VI — II вв. до н. э. — эпический период.
Наиболее известными источниками этого периода являются две поэмы — эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи. В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам: • буддизм; • джайнизм; • чарвана-лакаята. Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение: • йога; • веданта; • вайшешина; • ньяя; • миманса; • санкхья. 3. II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр — эра кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.). В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.
Учение о бытии и небытии индийской философии Учение о бытии и небытии индийской философии опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы. Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Индийская философия выделяет три вида сознания: • «пракрити» — материальное сознание; • «пуруша» — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди); • «майя» — сознание сновидения, мираж.
Душа виндийской философии состоит из двух начал: • атмана; • манаса. Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен. Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме. Сансара - учение о вечности и неуничтожимой души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами. Ахимса - единство всех форм жизни на земле. Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), не убиение.
Вопрос 4. Буддизм: основные идеи Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.). Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). «Средний путь» — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать, Великое Освобождение.
Будда вывел четыре благородные истины: • земная жизнь полна страданий; • страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; • от страданий можно избавиться; • существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана. Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов: • правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни; • правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь; • правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер; • правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, не причинение другим зла; • правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке; • правильное умение — усердие и трудолюбие; • правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь; • правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.
К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие: • не убий; • не. Укради; • будь целомудренным; • не лги; • не употребляй опьяняющих иодурманивающих веществ.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Алексеев П. В. История философии. Учебник: Санкт-Петербург, Проспект, 2015 г.- 240 с. 2. Бессонов Б.Н. История философии. Учебное пособие: Москва, Юрайт, 2014 г.- 280с. 3. Гриненко Г.В. История философии. Учебник для бакалавров: Санкт-Петербург, Юрайт, 2015 г.- 720 с. 4. Шишков И. З. История философии. Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания: Москва, Либроком, 2013 г.- 848 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. История философии. Запад - Россия - Восток. Книга 1. Философия древности и Средневековья.: — Москва, Академический Проект, 2012 г.- 448 с. 2. История философии. Запад - Россия - Восток. Книга 2. Философия XV-XIX вв.: — Москва, Академический Проект, 2012 г.- 496 с. 3. История философии. Запад - Россия - Восток. Книга 3. Философия XIX-XX вв.: — Санкт-Петербург, Академический Проект, 2012 г.- 448 с. 4. Козлов А. А. Понятия философии и истории философии. Философия восточная: Санкт-Петербург, Либроком, 2011 г.- 98 с. 5. Философия XX вв. История философии. Запад - Россия - Восток. Книга 4.: — Москва, Академический Проект, 2012 г.- 432 с. 6. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия: Москва, Академический Проект, Га, 2013 г.- 368 с.
|