ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 141 страница
• Фортунатов ф.ф., Избр. труды, т. 1—2, M., 1956—57· В и н оград ов В. В., О языке худож. лит-ры, М., 1959; Б од у эн де КуртенэИ. А., Избр. труды по общему языкознанию, т. 1—2, M., 1963; Звеги н це в В. А., История языкознания XIX и XX вв. в очерках и извлечениях, ч. 1—2, 3 изд., M., 1964—65; Осн. направления структурализма. M., 1964; Общее языкознание. Библиографич. указатель лит-ры, издан ной в СССР с 1918 по 1962, M., 1965; Структурное и прикладное языкознание. Библиографич. указатель лит-ры, изданной в СССР с 1918 по 1962, M., 1965; Реформатский A.A., Введение в языковедение, М., 1967; Федоров А. В., Основы общей теории перевода, 3 изд., М., 1968; С о сею? Φ. δе. Курс общей лингвистики, в его кн.; Труды по языкознанию, пер. с франц., М., 1977; Общее •языкознание, [т. 1—3], М., 1970—73; Щерба Л. В., Языковая система и речевая деятельность, Л., 1974; БенвенистЭ., Общая лингвистика, пер. с франц., М., 1974; А миров а Т., О л ь? о в ик о в Б,, Рождественский Ю., Очерки по истории лингвистики, М., 1975; Арутюнова Н. Д., Предложение и его смысл, М., 1976; Л а ион з Дж., Введение в теоретич. лингвистику, пер. с англ., М., 1978; Новое в лингвистике, в. 1—7, М., 1960—73; Новое в заруб, лингвистике, в. 8—13, М., 1978—82; БудаговР.А., филология и культура, М., 1980; его же. Язык — реальность — язык, М., 1983. А. А. Леонтьев.
ЯКУТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра якут. народа, развивающаяся на якут. яз. В богатом и жанрово разнообразном якут. фольклоре особенно распространен героич. эпос олонхо — сказания о подвигах богатырей, защищающих людей от злых чудовищ (исполнялся сказителями — олонхосутами). Письменность, на основе рус. графики, была введена в 1819 — нач. 1820. Появление письменной Я. л. связано с революц. событиями 1905—07, когда возникли газеты “Якутский край” (1907—08) и “Якутская жизнь” (1908— 1909), журн. на якут. яз. “Голос якута” (1912—13). Особое развитие Я. л. получила после Окт. революции. Основоположники Я. л.: поэт, фольклорист, языковед А. Е. Кулаковский, драматург, поэт и прозаик А. И. Софронов. Зачинатель сов. Я. л.—?.Α. Ξйунский. Среди известных писателей Якутии — Семен П. Данилов, Софрон П. Данилов, Элляй (С. Р. Кулачиков), Н. Е. Мординов, Л. А. Попов, Д. К. Сивцев. В 'Якут. АССР начинает развиваться лит-ра на долганском яз. (поэтесса Огдо Аксенова).
Лит. периодика: жури. <Хотугу сулус” (<Полярная звездам; выходит с 1956 на якут. яз., с 1964 — и на рус. яз.).
• Пухов И. В., Якут. героич. эпос олонхо, М., 1962; Сы ромятниковГ.С., Становление социалистич. реализма в якут. прозе, Якутск, 1967; Очерк истории якут. сов. лит-ры, М., 1970; Новые горизонты якут. лит-ры. Сб. ст., Якутск, 1976; Б ил юкина А. А., Якут. сов. драматургия 20-х гг., Новосиб., 1982; Егоров А., Протодьяконов В., Павлова В., Писатели Якутии. Библиографич. справочник, Якутск, 1981.
Г. Г. Окороков.
==528 ЯКУТ — ЯПОН
ЯМАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народа гос-ва Ямайка. Устное нар. творчество коренных жителей Ямайки, индейпев-араваков, истребленных исп. колонизаторами в 17 в., не сохранилось. Фольклор негровкрестьян, составляющих осн. часть населения, имеет афр. корни. Письменная Я. л. на англ. яз., возникшая в 18 в., долгое время ориентировалась на образцы метрополии. Нац. темы и социальные проблемы впервые встречаются в произведениях 1-й пол. 20 в. Протест против расового угнетения, дискриминации черного человека в капиталистич. мире отличает в 2030-х гг. поэзию и прозу К. Мак-Кея. Подъем совр. Я. л. неразрывно связан с ростом нац.-освободит. движения на о. Ямайка после 2-й мировой войны 1939—45. Тяжелая судьба обитателей гор. окраин, жизнь трудового люда и его борьба за свои права в центре романов Р. Мейса и Дж. Хирна. Стремление осознать культурно-историч. корни своего народа, проследить истоки его нац.-освободит, борьбы характерно для романиста В. Рида. Идеями панафрика низма навеян его роман “Леопард”. Своеобразие мировосприятия ямайских негров, особенно крестьян, все еще сохраняющих приверженность нек-рым древним афр. традициям и верованиям, привлекают внимание вступившего в лит-ру в 60-х гг. О. Паттерсона. В совр. поэзии, также тяготеющей к отражению нац. действительности, широко используются фольклорные мотивы. Получает развитие и драматургия.
• С ou 11 hard G. R., Race and colour in Caribbean literature. L.. 1962; The Islands in between: essays on West Indian literature, 1968; Modern black novelists, Englewood Cliffs, 1971; Ram с h a n d К., The West Indian novel and its background, L., 1972.
Γ δ. Γончарова.
ЯМБ (греч. iambos), l) в метрич. стихосложении стопа из 3 мор, строения \-1 — (состоит из краткого и долгого слогов, с разл. заменами), употреблялся чаще всего в триметре. 2) В силлабо-тонич. стихосложении — метр, образованный стопами из двух слогов с сильным местом (иктом) на 2-м; сильное место может быть как ударно, так и безударно (х), слабое — только безударно ('-/, с оговорками о сверхсхемных ударениях), последнее сильное место в строке обязательно-ударно (\и); схема '-'x^x^-'x...^'. Частоударные и редкоударные сильные места стремятся чередоваться через одно.
В рус. стихе употребительны 3-стопный Я. (“Подруга думы праздной”), 4-стопный Я. (“Мой дядя самых честных правил”), 5-стопный Я. (“Еще одно последнее сказанье”) (все примеры из А. С. Пушкина), 6-стопный Я. с цезурой (“Надменный временщик, и подлый и коварный”, К. Ф. Рылеев), а также разностопные урегулированные 4—3-стопный, 6—4-стопный Я. и др. (“Певец во стане русских воинов” В. А. Жуковского, “На холмах Грузии лежит ночная мгла” Пушкина, см. Ямбы) и разностопный неурегулированный вольный стих (басни, комедии). Я.— самый распространенный метр рус. силлабо-тоники; господствующими размерами в 18 в. были 6-стопный Я. (эпос, трагедии, элегии, сатиры), 4-стопный Я. (оды и др. лирич. жанры) и вольный Я., с сер. 19 в.—4-стопный Я. (поэмы, лирика) и 5-стопный Я. (драмы, поэмы, элегич. лирика), м. л. Гаспаров. ЯМБЫ, жанр стихотворений, преим. обличительного, реже элегич. характера, с чередованием написанных ямбом длинных и коротких строк в строфе. Возник в антич. лирике (Архилох, “Эподы” Горация), классич. образцы дали А. Шенье и О. Барбье; в России к Я. близки, напр., стихотворения “Не верь себе” М. Ю. Лермонтова и “Скифы” A.A. Блока.
М. Л. Гаспаров.
ЯПОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра япон. народа. Развивается на япон. яз.
Еще в дописьм. период, в первые века н. э., в Японии были широко развиты песенно-поэтич. творчество а мифология. К сер. 1-го тыс. страна постепенно стала входить в кит.-буддийский ареал культурных связей.
Познакомившись на рубеже 4—5 вв. с кит. иероглифич. письменностью, японцы, однако, Не сразу приспособили ее для записи собственно япок. речи; офиц. документы, религ.-филос. соч. писались только покитайски. Первый из сохранившихся памятников на япон. яз.— летопись “Кодзики” (712); ее мифол. часть фиксирует древнейшую ступень худож. мышления, представления о вседуховности природы, доныне сохранившиеся в нац. религии японцев — синто. В 759 появилась первая поэтич. антология “Манъёсю”, включающая 4516 фольклорных и авторских (ок. 500 авторов) стихотворений, б. ч. в жанре танка (об осн. жанрах Я. л. см. также в ст. Поэтика).
Я. л. на кит. яз., возникшая в сер. 8 в. (поэтич. сб. “Кайфусо”, 751), ориентировалась на нормы кит. поэтики, испытывала влияние конфуцианства. Круг ее авторов и читателей был более узким, чем у лит-ры на япон. яз.; взаимопроникновения этих двух потоков лит-ры практически не было. Наивысший подъем Я. л. на кит. яз.—2-я пол. 14—15 вв.
Раннее средневековье (эпоха Хэйан; сер. 7— кон. 12 вв.) включает стадию фольклорной традиции и стадию развития повествоват. лит-ры на базе япон. слогового письма. Ок. 9 в. появился термин моногатари (повествование), обозначавший прозаич. произв. разных жанров в Я. л. Зарождение повествоват. лит-ры связано с появлением повести “Такэтори-моногатари”, состоящей из ряда новелл, вставленных в обрамляющую.
10—11 вв.— эпоха расцвета япон. культуры. За 200 лет распространились новые жанры, мн. виды прикладного иск-ва. Буддийские представления определяли и характер сюжетных ходов, и тематику мн. лит. произведений. Япония миновала этап широкого усвоения континентальной культуры и переживала эпоху относит, самоизоляции, укрепления специфики во всех областях культурной жизни. Образованность достигла высокого уровня в среде придворной аристократии; ее представители создали б. ч. лит. произведений эпохи. При дворе культивировались пышные церемонии, религ. обряды, эстетизм. Наиболее распространенной эстетич. категорией была моно-но аварэ, наложившая отпечаток на все последующее развитие Я. л.; в худож. описании была важна, в первую очередь, эмоц. реакция лирич. героя на природные явления, воспевалась способность к быстрому и тонкому чувствованию эстетич. сигнала. Из сочетания стихотв. экспромта и прозаич. введения к нему вырастает особый вид насыщенной стихами прозы (первый ее образец —“Исэ-моногатари”), а затем дневниково-мемуарной лит-ры — н и к к и, в основе к-рой — письма, стихи, памятные записки и воспоминания. Мн. дневники создавались представительницами т. н. женского потока в Я. л.; среди них — Мурасаки Сикибу, автор любовного и нравоописат. романа “Гэндзимоногатари” — вершины классич. Я. л. В это же время созданы “Записки у изголовья” Сэй Сёнагон, первое произв. в жанре эссе — дзуйхицу. Генетически первые дзуйхицу связаны с никки, однако почти лишены стихотв. элемента; помимо традиционно дневниковых записей, содержат описания природы, небольшие новеллы, афоризмы и т. д.
В поэзии раннего средневековья прослеживаются две тенденции: составление многочисл. сб-ков и канонизация формы; самый распространенный жанр — танка. В 922 была составлена одна из крупнейших япон. антологий “Кокинвакасю” (20 книг, свыше 1100 стих., сост. Кино Цураюки и др.).
В период развитого феодализма (эпоха Камакура, Муромати и Момояма, кон. 12—16 вв.) в результате междоусобной войны придворная аристократия во главе с императором была отстранена от политич. власти, закончился и период ее гегемонии в культурной жизни страны. На передний план вышло военно-феод. сословие (бус и), включавшее самураев
•ft 34 ЛЭС
(дружинники крупных феодалов). Оживились связи с континентом; происходил интенсивный обмен предметами быта, произведениями иск-ва и лит-ры. Активно адаптировалось сунское конфуцианство, распространились учения новых сект буддизма. Начиналось формирование самурайского идеологич. комплекса, впоследствии получившего назв. бусидо —“путь воина”. Постепенная трансформация идеологии воинов четко прослеживается в военно-феод. эпопеях — г у н к и. С гунки в лит-ру были привнесены новые оценочные категории, неизвестные придворной аристократии; внимание читателя переносилось из области эстетического в область этического, неизмеримо возросла роль конфуцианской морали, гл. обр. в плане отношений господина и слуги, идеи служения долгу. Параллельно гунки продолжали развиваться жанр дзуйхицу и дневниковая лит-ра. Видные писатели — Камо Тёмэй и Кэнко-хоси. Их произв. завершали хэйанскую культурную традицию. Создавались также сб-ки с э ц у в а (популярные рассказы религ., историч. и бытового характера), преданий, сказок, анекдотов и откровенно подражательных “историч. повествований”. Проза 13—14 вв. (особенно т.н. катаримоно— произв. эпич. плана, долго бытовавшие в устной традиции) в последующие эпохи послужила источником сюжетов для фольклора и авторской лит-ры (рассказов, пьес).
В поэзии наряду с танка (антология “Син-Кокинсю”, сост. в 1205 Фудзивара Садаиэ) распространился жанр и м а ё у т а. Свободные от сложной ассоциативной образности танка, имаё ута были особенно популярны в малообразованной самурайской среде. В 14—15 вв. достигает расцвета поэтич. жанр рэнга, возникший еще в 11—12 вв. из стихотв. игры (Нидзё Есимото и Соги). Традиц. поэзия становилась все более формальной и эстетствующей.
В лит-ре этого периода наряду с общими буддийскими мотивами иллюзорности бытия отразилась специфическая дзэнбуддийская концепция с а т о? и (мгновенного постижения истины, озарения), к-рая оказала влияние на композицию одноактных лирич. драм и о к ё к у (пьесы театра масок ноо), положивших начало япон. драматургии. Сюжеты драм заимствованы из синтоистских мифов, преданий, нар. сказаний и буддийских сутр. Крупнейший драматург и теоретик ноо — Дзэами.
Распространенной формой устного рассказа в 15—
16 вв. были отогидзоси (сохранились лишь в записях 17—18 вв.). Они изобилуют сказочными элементами и по содержанию делятся на группы рассказов: из жизни придворной аристократии, на буддийские темы, о воинах, простонар. переложения инд. и кит. легенд, о животных. Анонимные отогидзоси представляют собой первую стадию лит-ры нового сословия — горожан феод. Японии. Ремесленники и торговцы устраивали состязания в поэтич. мастерстве и составляли сб-ки стихов победителей. Широко распространились короткие стихотворения со свободным размером — к о у т а, в к-рых заметную роль играла трудовая тематика.
Рост городов в период позднего феодализма (эпоха Эдо, 17 в.—60-е гг. 19 в.) привел к преобладанию демократич. тенденций в лит-ре. Традиции отогидзоси в 17 в. продолжил новый жанр — канадзоси (популярные рассказы развлекат. и нравоучит. характера); их авторы — чиновники из разорившихся самураев, буддийские монахи, читатели-горожане. В кон.
17 в. эти рассказы дали начало жанру — укиёдзос и, т. е. рассказам, новеллам и повестям бытового, ЯПОН
==529
зачастую эротич. содержания. Поведение героев определялось моралью развивающейся буржуазии. Расцвет укиёдзоси связан с именем Ихара Сайкаку, зачинателя трех осн. направлений в этом жанре: новелла о чувств, любви и любовных похождениях (к о с ё к у? о н о), новелла из жизни самураев (б у к э м о н о), новелла из жизни горожан, целью к-рых было накопление денег (тёнинмон о). Ихара Сайкаку сделал первые попытки показать влияние среды на формирование личности, на судьбы Героев.
Драматургия 17—18 вв. ориентировалась на театр кукол дзёрури и театр кабуки. Крупнейшим драматургом эпохи является Тикамацу Мондзаэмон, автор дзидаймоно — многоактных историч. драм на сюжеты из военно-феод. эпоса, япон. и кит. истории, старинных легенд и преданий. В дзидаймоно прослеживается идея верности вассальному долгу в духе кодекса бусидо. В 1703 Тикамацу Мондзаэмон создал первую сэвамоно — бытовую драму из жизни горожан, где заметно влияние буддийской и особенно конфуцианской идеологий. Его пьесы включают стихотв. вставки и лит. реминисценции, но осн. ткань составляет разг. речь (особенно в бытовых драмах).
В поэзии 17 в. господствующее положение занял жанр хокку. Высокие образцы этого жанра создал Мацуо Басе, наполнив его филос. содержанием. “Стиль Басе”· царил в япон. поэзии почти 200 лет. Он выдвинул три осн. эстетич. принципа: с а б и (изящная простота), с и о? и (ассоциативное сознание гармонии прекрасного) и? о сом и (глубина проникновения).
В последней четверти 18 в. сёгунское пр-во установило строгий контроль за культурной жизнью страны и тематикой лит-ры. Социальный состав авторов и читателей изменился в сторону увеличения самурайской прослойки. В 1791 были запрещены как безнравственные произв. нек-рых писателей (Ихара Сайкаку) и целые лит. жанры (юмористич. бытописательская повесть с я? э б о н). Поиски новых тем, лит. форм, идей привели на рубеже 18—19 вв. к новому расцвету повествоват. лит-ры. Возник жанр ё м и? о н — рассказы и повести на сюжеты историч. преданий, легенд, устных рассказов. Бытописательское направление уступило место фантастико-приключенческому: его сторонники изображали призраков, духов, воспевали самурайскую мораль. Автор самого известного сборника ёмихон — Уэда Акинари. В нач. 19 в. Такидзава Бакин создал новый вид ёмихон — дидактич. роман. За основу сюжета он часто брал действит. факт из япон. или кит. истории, добавляя к нему множество авантюрных и фантастич. подробностей и переосмысливая его с целью “приобщать к добру и отвращать от зла” читателей. Понятие добра и зла трактовалось им в буддийско-конфуцианском духе. Романы Такидзава Бакин пользовались успехом и повлияли на целое поколение литераторов.
Одновременно с ёмихон распространились к у с а д з о с и, или г о к а н (иллюстрир. рассказы, издававшиеся ксилографич. способом). Их авторы черпали сюжеты героич., авантюрного, любовного и благочестивого характера из лит-ры прежних эпох. Реалистич. традиции фарсов кёгэн и повестей укиёдзоси были унаследованы и развиты вт.н. коккэйбон — юмористич. повестях нач. 19 в., описывающих нравы и быт горожан (Дзиппэнся Икку). Сикитэй Самба в произв. этого жанра вывел живописные образы горожан, смело использовал разг. речь. В 30—40-х гг. 19 в. распространился сентиментальный роман ниндзёбон (родоначальник — Тамэнага Сюнсуй). Попытки психол. анализа в романах ниндзёбон определили их успех у читателей.
К оглавлению
==530 ЯПОН
В средних и низших слоях гор. населения распространился не связанный с классич. канонами жанр шуточной и сатирич. поэзии кёка. Золотым веком кёка считаются 80-е гг. 18 в., когда вышли сб-ки “Собрание кёка за 10 000 лет” (1783; назв. условно) и “Сокровищница талантов кёка” (1787). Горожане высмеивали в нем мн. стороны быта, создавали пародии, сатирич. экспромты, свободно употребляя просторечную и жаргонную лексику. Популярен также был в кон. 18— нач. 19 вв. жанр с э н? ю, близкий к эпиграмме.
Покровительство конфуцианской учености со стороны офиц. властей способствовало оживлению в 17— нач. 19 вв. переводч. деятельности (на япон. яз. были переведены “Речные заводи”, “Цзин, Пин, Мэй” и др. кит. романы). Появились первые переводы и европ. авторов с голл. яз. (в осн. историко-географич. соч.).
Незавершенная бурж. революция Мэйдзи 1867—68 подорвала феод. строй и открыла путь капиталистич. переустройству Японии. Возросло количество переводов европ. лит-ры, в т. ч. русской. В культурную жизнь страны все более проникали идеалы европ. Просвещения. Однако традиции лит-ры Эдоской эпохи оставались преобладающими, а новые худож. принципы изображения действительности с трудом прокладывали себе дорогу. Начало движению за создание новой лит-ры положил Цубоути Сёё, отрицая старые эстетич. каноны, требующие от личности самоотречения в пользу феод. моральных догм, он выдвинул на первый план чувственность и индивидуальную жизнь. Однако Цубоути Сёё призывал лишь к внешнему копированию явлений жизни. На недостатки теории Цубоути Сёё указал Фтабатэй Симэй, требовавший от художника не только изображения явлений жизни, но и раскрытия их идейной сущности. Его роман “Плывущее облако”, написанный, по свидетельству самого писателя, под влиянием Ф. М. Достоевского и И. А. Гончарова, положил начало развитию критич. реализма в Я. л. В то же время пользовались попу лярностью писатели группы “Кэнъюся”, связанной со старой традицией. Поиски идеала в прошлом характерны также для Кода Рохан. После япон.-кит. войны 1894—95, в условиях обострившихся внутр. противоречий, зародилась т.н.сякай сёсэцу — социаль ная проза (Токутоми Рока и др.), сыгравшая важную роль в развитии япон. реализма.
В 80-х гг. 19 в. возникло “движение за стих нового стиля”. В изданном в 1882 “Сборнике стихов новой формы” были предприняты попытки опереться на принципы европ. стихосложения. Для поэзии кон. 19— нач. 20 вв. характерны преим. романтич. тенденции. Призывом к утверждению личности пронизаны стихи Симадзаки Тосон; пафосом борьбы против феод. устоев отличается творчество Китамура Тококу. Замечат. памятником романтич. поэзии явился сб. стихов (1901) Есано Акико, в к-рых поэтесса воспела свободную любовь юности, бросив вызов традиц. конфуцианской морали; в разгар рус.-япон. войны 1904—05 она гневно осудила господств, классы, развязавшие войну. Параллельно с романтич. поэзией развивается реалистич. направление, в к-ром утвердился д з и ю с и — свободный стих на разг. языке, ставший осн. формой япон. поэзии 20 в.
В нач. 20 в. в Я. л. возникло т.н. сидзэнсюги у н д о — движение за натурализм, на к-рое оказало воздействие творчество Э. Золя. Среди первых писателей-натуралистов был Нагаи Кафу. Но уже с сер. 1-го десятилетия в этом движении ведущее положение заняли писатели-реалисты. Термин “сидзэнсюги” стал обозначать и собственно натурализм, и реализм. К острой социальной критике обращались Симадзаки Тосон, Куникида Доппо, Таяма Катай, Нацумэ Сосэки. Постановкой проблем развития нац. культуры, ее связей с Западом отличается творчество Мори Огай.
В то же время натуралистич. тенденции нашли выражение в распространившемся в эти годы жанре ватакуси сёсэцу (эгобеллетристика). Этот жанр наложил отпечаток на развитие Я. л. 1-й пол. 20 в.; для него характерна нарочитая изоляция авторского “я” от обществ, проблем, уход в интимные переживания.
Серьезным тормозом на пути развития реалистич. Я. л. стала историч. обстановка, сложившаяся после подавления в нач. 20 в. антиимпериалистич. демократич. движения хэймин ундо. Однако оно выдвинуло писателей, объявивших войну совр. условиям, превратившимся в преграду на пути к прогрессу. Среди них — поэт Исикава Такубоку. В годы движения он порывает с романтич. миром мечтательной поэзии, характерным для его первого сборника; в дальнейшем его творчество отразило трагич. настроения поэта, пережившего личную и социальную драму в глухую пору реакции. Сб. “Свист и свисток” явился итогом идейно-творч. исканий Исикава Такубоку; демократич. и социалистич. тенденции его поэзии отразили рост самосознания нар. масс, открыв новый путь развития Я. л.
В 20-х гг. в обстановке рабочего движения в Японии под влиянием Окт. революции в России зарождается япон. пролет, лит-ра. Среди первых ее писателей — Хаяма ёсики, показавший борьбу угнетенных масс. К пролет, направлению примкнули лучшие представители интеллигенции, последовательные в своем гуманистич. протесте против эксплуататорского строя (Фудзимори Сэйкити, Такакура Тэру). Была создана Всеяпон. федерация пролетарского искусства (НАПФ; Nippon Artista Proleta Federatio— на эсперанто), объединившая разрозненные лит. группы. Важную роль в утверждении эстетич. основ революции лит-ры сыграл критик Курахара Корэхито; опираясь на труды классиков марксизма-ленинизма, на опыт сов. лит-ры, он выступил против догматизма и вульгаризации в лит-ре. Видные представители пролет, лит-ры — Кобаяси Такидзи, Токунага Сунао.
Усилился интерес к драматургии. Традиц. театр, уходящий своими корнями в феод. прошлое, с трудом поддавался новым веяниям. Постановки пьес У. Шекспира, Г. Ибсена, Г. Гауптмана, А. П. Чехова, М. Горького способствовали обновлению драматургии, рождению реалистич. театра Японии. В нач. 30-х гг. появились пьесы, социально заостренные и политически актуальные.
В целом в 20—30-х гг. развитие Я. л. было противоречивым. Возникли также неоромантизм, неогуманизм, “школа нового мастерства” (неореализм). Неоромантики искали выход из кризиса в утонченном эстетизме, уживающемся с эротикой (Танидзаки Дзюнъитиро). Неогуманисты, группировавшиеся вокруг об-ва “Сиракаба” (1910—23), не имели единой платформы; называя своим учителем Л. Н. Толстого и приняв его социальную утопию, они сходились на поэтизации внутр. самоанализа “кающегося дворянина”. Абстрактный гуманизм и утонченный психологизм отличают Сига Наоя. Особняком в этой группе стоял Арисима Такэо, автор романа “История одной женщины” — одного из лучших произв. критич. реализма в Я. л. В ст. “Одно признание” он утверждал необходимость социального переустройства. К “школе нового мастерства” примыкал Акутагава Рюноскэ, произведениям к-рого свойственны глубокий психологизм и сатирич. заостренность. Однако в последних своих произв. он пришел к пессимистич. настроениям, к утверждению идеи бессмысленности человеческого существования.
Большое значение для развития япон. реализма имело творчество Миямото Юрико, находившейся в начале творч. пути под влиянием “Сиракабы”; важной вехой в жизни и творчестве писательницы стала встре-
34*
ча в 1928 с М. Горьким. Публицистика Миямото Юрико 30-х гг.—яркая страница Я. л. Сопротивления. С кон. 20-х гг. она стала активным участником пролет, лит. движения. Ее автобиогр. романы 40-х гг. отмечены япон. прогрес. критикой как достижение лит-ры социалистич. реализма.
В 20—30-х гг. под влиянием западного “левого” иск-ва в Я. л. возникли авангардист, течения, для к-рых характерны неприятие капиталистич. действительности и вместе с тем отрицание всех моральных норм, призыв ко всеобщему разрушению, формалистич. экспериментаторство. Отчетливое выражение принципы модернистской эстетики получили в творчестве писателей-“неосенсуалистов”, считавших подлинно ценным только субъективное восприятие мира. Теоретик и глава этой группы — Ёкомицу Риити.
В 30—40-х гг. в условиях фашизации Японии в лит-ре господствовала апологетич. тенденция прославления “священной войны”. В июле 1942 было учреждено япон. лит. об-во служения отечеству, ставшее оплотом пропаганды шовинистич. “японизма”.
После разгрома япон. милитаризма во 2-й мировой войне 1939—45 противоречивые внутр. процессы обществ. развития страны обусловили сложную картину ее лит-ры, в к-рой взаимодействовали традиционное, демократическое и сэнгоха (“послевоенная группа”) течения. Писатели старшего поколения, представляющие первое течение, в поисках “устойчивых ценностей”, не подвластных закону времени, обращались к традициям многовековой нац. лит-ры: роман “Мелкий снег” Танидзаки Дзюнъитиро, повести Кавабата Ясунари “Тысяча журавлей”, “Старая столица”, отличающиеся внутр. лиризмом, классич. представлением о прекрасном. Движение за развитие демократич. лит-ры возглавили критик Курахара Корэхито, писатели-ветераны пролет, лит-ры 20—30-х гг. Миямото Юрико, Накано Сигэхару, Токунага Сунао. В дек. 1945 было учреждено Об-во новой япон. лит-ры (“Синнихон бунгаккай”), объединившее прогрес. прозаиков и поэтов. В кон. 50-х гг. внутри об-ва возродились авангардист, тенденции, проявившиеся в попытке синтеза реализма и модернизма. Течение сэнгоха представляли писатели разных идейно-эстетич. направлений. Их объединяло отрицание милитаризма и традиционализма во имя утверждения человеческой личности. В творчестве видных его представителей преобладали реалистич. тенденции (Оока Сёхэй, Нома Хироси, Эндо Сюсаку, Хотта Ёсиэ).
Противопоставив себя традиц. лит-ре в поисках худож. средств для изображения “человека современности”, часть писателей обратилась к творч. приемам зап. модернизма. Влияние Дж. Джойса и М. Пруста сказалось в романах Ито Сэй. Настроением отчаяния, неприятием обществ, идеалов пронизаны повести Дадзай Осаму. Широкое распространение в лит-ре 50—60-х гг. получила “литература плоти”, открыто проповедующая культ жестокости и секса, а также “роман нравов”, смыкающийся с массовой литературой.
Совр. Я. л. развивается во взаимодействии и отталкивании реалистич. и модернистских тенденций. Декадентским и модернистским течениям противостоят писатели демократич. направления и критич. реализма, а также прогрес. поэты, занимающие ведущее положение в созданном в 1962 “Конгрессе поэтов Японии”. Острые социальные проблемы совр. Японии нашли яркое отражение в реалистич. романах Гомикава Дзюмпэй и Исикава Тацудзо. Большое место в Я. л. заняла тема трагедии Хиросимы (Ибусэ Масудзи, Хотта Ёсиэ).
ЯПОН
==531
Значит, явлением Я. л. 60—70-х гг. стало творчество молодых талантливых писателей, выросших в условиях послевоен. лет. В центре большинства романов Оэ Кэндзабуро — жизнь молодого человека в послевоен. Японии, его нравств. искания, а также тревога за судьбы человечества перед угрозой ядерной катастрофы. Тема отчуждения совр. человека в бурж. мире занимает осн. место в творчестве Кайко Такэси и Абэ Кобо. Филос. проблематикой, сочетанием реализма и фантастики выделяются романы и пьесы Абэ Кобо. Реалистичность, органич. связь с традициями нар. театра характерны для пьес Киносита Дзюндзи. В ист. жанре работает Иноуэ Ясуси.
В развитии социалистич. направления совр. Я. л. важную роль играет Союз демократич. лит-ры Японии (1965). Революц. борьба рабочего класса, протест нар. масс против милитаризма и монополий, социальное самоутверждение человека — осн. круг тем демократич. лит-ры на совр. этапе (Кубота Сэй, Симота Сёдзи, Накадзато Кисе и др.).
Многовековая самобытная Я. л. вызывает глубокий интерес во всем мире, в т. ч. в СССР. Зародившиеся в кон. 19— нач. 20 вв. рус.-япон. лит. связи значительно углубились и расширились в сов. время.
Лит. периодика: журн. “Минею бунгаку” (с 1965) — орган Союза демократич. лит-ры Японии, лит.-худож. журн. <Синтё> (с 1900), -Бунгэй сюндзю” (с 1923), <Бунгэй”, <Бунгакукай” (оба с 1933), “Гучдзо” (с 1946), литературоведч. журн. <Кокуго то кокубунгаку!. (с 1924), чБунгаку” (с 1933).
Изд.: Япон. революц. лит-ра, М.—Л., 1934; Япон. поэзия, М 1956; Япон. повести. Сб. произв. прогрес. япон. писателей, М., 1957; Япон. новелла (1945—1960), М., 1961; Япон. новелла (1960—1970), М., 1972; Совр. япон. новелла. 1945—1978, М., 1980; Совр. япон. повесть, М., 1980; Из совр. япон. поэзии, М., 1981; Осенние цикады. Из япон. лирики позднего средневековья, М,, 1981; Совр. япон. новелла, М., 1985.
|