Вопрос 3. Диалектика абсолютной и относительной истины
Одной из центрльных проблем философии выступает проблема истины. Классическая концепция истины (Аристотель). Истина - это соответстви зна- ний действительности. Впоследствии эта концепция получила название «корреспондентской теории истины». Понимание истины как соответствия между знанием и действительностью предполагает: во-первых, что адекватное отображение предмета в сознании возможно в принципе, что подвергают сомнению различные виды агностицизма, во-вторых, что это соответствие может быть установлено, то есть сознание способно выходить за собственные пределы и сравнивать действительность с собственным ее образом, в-третьих, что существует некий безошибочный критерий, позволяющий фиксировать соответствие и несоответствие между знанием и реальным положением дел. Проблемный характер этих предпосылок фиксировался в уже рамках классической и со всей очевидностью проявился в неклассической философии, сформулировавшей ряд альтернативных подходов к пониманию истины – когерентную, прагматическую и конвенциональную концепции истины.
Когерентная концепция истины (от лат. cohaerentia – связь, сцепление) Истина - самосогласованность и логическая непротиворечивость знания. Решить вопрос об истинности (или ложности) определенного высказывания значит установить его согласованность (или несогласованность) с некой системой высказываний, то есть в отличие от классической концепции утверждение сравнивается не с реальностью, а с другими утверждениями. Когерентность знания может устанавливаться не только в рамках одной теории, но и между теориями в пределах определенной отрасли науки, между наукой в целом и мировоззренческими установками культуры.
Прагматическая концепция истины (от греч. pragma - дело, действие) в наиболее четком виде представлена у представителя прагматизма У. Джемса, с точки зрения которого мера истинности знания определяется его практической полезностью, эффективностью для достижения тех целей, которые ставит и достижения которых добивается человек. Вопрос о реальном положении дел безотносительно наших практических потребностей в данном случае не имеет смысла.
Конвенционалистская концепция истины (от лат. conventio - соглашение). В своем понимании истины сторонники этой концепции (А. Пуанкаре, Р. Карнап, К. Айдукевич и др.) исходят из предпосылки, что то, что в науке опознается как «факт» во многом является теоретическим конструктом, то есть сама картина научной реальности зависит от используемого понятийного и логического аппарата, выбор которого, в свою очередь, определяется соглашением (явным или неявным) среди членов научного сообщества. Таким образом, само определение истины и ее конкретное содержание носят условно-договорной характер и являются производными от выбора концептуального инструментария, используемого при исследовании.
Современная трактовка истины, которой придерживаются большинство философов, состоит в следующем: 1. К действительности относится как объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознании, так и субъективная реальность. 2. Познание вместе с результатами и объектом познания неразрывно связано с практической деятельностью человека. Через практику задается объект познания, в практике реализуются результаты познания. 3. Истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к более полному знанию. Последний тезис связан с понятиями»относительная истина» и»абсолютная истина, которые с разных сторон характеризуют знание о предмете.
Абсолютная истина - это 1) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе (его не может быть); 2) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты (земля круглая, человек смертен). Относительная истина - это 1) неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает те или иные способы получения этого знания. Т. о. процесс познания мира - это бесконечный процесс перехода от относительных истин (с возникающими новыми относительными) к абсолютным истинам. Абстрактной истины не существует. Истина всегда конкретна, т.е. связана с определенным местом, временем, обстоятельствами. Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. 1. Соответствие законам логики; 2. Соответствие ранее открытым законам науки; 3. Соответствие фундаментальным законам; 4. Простота, экономичность формулы; 5. Парадоксальность идеи; 6. Практика.
Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Формы практики: · материальное производство (труд, преобразование природы); · социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); · научный эксперимент.
|