Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Раздел I. РОЛЬ ХХ СТОЛЕТИЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ





[234]Комсомольская правда. 2001. 31 августа.

[235]Успокоение, мир – прим. переводчика Богуславского.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

В.В. Рыбников, Г. М. Ипполитов

 

 

НАША ОТЧИЗНА

Учебное пособие для вузов по курсу “Отечественная история”

 

 

Том 2. Россия. Век XX: время социальных экспериментов

 

Москва 2005


УДК

ББК

 

Рыбников В. В., Ипполитов Г. М. Наша Отчизна. Учебное пособие для вузов по курсу “Отечественная история”: В 2т. Т.2. Россия. Век XX: время социальных экспериментов. М., 2005 – с.

В учебном пособии история нашей страны освещается с позиций, главным образом, цивилизационного подхода. Несмотря на некоторую аморфность и размытость данной теории, написание истрии России в системе кооридинат цивилизационного подхода позволяет, с тчоуи зрения авторов, представить панораму собыий, явлений в историческом пространстве и во времени, в котором существовало наше Отечество, в более широком аспекте. Авторы сочли также возможным изложить в рамках первого тома и материал, имеющий отношение к отдельным аспектам теории и методологии истории. Это будет способствовать более глубокому усвоению обучающимися собственно исторического материала.

Адресуется курсантам и адъюнктам, студентам и аспирантам, преподавателям вузов, а также для всех, интересующихся историей Отечества.

 

Рецензенты:

— кафедра отечественной истории и археологии исторического факультета Самарского государственного педагогического университета (заведующий кафедрой доктор исторических наук, профессор, академик Академии педагогических и социальных наук Александр Иванович Репинецкий);

 

УДК

ББК

©В. В. Рыбников, 2005

©Г. М. Ипполитов, 2004

©Московский университет МВД России


ХХ век — он, брат, не мед,

Сижу и жду, когда рванет

Герцен Копылов

Предрассудки — обломки старых истин

М. Горький

 

Раздел I. РОЛЬ ХХ СТОЛЕТИЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Характерные особенности развития западной цивилизации в XX веке. Распад колониальной системы. Модернизация стран традиционалистских цивилизаций. Глобализация мировых процессов: формирование общепланетарной цивилизации.

 

Наверное, свойством человеческой натуры можно считать то, что люди расценивают наиболее значимой ту эпоху, в которой живут. Тем не менее, можно гипотетически предположить, что и в отдаленном будущем наши далекие потомки будут с повышенном интересом изучать историю бурного XX века, совсем недавно приобретшего статус минувшего столетия. Не мудрено. XX век — это один из самых переломных веков в истории мировых цивилизации, ибо по ходу его течения неоднократно ставился вопрос жизни и смерти человечества — рода “HOMO SAPIENS”. У XX столетия были печальные шансы повторить судьбу мифической Атлантиды…

Мир XX века — мир двух глобальных войн, унесших миллионы жизней, мир ядерного оружия, поставившего на карту вопрос самоуничтожения человечества, мир экологических и техногенных катаклизмов, заставивших серьезно задуматься, есть ли у человечества перспективы к дальнейшей жизни. Но это и мир Энштейна и Сахарова, Вернадского и Рассела, мир Мартина Лютера Кинга и Мохандаса Кармчанда Ганди, мир великих гуманистов и ученых. Это мир быстрых, калейдоскопических превращений, отраженных в геометрии Малевича и Пикасссо, красках Шагала и Кандинского, сюрреализме Дали.

XX век — век небывалого научно-технического прогресса и век жестокого духовного кризиса.

В соответствии с общепринятой периодизацией XX век в отечественной историографии называют эпохой Новейшей истории.

Отправным моментом Новейшей истории традиционно считалась так называемая Великая Октябрьская социалистическая революция[1]. Теперь же все больше историков склоняются к мысли, что эпохальным событием XX века, изменившим облик мира, наложившим существенный отпечаток на общественное развитие во всем мире, является первая мировая война. Поэтому именно первая мировая война может служить в качестве исходного момента в отсчете времени новой исторической эпохи.

Экономической основой важнейших событий Новейшей истории, а значит и перехода общества на качественно новый этап в своем развитии является утверждение монополистического капитализма. Уже во второй половине XX века развитие производительных сил общества, изменение их характера привело к переходу капитализма на качественно новый уровень развития — стадию монополистического капитализма. Характерные черты монополистического капитализма:

Ø рост концентрации экономической организации, создание качественно нового уровня такой организации. Еще в конце XIX века в передовых странах Запада в массовом порядке сформировались такие организационные экономические объединения, как синдикаты[2], картели, тресты. В начале XIX века появляются концерны. После второй мировой войны широкое распространение получили мировые монополии как национальные, так и транснациональные (ТНК);

Ø наряду с концентрацией и монополизацией производства и сбыта происходит укрупнение и монополизация банковского капитала, так как большое производство требует огромных единовременных финансовых затрат;

Ø одновременно осуществляется слияние банковского капитала с промышленным и образование крупных финансово-экономических групп;

Ø важным признаком монополистического капитализма является широкое применение практики экспорта капитала. Крупные монополии имеют большие финансовые ресурсы, которые не в состоянии освоить национальные экономики и капитал устремляется за пределы своей страны. Именно на этой основе образовываются и крупные транснациональные корпорации. В результате этой тенденции экономики стран оказываются переплетены тесным образом;

Ø процесс экономической экспансии сопряжен с политической экспансией. Монополистический капитализм стимулировал борьбу за передел мира, завоевание сырья, рынков сбыта, дешевой рабочей силы и т.д. Политическая экспансия и раньше проходила в виде дипломатического давления, локальный войн. Особенностью этой экспансии эпохи монополистического капитализма является то, что она приняла характер мировых войн. Политическая экспансия, борьба за передел сфер влияния и обретение новых территорий лежат в основе первой и второй мировых войн.

Первая мировая война (1914 – 1918) была наиболее крупным историческим событием начала XX века. Она потрясла основы западноевропейской цивилизации, глубины бытия капиталистического общества, в первую очередь Европы. Война привела к массовому уничтожению людей, крупномасштабным разрушениям материальных ценностей, экономических и политических структур воюющих держав. Непосредственным результатом первой мировой войны явился распад прежних государственных образований. Распалась Австро-Венгерская империя на ряд самостоятельных государств: Чехословакию, Югославию, Венгрию и Австрию. В результате социальных революций прекратили свое существование в прежнем виде Германская и Российская империи. Германия лишилась значительной части своей территории, а из Российской империи помимо Советских социалистических республик сформировались независимые государства: Финляндия, Польша, Литва, Латвия и Эстония.

В целом можно сказать, что в результате первой мировой войны западная цивилизация попала в ситуацию глубокого кризиса. Разразился духовный кризис. Рухнули многие абсолютные ценности XVIII – XIX вв.: вера в прогресс, в конструктивно-созидательные силы человека, в способность человека рационально воздействовать на окружающую среду для улучшения его бытия; вера в способность науки и техники реализовывать вековые устремления человечества и т.д.

Ведущим общественным настроением послевоенного времени являлось настроение упадка, разочарования в возможностях общества справиться со своими проблемами, неверия в будущее, страх перед ним. Господствующее умонастроение исторического и социального пессимизма было наиболее ярко выражено в книге немецкого мыслителя Освальвда Шпенглера «Закат Европы», первая часть которой вышла в мае 1918 г. В этой книге О. Шпенглер грозящую гибель западной европейской цивилизации представлял как естественное, почти биологическое событие, подобное смерти организма. Он показал, что угроза цивилизации исходит не извне, а изнутри самой культуры, того общества, в котором жил европейский человек. «Закат Европы» О. Шпенглера за короткое время стал самой читаемой книгой в Европе и Америке, символом своего времени.

Кризис Западной цивилизации — Вот обобщенная характеристика времени между двумя мировыми войнами.

В реальной истории в этот исторический период происходили разноплановые события. С 1918 по 1923 годы сразу после подписания перемирия в первой мировой войне краткий период торгово-промышленного бума перерос в затяжной экономический и политический кризис, включая и кризис международных отношений (отношения Запада с Советской Россией, отношения Запада с побежденной Германией). С 1923 по 1929 гг. начался период временной частичной стабилизации в ведущих странах Европы и США. В этот период достаточно интенсивными темпами осуществляется обновление основных фондов, капиталистическая модернизация производство в форме его индустриализации, растет производство товаров. В большинстве стран Европы производство товаров к 1929 г. достигает довоенного уровня, либо даже превосходит его. Ускорителем развития и стабилизации в этот период выступают США. Используя свое преимущество от позднего вступления в первую мировую войну и исключения территории из зоны военных действий, США обогнали по уровню производства ведущие страны Европы и всех их поставила от себя в экономическую зависимость. Совокупный долг Европейских стран США превышал 10 млрд. долларов.

Развитие Германии и Италии определялось «планом Дауэса». Этот план позволял укрепить внешнеполитические позиции США, сделать Германию под эгидой США противовесом Англии и Франции. В соответствии с планом Дауэса:

Ø США брала на себя вопрос о регулировании репарационных платежей Германии;

Ø Германии предоставлялся кредит на льготных условиях в размере 800 млн. марок;

Ø Французские войска по требованию США должны были покинуть территорию Германии в районе Рура;

США брали на себя обязательство предоставить кредиты также другим странам Европы. Локкарнская конференция (1925 г.) закрепляет «план Дауэса». Соглашение между Францией, Германией, Бельгией и Англией фиксируют западные границы. В этот же период начинается полоса признания западными державами Советской России.

Положительные сдвиги в экономике и международных отношениях не могли не сказаться положительно и на внутриполитической обстановке стран Европы и Америки. Относительно высокие темпы развития производства привели к сокращению безработицы, что, в свою очередь, способствовала сглаживанию социальных проблем, снижению уровня социальной напряженности.

Однако уже в 1929 – 1933 годам экономику Запада охватил самый крупный, разрушительный кризис в истории капитализма. В период этого кризиса мировое производство товаров упало на 44%, разорилось тысячи банков, более 100 тысяч предприятий, началась массовая безработица. Наивысшего уровня безработица достигла в Германии — около 50% активной рабочей силы. В США в период пика кризиса насчитывалось 17 млн. безработных. В охваченных экономическим кризисом странах капитала наблюдались высокие темпы инфляции, развитие «черного рынка», захлестнул вал преступности. В этот период резко растет социальная напряженность, активизируются крайне левые и крайне правые политические организации, усиливается давление на демократические институты.

В капиталистических странах Европы и США были выработаны различные модели выхода из кризиса. В США возобладал неолиберальный подход. В 1933 году после победы на выборах демократов был провозглашен «Новый курс» Франклина Рузвельта.

«Новый курс» —признание необходимым определенное участие государства в регулировании экономических отношений, проведение государством активной социальной политики. Рузвельт выступил за определенное ограничение власти монополий, перераспределение материальных благ через систему налогов и государственных социальных программ в пользу бедных слоев общества. «Новый курс» реализовался в системе конкретных экономических мероприятий.

На первом месте стояла проблема финансовой стабилизации. С этой целью был создан Резервный валютный фонд, уцелевшим в ходе кризиса банкам был выдан целевой кредит, все финансовые операции Резервного валютного фонда государство взяло под свою гарантию, был наложен запрет на биржевые финансовые спекуляции. Таким образом, закреплялся финансовый контроль и контроль за сферой обращения со стороны государства.

В области промышленности государство установило контроль над объемом производства, ценами, трудовыми отношениями, применялось принудительное укрупнение предприятий — картелирование, вводился государственный арбитраж. В области социальной политики правительство устанавливало продолжительность трудового дня, легализировало деятельность профсоюзов: профсоюзы получили право юридического лица. Широко оказывалась помощь безработным. В целях поднятия уровня занятости развивалась сеть общественных работ, в особенности дорожное строительство. В аграрном секторе экономики погашалась фермерская задолженность в форме списания долгов, либо растягивания их уплаты на долгие годы; производился плановый подъем цен на сельскохозяйственную продукцию за счет снижения объемов производства. Государство стимулировало это снижение за счет дотаций.

Реализация всех этих мер стабилизировало экономику США и, начиная с 1935 года, она начинает выходить из кризиса.

Принципиально иным путем происходило преодоление экономического кризиса в Германии. Особенность германского пути выхода из кризиса обусловлены многими причинами, но главной из них было поражение Германии в первой мировой войне и унизительные для нее условия Версальского мира. Под воздействием всех этих условий в Германии победил фашизм.

Фашизм зародился в Италии. Идейным отцом фашизма является бывший лидер итальянских социалистов Б. Муссолини, создавший первую фашистскую организацию «фаши ди комбиваленти» в 1919 г.

Германский фашизм вырос из кружка под названием «Свободный рабочий комитет за достижение доброго мира». Этот кружок был создан рабочим Антоном Дрекслером. На базе этого кружка в 1919 – 1925 гг. под руководством А.Гитлера сформировалась национал-социалистическая партия Германии (НСДАП). 1 августа 1923 г. фашистами была предпринята попытка путча, которая с позором провалилась. Партия временно перешла на нелегальное положение.

В 1923 – 1933 гг. в период экономического кризиса начинает складываться массовая база фашизма. Под влиянием кризиса растут антикапиталистические и антидемократические настроения. В общественном сознании Германии того времени отчетливо выкристаллизировались три идеи:

1. Идея сильной власти, которая могла бы установить и обеспечить порядок.

2. Идея справедливой социальной политики

3. Идея национального самоутверждения

Такие идеи были подхвачены А. Гитлером, легли в основу политической программы национал-социалистической партии и помогли ей легальным путем прийти к власти. 30 января 1933 года А. Гитлер был назначен рейхсканцлером Германии. Германия вступила в период господства фашизма.

Каковы характерные черты фашизма? В идейном плане фашизм представляет собой национал-социалистическую идеологию. Теоретическим основанием национал-социалистической идеологии являются идеи Расизма и Элитаризма. Фашизм выдвинул теорию о превосходстве определенных народов над другими. В частности германский фашизм утверждал приоритетное положение в современном мире культуросозидающей расы — ариев, к которой были отнесены, прежде всего немцы и ряд северных народов (шведы, норвежцы, датчане). Целостность расы, создание возможностей для ее развития объявлялось непреходящей ценностью. Поэтому личностное начало расценивается в фашизме как вторичное по сравнению с расово-этническим, национально-государственным началом. Вместе с тем, в идеологии фашизма существенное место занимает вождизм или принцип фюреризма, требующий безусловного подчинения масс своему конкретному руководителю, а создателей фашистских партий и государств наделяет сверхъестественными способностями.

На базе фашизма в Германии устанавливается тоталитаристский политический режим правого толка. «Тоталитаризм» — стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан. Его характерными чертами являются:

1. Всеобщая политизация и идеологизация общества. Обязательная для всех граждан государства официальная идеология, в центре которой находится представление о совершенном обществе над строительством которого они призваны работать. Отклонение от этой идеологии карается как государственное преступление.

2. Законодательная, исполнительная и судебные системы контролируются из одного центра — политического и идеологического института — правящей партии.

3. Правящая партия является единственной партией в данном государстве. Эта партия строго иерархизирована и руководима одним человеком — вождем.

4. Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства.

5. Легальная политическая оппозиция отсутствует. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства (инакомыслия).

6. Существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации, запрещено критиковать представителей власти.

7. Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий.

8. Власть держится преимущественно на насилии. Вместе с тем правящая партия прилагает большие усилия для внедрения государственной идеологии. Это обеспечивает поддержку власти со стороны абсолютного большинства населения

С помощью инструментов тоталитаристского государства Германия приступила к преодолению экономического кризиса.

В основе фашистской программы выхода из кризиса лежала идея государственного регулирования экономики. В качестве одного из важных инструментов этого регулирования был признан народнохозяйственный план. В гитлеровской Германии был разработан 4-летний план (1936 – 1940) развития народного хозяйства. Инструментами регулирования, применяемыми в Германии, были также государственные заказы; фиксированные цены; зарплата. Большое значение придавалось расширению государственного сектора экономики, в котором преобладала военная отрасль производства. Бюджетное финансирование направлялось, прежде всего, в эти отрасли. В Германии был популярен лозунг «пушки — вместо масла». Социальная политика фашистского государства была направлена на создание так называемого «народного общества», «общества социального равенства и богатства» для своей высшей, избранной нации. Богатство такого общества предполагалось создавать за счет принуждения к труду своих граждан; нещадной эксплуатации тех народов, которые были объявлены второсортными, неполноценными. Отсюда вытекала идея о необходимости установления Германией мирового господства.

Реализация этой идеи во внешней политике привела к экспансионизму, венцом которого явилась вторая мировая война. Германия, как известно, потерпела поражение во второй мировой войне.

После второй мировой войны в мире установился новый экономический и политический порядок. Это нашло основное выражение в следующих явлениях:

Ø изменились отношения собственности. В капиталистических странах произошел переход от преимущественно индивидуализированной частной собственности к коллективным формам владению собственностью (акционерной, кооперативной и т.д.). При этом собственность остается частной со всеми ее признаками и гарантиями;

Ø широкое акционирование предприятий за счет продажи акций мелким вкладчикам, в том числе рабочим и служащим этих предприятий привело к сглаживанию социально-классовой дифференциации общества. Доминирующее положение занял «средний класс». Этот класс заинтересован в социальной стабильности общества, в демократии и охране прав личности;

Ø укрепились политические институты, расширилась возможность для влияния каждого гражданина на жизнь общества. Возрастают интеграционные процессы во всех сферах жизнедеятельности обществ, создаются многонациональные политические, экономические, религиозные и иные объединения и организации. На базе этих программ осуществляется строительство моделей «шведского» социализма, «германского» социализма и др., базирующихся на социал-демократической идеологии.

К началу XX века ведущие европейские державы завершили колонизацию огромных пространств Азии, Африки, Латинской Америки, Австралии и Океании. В 1919 году на долю колоний и зависимых стран приходилось 72% территорий и 69,4% населения Земли. В наибольшей степени колониалистской экспансии подвергся Африканский континент. Шесть «великих держав» Европы захватили 25 миллионов кв. км. земли, то есть пространство в 2,5 раза больше всей Европы и поработили свыше полумиллиарда (523 млн.) населения. Красноречивы следующие цифры: Франции принадлежала территория размером 10545 тыс. кв. км., Англии —8973 тыс., Германии —2459 тыс., Бельгии — 2337 тыс., Италии 2259 тыс., Португалии —2076 тыс., Испании — 333 тыс. формально независимыми оставались только Эфиопия и Либерия.

Деколонизация стран и континентов началась параллельно с процессом колониальной экспансии. Первыми в процесс деколонизации включились страны Латинской Америки. Еще в начале XIX века на этом континенте прокатились мощные национально-освободительные движения, в результате которых большинство стран Латинской Америки обрели независимость. К 1826 году от всей огромной национальной империи у Испании осталось только Куба и Пуэрто-Рико.

Первая мировая война и последовавшие вслед за ней экономические и политические кризисы в ведущих колониальных державах способствовали подъему национально-освободительного движения. Однако в колониях еще не сформировались достаточно социальных сил, способных к победоносным выступлениям. В 1917 году политическую независимость обрели лишь три страны.

Интенсивный распад колониальной системы начался после второй мировой войны. В 1943 – 1959 годы независимость обрели 20 стран. В 1960 – 1970 годы — около 50 стран. За весь этот период на месте колоний и политически зависимых стран возникло около 100 новых суверенных государств.

В Азии наиболее впечатляющей была победа национально-освободительного движения над британским империализмом. На территории Индии эту борьбу вела партии Индийский национальный конгресс под руководством Махатмы Ганди. В 1947 г. территория британской колонии Индии была разделена на два доминиона — Индийский Союз и Пакистан. В 1950 г. Индийский Союз стал суверенной Республикой Индией. Вслед за Индией свой суверенитет провозгласил и Пакистан.

Аналогичные процессы развивались в Юго-Восточной Азии. В годы второй мировой войны значительная часть территории Юго-Восточной Азии была захвачена японскими империалистами. Поражение Японии во второй мировой войне сопровождалась ростом национально-освободительного движения и самостоятельным провозглашением независимости колониями европейских государств. Первым в 1945 году самостоятельно провозгласило свою независимость от Нидерландов одно из крупнейших государств этого региона — Индонезия. В 1949 году Нидерланды были вынуждены признать суверенитет этой республики.

В августе 1945 года во французском Индокитае вспыхнуло восстание под руководством Хо Ши Мина. В сентября 1945 года на территории Вьетнама повстанцами было провозглашено независимое государство — Демократическая Республика Вьетнам. Французские колонизаторы не хотели смириться с потерей Индокитая. Они развернули военные действия и попытались силой восстановить свой бывший статус метрополии. В 1949 году на оккупированной территории они создали государство Вьетнам. В 1954 году в результате крупных военных поражений они подписали Женевские соглашения, в которых признали суверенитет Вьетнама. За год до этого в 1953 году получили независимость два других государства французского Индокитая — Камбоджа (Кампучия) и Лаос.

Наиболее интенсивно процесс деколонизации в 50-60-х годах проходил в Африке. Начался этот процесс на севере континенте. В конце 1951 года национальной независимости от Италии добилась Ливия. В 1952 году в борьбе с британскими колонизаторами обрел независимость Египет. В 1954 году независимость завоевали бывшие французские колонии Марокко, Тунис и Судан.

С севера волна национально-освободительного движения двинулась на юг и прокатилась по Западной, Центральной и Восточной Африке. В 1957 году первой среди колониальных стран тропической Африки завоевала независимость английская колония Золотой Берег — Гана. В 1958 году стала свободной Гвинея.

1960 год получил название «Год Африки». В этот год 17 колоний были провозглашены независимыми государствами: Камерун, Того, Сенегал, Мали, Мадагаскар, Заир, Сомали, Бенин (Дагомея), Нигер, Верхняя Вольта, Берег Слоновой Кости, Центрально-африканская республика, Конго, Габон, Нигерия, Мавритания. В 1962 году обрели независимость Алжир, Руанда и Бурунди. В 1963 году Кения и Занзибар. В 1964 году — Малави и Замбия. В 1966 году — Лесото. В 1968 г. Свазиленд, Экваториальная Гвинея и Маврикий (республика Гвинея-Бисау). Таким образом, за исключением ряда территорий на юге страны, к 80-м годам XX века Африканский континент был деколонизирован, а значит и колониальная система распалась на всей территории Земного шара.

Однако обретение политической независимости автоматически не обеспечивало экономической независимости, а тем более процветания. В большинстве этих стран существовали:

многоукладная экономика;

примитивные, архаически отсталые отношения;

низкий уровень образования населения, голод и нищета.

В экономическом отношении они находились в полной зависимости от своих метрополий, оставались «мировой деревней» капиталистической системы хозяйства. Бывшие метрополии продолжали рассматривать эти страны как кладовые сырья, сферы приложения капитала и рынки сбыта, как источник многомиллионных сверхприбылей.

На смену колониализму пришел неоколониализм — система разнообразных форм и методов, используемых развитыми капиталистическими странами для удержания освобожденных стран в подчиненном зависимом положении.

Такая система включала насильно навязанные метрополиями различные соглашения, ограничивающие суверенитет молодых государств и предоставляющие бывшим метрополиям или другим индустриальным государствам различные привилегии — от военных баз до исключительного права на стратегическое сырье. Одним из важных инструментов неоколониалистской политики является так называемая «финансовая помощь». В результате этой помощи освободившиеся государства попали в такую долговую кабалу, из которой они не мечтают выбраться и в третьем тысячелетии. Таким образом, благодаря неоколониалистской политике бывшие метрополии сохраняют сильные рычаги воздействия на освободившиеся страны: технико-экономические; финансовые; торговые; военно-политические. Однако освободившиеся страны с возрастающей настойчивостью выступают за коренную перестройку всей системы своих отношений с капиталистическим миром. На данном этапе решающее значение имеет борьба за новый экономический порядок (НМЭП). В центре этой борьбы — вопрос о пересмотре международного разделения труда, сложившегося в период колониальной системы, за равноправие и взаимовыгодное сотрудничество. Не меньшее, а может быть большее значение для судьбы и благосостояния бывших колоний и других государств, развившихся по восточному типу цивилизации, имеют внутренние преобразования, модернизацию всех сфер их жизнедеятельности. Эта модернизация направлена на достижение четырех основных целей:

1. Ускорение развития.

2. Индустриализацию.

3. Освоение культуры западного типа.

4. Сохранение собственной культурной традиции, своей культурной идентичности.

Историки выделяют три наиболее часто встречающихся типа модернизации.

Первый тип — внедрение в полном объеме и приспособление элементов западной цивилизации к собственным условиям. Речь идет о полномасштабном переходе на систему рыночных отношений, создание развитых институтов демократии и правового государства. Наиболее яркими примерами осуществления этого варианта модернизации называют Японию и Индию. Следуя курсом модернизации, эти страны добились впечатляющих успехов. Наибольших результатов добилась Япония, выйдя на второе место в мире по валовому национальному продукту. Не случайно, публицисты в 80-90-х гг. заговорили о «японском чуде». Японский и индийский опыт свидетельствует, что их успех обусловлен тем, что перенос элементов западного типа цивилизации осуществлялся в этих странах не механически. Они умело приспосабливались к особенностям восточных обществ. В частности, в Японии была сохранена значительная роль общинных отношений. В результате японский капитал приобрел коллективистский, корпоративный характер. Японская компания — это корпоративная община, где рабочий, служащий, управленец и акционер руководствуются не только своими личными интересами, но, прежде всего интересами фирмы. В политической сфере существенную роль играет клановое начало. Политические партии более жестко организованы, в них господствует строгая партийная дисциплина.

Второй тип связан с преимущественным внедрением организационно-технологических элементов индустриального общества при сохранении важнейших элементов восточной системы общественных отношений. Наиболее ярким примером такого типа модернизации являются Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные арабские эмираты. Экономической основой для осуществления модернизации в этих странах послужил резкий скачок цен на нефть, произошедший вследствие Арабо-Израильской войны 1973 года. В нефтедобывающие страны Персидского залива хлынул поток нефтедолларов. За счет этих средств была создана современная нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, развита транспортная инфраструктура, построены университеты, библиотеки, школы, больницы. Однако неизменными остались ценности арабо-исламской цивилизации, включая монархическую форму правления и исламское судопроизводство, шариат как основа регулирования общественных и личных отношений.

Третий тип характеризуется стремлением освоить организационно-технологические структуры индустриального общества при отрицании экономических и политических механизмом западного типа цивилизации: рынка, демократии, правового государства. При таком варианте создается индустриальная база, научный потенциал, слой квалифицированных специалистов. Однако политическая система остается классического восточного типа. В этой системе процветает культ личности вождя, засилье бюрократии, ограничение прав и свобод человека, жесткий общественный контроль над поведением индивидов. Третий вариант является самым распространенным вариантом модернизации, по которому пошли большинство азиатских и африканских стран. В исторической и политологической литературе этот вариант назывался социалистическим и некапиталистическим путями развития. Социалистический путь реализовали Китай эпохи Мао Цзэ-дуна и Северная Корея. Некапиталистический путь — Ливия, Сирия, Ирак, Гана и др.

Однако, как показывает опыт, этот вариант не решает насущных проблем стран. Рынок необходимо требует демократии. В некоторых странах из этой группы в 80 – 90-х годах началась демократизация общественной жизни. Таким образом, существование различных типов цивилизации показывает, что этот процесс сталкивается со значительными трудностями, но вместе с тем, он все же идет. Поэтому можно утверждать, что постепенно человечество переходит на новый более высокий уровень цивилизационного развития.

Одна из важных характерных особенностей XX века — глобализация социальных и культурных процессов. Этимологически термин глобализация связан с латинским словом «глобус», то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов.

Таким образом, XX век расценивается многими учеными и философами как век формирования глобальной, общепланетарной цивилизации.

Однако глобализация процессов, это не только их повсеместность, не только то, что эти процессы охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху, все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Таким образом, глобальная цивилизация расценивается как качественно новый тип цивилизации, новый тип целостности духовной и материальной жизни.

Но было бы значительным упрощением истолковывать возрастающую целостность цивилизации как принятие всеми членами мирового сообщества определенной общей системы ценностей, то есть только как возрастающую унификацию различных стран и регионов Земного шара. Унификация, без сомнения, имеет место. Основой этой унификации является глобальное сотрудничество народов и регионов, создание общепланетарной системы разделения общественного труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т.д.

Однако наряду с системообразующими процессами в современном мире происходит процесс автономизации обществ и регионов. Ученые отмечают, что реакцией на глобализацию является инстинктивное стремление различных сообществ к сохранению собственной идентичности. Это стремление особенно сильно проявляется в сфере культуры, национального и религиозного сознания. Поэтому следует признать, что целостность современной цивилизации не означает полной слитности, однородности, исчезновения своеобразия, специфики цивилизационных особенностей народов, государств и регионов. Напротив, целостность предполагает разнородность, гетерогенность жизнедеятельности современных сообществ.

Но эти разнообразные автономные сообщества и регионы во всей возрастающей степени становятся зависимыми друг от друга в том смысле, что действия каждого из них во все возрастающей степени отражаются на положении и возможностях остальных частей системы. Таким образом, целостность глобальной цивилизации состоит не только в том, что происходит слияние всех сообществ и регионов в некую единую общность, но, прежде всего в том, что объективно, то есть независимо от сознания и воли людей происходит рост их взаимозависимости.

Такая взаимозависимость наиболее ярко проявляется в экономике. Развитие современных производительных сил, достижение приемлемого уровня экономического развития не мыслимо без активного участия в международном разделении труда, глобального обмена товарами и капиталами. Взаимопроникновение и взаимодополняемость экономик различных стран и регионов стало неодолимым требованием времени. Страны, которые в силу идеологических установок пробовали отгородиться от международного экономического взаимодействия, резко отстали от передовых индустриальных стран и в 80 – 90-х годах попали в полосу экономического и политического кризиса.

Взаимозависимость проявляется не только в экономической сфере, а во всей жизнедеятельности сообществ и регионов так, что кризисы или разлад в одном секторе глобальной цивилизационной системы создают угрозу стабильности других ее секторов.

Всякая взаимозависимость активных субъектов предполагает их взаимодействие. Это взаимодействие происходит и в современной глобальной цивилизации. А это означает, что многие достижения цивилизационного развития, которые были осуществлены в силу определенных исторических причин в тех или иных регионах, в рамках отдельных региональных или национальных культур, в условиях глобальной целостности получают все более широкое распространение и становятся компонентами этой целостности.

Признание ведущей роли взаимозависимости и взаимодействия в современных цивилизационных процессах позволило ученым сделать вывод, что преобладающей тенденцией глобального цивилизационного развития является не унификация, а межцивилизационный диалог. Данный диалог идет по многим каналам. Значительную роль в обмене достижениями между цивилизациями принадлежит торговле, культурным связям, миссионерской деятельности, туризму, научным экспедициям и т.д.

Мощным фактором переноса достижений одной цивилизации на почву другой служат завоевательные войны. Как справедливо отмечает Л.В.Семенникова, эпоха колониальных завоеваний породила особую форму межцивилизационного диалога культур — языки — трансляторы (переносчики). В качестве таких трансляторов (переносчиков) выступали испанский, французский, английский и другие европейские языки. Через них в колонии поступали достижения Западной цивилизации, культур европейских метрополий, создавая предпосылки для модернизации. Эти же трансляторы делали доступным многое из опыта и культуры колоний для европейских метрополий, в ряде случаев способствуя их духовному обогащению.

Межцивилизационный диалог во второй половине XX века приобрел всеобщий глобальный характер. Благодаря языкам-трансляторам у всех народов появилась возможность выйти на мировой уровень культуры[3].

Таким образом можно сделать выводы, что в процессе межцивилизационного диалога:

1. Усвоение прогрессивного опыта происходило при сохранении цивилизационных особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа.

2. Каждое сообщество берет из общечеловеческого опыта те формы жизни, которые оно в состоянии освоить в рамках своих экономических и культурных возможностей.

3. Элементы иной цивилизации, пересаженные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество.

В результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.

Известно, что диалог предполагает признание каких-то общих предпосылок, разделяемых всеми сторонами. Закономерно встает вопрос на базе каких предпосылок совершается современный общецивилизационный диалог?

Многие историки склонны думать, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние, и, следовательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. С этим мнением, в определенной степени, можно согласиться. В период колониальной и неоколониалистской политики происходила цивилизационная экспансия западной культуры по всему земному шару.

Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастающее значение для Запада результатов социально-экономического и культурного развития других обществ. Ярким примером такого влияния является так называемый «японский вызов», в основе которого лежит превосходство вторгающихся в западную экономику форм хозяйственной деятельности, выросших из соединения западной технологии с культурными традициями Японии. Аналогичные вызовы бросают Западу Южная Корея, Сингапур и другие страны Юго-Восточной Азии.

Следует указать и на ту значительную роль, которую начинает играть в современной духовной жизни культурный опыт индийской и других восточных религий в виде дзен-буддизма, кришнаизма, мунизма и т.д. Можно предположить, что эта роль будет возрастать по мере того, как в западном обществе будет происходить поиск новой системы ценностей, отличной от ценностей западной техногенной цивилизации.

Итак, мировые цивилизации в конце третьего тысячелетия попал в глубинный поворот, который происходит в мире последние 20 – 30 лет. Это — стремительно происходящие глубокие перемены во всем укладе жизни человечества, связанные сформированием того, что принято называть “постиндустриальным обществом”. Ему присущи некоторые характерные черты:

Ø снижение удельного веса материального производства и возрастание доли вторичного и третичного секторов;

Ø постоянное обновление и быстрое внедрение передовых технологий, увеличение выпуска наукоемкой продукции;

Ø бурное развитие информатики и телекоммуникаций;

Ø первостепенное внимание к менеджменту, совершенствованию системы организации и управления всеми отраслями жизнедеятельности общества;

Ø лидерство человека, именно человек, высокий уровень его образования, профессиональной подготовки, деловой и общественной активности становится главной движущей силой развития, движения вперед.

Полоса между глобализацией исторических событий и постиндустриальным обществом в XX веке была наполнена множеством драматичных, зачастую трагичных, граничащих с самоуничтожением человечества.

Сложность анализа исторических событий, явлений, процессов в XX веке обусловливается, что уже выше отмечалось, из-за фактора аберрации близости. Однако современный уровень накопления исторических знаний позволяет утверждать, что в истории XX века рельефно выделяются следующие диалектически противоречивые проблемы:

Ø глобализация общественных процессов;

Ø проблема экономического роста и модернизации;

Ø революции и реформы;

Ø социальная трансформация общества;

Ø столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Дав такую до предела обобщенную характеристику XX века и его места в истории мировых цивилизаций, можно приступить к рассмотрению некоторых ключевых явлений, событий, процессов, составляющих основную сущность и содержание истории столь бурного недавно окончившегося столетия.

 

Источники и литература

 

XX век. Многообразие. Противоречивость. Целостность. М., 1996.

XX век: выбор моделей общественного развития. М., 1994.

Версальский мирный договор. М., 1925.

Война послевоенное развитие мирового сообщества (1939 – 1991 гг.). М., 1992.

Гелбрэйт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.

Год кризиса 1938 – 1939 гг. Документы и материалы: В 2 т. М., 1990.

Грант Н. Конфликты XX века. М., 1994.

Джонсон П. Мир с двадцатых по девяностые годы: В 2 т. М., 1995.

Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.

Первая мировая война и ее воздействие на историю XX века: Круглый стол // Новая и новейшая история. 1994. № 4/5.

Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990.

Путин В. Россия на рубеже тысячелетия // Российская газета. 1999. 31 дек.

Сборник документов по истории Нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки (1870 — 1914). М., 1989.

Согрин В.В. Мифы и реальность американской истории. М., 1986.

Хрестоматия по новейшей истории: В 3 т. М., 1961.


Желающего судьба ведет, нежелающего тащит

Из древних стоиков

Слова обязывают к делам

В. И. Ленин







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1251. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия