форма контроля: зачет
семестр 4 (очная форма)
семестр 5 (заочная форма)
1. Визуальное и вербальное в культуре: проблема соотношения.
2. «Машинерия» в культуре Ренессанса и Постренессанса (камера-обскура, профильная машина, латерна-магика).
3. Системы перспективы: сравнительный анализ.
4. Архитектура как коммуникативная система.
5. Технологии репродуцирования доиндустриальной эпохи.
6. Происхождение фотографии (опыты Ньепса, Дагера, Тальбота и их результаты).
7. Дагеротипия и калотипия: сравнительный анализ.
8. Фотография середины XIX в. (на базе мокроколлодионного процесса).
9. Портрет в фотографии 1850 – 1870-х гг. (на примере работ Надара, Диздери, Дж.-М. Кэмерон, А. Карелина).
10. Пикториальная фотография и проблема взаимоотношений искусства и фотографии.
11. Фотография движения (эксперименты Майбриджа и Маре).
12. Концепция Нового зрения в авангардной культуре 1920 – 1930-х гг. (на примере деятельности Дзиги Вертова, Л. Мохой-Надя, Лисицкого, Родченко и др.).
13. Фотография в системе производственно-утилитарного искусства.
14. Вальтер Беньямин и его эссе о фотографии и репродукции.
15. Социальная фотография 1930-х годов (А. Зандер, Д. Ланге, У. Эванс, Б. Шан).
16. Фотография во французском сюрреализме (Ман Рэй, Буаффар, Беллмер и др).
17. Фотография середины XX в. – ведущие мастера.
18. Ролан Барт и его книга о фотографии.
19. Место фотографии в современном искусстве (поп-арт, концептуализм, Синди Шерман, Шерри Ливайн, Ричард Принс, А. Гурски, Д. Уолл, Б. Штройли и др.).
20. Влияние новых технологий на фотографию. Компьютерная фотография.
21. Фотография и живопись: история взаимоотношений (от «художественных опытов» в фотографии 1850 – 1860-х гг. до современной ситуации).
22. Предыстория появления кино.
23. Особенности кино как средства массовой коммуникации.
24. Кино: визуальные и повествовательные аспекты.
25. Основные новации раннего кинематографа (1890-е – 1910-е гг.).
26. Творчество Д.-У. Гриффита.
27. Немецкий киноэкспресисонизм 1920-х годов.
28. Киноавангард 1920 – 1930-х гг.: общие тенденции развития.
29. Советское монтажное кино 1920-х гг.: основные произведения.
30. Проблема соотношения звука и изображения в кино. Становление звукового кинематографа.
31. Кинематограф 1930-х – 1940-х гг.: общая характеристика.
32. Кинематограф 1950 – 1960-х гг.: общая характеристика.
33. Современное кино: основные направления развития.
34. Происхождение и история мультипликации.
35. Маршалл Маклюэн и его теория медиа.
36. Теория авангарда и кича. Роль визуальности в современной массовой культуре.
37. Жанр видео-инсталляции.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
А. Е. Рудин ______________________
_______________ 2011 г.
Рабочая программа
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ»
Связи с общественностью специализация – Связи с общественностью в сфере управления
Связи с общественностью в сфере дизайна и моды
КАФЕДРА РЕКЛАМНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
План учебного процесса
Составляющие
учебного
процесса
| Очное обучение
| Очно-заочное (вечернее) обучение
| Заочное обучение
|
Объем работы студента, час.
| Всего
|
| |
|
Аудиторные занятия
|
|
|
|
Лекции
|
|
|
|
Лабораторные занятия
| -
|
| -
|
Практические занятия
|
|
|
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
Форма итогового контроля по семестрам (указывать номер семестра)
| Экзамен
| -
|
| -
|
Зачет
|
|
|
|
Контрольная работа
| -
|
| -
|
Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
Санкт-Петербург
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующему направлению (специальности) подготовки и на основании рабочих учебных
планов № 1/38 (2009 г.) и 3/26 (2009г.)
Составители: д-р искусств., доцент А. Н. Фоменко _____________________________________
(подпись)
Рабочая программа принята на заседании кафедры «04» марта 2010 г., протокол № 7
Зав. кафедрой рекламных технологий проф. Э. М. Глинтерник _____________________________
(подпись)
СОГЛАСОВАНИЕ:
Институт бизнес-коммуникаций
Зам. директора института по учебной работе
О. И. Тиманова ______________________________
(подпись)
Учебно-методический отдел ____________________________________________________________
(должность сотрудника отдела, ФИО, подпись)
1. Введение к рабочей программе
1.1. Актуальность, роль и место преподаваемой дисциплины в структуре учебного плана.
Дисциплина предназначена для студентов, обучающихся по специальности “Связи с общественностью”. Она является предметом национально-регионального компонента при подготовке дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин.
В перечень дисциплин, которые необходимы студентам при освоении курса «История и теория печатной рекламной коммуникации», входят такие предметы как «Культурология», «Искусство и литература».
Предмет дисциплины – средства визуальной репрезентации, как «традиционные», так и новейшие. Основное внимание уделяется так называемым механическим технологиям репрезентации, а именно фотографии и кино, радикальным образом повлиявшим на визуальный опыт Новейшего времени. Дисциплина «Технологии визуальной коммуникации» служит своего рода опосредующим звеном между общеобразовательными и теоретическими дисциплинами (в частности «Историей русского и зарубежного искусства») и дисциплинами специальными, направленными на формирование практических навыков в области рекламы.
1.2. Целью дисциплины является рассмотрение технологической базы различных культурных практик, выявление тесной взаимосвязи между техническими инновациями и социальными, идеологическими и культурными преобразованиями.
Занятия предусматривают аудиторные лекции и семинарские занятия, выполнение практических заданий в рамках самостоятельной работы студента.
1.3. Задачи дисциплины:
§ дать студентам общее представление об эволюции технологий визуальной репрезентации;
§ показать роль данных визуальных медиа в различных коммуникативных процессах и практиках;
§ познакомить с зарождением и развитием технологий механической репрезентации – фотографии и кино;
§ указать на связь между техническими новациями и эстетическим опытом человека Новейшего времени;
§ способствовать расширению общего кругозора студентов, развитию у них эстетического вкуса и способности ориентироваться в сфере современной культуры;
§ Способствовать развитию профессиональных навыков специалистов в области рекламы и PR-технологий.
1.4. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе изучения дисциплины.
В результате изучения дисциплины выпускник должен знать основные виды технологий визуальной коммуникации, их историю, специфические особенности и функции, в которых они применяются, а также использовать полученные знания в своей практической профессиональной деятельности.
Основу теоретической подготовки студентов составляют лекции. Семинары, предназначенные для обучения студентов навыкам самостоятельного анализа и обобщения по темам изучаемой дисциплины, проводятся по некоторым наиболее объемным темам учебной программы.
2. Содержание дисциплины
2.1. Выписка из ГОС (не предусмотрена).
2.2. Наименование тем, их содержание и объем
Наименование и содержание тем
| Объем выделяемого времени, час.
|
Введение. Основные понятия курса.
Изображение и текст. Понятие иконического знака. Понятие медиума. Искусство и технологии. Место визуального образа в системе культуры. Ремеслен-ное и машинное производство. Эпоха модерна и развитие технологий массового репродуцирования. Теория Маклюэна о доминирующем медиуме культуры.
|
|
Тема 1. Технологии визуальных коммуникаций: исторический обзор
О происхождении изобразительности. Проблема палеолитического искусства. Суггестивная функция изображения. Взаимоотношения между вербальными и невербальными формами коммуникации.
Искусство как техне и искусство как язык. Функции визуального образа в культуре Древнего Востока и античности. Первоначальная нерасчлененность «искусств» и их последующее разделение.
Технологическая база искусства эпохи античности, Средневековья и Ренессанса. Архитектура, скульптура, живопись, графика. Технологии репродуцирования (гравюра).
|
|
Тема 2. Методы пространственного построения:
семиотический и социологический аспекты
Понятие перспективы. Линейная перспектива эпохи Ренессанса и альтернативные версии перспективного построения: античная и средневековая. Два полюса линейной перспективы (субъект – объект в гомогенном пространстве). Дальнейшая эволюция перспективы.
Нормативное и ненормативное в эстетике Ренессанса.
Эмансипация образа в культуре Ренессанса.
«Машинерия» Ренессанса и Постренессанса: камера-обскура, профильные машины. Обманка. Анаморфоз.
От Ренессанса к барокко. Барокко как культура зрелища. Храм, ансамбль, дворец. Формирование городского ансамбля.
|
|
Тема 3. Фотография: происхождение.
«Предыстория» фотографии. «Химический» компонент – способность солей серебра реагировать на свет. Эксперименты Веджвуда. «Оптический» компонент – камера-обскура, ее описание у Леонардо Да Винчи и Жжованни Баттиста Дела Порта. Использование камеры-обскуры в живописи Нового времени.
Диорама и панорама.
Теоретические аспекты фотографии. Две точки зрения на фотографическую технику: фотография как «отпечаток реальности» и фотография как репродукция. Работы Вальтера Беньямина и Ролана Барта как последовательные манифестации этих двух точек зрения. Фотография как детище эпохи романтизма: романтические сюжеты о двойниках.
Происхождение фотографии. Гелиография Ж.-Н. Ньепса: попытка механизировать процесс репродуцирования изображений. Изобретение Ж.-Л.-М. Дагера: отказ от репродуцирования. Распространение дагеротипии в 40-е гг., дагеротип как заместитель живописного портрета. Калотипия Ф. Талбота: негативно-позитивный процесс. Различные виды калотипии (фотографирование контактным способом и с использованием камеры-обскуры). Различие между изображениями, полученными методами дагеротипии и калотипии. Применение калотипии фотографами 40-х гг. – Д.-О. Хиллом, Ш. Негром и др.
|
|
Тема 4. Фотография 50 – 70-х гг. XIX в. (на базе мокроколлодионного процеса).
Изобретение мокроколлодионной фотографии и ее распространение в начале 50-х гг. Преимущества данного метода. Исторический контекст: эпоха Второй империи во Франции и Викторианская эпоха в Англии – время экономического подъема, технической модернизации, относительной политической стабильности, колониализма. Фотография получает широкое распространение. Различные функции, в которых она используется:
1. Портретная фотография. А.-Э. Диздери и коммерциализация фотографии («множительная рамка» и «фотомозаики»). Надар и его «пантеон» парижской богемы.
2. Художественные опыты. Шарль Бодлер о фотографии. Отрицание эстетического потенциала фотографии и попытки преодолеть данное предубеждение: адаптация фотографии к требованиям художественного вкуса. Основные приемы – преодоление фрагментарного и частного характера фотоснимка (комбинированная печать) и «психологизация» фотографического изображения. Примеры: О.-Г. Рейландер, А. Карелин, Г.-П. Робинсон, Дж.-М. Кэмерон.
3. Военный репортаж. Фотография как элемент исторической летописи. Фотографическая репрезентация Крымской войны (Р. Фентон), колониальных войн на Востоке (Дж. Робертсон и Ф. Беато). Гражданкая война в США и деятельность «фотографического корпуса Мэтью Брэйди».
4. География/этнография. Завершающий период эпохи великих географических открытий. Фотография проникает в самые отдаленные уголки мира. Дальневосточная цивилизация на фотографиях Дж. Томсона и Ф. Беато. Освоение Дикого Запада и «фотографы фронтира» - К. Уоткинс, У.-Г. Джексон, Т.-Г. О'Салливан.
5. Город как тема мокроколлодионной фотографии. Обитатели городских трущоб на фотографиях Ш. Негра. Заказы городских департаментов на фотосъемку с связи с реконструкцией городского пространства (работы Ш. Марвиля). Фотографии парижских катакомб Надара (использование магниевой вспышки).
6. Стереофотография как разновидность тотального зрелища. Открытие стереоэффекта в 30-е гг. Популярность стереофотографии в буржуазной культуре второй половины XIX в. и ее закат в начале следующего столетия.
|
|
Тема 5. Фотография конца XIX – начала XX вв.
Изобретение и внедрение сухой броможелатиновой серебряной эмульсии в начале 80-х гг. XIX в. и последствия этого процесса.
1. Появление феномена фотолюбительства. Фирма «Кодак и ее основатель Дж. Истмен. «Вы нажимаете на кнопку – мы делаем все остальное».
2. Фотография движения. Опыты И. Майбриджа в Пало-Альто и в Филадельфии. Хронофотография Э.-Ж. Маре и ее влияние на искусство раннего авангарда (картины М. Дюшана и итальянских футуристов). Эстетическая валоризация данных техник XX в.
3. Фоторепортаж. Деятельность А. Рииса (толчок – изобретение фотографической вспышки) и Л. Хайна. Фотография становится орудием социальной борьбы.
4. Фотография как искусство: пикториальная фотография. Основная установка пикториализма: сделать фотографию уникальным произведением искусства, сведя к минимуму ее механические аспекты. Использование с этой целью новейших технологий печати – платинотипии и гумми-бихроматного метода, которые дают возможность контролировать процесс и результат печати. Пикториализм в Англии, Франции, Германии. Американская группа «Фотосецессион» и ее представители – А. Стиглиц, Г. Кезебир, Э. Стайхен, Э, Коберн. Отличие пикториальных методов эстетической адаптации фотографии от методов, характерных для «художественной фотографии» середины XIX в. – влияние современного искусства (импрессионизм и символизм). Не суммировать фрагменты, а, напротив, проводить селекции. В пределах одного кадра. Пример – фотографическая серия «Семь последних слов» Ф. Холланда Дея.
5. Эжен Атже. Развитие принципов «городской фотографии» XIX в. Тема городской археологии. Беньямин о фотографиях Атже – «улики с мест преступления». Снимки Атже в контексте сюрреализма. Париж Атже и «меняющийся Нью-Йорк» Беренис Эббот – два образа городской среды.
|
|
Тема 6. Фотография 1920 – 1950-х гг.
1. Конвергенция фотографии и художественного авангарда. Идеология Нового зрения. Фото- и кинокамера как оптический протез. Ранние методы освоения фотографии модернистским искусством – фотограмма (работы К. Шада, Ман Рея и Л. Мохой-Надя) и фотоколлаж (работы берлинских дадаистов и советских конструктивистов. Фотография в контексте интернационального конструктивизма (Германия и СССР). Фотография и идеология производственного движения. Советский фотоавангард – теория и практика. Метод фотомонтажа в работах Г. Клуциса и его последователей. А.Родченко: «за моментальный снимок, против суммированного портрета». Основные методы авангардной фотографии – крупный план, «подобные фигуры», «ракурс». Принципы «фотосерии» и «документального эпоса» (С. Третьяков). Фотография в контексте французского сюрреализма. Идеология сюрреализма и возможность использования фотографии для создания эффекта «сюрреальности», стирание границы между вещью и знаком. Работы Ман Рея и Брассая. Фотография и движение прецизионистов в США (работы Ч. Шиллера).
2. «Новая вещественность» в искусстве и фотографии 1920 – 1930-х гг. Германия: А. Ренгер-Патч; А. Зандер – фотография как средство социального анализа. Американская фотография природы. Эдвард Вестон. Тема универсального тела в его работах. Фрида Кало и ее мексиканские зарисовки. Ансель Адамс: фотография как средство достижения сверхзрения.
3. Американская социальная фотография 30-х гг. Репортажи У. Эванса и Д. Ланг – развитие принципов гуманистической фотографии.
4. Выдающиеся мастера европейской фотографии 30 – 50-х гг. – А. Кертеш, А. Картье-Брессон, Р. Капа, У. Клейн.
|
|
Тема 7. Фотография 1960-х – 1990-х гг.
1. Интеграция фотографии в систему массовой культуры. Фотография как средство формирования желания. Модная фотография. Р. Аведон и Х. Ньютон.
2. «Новый документализм» в американской фотографии 1960-х гг. Р. Франк и его проект «Америка». Выставка «Новые документы» и ее участники – Д. Арбус, Г. Виногранд, Л. Фридлендер. «Дегуманизация» фотографического видения.
3. Тематизация фотографии и репродукции в неоавангарде 1960-х гг. (поп-арт, работы Уорхола). Фотография в искусстве постмодерна: Р. Мапплторп, С. Шерман, Б. и Х. Бехер и немецкая фотография повседневности, Н. Годин. Фотография в роли картины – работы Дж. Уолла, А. Гурски, Х, Сугимото. Цифровые технологии меняют природу фотографии. Фотография в современном российском искусстве.
|
|
Тема 8. Изобретение кино.
1. Предыстория кинематографа. Волшебный фонарь и его место в культуре XIX в. Методы анимации статичного изображения. Фотография движения. Изобретение фотопленки с перфорацией как шаг в сторону кино. Кино - литература или изобразительное искусство?
2. Кинетограф и кинетоскоп Т. Эдисона. Фильмы Эдисона рассчитаны на индивидуальный просмотр в режиме пип-шоу. Попытка синхронизировать изображение и звук (кинетофон).
3. Синематограф братьев Люмьер – кино как ожившая фотография. Причины успеха новой техники. Сюжеты ранних фильмов. «Политый поливальщик» первый образец киноповествования.
4. Трюковое кино Ж. Мельеса. «Скрытый монтаж» и линейное повествование.
5. Эксперименты «брайтонской школы» - внутриэпизодный монтаж и введение крупного плана в структуру фильма.
6. Американский кинематограф 1900-х гг. Фильмы Э. Портера и формирование параллельного монтажа.
7. Итальянские фильмы в жанре «пеплум». «Кабирия» Джованни Пастроне – трехмерные декорации, стимулирующие движение камеры.
|
|
Тема 9. «Золотой век» немого кино (1910 – 1920-е гг).
1. Д.-У. Гриффит как «канонизатор» приемов раннего кино: формирование сложного повествования. Фильм «Много лет спустя»: психологически мотивированная смена точек зрения и использование крупного плана. Фильмы «Рождение нации» и «Нетерпимость» - сюжет и его раскрытие кинематографическими средствами.
2. Американская комическая. Предшественник – Макс Линдер. «Слэпстики» Мак Сеннета. Фильмы Ч. Чаплина и Б. Китона.
3. Кинематограф немецкого экспрессионизма. «Сделать фильмы ожившими рисунками» - «Кабинет доктора Калигари» как реализация этой программы (первоначальный сценарий и его последующая адаптация). Выдвижение на первый план визуального начала, осмысленное использование света. «Фильмы о тиранах» (З. Кракауэр). Основные фильмы «классического» экспрессионизма – «Носферату, симфония ужасов» и «Кабинет восковых фигур». Кинематограф «каммершпиля» и его главный шедевр – «Последний человек»: движение камеры. «Новый романтизм» - фильмы Фрица Ланга («Нибелунги» как попытка кинематографической интерпретации национального эпоса). Влияние Ланга на работы Л. Риффеншталь. Экспрессионизм за пределами Германии: фильмы группы «ФЭКС» («Шинель», «Новый Вавилон»).
4. Авангардные опыты в кино. Трансляция языка абстрактной живописи в кино (В. Эггелинг, Х. Рихтер, Ман Рей). Французский авангард – монтаж как средство ритмической организации движущихся изображений («Антракт» Р. Клера и «Механический балет» Ф. Леже). Десемантизация и деконтекстуализация образа и выстраивание цепочек изображений по синтагматическому принципу. Кино в контексте дада и сюрреализма – фильмы Ман Рея, «Андалузский пес» и «Золотой век» Л. Бунюэля, фильмы М. Дерен.
5. Советское монтажное кино. «Эффект Кулешова» и монтаж как средство смыслопроизводства. Теория монтажа С. Эйзенштейна. Эволюция Эйзенштейна: фильмы «Стачка», «Броненосец Потемкин», «Октябрь». Концепция «киноглаза» Дзиги Вертова и его работы как документалиста. Полемика между Эйзенштейном и Вертовым – столкновение двух позиций в советском авангардном кино. «Человек с киноаппаратом» - вершина творчества Дзиги Вертова и группы «Киноки». Аналогичные опыты в кинематографе других стран (П. Стрэнд и Ч. Шиллер, В. Руттманн).
|
|
Тема 10. Звуковое кино.
1. Звук в кино: за и против. Ранние опыты по синхронизации звука и изображения. «Певец джаза» и распространение звукового кино в конце 1920-х – начале 30-х гг. Упрощение и обеднение языка кино («разговорные фильмы»).
2. Кинематограф 1930 – 1940-х гг. Поздние фильмы Чаплина. Развитие жанрового кинематографа. Система жанров. «Продюсерский период» в американском (голливудском) кино. Фильмы Дж. Форда, Ф. Капра, Дж. Кьюкора. Film noir и его рецепция в последующие периоды (фильмы Ж.-П. Мельвиля, Р.-В. Фассбиндера, бр. Коэнов и др.). «Поэтический реализм во Франции - адаптация авангардных опытов в системе кинематографического мейнстрима (фильмы Ж. Виго, Ж. Ренуара, М. Карне). Советское кино сталинского периода (С. Эйзенштейн, Вс. Пудовкин, А. Медведкин, Б. Барнет).
3. Кино 1950-х – 1960-х гг гг. «Гражданин Кейн» О. Уэллса и его новаторская роль в развитии послевоенного кинематографа. Глубинные мизансцены и использование широкоугольной оптики. «Неореализм» в итальянском кино 1940 – 1950-х гг. («Рим, открытый город», «Похитители велосипедов»). Японское кино 1940 – 1960-х гг. (К. Мидзогути, Я. Одзу, А. Куросава). «Кинопритчи» 1950-х гг. – фильмы И. Бергмана и Ф. Феллини. М. Антониони и его «трилогия отчуждения». Дж. Кассаветис и американское независимое кино. «Новая волна» в французском кино (Ф. Трюффо, Ж.-Л. Годар, Л. Маль) – импрессионизм или метакино? Кинематограф Восточной Европы. Цвет в кино. Длинный план. Контекстуализация кино в системе искусства (экспериментальный работы Э. Уорхола, С. Брекиджа) – прото-видеоарт.
5. Кино 1970 – 2000-х гг. Замедление развития киноязыка. Ключевые фигуры кино 70-х гг.: Антониони, Бертолуччи, Б. Блие, Р. Олтман. Новое немецкое кино (Р.-В. Фассбиндер, В. Вендерс, Ф. Шлендорф). «Необарокко» в кинематографе 1980-х – 1990-х гг.: П. Гринуэй, Д. Линч, Ж.-П. Бенекс, Л. Каракс. Независимый кинематограф США 1990-х гг. Новое азиатское кино. Влияние видео на кинематограф. Видеоклип и традиция взаимодействия движущегося изображения и звука. Внедрение цифровых технологий.
6. Мультипликационное кино. Первые эксперименты в мультипликационном кино – С. Де Шомон, Э. Коль, У. Мак-Кей. Кукольные фильмы В. Старевича. У. Дисней. Советская анимация. Японская анимация.
|
|
Тема 11. Видео-арт.
Специфика видео-изображеия. Развитие телевидения. Зарождение видео-арта – работы Э. Уорхола и Нам Джун Пайка. Современный видео-арт: ключевые фигуры (Б. Виола, Г. Хилл, Фишли и Вайс и др.).
Заключение: роль технологий визуальной коммуникации в современной культуре.
|
|
ВСЕГО:
|
|
3. ТЕматический план
3.1. Лекции
Номера изучаемых тем
| Очное
обучение
| Очно-заочное (вечернее) обучение
| Заочное
обучение
|
Номер семестра
| Объем,
час.
| Номер семестра
| Объем,
час.
| Номер семестра
| Объем,
час.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего:
|
|
| -
| -
|
|
|
3.2. Практические (семинарские) занятия
№ изучаемых тем
| Наименование практических
занятий
| Очное
обучение
| Очно-заочное (вечернее) обучение
| Заочное
обучение
|
Номер
семестра
| Объем,
час.
| Номер
семестра
| Объем,
час.
| Номер
семестра
| Объем,
час.
|
| Методы пространственного построения.
1. Перспектива и перспективы: сравнительный анализ.
|
|
|
|
|
|
|
| Фотография 1920 – 1950-х гг.
1. Выдающиеся мастера европейской фотографии 30 – 50-х гг. – А. Кертеш, А. Картье-Брессон, Р. Капа, У. Клейн.
|
|
|
|
|
|
|
| Звуковое кино.
Обсуждение рецензий на фильмы (см. § 5.2).
Мультипликационное кино.
|
|
|
|
|
|
|
| Всего:
|
|
|
|
|
|
|
3.3. Лабораторные занятия
не предусмотрены
4. КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Работа над курсовым проектом
В соответствии с учебным планом студенты должны выполнить курсовую работу и сдать ее в установленные сроки для проверки. Прежде чем приступить к выбору темы, желательно предварительно проработать материал, который предполагается пройти в текущем семестре.
Помимо предложенных, студент вправе выбрать собственную тему, при этом в обязательном порядке ее нужно согласовать с преподавателем дисциплины. В момент выбора темы, а также во время работы над контрольным заданием можно обратиться за устной или письменной консультацией к преподавателю. Перед написанием работы следует заполнить «Задание по курсовой работе» и утвердить у преподавателя.
На выбор темы может повлиять и наличие специальной литературы. В методических указаниях дается список дополнительной литературы в соответствии с разделами учебной программы. Для написания письменной работы желательно воспользоваться также и рекомендуемой литературой.
Определившись с темой, нужно внимательно проработать имеющиеся в Вашем распоряжении источники, можно законспектировать наиболее важные положения и выписать цитаты, которые затем могут быть использованы в работе. При изучении специальной литературы следует критически подходить к устаревшим, вульгарно-социологическим оценкам или спорным выводам, которые могут встречаться в изданиях прошлых лет, а также внимательно относиться к используемым Internet-ресурсам.
Рекомендуемые темы курсовых работ:
1. Системы перспективы: сравнительный анализ.
2. Городской ансамбль в европейской культуре Нового и Новейшего времени: коммуникативные и семиотические аспекты.
3. Портретная фотография середины XIX в. (на примере работ Надара, Диздери, Дж.-М. Кэмерон, Карелина и др.).
4. «Географическая фотография» середины XIX в.
5. Вальтер Беньямин о фотографии и технической репродукции.
6. Фотомонтаж и фотограмма.
7. Американская социальная фотография 30-х годов (Д. Ланге, У. Эванс, Б. Шан).
8. Фотоавангард (любое направление на выбор: дадаизм, конструктивизм, сюрреализм).
9. Социальная фототипология А. Зандера.
10. Военный фоторепортаж: работы В. Бишофа, Р. Капы, К. Вессинга.
11. Позиции фотографии в искусстве 80-90-х гг. (Бернд и Хилла Бехер, Синди Шерман, Шерри Ливайн, Ричард Принс, А. Гурски, Д. Уолл и др. – на выбор).
12. Фотография движения.
13. Визуальное и повествовательное в кинематографе.
14. Теории «кино-глаза» и «нового зрения» в авангардной культуре 20-х годов.
15. Монтаж как ведущий элемент киноязыка.
16. Стереофотография и стереокино.
17. Жанр видео-инсталляции в современном искусстве (на примере работ Нам Чжун Пайка, Билла Виолы, Брюса Наумана, Фишли и Вайса, Беата Штройли, Дага Эйткена – на выбор).
18. Эволюция киноязыка во второй половине XX в. (на примере деятельности кинематографистов данного периода – на выбор).
19. Цифровые технологии и их влияние на визуальный опыт.
20. Массовое и элитарное в современной визуальной культуре.
21. Музыка и зрелище: история взаимодействия аудиального и визуального от Вагнера до видеоклипа.
22. «Общество зрелища» и его критики (на примере работ Ги Дебора и Жана Бодрийяра).
5. Дополнительные Формы контроля и закрепления знаний и навыков студентов
Номера тем, по которым проводится контроль
| Форма
контроля
знаний
| Очное
обучение
| Очно-заочное (вечернее) обучение
| Заочное
обучение
|
Номер
семестра
| Колич.
| Номер
семестра
| Колич.
| Номер
семестра
| Колич.
|
2-10
| Практическая работа
|
|
|
|
|
|
|
6. Самостоятельная работа студента
Виды
самостоятельной
работы студента
| Очное
обучение
| Очно-заочное (вечернее) обучение
| Заочное
обучение
|
Номер семестра
| Объем, час.
| Номер семестра
| Объем, час.
| Номер семестра
| Объем, час.
|
Усвоение теоретического материала по дисциплине
|
|
|
|
|
|
|
Подготовка к практическим (семинарским) и лабораторным занятиям
|
|
|
|
|
|
|
Выполнение домашних заданий
|
|
|
|
|
| -
|
Подготовка к зачетам и экзаменам
|
|
|
|
|
|
|
Выполнение курсовых проектов (работ)
|
|
|
|
|
|
|
Выполнение учебно- или научно- исследовательских работ
| -
|
|
|
|
| -
|
Всего:
|
|
|
|
|
|
|
Доля самостоятельной работы студента в % от общего объема работы
|
| 38,1
|
|
|
| 85,4
|
7. Учебно-методические материалы по дисциплине
7.1. Перечень основной и дополнительной литературы
Основная литература:
1. Барт Р. Мифологии. – М.: 2009. – 312 с.
2. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М.: 2007. – 220 с.
3. Фризо М. (ред.) История фотографии. – СПб.: 2008. – 423 с.
4. Эйзенштейн С. Монтаж. – М., 2007. – 406 с.
Дополнительная литература:
5. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. – М.: 1996. – 180 с.
6. Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. – Таллинн: 1994. – 204 с.
7. Паркинсон Д. Кино. – М.: 1996. – 342 с.
8. Арнхейм Р. Кино как искусство. – М.: 1960. – 312 с.
9. Базен А. Что такое кино? Сб. статей. – М.: 1972. – 256 с.
10. Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. – М.: 1968. – 567 с.
11. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М.: 1989. – 543 с.
12. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. – М.: 1997. – 325 с.
13. Батчен Д. Образ в эпоху электронной воспроизводимости // Художественный журнал. – 1998, № 19-20.
14. Вирильо П. Бог, кибервойна и ТВ // Комментарии. – 1995, № 6. – С. 208 – 218.
15. Гройс Б. Под подозрением: Феноменология медиа. – М.: 2006. – 287 с.
16. Добротворский С. Кино на ощупь. – СПб.: 2001. – 462 с.
17. Жанкола Ж.-П. Кино Франции: Пятая республика (1958-78). – М.: 1984. – 479 с.
18. Кино. Энциклопедический словарь / Ред. С.И.Юткевич. – М.: 1986. – 856 с.
19. Комаров С. Великий немой: Из истории зарубежного киноискусства (1895-1930). – М.: 1994. – 386 с.
20. Кракауэр З. От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино. – М.: 1976. – 396 с.
21. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. – М.: 2003. – 423 с.
22. Кроукер А., Кук Д. Телевидение и торжество культуры // Комментарии. – 1997, № 11. – С. 159 – 168.
23. Линч К. Образ города. Пер. с англ. М.: 1982. – 329 с.
24. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. – Таллин: 1973. – 326 с.
25. Мазаев А. Концепция производственного искусства. – М.: 1975. – 264 с.
26. Мартен М. Язык кино. – Л.: 1972. – 235 с.
27. Монтегю А. Мир фильма. – Л.: 1972. – 421 с.
28. Морозов С. Русская художественная фотография. Очерки из истории фотографии. 1839 – 1917. – М.: 1955. – 196 с.
29. Паперный В. Культура Два. – М.: 1996. – 328 с.
30. Родченко А., Степанова В. Альбом / Автор вступ. статьи и сост. А. Лаврентьев. – М.: 1989. – 328 с.
31. Родченко А., Степанова В. Будущее – единственная наша цель. – Вена: МАК; Мюнхен: Престель, 1991. – 395 с.
32. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. – М.: 1997. – 462 с.
33. Садуль Ж. Всеобщая история кино. – М.: 1958–1982, тт. 1–4, 6.
34. Садуль Ж. История киноискусства от его зарождения до наших дней. М.: 1957. – 672 с.
35. Сидорина Е. Сквозь весь двадцатый век: Художественно-проектные концепции русского авангарда. – М.: 1994. – 306 с.
36. Соколов И. История изобретения кинематографа. – М.: 1960. – 378 с.
37. Соловьева И. Кино Италии. – М.: 1961. – 269 с.
38. Теплиц Е. История киноискусства / Т. 1. – М.: 1968. – 357 с.
39. Хан-Магомедов С. Пионеры советского дизайна. – М.: 1995. – 485 с.
40. Чибисов К. Очерки по истории фотографии. – М.: 1987. – 237 с.
41. Шкловский В. За 60 лет: Работы о кино. – М.: 1985. – 347 с.
42. Ямпольский М. Язык – тело – случай: Кинематограф в поисках смысла. – М., 2004. – 328 с.
43. www.artchive.com.