Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 138 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 138 страница






 

Эстетич. мысль зародилась в глубочайшей древности в мифол. сознании доклассового общества. В мифах разных народов запечатлелись первонач. представления людей о происхождении различных иск-в, об их роли в жизни человека, о связи иск-ва и красоты (напр., др.-греч. миф об Аполлоне Мусагете и предводительствуемых им Музах). Однако история Э. в собств. смысле началась лишь с формированием науч.-теоретич. мысли. На первом этапе своего развития, к-рый продлился в Европе до сер. 18 в., Э. не была еще самостоят, науч. дисциплиной и не имела даже собств. названия. В античности эстетич. проблематика разрабатывалась, с одной стороны, в филос. сочинениях пифагорейцами, Сократом, Платоном, Аристотелем, а с другой — в трактатах, посвященных теории разных видов иск-в: скульптуры, поэзии, ора торского иск-ва (Поликлет, Горгий, Витрувий, Гораций). Мн. идеи антич. мыслителей стали основополагающими для всего последующего развития европ. эстетич. мысли (развитие Э. на Востоке шло специфич. путями, лишь временами соприкасаясь с развитием европ. Э.).

 

Христ. Э. средневековья обосновывала спиритуалистич. понимание прекрасного, возвышенного, трагического и трактовала в символически-эмблематич. (см. Символ и Эмблематика) духе структуру иск-ва (Августин Блаженный, Фома Аквинский). В эпоху Возрождения Э. приобретает светский, гуманистич. и реалистически-ориентированный характер. При этом эстетич. проблемы стали достоянием в осн. искусствоведч. трактатов (по теории отд. видов иск-ва) крупнейших ренессансных художников (Леонардо да Винчи, А. Дюрера и др.).

 

В 17—1-й пол. 18 вв. проблемы сущности красоты и природы иск-ва продолжают обсуждаться в трактатах по теории отд. его видов (Н. Буало, Ш. Сорель, М. В. Ломоносов и др.) или в работах худож.-критич. жанра (И. Бодмер и И. Брейтингер, Д. Дидро и др.). Худож.-практич. ориентация приводила к выдвижению на первый план вопросов, связанных с теоретич. обоснованием и защитой того или иного метода творчества, стиля, направления — маньеризма, классицизма, барокко, реализма. При этом столкновение разл. эстетич. программ (напр., борьба Дидро и Г. Э. Лессинга за реализм, полемика сторонников классицизма и барокко в Италии и Испании) отчетливо выражало борьбу идеологий. Идеология Просвещения придала особую остроту и размах процессу теоретич. осмысления новых путей развития иск-ва, породив во всех странах сильное, хотя и разнородное по филос. и худож. пристрастиям, движение, именуемое “просветительской Э.” (Дидро и Ж. Ж. Руссо во Франции, Лессинг и И. И. Винкельман в Германии, А. Шефтсбери и Г. Хом в Великобритании и др.).

 

Активизация интереса к иск-ву, его возможностям в становлении миросозерцания человека вела к сопоставлению разных видов худож. творчества, а затем к формированию представлений о единстве всех “изящных искусств”. С этим была связана постановка проблем вкуса, к-рый рассматривался как специфич. психич. механизм, способный воспринимать и оценивать красоту и плоды худож. творчества. В этом пункте навстречу искусствоведч. мысли двигалась философия, к-рая стала все более активно включать в сферу исследования эстетич. проблематику (трактаты Дж. Вико, К. А. Гельвеция, Вольтера, Д. Юма, Э. Бёрка). В сер. 18 в. А. Г. Баумгартен, последова тель Г. В. Лейбница, доказал необходимость выделения самостоят, раздела философии, посвященного этому кругу вопросов, наряду с этикой и логикой. Баумгартен назвал его “Э.”, т. е. “теорией чувственного познания”; ее разработка вылилась в создание цельного и связного учения о прекрасном и об иск-ве, поскольку красота была определена Баумгартеном как <совершенство чувственного познания”, а иск-во как воплощение красоты.

 

Так начался второй этап истории Э., характеризовавшийся превращением ее в самостоят, раздел философии. По пути, намеченному Баумгартеном, пошли крупнейшие представители нем. философии и худож. культуры — И. Кант, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гёте, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель. Правда, в нач. 19 в. романтич. движение, обогатив Э. открытием мн. закономерностей иск-ва, недоступных рационалистически-метафизич. сознанию просветителей, своей антирационалистич. направленностью подрывало основы Э. как систематич. науч. теории. Однако Гегель, восстановивший в правах познават. возможности разума, на основе диалектики построил грандиозную эстетич. концепцию, в к-рой теоретич. анализ оказался органически соединенным с историч. точкой зрения на худож. деятельность человека, ее развитие и место в культуре.

 

Начавшийся после этого третий этап истории Э. характеризуется острой борьбой разл. методологич. и идеологич. ориентации. Это выразилось в поляризации трех осн. направлений эстетич. мысли 19—20 вв. Бурж. Э. разнообразными способами обосновывала эстетизм и принципы “чистого иск-ва”, “искусства для искусства” (от “парнасцев” и школы К. Фидлера до X. Ортеги-и-Гасета и Г. Рида). Демократич. Э. выступала и в форме утопич.-социалистич. теорий (от П. Прудона до Л. Н. Толстого), и в революц.-демократич. концепции рус. мыслителей (В. Г. Белинского и А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова), но в обоих случаях защищала принципы реалистич. иск-ва.

 

В филос.-методологич. плане разнообразие путей развития эстетич. мысли в 19—20 вв. порождалось ее опорой на разл. филос. учения — те или иные формы объективного идеализма (Ф. Т. Фишер, В. С. Соловьев) и субъективного идеализма (А. Бретон), позитивизма (Г. Спенсер, И. Тэн) и интуитивизма (Б. Кроче, А. Бергсон), антропологич. материализма (Л. Фейербах и рус. революц. демократы), феноменологии (Н. Гартман, Р. Ингарден, М. Дюфрен), экзистенциализма (Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер). Др. аспект дифференциации эстетич. учений данной эпохи выразился в стремлении связать Э. с той или иной конкретной наукой; так рождались психол. Э., физиологич. Э., психоаналитич. Э. (3. Фрейд), социологич. Э., искусствоведч. Э., семиотич. Э., кибернетич. и информац. Э., математич. Э. Наконец, эстетич. учения 19—20 вв. различаются по тому, какое конкретное направление худож. творчества они теоретически обосновывают — критич. реализм (О. Бальзак, рус. революц. демократы), натурализм (Э. Золя), символизм (Вяч. И. Иванов, А. Белый), абстракционизм (В. В. Кандинский).

 

Принципиальное отличие марксистско-ленинской Э., разработанной К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным, от всех направлений эстетич. мысли 19—20 вв. обусловлено прежде всего тем, что она вырастает на филос. фундаменте диалектич. и историч. материализма. В развитие социалистич. Э. существ. вклад внесли Ф. Меринг, П. Лафарг, Г. В. Плеханов, А. В. Луначарский, А. Грамши, Т. Павлов, Д. Лукач, Р. Фоке и др. Марксистско-ленинская Э. выступает как теоретич. платформа социалистического реализма, в разработке к-рой приняли участие крупнейшие представители худож. практики (М. Горький, С. М. Эйзенштейн, Б. Брехт, И. Бехер, Л. Арагон и др.). Марксистско-ленинская Э. рассматривает иск-во как мощное средство духовного формирования каждого нового члена общества, его приобщения к ценностям, нормам, идеалам, накопленным культурой и отвечающим потребностям данного обществ. уклада, данного класса, этнич. группы, социальной среды. Тем самым в иск-ве диалектически соединяется общечеловеческое, исторически изменчивое, национальное, классовое, личностное. Эта диалектика фиксируется в выработанной марксистско-ленинской Э.

 

ЭСТЕ

 

==517

 

системе соыиально-эстетич. координат, в к-рых описывается каждое отд. худож. явление — историч. конкретность, нац. своеобразие, классовость, народность, партийность, уникальность (см. Идейность, Народность, Партийность литературы).

 

Осн. социальная функция иск-ва обусловливает структуру худож. способа отражения действительности, он именуется в Э. худож.-образным. Художественный образ является мельчайшей и неразложимой “клеточкой” худож. “ткани”, в к-рой запечатлеваются все осн. особенности иск-ва: худож. образ есть форма познания действительности и одновременно ее оценки, выражающей отношение художника (писателя) к миру; в худож. образе сливаются воедино объективное и субъективное, материальное и духовное, внешнее и внутреннее; будучи отражением реальности, худож. образ является и ее преображением, т. к. он должен запечатлеть единство объекта и субъекта и потому не может быть простой копией своего жизненного прообраза; наконец, передавая людям то, что художник хочет сказать о мире и о себе, худож. образ выступает одновременно и как определ. (поэтич., идейно-эстетич.) значение и как несущий это значение специфич. знак (см. Семиотика).

 

Эстетич. теория склонна была всякий раз абсолютизировать современное ей конкретное взаимоотношение иск-в, в результате чего к.-л. один вид, род, жанр иск-ва возвеличивался за счет других и воспринимался как некая “идеальная модель” худож. творчества, способная будто бы наиболее полно и ярко представить самую его сущность. Подобный односторонний подход успешно преодолевался в марксист, эстетич. науке, все более последовательно проводящей идею принципиального равенства всех видов, родов и жанров иск-ва и в то же время выявляющей причины, по к-рым каждый из них выдвигается на первый план в ту или иную историч. эпоху. В результате Э. получает возможность выявлять общие законы иск-ва, лежащие в основе всех его конкретных форм, затем морфологич. законы перехода общего в особенное и индивидуальное, и, наконец, историч. законы неравномерного развития видов, родов, жанров иск-ва.

 

Эстетич. наука делает свои теоретич. выводы и обобщения, опираясь на разносторонние исследования иск-ва в искусствоведч. науках (в т. ч. в литературоведении), а также в языкознании, психологии, социологии, семиотике, кибернетике; при этом Э. не растворяется ни в Одной из наук и сохраняет свой филос. характер, к-рый и позволяет ей строить целостную теоретич. модель худож. деятельности. Последняя может рассматриваться при этом как специфич. система, состоящая из трех звеньев — худож. творчества, худож. произведения и худож. восприятия. Их связь является особой формой общения, существенно отличающейся от научной, деловой, технич. коммуникации, т. к. произв. иск-ва ориентировано на его восприятие человеком как личностью со всем ее уникальным жизненным опытом, строем сознания и складом чувств, ассоциативным фондом, неповторимым духовным миром и требует поэтому активного сотворчества воспринимающего (в лит-ре — читателя), его душевного соучастия, глубинного переживания и личностной интерпретации. Поскольку же социологич. подход к худож. деятельности устанавливает конкретную социальную детерминированность духовного мира всех личностей, участвующих в <худож. диалоге” (личности автора худож. произв. и личности читателя, аналогично — в др. видах иск-в), постольку воздействие иск-ва на человеч. души оказывается формой обществ, воспитания личности, инструментом ее социализации. Соответственно совр. худож. жизнь раскрывается эстетич. наукой как специфич. сфера проявления общих социально-историч. коллизий эпохи, борьбы противоположных обществ, систем.

 

==518 ЭСТО

 

Огромное практич. значение имеет разрабатываемая марксистско-ленинской Э. теория социалистич. реализма, единые позиции к-рого служат предпосылкой богатства худож. стилей, а народность и партийность иск-ва органически связаны со свободой творчества.

 

• Маркс К. и Энгельс ф., Об иск-ве. [Сб. ст.], т. 1—2, 3 изд., M., 1976; Ленин В. И., О лит-ре и иск-ве. (Сб. ст.], 6 изд., М., 1979; Плеханов Г. В., Эстетика и социология иск-ва, т. 1—2, M., 1978; Луначарский A.B., Собр. соч., т. 7—8, M., 1967; Л и ф ш и ц M., Вопросы иск-ва и философии, М., 1935; Павлов Т., Избр. филос. произв., пер. с болг., т. 4, М., 1963; Кох Г., Марксизм и эстетика, пер. с нем., М., 1964; Асмус В. Ф., Вопросы теории и истории эстетики. Сб. ст., М., 1968; Кодуэлл К., Иллюзия и действительность, пер. с англ., М., 1969; ЛотманЮ.М., Структура худож. текста, М., 1970; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971; ЕремеевА.Ф., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, ч. 1—4, Свердловск, 1969—75; Марксистско-ленинская эстетика, М., 1973; БоревЮ.Б., Эстетика, 3 изд., М., 1981; Столович Л. H., Природа эстетич, ценности, М., 1972; Зись А. Я., Искусство и эстетика, 2 изд., М., 1975; Бах тин М. М., Вопросы лит-ры и эстетики, М., 1975; Худож. деятельность, К., 1980; Фридлендер Г. М., Классич. эстетич. наследие и марксизм, М., 1985; Lukacs G., Aesthetik, Bd l, Luchterhand, 1963; John E., Probleme der marxistisch-leninistischen Aesthetik. Halle, 1967.

 

История эстетики. Илиев А., История на естетиката, 2 изд., София, 1958; Гилберт К., К у н Г., История эстетики, пер. с англ., М., 1960; История эстетики. Памятники мировой эстетич. мысли, т. 1—5, М., 1962—70; Лосев А. Ф., Шеста к о в В. П., История эстетич. категорий, М., 1965; Лекции по истории эстетики, под ред. М. С. Кагана, кн. 1—4, Л., 1973—80; Овсянников М. Ф., История эстетич. мысли, М., 1978; Эстетика Ренессанса, т. 1—2, М., 1981; Лессинг Г. Э., Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957; Кант И., Критика способности суждения. Соч., т. 5, М., 1966; Шиллер ф., Статьи по эстетике, Л.—М., 1935; Ше л л и н г Ф. В. И., философия иск-ва, М., 1966; Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 1—4, М., 1968—73; Белинский В. Г., Лит. мечтания, Полн. собр. соч., т. 1. М,, 1953; его же, Разделение поэзии на роды и виды, там же, т, 5, М., 1954; его же, Опыт истории рус. лит-ры. Соч. А. Никитенко, там же, т. 9, М., 1955; Чернышевский Н. Г., Эстетика, М., 1958; Тол стой Л. Н., Что такое иск-во?, Поли. собр. соч., т. 30, М., 1951; ТэнИ., Философия иск-ва, Л., 1933; КрочеБ., Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика, пер. с итал., ч. 1, М., 1920; Гартман Н., Эстетика, пер. с нем., М., 1958; Инга p ден Р., Исследования по эстетике, пер. с польск., М., 1962; Совр. книга по эстетике. Антология, пер. с англ., М., 1957; Bayer R., Histoire de l'esthetique. P., 1961; T a t a rk i e wi e z W., Historia estetyki, 2 wyd., t. 1—3, Wroctaw, 1962—67; Munro Th., Oriental aesthetics, Cleveland, 1965; M о г p u r g o-T a g l i a b u e G., L'esthetique contemporaine. Une enquкte, Mil., 1960. M. С. Каган, “ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КРИТИКА”, см. в ст. Критика литературная.

 

ЭСТОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра эст. народа на эст. яз. Порабощение эст. земель в 13 в. нем., а затем и дат. феодалами на долгое время задержало формирование нац. лит. языка и лит-ры. До 19 в. духовная жизнь эст. народа находила выражение в богатом фольклоре (песни, сказки, пословицы, поговорки и.загадки). Первая церк. книга на эст. яз. была издана в 1525; религ. лит-ра доминировала вплоть до сер. 19 в. С кон. 18 в. берет начало светская дидактическая литература. Включение эст. земель в состав России (нач. 18 в.) обеспечило эст. народу длит. мир и тем самым перспективу культурного развития. Худож. Э. л. возникает в сер. 19 в., накануне и в период подъема эст. нац. движения. Ее зачинателем был демократпросветитель Ф. Р. Фельман, творчество к-рого ориентировано на традиции эст. фольклора. Продолжателем его дела и центр, фигурой лит-ры и эпохи в целом стал Ф. Р. Крейцвальд, составивший на фольклорной основе эпос •“Калевипоэг”. Большую роль в организации собирания фольклора сыграл Я. Хурт. Руководимое К. Якобсоном в 1881—82 Об-во эст. литераторов стало центром лит., лингвистич. и фольклористич. деятельности. Выдающуюся роль в развитии художественно зрелой, патриотич. и антифеод, поэзии сыграла Л. Койдула, к-рая была также зачинателем эст. драматургии и театра. Э. Борнхёэ создал первую в Э. л. антифеод, историч. повесть.

 

В 1890-х гг. Э. л. развивается в направлении критич. реализма. Для этого периода, условно называемого постромантизмом, характерно переплетение элементов романтики и реализма — творчество Ю. Лийва, ранняя поэзия А. Хаавы. Усиление социальных противоречий в кон. 19 в., оживление контактов с нем., рус., франц. иг сканд. реалистич. лит-рами, предреволюц. ситуация и Революция 1905—07 были осн. факторами,

 

ускоряющими развитие Э. л. Романы Э. Вильде заложили основы критич. реализма и жанра романа, определили тесную связь между лит-рой и революц. борьбой нар. масс. С острокритич. прозой выступил К. Э. Сяргава.

 

Во время Революции 1905—07 появляется пролет. лит-ра: поэзия и публицистика X. Пегельмана и др. Взлет революц. романтики проявился в поэзии Г. Суйтса и творчестве Ф. Тугласа. Они были основателями лит. группы “Ноор-Ээсти” (“Молодая Эстония”, 1905—15), стремившейся к подъему эстетич. культуры и развитию междунар. лит. связей. После подавления революции в Э. л. наблюдается, с одной стороны, тяготение к неоромантизму и импрессионизму, а с другой — укрепление позиций критич. реализма во всех жанрах: в новеллистике — Туглас, в драматургии — А. Кицберг и Вильде, в поэзии — Лийв.

 

Свержение царизма в февр. 1917 приветствовали все эст. писатели. Окт. революция и установление сов. власти в Эстонии вызвали резкое размежевание среди Литераторов. Последовательно революц. позиции за няли, пролет, писатели и публицисты Ээссааре Ааду (Я. Анвельт), Пегельман, Ю. Мадарик (И. Лауристин). С приходом к власти буржуазии (1919) революц. произв. появлялись лишь на страницах рабочей печа ти, позже они опубл. только в СССР. Эст. революц. писатели объединились в Ленинграде вокруг мн. эст. журналов и изд-ва “Кюлвая” (“Сеятель”, осн. в 1923). В 1922 в Эстонии создан Союз эст. писателей. В эстетич. отношении значит, влияние на Э.л. оказывал нем. экспрессионизм. В поэзии возникают т.н. песни времени, звучит тема социального неравноправия — сб-ки стихов Я. Кярнера, Ундер, А. Алле, И. Барбаруса (Варес), Суйтса, И. Семпера, Ю. Сютисте, в 30-х гг. мастерством реалистич. стиха выделяется молодая поэтесса Б. Альвер. В прозе неоромантич., импрессионист, и Символист, формы все более уступают место реалистич. манере — повести О. Лутса о судьбе обитателей гор. окраин, гротескные новеллы о жизни “маленьких людей” П. Валлака; на центр, место выдвигается роман, отличающийся социальной проблемностью и психол. глуби ной — 5-томная эпопея А. Таммсааре “Правда и спра ведливость”, романы М. Метсанурка, А: Якобсона,? Сирге, А. Хинта, М. Рауда. Популярны пьесы X. Раудсеппа. К кон. 30-х гг. относятся произв. нового типа — роман Таммсааре “Новый Нечистый из Пекла”, психол. драма Э. Таммлаана “Железный дом”.

 

После восстановления в Эстонии Сов. власти (1940) начался новый этап развития Э.л. Писатели демократйч. направления перешли на социалистич. позиции. Был создан оргкомитет Союза сов. писателей Эстонии (I940). В годы Великой Отечеств, войны 1941—45 мн. писатели участвовали в борьбе против нем. фашизма; Антифаш. лирика была,в эти годы ведущим жанром—стихи Барбаруса, Семпера, Кярнера, Рауда, Алле, П. Руммо, Д. Вааранди, Р. Парве, Ю. Смуула.. Переживания человека, задыхающегося под игом оккупантов, но не сломленного духовно, выразил Сютисте в стихотв. цикле “Душные дни”.

 

Послевоен. период стал временем сплочения творч. сил на основе принципов социалистического реализма, освоения новых тем сов. Э. л. На передний план вы двигается драматургия (А. Якобсон, Семпер, Хинт). В прозе рассматривается идейное и нравств. мужание человека на войне (Э. Мянник), пробуждение антифащ. протеста в условиях оккупации (О. Тооминг). Послевоен. преобразования в деревне изображены в повестях Г. Леберехта, Сирге, Э. Крустена, очеркопублицИстич. прозе Смуула, Э. Раннета и др. В поэзии развиваются жанры гражд. лирики и эпич. поэмы (Вааранди, Рауд, Смуул). Ведущее место занимает ис1'орико-революц. роман (Хинт, Крустен, Сирге, Семпер, Леберехт). Расширился тематич. и жанровый диапазон Э. л. Получила широкое признание в СССР

 

и за рубежом лирико-публицистич. “Ледовая книга” Смуула, создавшего также оригинальные разножанровые пьесы, развивается психол., публицистич., историко-биографич. роман, разл. формы малой прозы. Событиям Великой Отечеств, войны поев. романы П. Куусберга, Л. Промет, В. Беэкмана. Тема классовой борьбы первых послевоен. лет разрабатывается В. Гроссом, В. Илусом; жизни эст. села поев. роман Раннета. В 60—70-х гг. новое поколение прозаиков (М. Унт, Э. Ветемаа, М. Траат, Э. Беэкман и др.) и поэтов (П.-Э. Руммо, А. Сийг и др.) принесло в Э. л. совр. филос.-нравств. проблематику, искания в области худож. формы. Я. Кросс выступил как автор историко-биографич. романов и повестей. Обогащает совр. эст. прозу и “малая проза” Куусберга, Промет, А. Валтона. Ярко проявляется лирич. дарование Вааранди, А. Санга, Альвер, В. Беэкмана, сатирич. талант У. Лахта. В драматургии выдвигается совр. по теме социально-псИхол. драма с нравств.-этич. проблематикой (Раннет, А. Лийвес, Ветемаа, Унт). Успешно развивается детская лит-ра. Сов. период в истории Э. л. характеризуется интенсивным развитием лит взаимосвязей.

 

Лит. периодика: газета <Сирп я вазар^, журналы “Лооминг”, ^Кеэль я кирьяндус*, “Таллин*.

 

Изд.: Антология эст поэзии, т 1—2, М.—Л., 1959; Эст. молодая проза, Тал., 1978.

 

• Биографич. лексикон эст. лит-ры. Тал., 1975 (на эст. яз.); Очерк истории эст соа. лит-ры, М., 1971; Эст. фольклор. Тал., 1980. Э. Сыгелъ, Н. Басселъ.

 

ЭТИКЕТ ЛИТЕРАТУРНЫЙ, одна из гл. особенностей поэтики ср.-век. лит-ры, в т. ч. древнерусской, выражающая ее нормативно-идеальное начало; она предписывает изображение определенных явлений в традиц., устойчивых, обрядовых, каноничных формах.

 

По определению Д. С. Лихачева (предложившего термин), Э.л. складывался из представлений о том, как должен был совершаться ход событий, как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему сословному положению (воина, монаха, придворного) и как должен описывать писатель совершающееся,— этикет миропорядка, этикет поведения, этикет словесный. Все вместе сливается в единую нормативную систему, как бы предустановленную, стоящую над автором и предопределяемую не внутр. требованиями произведения — прежде всего жанра,— а предметом изображения. Напр., при описании святого обязательны определ. житийные формулы, независимо от того, будет ли оно находиться в житии или летописи. Э л. диктовал выбор языка (церковнославянского, древнерусского или нар.-поэтического). Стремлением подчинить изложение этикету следовать лит канону можно объяснить и обычный перенос отд. описаний, речей, формул из одного произв. в другое; отсюда многочисл заимствования в ср.-век. лит-ре

 

Термин “Э. л.” связан с понятием литературная “топика” — набором общих мест,— разработанным Э. Курциусом, но обладает более емким содержанием: церемониальность, этикетность ср.-век. лит-ры отражала церемониальность, обрядность жизни феод. общества, когда “взаимоотношение людей между собой и их отношение к богу подчинялись...традиции, обычаю, церемониалу” (Лихачев Д. С., Поэтика др.-рус. лит-ры, 1979, с. 80).

 

• Т в о? о г о в О. В., Задачи изучения устойчивых лит. формул Др. Руси, <Тр. ОДРЛ>, т. 20, М.—Л., 1964; Лихачев Д. С., Поэтика др.-рус. лит-ры, 3 изд., М., 1979, с. 80—102; Б у л а н и н Д. М., Нек-рые трудности изучения биографии др.-рус. писателей, <Рус. лит-ра”, 1980,.Ne 3; CurtiusE.R., Europaische Literatur und lateinisches Mittelalter, 2 Aufl., Bern, 1954. Д. М. Буланин.

 

ЭТИМОЛОГИЗАЦИЯ (лат. figura etymologica), повтор слов нетождественных, но с тождеств, корнями и, соответственно, со сходным звучанием: “пыль пылит”, “огород городить”; как повтор — сильнее, чем паронимия, но слабее, чем полипгонон; по ощущению избыточности слов — близка к плеоназму.

 

М. Л. Гаспаров.

 

ЭТИМОЛОГИЯ (греч. etymologia, от etymon — истинное значение слова, и logos — слово, учение), отрасль языкознания, исследующая происхождение слов, их первонач. структуру и семантич. связи. Термин введен антич. философами более 2 тыс. лет назад. Э. в широком смысле— реконструкция звукового и словообразоват. состава слова. Э. наз. также результат раскрытия происхождения слова. Культурное, познават. и прикладное значение Э. весьма велико, ЭТИК — ЭТИМ

 

==519

 

напр., в антропонимии, топонимии (см. Топонимика) и гидронимии, в изучении слов и обозначаемых ими вещей, а также при прочтении и интерпретации ху дож. текста. Э. есть частный случай проявления гипотетич. характера построений науки объясняющей, в отличие от наук описательных. Основы науч. Э. связаны со сравнит.-историч. языкознанием. Наиб. развития достигла Э. тех языков, к-рые полнее изучены в сравнит.-историч. плане (индоевроп., финно-угорские). Народной (или ложной) Э., богато представленной в лексике всех языков и нар. диалектов, называют случаи вторичного этимологич. осмысления слов, первоначально имевших другое происхождение.

 

О. Н. Трубачев.

 

ЭТНОНЙМИКА (от греч. ethnos — племя, народ и nyma — имя, название), раздел ономастики, изучающей этнонимы — названия племен, народов и групп населения. В составе этнонимов выделяют самоназва ния (ср. “Deutschen”) и названия, данные др. народами (ср. общеслав. “немцы”). Этнонимы обычно соотносятся с назв. страны или области, занимаемой этносом (Русь — русский, Украина — украинец, Америка — американец). В худож. лит-ре этнонимы широко используются в историч. романах (романы “Чингис-хан”, “Батый” В. Яна), приключеич. лит-ре (названия индейских племен у Ф. Купера), записках путешественников и в произв., где описываются быт и нравы разных народов (<Дерсу У зала” В. Арсеньева). Иногда этнонимы выносятся в название произведений — “Последний из могикан” Ф. Купера, “Последний из удэге” А. А. Фадеева. Кроме характеристики нац. принадлежности персонажа, этнонимы могут выступать как прозвища действ, лиц (“Цыган”, “Турок”). К этнонимам близки названия жителей, образующиеся от топонимов (Москва — москвич), а также неофициальные, прозвищные обозначения групп населения (казаки, москали, хохлы, чалдоны). Последние используются в худож. лит-ре при изображении особенностей быта жителей разл. этнографич. районов.

 

В. П. Нерознак.

 

ЭФИОПСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, совокупность лит-р народов, населяющих терр. гос-ва Эфиопия. Ранние образцы письменности—древнейшие посвятит, надписи, найденные в сев. части страны, выполнены на сабейском яз. Датируемые первыми веками н. э., они являются продолжением южно-аравийскои традиции. Зарождение собственно Э. л. можно отнести к 4—7 вв. н. э., ко времени расцвета гос-ва Аксум, когда лит-ра развивалась на др.-эфиоп, яз. геэз (гыыз)..Сохранились тексты о деяниях царя Эзаны на стелах — монумент. сооружениях, воздвигнутых аксумитами. В 4 в. н. э. в Аксум с Бл. Востока проникла христ. религия, благоприятно сказавшаяся на развитии лит-ры. В это время усиливается влияние эллинистич. культуры; в Аксуме появляются первые образцы христ. книжности. С греч. яз. на геэз переводятся отд. жития святых (Павла Пустынника, Антония Великого), апокрифы (“Книга Еноха”, “Книга Юбилеев”, “Откровение Ездры”, “Вознесение Исайи”) и др. Переводч. деятельность способствовала созданию собств. агиографич. произведений (напр., житие Яреда — “Сладкопевца”).

 

О характере лит-ры до кон. 13 в. м.ожно судить лишь по устной традиции, дошедшей до более поздних эпох. 14 в,— наиболее плодотворный период развития Э. л. на уже мертвом языке геэз, к-рый продолжал оставаться единств, письм. лит. языком. До кон. 18 в. основу Э. л. составляют жития святых, историч. хроники и поэзия. Возникают и др. жанры — богословско-литургич. трактаты, “чудеса”, плачи, хронографы, магич. 'свитки и т. д. Развивается переводная лит-ра преим. с араб. яз. Так, в 14 в. сделан новый перевод Библии (первый пер. с греч. яз. относится к аксумской эпохе), в 15 в. переведен коптский Синаксарь (сб. кратких житий святых), в 16 в. христ. роман “Варлаам и Иоасаф”, а также известный лит. памятник “Калила и Димна”, в 17 в.—“Законодательство царей”.

 

К оглавлению

 

==520 ЭТНО — ЭФИО

 

Среди оригинальных произв. этого периода следует выделить “Славу царей” (14 в.) и “Богатство царей” (18 в.), в к-рых утверждаются права правящей династии соломонидов на эфиоп, престол. “Слава царей”— священная книга эфиопов, в к-рой использованы многочисл. источники, в т. ч. апокрифич. сказания. Наиболее интересные образцы историографич. жанра — хроники царей Амдэ-Цыйона (14 в.), Зара-Якоба (15 в.), Лебнэ Дынгэля (16 в.). В поэзии выделяется жанр кыне, изобретенный в 14 в. для песнопений в церквах. В кыне широко используются игра слов, созвучия, разные виды тропов. Существует мн. разновидностей этого жанра. (В 20 в. форма кыне используется также при сочинении светских стихов на амхарском яз.). Крупным поэтом средневековья был император Наод. Писателями этого времени были императоры Зара-Якоб, Гэлаудеуос, а также священник Гиоргис из Газча, написавший “Книгу таинства” и “Меч троицы”. Многогранна лит. деятельность монаха Энбакома (Аввакума), йеменского купца, принявшего христианство. В 16 в. он перевел на геэз несколько араб. книг, написал антимусульм. трактат “Врата веры”. Ему же приписывают авторство “Книги покаяния” и “Книги неверия”. В 19 в. появляются последние произв. на геэз, в частности “Исследование Зара Якоба” и “Исследование Вольдэ Хейвота”, принадлежащие перу итал. миссионера Джусто да Урбино.,В ср. века лит-ра Эфиопии была в основном церковной, однако изредка писались произв. светского характера (“История галла” монаха Бахрея, 16 в.).

 

В 14 в. для записи “Царских песен” впервые был использован язык народа амхара, позднее более активно проникавший в лит-ру. Последние хроники, созданные в кон. 19 — нач. 20 вв., написаны по-амхарски. В 20 в. Э. л. создается в основном на амхарском яз. В кон. 19 в. при дворе императора Менелика II приобрел известность Гэбрэ Ыгзиабхер, стихи к-рого распространялись в рукописях.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 456. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия