Правовые системы традиционного типа (обычно-правовая, индусская, мусульманская). Источники. Правовой плюрализм.
Обычное право – это исторически первое системное правовое образование, к которому – с известной долей условности – применимо понятие «правовая система». Условность его применения, по мнению Г. И. Муромцева, объясняется тем, что понятие «обычное право применяется к совокупности социальных норм, имеющих форму обычая, которые действуют не только в раннеклассовых, но и в предклассовых обществах».3
Основные характеристики обычного права: 1) Это незавершенное право или предправо, протоправо с точки зрения системности; 2) Правопонимание еще слитно с космическим миропониманием; 3) Юриспруденция не известна как сфера профессиональной деятельности; 4) Нет дифференциации норм обычного права на отрасли, поэтому оно не знает различий между гражданским деликтом и уголовным преступлением; 5) Единственный источник права – обычай; отсутствует вертикальная соподчиненность норм; 6) Крайне слабая роль государства в формировании и реализации права; 7) Обычное право – право личное, а не территориальное, хотя в современный период постепенно приобретает территориальный характер; 8) Обычное право характерно для обществ с застойным характером развития, со слабо развитой государственностью; 9) Обычное право – одна из форм консервации прошлого, препятствие для централизации государства в силу локальной замкнутости и противоречивости; 10) Обычное право нерукотворно, т.к. является элементом «мирового порядка»; 11) Правотворчество как таковое отсутствует; 12) Изменения вносятся посредством толкования в процессе применения его норм; 13) Обычное право носит устный характер, имеет форму мифов, пословиц, поговорок и т.д. В правовых системах современных развитых стран обычное право составило в ряде случаев основу самостоятельных комплексов правовых норм: - торговое право; - международное торговое право; - английское общее право и др. Обычное право как система норм существует и сегодня в тех регионах, где сохранились пласты традиционных, коллективистских отношений. Это, прежде всего, Тропическая Африка, ряд районов Афганистана, Индии, Йемена, стран СНГ – бывших советских республик и некоторых регионов современной России. Обычноправовая правовая система афро-азиатских стран имеет в своем историческом развитии три этапа: - доколониальный; - колониальный; - период независимости. Лишь в доколониальный период обычное право развивалось в чистом виде. Для этого периода характерно: 1) обычное право регулировало весь комплекс внутриобщинных отношений; 2) субъектом права являлся не индивид, а традиционная общность (патриархальная семья, родовая община и т.д.); 3) индивидуальной собственности практически нет, земля принадлежит общине; 4) брак – это договор не между брачующимися, а между семьями; 5) дух коллективизма и взаимопомощи – основа, высшая ценность; 6) спор считается безнравственным, т.к. создает угрозу семье, поэтому разрешаются, прежде всего, на основе примирения сторон; 7) судебные функции выполняют племенные вожди. С момента установления колониальных режимов в этих странах обычное право испытывает значительное влияние европейского права. Для этого периода характерно: 1) Конфликт европейского и традиционного права разрешался с позиций права метрополии; 2) Осуществлялась систематизация обычного права в ее первичных формах (было подготовлено несколько сборников обычного права на английском и французском языках). Упорядочение обычно-правовых норм сводилось лишь к внешней обработке. С достижением независимости в странах Тропической Африки подход к обычному праву осуществлялся по-разному. Так в англоязычных странах проводится курс на интеграцию обычно-правовых норм путем включения их в законодательство или санкционирование многих из них. Обычное право признается здесь источником права. Его унификация и интеграция проводятся посредством как законодательства, так и судебной практики, а также судебного прецедента. В странах – бывших французских колониях – часто проводился курс на запрет обычного права (за исключением Того, Бенина, Заира и некоторых других). Однако и здесь оно нередко продолжает действовать в силу инерции традиционного правосознания, воспринимающего европейские нормы и принципы как явление чужеродное.
|