, которые когда-то были мощной ветвью адыгского народа, но после русско-кавказской войны превратились в малочисленный народ, насчитывающий около 10 тыс. и проживающий сейчас на территории двух районов и шести сельсоветов. Многочисленные попытки образовать шапсугский национальный район оказались несостоятельными. Тем не менее было бы противоестественным не принять меры по воссозданию шапсугов как народа, имеющего собственную, причем древнюю, культуру.

 

Представляется, что закон о культурной автономии дал бы такую возможность, поскольку в нем можно было бы предусмотреть создание, скажем, культурного округа шапсугов, который в сотрудничестве с местными органами народного образования, иными учреждениями культуры, музеями и при помощи органов местного самоуправления мог бы поднять такой тяжкий груз, как, скажем, введение образования на языке шапсугов, и тем самым сделать первый шаг к их возрождению. Ведь сегодня 40% шапсугских детей не владеют родным языком, а половина взрослых не может на нем читать.

 

Культурная автономия народов, национальных меньшинств и национальных групп - неотъемлемая черта подлинной демократии, призванной обеспечить правовое и фактическое равенство всех людей независимо от их национальной принадлежности. В ряде стран (Австрия, Италия) культурная автономия народов явилась действенным средством смягчения, а иногда и предотвращения разнообразных конфликтов, нередко возникающих между представителями различных групп населения, отличающихся друг от друга особенностями, коренящимися в национальной принадлежности их членов.

 

Во многих странах в правовых документах никогда не делается акцент на национальность человека. Законодательство Французской республики говорит только о французских гражданах (французах), хотя в стране проживают эльзасцы, бретонцы, корсиканцы и многие другие. Этнографы насчитывают во Франции не менее двадцати этнических групп, отличающихся не только языком, но и культурой.

 

Интересно, что еще в 1964 г., то есть в годы, когда борьба против сегрегации была в самом разгаре, Верховный суд США принял решения о недопустимости указания в избирательных бюллетенях и других избирательных документах на расовую принадлежность избирателей и кандидатов в депутаты с тем, чтобы не допускать признания государством решающей роли расы в вопросе об избрании должностных лиц.

 

Учитывая, что наибольшая часть межнациональных конфликтов связана с фактическим неравенством, а иногда и мнимым представлением о неравенстве прав человека в силу его национальной принадлежности и происхождения, необходимо федеральное законодательство, дополняющее общепризнанные формулы о правах и свободах человека четко определенными гарантиями равенства, которые каждый мог бы защищать во всех государственных органах, включая суд. Гарантии права на национальную культуру должны быть тесно увязаны с гарантиями укрепления единства государства путем обеспечения каждому доступа к любой культуре и создания условий для свободного межнационального общения. Без этого, скажем, человек, воспользовавшийся правом получения образования на родном языке, являющемся в данной местности к тому же языком общения, не сможет общаться с окружающими в случае изменения языковой среды. Незнание кем-либо языка большинства населения, естественно, создает трудности и для лиц, принадлежащих к этому большинству, что иногда может даже рассматриваться как нарушение их права на пользование родным языком.

 

Отсюда следует обязанность государства обеспечить поддержание и развитие в едином культурном государственном пространстве, каким является Российская Федерация, языка межнационального общения. Поскольку таким языком исторически был и, очевидно, будет и в дальнейшем русский язык, необходимо проявить заботу о том, чтобы этим языком владело максимальное число людей. Безоговорочная государственная поддержка русского языка вытекает также из необходимости обеспечить максимально широкому кругу граждан возможность получить образование в таких учебных заведениях, как Московский и Санкт-Петербургский университеты, Технический университет и многие другие, в которых языком обучения является русский, хотя, очевидно, что культура этих учреждений создана совместными усилиями российских граждан самых различных национальностей.

 

Нельзя пройти и мимо того, что значительная часть научной и технической литературы в нашей стране издана именно на русском языке. Но вместе с тем нельзя и преуменьшать значение родного языка - основы национальной культуры, да и забывать о том, что начальное ознакомление ребенка с культурой и навыками обучения происходит на языке общения ребенка, которым чаще всего является его родной язык.

 

Уважение к родному языку и своей национальной культуре создает фундамент для межнационального общения и общечеловеческой культуры. Конституционные основания для такого подхода к решению проблемы заложены в Конституции Российской Федерации. В ней не только гарантируется равноправие граждан независимо, в частности, от расы, национальности и языка, но и установлено также, что в процессе реализации прав и свобод человека и гражданина не должны нарушаться права и свободы других лиц.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 444. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия