Студопедия — Сведения об авторах
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сведения об авторах






РЫБНИКОВ Вячеслав Викторович, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, академик Академии военных наук, член Нучного Совета Американского биографического инстиута. Работает профессором кафедры истории гсударства и права Московского университета МВД РФ. Автор и соавтор около 300 научных и учебно-методических трудов, в том числе 12 монорафий. Специализируется на проблемах отечественной историографии, теории и методологии исторческой науки, истории России (XVIII – XX вв.).

ИППОЛИТОВ Георгий Михайлович, доктор исторических наук, профессор, академик Академии военных наук, член Международной ассоциации исторической психологии — отделения Санкт-Петербургской Ассоциации философов Российского философского общества, член Нучного Совета Американского биографического инстиута. Работает профессором кафедры отечественной истории и археологии исторического факультета Самарского государственного педагогического универститета. Автор и соавтор более 160 научных и учебных трудов, в том числе 8 монографий. Специализируестя на проблемах белого движения и белой эмиграции, историографии военной истории XX в., истории русской армии в XIX – XX вв.

 


Оглавление

 

 

К ЧИТАТЕЛЯМ... 3

ИСТОРИИ КАК НАУКА: НЕКТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ.. 7

Раздел I. ОТ РУСИ ИЗНАЧАЛЬНОЙ К РУСИ УДЕЛЬНО-КНЯЖЕСКОЙ (первое тысячелетие н. э. – XIV вв.) 69

Раздел II. «МОСКОВИЯ»: ОТ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ К ВЕКУ «БУНТАШНОМУ» (XV – XVII вв.) 142

Раздел III. ЭРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО: ПРОРЫВ В МОДЕРНИЗАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО (1689 – 1725 гг.) 190

РАЗДЕЛ IV. РОССИЯ БЕЗ ПЕТРА (1725 – 1762 гг.) 219

Раздел IV. «ВЕК ЗОЛОТОЙ ЕКАТЕРИНЫ» И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭКСПРОМТЫ ПАВЛА I (1762 – 1801 гг.) 237

Раздел VI. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: ПОПЫТКА ЖИТЬ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ И ПОБЕДА РУССКОГО БЮРОКРАТИЗМА.. 261

Раздел VII. РОССИЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ: ПО СПИРАЛИ РЕФОРМ И КОНТРРЕФОРМ (вторая половина XIXв.) 290

Раздел VIII. ВООРУЖЕННАЯ БОРЬБА РОССИИ С ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЭКСПАНСИЕЙ.. 326

ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ.. 349

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 374

 


[1] История — наставница жизни (лат.).

[2]См.: Россия: взгляд в будущее. Экспериментальное учебно-методическое пособие для студентов вузов, изучающих дисциплину «Отечественная история» по заочной форме обучения. – I и II части / В. Ефремов, Г. Ипполитов, В. Казаков, А. Малафеев, В. Рыбников / под общей ред. В. В. Рыбникова. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001.188с.; Россия: взгляд в будущее. Экспериментальное учебно-методическое пособие для студентов вузов, изучающих дисциплину «Отечественная история» по заочной форме обучения. – III часть / В. Ефремов, Г. Ипполитов, В. Казаков, А. Малафеев, В. Рыбников / под общей ред. В. В. Рыбникова. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001.194с.; Государство Российское и его история: Учебно-методическое пособие / Д.Ф., Аяцков, В.А. Динес, Г.М. Ипполитов, В.В. Рыбников, В.П. Слободин / Под общ. ред. В.В. Рыбникова. Саратов: Издат. Центр СГСЭУ; Издательство «Летопись», 2002.432с.; «Россия — священная наша держава: прошлое с нами. Учебное пособие: В 5 кн. / А.В. Горожанин, В. В. Рыбников, Г. М. Ипполитов, В. Я. Ефремов, Г. В. Алексушин / Под общ. ред. В.В. Рыбникова. Самара: Изд-во “НТЦ”, 2003 – ­2004. Кн.1. Наука истории – 158с; Кн.2. От Руси изначальной к России императорской: дистанция огромного размера – 179с.; Кн.3. Россия императорская: путь в неизведанное – 243с.; Кн.4. Россия, век XX: годы великих потрясений и строительства нового мира – 322с.; Русь — Россия — СССР — Россия: этапы большого пути. Учебное пособие для вузов по курсу «Отечественная история»: В 2 т. Т. 1. От Руси изначальной к году 1917: «Из мрачной глубины веков ты поднималась исполином» размера / А.В. Горожанин, В. В. Рыбников, Г. М. Ипполитов, В. Я. Ефремов, Г. В. Алексушин / Под общ. ред. В.В. Рыбникова. Самара: Изд-во “НТЦ”, 2004 – 546с.

 

 

[3]Его тоже, кстати, сегодня модно критиковать (и по делу и зря), как и его соратника К. Маркса — В.Р. Г.И.

[4]Чего только стоят, например, некоторые учебники истории для средней школы, которые, к сожалению, можно увидеть на книжных прилавках. Без зазрения совести их авторы утверждают, что победу во второй мировой войне одержали наши союзник по антигитлеровской коалиции, а СССР выступал лишь в качестве помощника. Свобода слова — великое завоевание человечества. Увы, оно не всегда соседствует с чувством ответственности. И очень жаль, что кое-кто путает свободу слова со свободой от совести — В.Р., Г. И.

[5] Семенникова Л.И. Россия в сообществе мировых цивилизаций: Учебное пособие для вузов. изд. 3-е, перераб. и доп. Брянск, 1999. С.5.

[6] Блок М. Апология историка, или Ремесло историка. М., 1996. С.20-21.

[7] Афанасьев Ю.Н. История и современность. Вместо введения // Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал: Т.1. М., 1997. С.8.

[8]См.: Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992. С.24.

[9]Так, в директивном документе Главного управления войск СС “Политическое воспитание Красной армии» (издан накануне войны) отмечалось: “… своеобразие и опасность Красной Армии объясняется тем, что она внутренне и насквозь политизирована и имеет целеустремленность. Работа политического аппарата, его значение равносильно или даже превосходит значение военно-технического аппарата армии” (Центральный архив Министерства обороны РФ (далее ЦАМО), ф.32, оп.11309, д. 240.Л.418.). Соответственно, предписывалось с «учетом опасности большевистского врага необходимо возбуждать в наших войсках чувство “неукротимой ненависти к отдельным большевикам и пускать его в действие” (Там же, л.418).

[10] Военно-исторический журнал (далее ВИЖ).1965.№1. С.96. Характерная деталь, подчеркивающая значимость психологической войны для гитлеровского командования: в связи с провалом расчетов на деморализацию наших войск войска пропаганды увеличились. К 1943 г. они насчитывали 50 рот (см.: Камков Г.Д. Идейно-политическая работа КПСС в 1941 — 1945 гг. М., 1966. С.223.).

[11]Более подробно см., например: Политическая работа среди войск и населения противника в годы Великой отечественной войны. М., 1971; Волкогонов Д.А. Психологическая война. Подрывные действия империализма в области общественного сознания. Второе изд., доп. М., 1984; Рыбников В.В. Деятельность КПСС по интернациональному воспитанию советских воинов. Историографическое исследование. М., 1986; Громов Е.С., Ипполитов Г.М. Духовное противоборство в войне: история и современность: Учебное пособие. Вольск, 1992. и др.

[12]Во Франции она получила название Ренессанса. В Германии — Реформации. В Италии — Чинквеченто.

[13]Сегодня в научном обороте фигурирует и термин “историософия” синоним термина “философия истории” — В.Р.. Г.И.

[14] Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968. С.322.

[15] Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1989. С.104.

[16]См.: Струве П.Б. На разные темы. СПб., 1895. С.38.

[17]Коммунистическая партия Советского Союза — В.Р.. Г.И.

[18] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.28.

[19]См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.39. С.57; Т.49. С.329.

[20]См.: Там же. Т.52. С.54.

[21]Многие категории читатель найдет в понятийно-категориальном аппарате, который помещен в учебном пособии (во втором томе) — Примеч. авт.

[22]Ярким представителем нарратива в исторической науке выступает известный немецкий ученый Л. фон-Ранке (1795 – 1886 гг.), который после окончания Лейпцигского университета, где он занимался классической филологией и богословием, увлекся чтением романов В. Скотта, О. Тьюери и других авторов. После чего стал заниматься историей и опубликовал ряд произведения, имевших крупный успех. Среди них “История романских и германских народов”, “Государи и народы Южной Европы в XVI – XVII вв.”, “12 книг по прусской истории”. Главный методологический тезис Л. фон Ранке — провиденциализм, то есть утверждение, что история “свершается по божественному плану управления миром, придающего единство всему историческому процессу”[22]. В своих работах Л. фон Ранке уделял много внимания характеристике исторических личностей, королей, пап, полководцев. Он давал блестящие по форме описания портретные характеристики. Видимо, это является одной из причин того, что в Германии время от времени раздаются призывы вернуться к Л. фон Ранке, возродить нарратив. Эти призывы поддерживаются и рядом ученых США, Англии, Франции и др.

[23] Ключевский В.О. Соч. в 9 т. Т.V. Специальные курсы. М., 1989. С. 7.

[24] В таком концептуальном ключе написано учеными Российского государственного гуманитарного университета учебное пособие для гуманитарных специальностей по источниковедению. На наш взгляд, этот труд, несмотря на его дискуссионность, можно оценить как довольно неординарное явление в постсоветской учебной исторической литературе (см.: Источниковедение: Теория, История. Метод. Источники российской истории. Учебное пособие / Н.И.Данилевский, В.В.Кабанов, О.М.Медушевская, М.Ф.Румянцева. М.: Российк. Гуманит. Ун-т, 1998.).

[25] Карсавин Л.П. Введение в историю: (Теория истории). Пг., 1920. С.38.

[26]См.: Очерки истории исторической науки. Т.I. М., 1955.

[27]Так в тексте. Имеется в виду термин “история” (авт.).

[28]О существующих в исторической науке мнениях о предмете историографии см.: Сахаров А.М. О предмете историографических исследований // Сахаров А.М. Методология истории и историографии. М., 1981; Дмитренко В.А. Введение в историографию и в источниковедение истории науки. Томск, 1988 и др.

[29] Коллингвуд А. Дж. Идея истории: Автобиография. Пер. с англ. М., 1965. С.421.

[30] Татищев В.Н. Избр. соч.: Т.1. М., 1964. С.120.

[31] Далее в книге будет употребляться сокращение данного труда — ПВЛ — В.Р., Г.И.

[32] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.6. С.442.

[33]Авторы сочли необходимым дать в данной связи такое примечание. Социалистическая идея — общественный идеал, играющий важную роль в совершенствовании общественных отношений, гуманизации, социализиции жесткого и жестокого мира. Она рождена противоречиями и конфликтами реальной действительности и развивается вместе с ней. Меняется жизнь, вносятся и коррективы в общественный идеал. Социалистическая идея будет существовать и играть важную роль пока существует социальное неравенство, социальная несправедливость, но реализовать идеал на практике нельзя. Трагический опыт развития народов под флагом социализма в XX в. свидетельствует о том, что невозможно говорить о коммунизме (социализме) как реальности, как высшей формации в развитии человечества. При таком подходе многие поколения людей превращаются лишь в исторический материал, средство достижения якобы светлого будущего для абстрактных поколений. Но жизнь каждого поколения самоценна и единственна, никто не имеет права превращать эту уникальную и неповторимую реальность в средство реализации недостижимых целей.

 

[34] Цит по: Ламберг-Карловски, К. Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992.

[35] См.: Семенникова Л. Проблемы цивилизационного подхода к истории. Уфа, 1994. С.30.

[36]Причем, несмотря на обожествление особы монарха, присущее цикличному типу цивилизации, их судьбе в кризисные моменты не позавидуешь. Так, из 109 византийских императоров, занимавших трон с 395 по 1453 год, лишь 34 умерли своей смертью.

[37]Это подтверждается, в какой-то мере, свидетельством Диодора Сицилийского. Он писал: “… у индийцев и законы способствуют тому, чтобы не было у них никогда недостатка пищи ”.

[38]Это хорошо проанализировал К. Маркс. Он утверждал, что не может быть и речи о собственности европейского типа на Востоке, где отдельный человек “ никогда не становится собственником, а является только владельцем ” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.46. Ч.1.. С.482.), потому что он — “ раб того, в ком олицетворено единое начало общины ”. Отсюда и вывод: отсутствие частной собственности — “ ключ к восточному небу ” (Там же. Т.28. С.215, 221). И соответсвенно, как на то обратил внимание Гегель, наиболее существенной характеристикой восточного общества считается “ поголовное рабство там ” (Там же. Т.25. Ч.2. С.354.).

[39]Например, в древнеиндийских законах Ману говорилось:” Если бы царь не наказывал сильных, они бы изжарили слабых, как рыбу на вертеле ”. В документах Древнего Египта есть свидетельства о том, что фараоны стремились ограничить произвол чиновников. Так, по указанию Хоремхеба судья, злоупотреблявший своим служебным положением, подвергался позорной казни: ему отрезали нос и ссылали на каторгу. В царствование Сети I чиновник за разграбление храмов был приговорен к 100 ударов палкой и должен был возместить ущерб в стократном размере.

[40]Увы, это печальные реалии истории советского периода, истории и героической, и трагической одновременно. На протяжении долгих десятилетий идеология, ревностно отстаивающая абсолютную истину марксизма-ленинизма, ставила своей целью убедить всех в его непогрешимости. Соответственно искажались факты, извращалась вся историческая картина. Злодеяния ГУЛАГа выдавались за благодеяния, неудачи рисовались как успехи, а внутренние структурные пороки нового строя не только всерьез не анализировались, но напротив, всячески скрывались от глаз. Даже заговорить на эту тему считалось делом антинародным и подсудным, а уж исследовать и, тем более, опубликовать исследование, означало “оклеветать советский строй” и сулило автору долгие годы заключения, если даже не физического уничтожения. Неудивительно поэтому, что на смену объективному анализу в сфере социогуманитарных наук пришли сознательное искажение, иллюзорные построения, утопические идеи.

[41] Лосский Н.О. Характер русского народа. Книга первая. Франкфурт-на-Майне, 1957. С.3.

[42]Противоречивость, отсутствие закономерности (см.: Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999. С.25.).

[43] Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

[44] Чернышевский Н.Г. Полн. Собр. Соч. Т.7. М., 1950. С.616.

[45] Семенникова Л.В. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие для вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. Брянск, 1999. С.11.

[46]По крайней мере, в обозримом ближайшем историческом будущем — Примеч. авт.

[47] Антропогенез — исторический процесс формирования человека и человечества. Социогенез — длительный процесс возникновения и становления человеческого общества. Културогенез — рождение и развитие культуры народа. Является сложным процессом самооргнизации. Этнос естественно сложившийся, на основе оригинального стереотипа поведения коллектив. Этногенез — весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.

[48] Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий М., 1994 С.77-79.

[49] Более подробно см.: История мировых цивилизаций. Учебник. М., 1998. С.7-12.

[50] См.: Куси П. Этот человеческий мир. Пер. с англ. М. 1988, С.131.

[51] Автохтон — вид, образование которого произошло на данной территории.

[52] Название дано по с. Триполье в районе современного Киева.

[53] Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Кн. первая. Ростов – н/Д., 1998. С.102.

[54] См.: Ключевский В.О. Соч.: В 9т. Т.1. М., 1987. С.120-121.

[55] См.: Там же. С.122-124.

[56] Каган — верховный правитель у многих азиатских народов

[57] Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.1. М., 1989. С.186.

[58] Не случайно, академик Д.С.Лихачев писал, что книга Л.Н. Гумилева “читается как роман”. Небезынтересно и такое замечание патриарха отечественной гуманитарной науки: “ Спорить с Л.Н.Гумилевым по частностям мне не хочется: в его концепции все они имеют подчиненный характер. Л.Н. Гумилев строит широкую картину, и ее нужно принимать или не принимать как целое ” (Лихачев Д.С. Предисловие // Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. Кн. первая. М., 1997.С.20.).

[59] Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. Кн. первая. С. 46.

[60] Цит. по: Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Спб., Б.г. С.61.

[61] См.: Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. Кн. первая. С.46.

[62] См.: Там же. С.46-47.

[63]На территории России имеются оригинальные археологические памятники восточнославянской цивилизации I тысячелетия н.э.: Юхновское городище (р. Десна); Старшее Каширское городище (верхняя Ока); Кондраковское городище (нижняя Ока); Городище (р. Волга, район Калязина); Лахцеевское городище (р. Сож, Смоленская область); Дьяковское городище (г. Москва). Достоянием исторической науки также является значительное число письменных источников о славянах вообще и восточных славянах, в частности. Сведения о древних славянах содержатся в сочинениях: Гесиода (“Теогония” VIII в. до н.э.); Геродота (“История” V в. до н.э.); Страбона (“География” I в. до н.э.); Тацита (“История” V в до н.э.); Иордана (“История готов” VI в. н.э.); Прокопия Кесарийского (“Война с готами”, VI в. н.э.); приписываемой византийскому императору Маврикию работе (“Стратегикон” VI в.); в “Книге” Ибн-Фадлана, Х в.; Масуди “Промывание золота и рудники самоцветов”.

[64] Цит. по: Соловьев С.М. Соч. Кн. 1. С.348.

[65]Обращение пленных в рабство было обычной практикой у восточных славян. Однако рабов чаще всего продавали в Византию или на Восток, так как условий для массового применения рабского труда в сельском хозяйстве лесной и лесостепной зон или в городском ремесле на Руси не было.

 

[66] Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа XIII — XVIII вв. М.. 1973. С.12.

[67] Пресняков А.Е. Вильгельм Томсен о древнейшем периоде русской истории. Памяти Вильгельма Томсена. Л., 1928. С. 46.

[68] Равдоникас В.И. О возникновении феодализма в лесной полосе Восточной Европы по археологическим данным. М.: ИГАИМК, 1934, Вып.. 103, С. 125.

[69] Арциховский А.В. Археологические данные о возникновении феодализма в Суздальской и Смоленской земле. М.,1934, С. 11-12.

 

[70]Cм.: Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. С.48.

[71] Пайпс Р. Россия при старом режиме. С.53.

[72] См.: Ключевский В.О. Соч. Т.1. С.155.

[73] Соловьев С.М. Соч. Кн.1. М., 1988. С.121.

[74] См.: Ключевский В.О. Соч. Т.1. С.148-152.

[75] См.: Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в IX —XIII вв. М., 1982. С.309-310. Такой взгляд Б.А. Рыбакова подверг аргументированной научной критике А.П. Новосельцев (см.: Новосельцев А.П. “Мир истории” или миф истории? // Вопросы истории.1993. N1. С.23-32.

[76] Цит. по: Новосельцев А.П. “Мир истории” или миф истории? С.28.

[77] См.: Там же. С.24, 30.

[78] См.: Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1. М., 1991. С.64-69.

[79] См.: Моця А. Русь на Днепре // Родина (Москва).1999.N8; Рычка В. «Бог среди него». Почему Киев называют матерью городов русских // Родина (Москва). 1999.N8.

[80] М.С. Грушевский еще в начале XX в. сформулировал свою точку зрения, которая сегодня выглядит весьма проблематично: “…имя Руси, какое бы не было его происхождение, было специальным именем Киевщины, Полянской земли тогда, когда, когда она становилась центром той более обширной “Русской” державы, и, идя из ее племенного центра, это название обнимало в дальнейшем более широкие круги» (Грушевсъкий М.С. Iсторiя Украiны-Руси. К., 1991. Т.1. С.338.).

[81] Моця А. Указ. соч. С.19.

[82] Толочко А. Химера “Киевской Руси” // Родина (Москва). 1999.N8.

[83] Толочко А. Указ. соч. С.29.

[84] Толочко А. Указ. соч. С.32

[85] Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984; Его же. Киевская Русь и русские княжества в IX — XIII вв. М., 1982; Его же. Язычество древних славян. М., 1997 и др.

[86] Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в IX — XIII вв. М., 1982. С.67..

[87] Там же. С.63.

[88]См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.143.

[89]См.: Новосельцев А.П. “Мир истории” или миф истории С.28.

[90] Более подробно см.: Новосельцев А.П. “Мир истории” или миф истории // Вопросы истории. 1993. N1. С.23-32.

[91] См., например: Янин В. Русь на Волхове // Родина (Москва).1999. N8.

[92] См., например: История России (Россия в мировой цивилизации). Учебное пособие. М., 1998.

[93]Есть подсчеты, что “полюдье”на Руси продолжалось 6 месяцев. Скорость перемещения в полюдье составляла примерно 7-8 км. в сутки

[94]Ниже в пособии к данной проблеме авторы вернуться.

[95] Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1987. Т. 1. С. 357.

[96]Применяемый в научной и популярной литературе термин “монголо-татары” не имеет четко выраженного этнического содержания. Как полагает большинство историков, монголы — это самоназвание ряда кочевых племен Центральной Азии, объединенных Темучином. В татарах ученые видят или соседей монголов, или китайское название всех кочевых народов, соответствующее европейскому “варвары”. Существуют и другие гипотезы. Население же современного Татарстана является потомками волжско-камских болгар, среди которых растворились завоеватели.

 

[97]Летописцы, например, обвиняют Мстислава Киевского, который стоял на своей горе и равнодушно взирал, как гибнет русское войско.

[98]Кстати, это не отрицают и сторонники традиционной точки зрения.

[99] Гумилев Л.Н. Древня Русь и Великая степь. В 2-х кн. Кн.2. М., 1997. С. 55.

[100] См. там же.

[101] См. там же.

[102] Гумилев Л.Н. Древня Русь и Великая степь. В 2-х кн. Кн.2. C.55.

[103] См.: Рапов О.М. Русские города и монгольское нашествие// Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины (материалы юбилейной научной конференции). М., 1983. С. 78-79.

[104] См.: Гумилев Л.Н. Древня Русь и Великая степь. В 2-х кн. Кн.2. С. 62.

[105] Гумилев Л.Н. Древня Русь и Великая степь. В 2-х кн. Кн.2. С. 74.

[106] См.: там же. С. 61.

[107] См.: Там же.

[108] См.: Там же. Л.Н.Гумилев, проанализировав в качестве источника хронику Матвея Парижского, установил, что “ …в монгольской армии “много куманов и псевдохристиан (т.е., православных. —Л.Г.)”. Первый набор среди русских был сделан в 1238-1241гг” (См.: Там же. С.74.).

[109] См.: Гумилев Л.Н. Древня Русь и Великая степь. В 2-х кн. Кн.2. С.91.

[110] См.: Энциклопедическая справка // Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. С. 339.

[111] Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. М., 199.С. 384.

[112] Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. С.358.

[113] См.: Строков А.А. История военного искусства. Т. 1. М., 1955. С. 279-280.

[114] Горький А.А. Москва, Тверь и Орда в 1300-1339 году // Вопросы истории. 1995, №4. С. 38.

[115] Гумилев Л.Н. Указ.соч. С. 106.

[116] Архив Маркса и Энгельса. Т. V. С. 341.

 

[117] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1988. С.155.

[118] Соглашение (заключено в замке Крево) о династическом союзе между Польшей и Великим княжеством Литовским, в результате которого литовский князь Ягайло женился на польской королеве Ядвиге и стал королем Польши.

 

[119] Карамзин Н. М. История государства Российского. М. 1988. Кн.1, Т.2.С. 180.

[120]Существовала в 962 – 1806 гг. Основана германским королем Оттоном I. Включала территории Германии, Северной и Средней Италии, Чехии, Бургундии, Швейцарии. В XV—XVI вв. представляла собой конгломерат полунезависимых государств под формальной властью императора, не являвшегося полным сувереном в своих владениях. Император избирался коллегией из 7 курфюстров — наиболее крупных феодалов Германии.

[121] Калита — кожаный кошель для денег, в данном случае намек на богатство и известную скупость князя

[122] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М. 1988. Кн. III.Т. 5. С. 9.

[123] Барщина — даровой принудительный труд крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала.

[124] Оброк — ежегодный сбор денег и продуктов с крестьян феодалами.

[125]Принадлежали различным феодалам

[126]Собственность царской семьи

[127]Жили на землях, не принадлежащих какому-либо владельцу, но были обязаны выполнять определенные повинности в пользу государства.

[128] Местничество — система назначения бояр на военные должности (место) в соответствии со знатностью рода.

[129]Секуляризация — изъятие земельной собственности церкви в пользу государства/

[130]1 четверть = 0,5 десятины (авт.).

[131] Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е Т.33.С.45..

84 Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1988. Т. 2. С. 175.

 

[133]Напомним, что Судебник Ивана III ограничил право ухода крестьянина от феодала Юрьевым днем: неделю до и после 26 ноября). Судебник Ивана IV в 1550 г. увеличил размер «пожилого», а в 1581 г. Иван IV издал указ о так называемых “Заповедных летах”, который временно запрещал уход в Юрьев день.

 

[134]См.: Пайпс Р. Россия при старом режиме. С.132.

[135]См.: Вопросы истории. 1989. №12. С.6.

[136] Пайпс Р. Россия при старом режиме. С.132-133.

[137]По словам современника, “учения у них (дворян) к бою не бывает, и строю никакого не знают”.

[138] Солдатами были воины пеших полков. Рейтары — тяжелая кавалерия, вооруженная карабинами, пистолетами и саблями. Драгуны — кавалеристы, которые могли сражаться в конном и пешем строю.

[139]Здесь представляются небезынтересными такие рассуждения В.О.Ключевского. Он, анализируя деятельность А.Ф.Ордина-Нащокина отмечал, что этого крупного деятеля российской истории XVII в. волновали не только внешнеполитические проблемы, но и экономические. “Наблюдения над жизнью Западной Европы, — писал В.О. Ключевский, — привели его к сознанию главного недостатка московского государственного управления, который заключался в том, что это управление направлено было единственно на эксплуатацию народного руда, а не на развитие производительных сил страны. Народнохозяйственные интересы приносились в жертву фискальным целям и ценились правительством лишь как вспомогательные средства казны… Он едва ли не рагьше других усвоил мысль, что народное хозяйство само по себе должно составлять один из главнейших предметов государственного управления… Но чтобы промышленный класс мог действовать производительнее, надо было освободить его от гнета приказной администрации”.

[140]См.: Народы России. Энциклопедия. М., 1994. С.13.

[141] Ключевский В.О. Соч. Т. IV, М., 1988. С.184.

[142]Более подробно см.: Там же.

[143] Ключевский В.О. Соч. Т. III. М., 1987. С.247.

[144] Начало освоения Сибири, успешная борьба и примирение с Речью Посполитой, стремление обезопасить южные рубежи.

[145]См.: Семенникова Л.И Россия в сообществе мировых цивилизаций. Учебное пособие для вузов. Брянск, 1999. С.144.

[146]По образному выражению В.О. Ключевского, Европа предстала перед Петром в виде шумной и дымной мастерской с машинами, кораблями, верфями, фабриками и заводами. В то время в Европе было развито книгопечатание, выходили в свет труды по философии, политической экономии таких ученых, как Т. Гоббс, Б. Спиноза, книги по астрономии, естественным наукам и технике. Издавались газеты, работали театры. Петр I внимательно осматривал все: фабрики, мастерские, китобойный флот, госпитали, воспитательные дома. Посмотрел чудо тогдашней европейской техники — микроскоп Ливенгука. Он был поражен развитием медицины. В анатомическом театре его восхитило искусство врача, который на трупе ребенка показал, как устроено человеческое тело. Потрясенный Петр I поцеловал труп ребенка, а русская делегация отпрянула в ужасе и отвращении. Тогда у Петра в полной мере проявились деспотические качества русских царей. Чтобы члены русской делегации преодолели отвращение, он заставил их кусать труп ребенка, чем привел в ужас медиков.

 

[147]См.: Ключевский В.О. Соч. Т.IV. С.130.

[148]См.: Семенникова Л.В. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие для вузов. — Изд. 3-е, перраб. и доп. Брянск, 1999. С.154.

[149]Цит. по: Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. М., 1992. С.587.

Соловьев В.С. Соч: В 2 т. М., 1989. Т.I. С. 426 — 427.

[151]“Петр I был жертвой собственного деспотизма. Он хотел насилием водворить в стране свободу и науку. Но эти родные дочери человеческого разума жестоко отомстили ему, — писал В.О.Ключевский (” Ключевский В.О. Афоризмы и мысли об истории // Тайны истории. М.П.Погодин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский о пользе исторических знаний. Сборник. М., 1994. С.188.

[152] Ключевский В.О. Афоризмы и мысли об истории // Тайны истории. М., 1996.C.189.

[153]Там же.

[154]Впоследствии стало известно, что Екатерина I и А.Д. Меншиков накануне решающего дня них дня распорядились выдать жалованье гвардейцам, не получавшим его около 15 месяцев. После успешно осуществленного переворота гвардейским полкам в благодарность за поддержку из государственной казны было пожаловано 20 тыс. рублей. Многие офицеры получили повышение по службе.

 

[155] Заичкин А.И. Почкаев И.Н. История России. М., 1993. С.92.

[156]Об этом ниже — Примеч. авт.

[157] Характерный эпизод: в 1770 г. в Петропавловском соборе в Петербурге состоялась проповедь знаменитого своим красноречием священнослужителя Платона. Заканчивая проповедь, он обратился к гробу Петра I, находившемуся в соборе, и призвал его восстать. Кирилл Разумовский, обладавший глубоким и острым умом, добродушно шепнул окружающим: “Чего он его кличет? Если он восстанет, нам всем достанется” (Цит. по: Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991. С. 235.).

[158] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.20. C.16.

[159]Правда, можно вспомнить высказывание философа Б. Спинозы: “ В демократическом государстве менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания, если оно велико, сошлось на одной нелепости ”. Современная политическая жизнь подтверждает, что Б. Спиноза не во всем прав. Бывает, что и большинство допускает нелепости, которые затем приходиться поправлять. Между тем, в концептуальном плане, тем более с учетом конкретно-исторической обстановки, в которой произнес свои слова великий философ, можно утверждать, что в искусстве предвидения Б. Спинозе трудно отказать. Палитра идейных концепций века Просвещения не отличалась единоцветием — Примеч. авт.

[160]Один из организаторов якобинского террора, выступая перед комиссией Конвента, расследовавшей “преступления короля”, Сен-Жюст сказал: ” Нужно не судить короля, у уничтожить его… Те, кто придают какое-то значение справедливому наказанию короля, никогда не создадут республику. Среднего пути нет: этот человек должен либо царствовать, либо умереть… Нельзя царствовать и быть невиновным. Всякий король является разбойником и узурпатором ”. Эта речь сделала его знаменитым, но привела к гильотине (авт.).

[161]В Великой французской революции наглядно проявилось действие закономерности, суть которой в том, что революция пожирает своих детей. “Самопожирание” в стане революционеров – феномен в истории мировых цивилизаций, который, видимо, до сих пор не осмыслен и не переосмыслен до конца. Нельзя не обратить внимание и на то, что многие черты Великой французской революции повторились в российской революции, начавшейся в 1917 г. Это отмечали многие российские политические и общественные деятели. Так, В.В. Шульгин в белой эмиграции, писал в мемуарах: ” Может быть, следует подумать о том. Что о русской революции будет написано столько же лжи, сколько о французской. Из этой лжи вытечет опять какая-нибудь новая беда. Для нас ясно. Мы, современники русской революции, прекрасно знаем, какую роль в этом несчастье сыграло лживое изображение революции французской ”.

[162]Во главе судебных учреждений в губернии встали палаты Уголовного и Гражданского суда. В столице работали 3 сословных суда (в них заседали выборные oт своих сословий): у дворян – Верховный земский суд; у свободных крестьян (непомещичьих) – Верхняя земская управа; у городского населения – Губернский магистрат. На местах работали мировые суды (суды совести) осуществлял посреднические, примиренческие функции, обладал правом контролировать аресты и освобождать заключенных. В уездах полнота судебной и административной власти де-факто принадлежала капитану-исправнику. Уездный суд (уездный судья и 2 заседателя, избиравшиеся дворянами) ведал уголовными и гражданскими делами, осуществлял опеку над дворянскими вдовами и сиротами.

 

[163]В 2001 г. канонизирован Русской православной церковью как местнопочитаемый святой — Примеч. авт.

[164]Дни знаменательных военных событий XVIII в. (победы русской армии под Полтавой 10 июля, победы русского флота у мыса Гангут 9 августа, победы русской эскадры у мыса Тендра 11 сентября, взятия крепости Измаил 24 декабря (все даты по н/ст.) закон 10 февраля 1995 г. объявил Днями воинской славы России.

[165]Адам Смит, автор книги “Исследования о природе и причинах богатство народов”, писал, что человеческое общество — прежде всего меновый союз, в основе которого – обмен различными видами труда. Склонность к обмену он считал фундаментальным свойством человеческой природы. От веэкономических мотивов деятельности людей можно абстрагироваться. Но, преследуя своекорыстный интерес, каждый человек одновременно способствует росту благосостояния всего общества. Рынок - “невидимая рука”, организующая хозяйственную деятельность. Смит выступал за “естественную свободу” в экономике, за свободную игру хозяйственных сил. Государство не должно вмешиваться в этот процесс, выполняя функцию “ночного сторожа”. Капитализм, по Смиту, - единственный естественный порядок, соответствующий природе человека и в перспективе долженствующий обеспечить всеобщее благоденствие.

[166] Сравните. В 1830 г. открыли движение на 1-й железной дороге, связавшей Ливерпуль и Манчестер. И. Гете писал: ” В чем действительно нуждается цивилизованный мир, так это в железных дорогах, пароходах, во всех других средствах сообщения ”.

[167] Белинский В. Письма. СПб., 1914. Т.1. С.92.

[168]Нынешнее представление о социализме в значительной мере расходится с представлением середины XIX в.

[169] Слово “земство” по своей этимологии соответствовало немецкому слову “ландтаг”.

[170] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.5. С.35

[171]Заисмствована из: Толмачев Е.П. Александр II и его время. Кн.1. М., 1998. С.222.

[172]Более подробно см.: Веселовский Б. История земства за 40 лет: В 4 т. СПб., 1909 – 1911.

[173] Гольбах Поль Анри (1723 – 1789) французский философ, идеолог революционной буржуазии, иностранный почетный член Петербургской Академии наук (1780) (авт.).

[174] Выше изложены основные реформы Александра II, за исключением военной реформы. Она будет освещена ниже.

[175]Если хочешь мира, готовься к войне (латинское изречение).

[176]Особую славу сыскал отряд полковника Дениса Давыдова, обессмертившего н свое имя еще и поэзией.

[177]Здесь и далее курсивом приводится слово, которое в учебном пособии объясняется ниже (авт.).

[178]Здесь и далее в скобках курсивом приводится примерный дословный перевод толкуемого слова (Г.И.).

[179]Фрагмент книги Джаса Флетчера “ О государстве Русском” заимствован из: Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных: Задачник. 6 – 11 кл. В 2-х кн. Кн.1. М., 1996. С.140.

[180]О повреждении нравов в России князя М. Щербатова и Путешествие Радищева. С.23.

[181]Полные и дополненные воспоминания герцога де Сен-Симона о веке Людовика ХIV и Регентстве. Кн. 1, 2. М., 1991. С.359.

[182]Там же. С.357.

[183] Миних Б.К.. Очерк, дающий представление об образе правления Российской империи // Безвременье и временщики. С.31.

[184] Герцог Лирийский. Записки о пребывании при императорском российском дворе в звании посла короля испанского // Россия ХVIII в. глазами иностранцев. С.225.

[185]Там же. С.218.

[186]Со шпагой и факелом. Дворцовые перевороты в России 1725 — 1825 гг. М., 1991. С. 92.

[187]О повреждении нравов в России князя М. Щербатова и Путешествие Радищева. Факсимильное издание. М., 1983. С.47.

[188]Там же. С.52.

[189] Миних Б.К. Характер регента герцога Курляндского Бирона // Со шпагой и факелом. Дворцовые перевороты в России 1725-1825 гг. М., 1991. С.147.

[190] Миних Э. Записки // Безвременье и временщики: Воспоминания об «эпохе дворцовых переворотов» (1720-е – 1760-е годы). Л., 1991. С.102.

[191] Миних Б.К. Очерк, дающий представление об образе правления Российской империи // Безвременье и временщики: Воспоминания об «эпохе дворцовых переворотов» (1720-е – 1760-е годы). Л., С.72.

[192]Записки княгини Е.Р. Дашковой. Репринтное воспроизведение. М., 1990. С.376.

[193] Миних Б.К. Очерк, дающий представление об образе правления Российской империи. С.75-76.

[194]О повреждении нравов в России князя М. Щербатова и Путешествие Радищева. С.76.

[195] Шумахер А. История низложения и гибели Петра III // Со шпагой и факелом. Дворцовые перевороты в России 1725-1825 гг. С.273.

[196] Рюльер К.-К. История и анекдоты о революции в России 1762 г. // Россия ХVIII в. глазами иностранцев. Л., 1989. С.65.

[197] Сегюр Л.-Ф. Записки о пребывании в России в царствование Екатерины II // Россия ХVIII в. глазами иностранцев. С.318.

[198]Домашний палач Екатерины – прим. А.С. Пушкина.

[199] Сегюр Л.-Ф. Записки о пребывании в России в царствование Екатерины II. С.338.

[200]Вокруг трона. Волгоград. 1989. С.361.

[201]Наука побеждать. Документы эпохи. М., 1984. С.550.

[202]Там же. С.558.

[203] Сегюр Л.-Ф. Записки о пребывании в России в царствование Екатерины II. С.420.

[204] Мундт Теодор. Царь Павел М., 1995. С.285.

[205]Там же. С.367-368.

[206]Там же. С.428.

[207] Вересаев В.В. Соч. В 4-х тт. Т.2. М., 1990. С.49.

[208]Лермонтов М. Ю. в воспоминаниях современников. М., 1989. С.175.

[209] Греч Н.И. Записки о моей жизни. М., 1990. С.330.

[210]Россия первой половины XIX века глазами иностранцев. Л., 1991. С.45.

[211]«России верные сыны…» Отечественная война 1812 года в русской литературе первой половины ХIХ века. Т.2. С 90.

[212]Россия первой половины ХIХ в. глазами иностранцев. С.60.

[213]«России верные сыны…» Отечественная война 1812 года в русской литературе первой половины ХIХ века. Т.2. Л., 1988. С.121.

[214]Там же. С.12-13.

[215] Записки А.П. Ермолова. 1798-1826 гг. М., 1991. С.151.

[216] Муравьев А.Н. Что видел, чувствовал и слышал // России двинулись сыны. Записки об Отечественной войне 1812 года ее участников и очевидцев. М., 1988. С.276.

[217] Дурова Н.А. Записки кавалерист-девицы. Казань. 1979. С.34.

[218] Панаева (Головочаева) А.Я. Воспоминания. М., 1986. С.63.

[219] Мундт Теодор. Царь Павел I. С.433.

[220] Греч Н.И. Указ. соч. С.330.

[221] Кюстин А. Николаевская Россия. М., 1990. С.95.

[222]Русское общество 40-50-х годов ХIХ в. Воспоминания Б.Н. Чичерина. М., 1991. С.110.

[223] Оже И. Из записок // Русские мемуары. Избранные страницы. 1800-1825. М., 1989. С. 213.

[224] Лунин М.С. Письма из Сибири. М., 1987. С. 287.

[225] Там же. С. 295.

[226] Греч Н.И. Указ. соч. С.258,257.

[227] Ковалевский П.М. Встречи на жизненном пути // Русские мемуары. Избранные страницы. (1826-1856). М., 1990. С.587.

[228] Бисмарк О. Мысли и воспоминания. Т.2. 1940-1941. С.159,102.

[229] Репин И.Е. Далекое близкое. М., 1964. С.369.

[230]См.: Толмачев Е.П. Александр II и его время: В 2-х кн. Кн.1. М., 1998. С.5.

[231]См.: Сословия России (документы и материалы). М.: ГА ВС, 1993. С.102-103.

[232]См.: Сословия России (документы и материалы). С.105.

ШАМИЛЬ (1797-1871 гг.) – глава мусульманского военно-теократического государства на Кавказе, возглавлял борьбу горцев Дагестана и Чечни против русских сил. В 1834 г. провозглашен имамом (высшим духовным и государственным лицом). К 1859 г. сопротивление горцев сломили, и Шамиль был пленен.

[234]Комсомольская правда. 2001. 31 августа.

[235]Успокоение, мир – прим. переводчика Богуславского.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 634. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия