Состав философского знания
В ходе развития философии в ней исторически складываются различные области исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем эти области исследований превращаются в разделы философского знания — философские науки. Уже в древности философы говорили, что в философском знании, как в курином яйце, можно выделить три основных слоя. Первый («желток») связан с вопросом: как следует жить? (т. е. как жить, чтобы жизнь была прекрасной?). Но для того чтобы найти ответ на этот вопрос, надо сначала ответить на другой: как устроен мир, в котором люди живут? Это составляет второй слой философского знания («белок»). А для получения знаний о мире необходимо решить третий вопрос: как познавать мир? Решение его образует еще один слой философского знания («скорлупа»). Научить людей правильно жить — это главная цель философии. Но чтобы добраться до желтка, нужно прежде всего разбить скорлупу — подобно этому в философии, по мнению древних, начинать надо с третьего вопроса, от него переходить ко второму и только затем, на основе решения их обоих, — к первому. Поиски ответов на указанные вопросы привели к формированию трех ветвей философского знания: 1) о людях и обществе, о жизни человека и делах человеческих, 2) о природе, об окружающем людей мире, 3) о познании, мышлении. В дальнейшем за философией осталось исследование лишь исходных (или, что то же самое, конечных) оснований, на которые опираются всевозможные научные знания в каждой из этих ветвей. В результате образовались три главных раздела философского знания. 1. Исследованием общих принципов, форм и методов человеческого познания занимается гносеология (теория познания). 2. Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает онтология (теория бытия). 3. Исходные принципы, правила, нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих делах и поступках, устанавливает этика (теория морали), аксиология (учение о ценностях, т. е. о том, что люди ценят, — например, добро, справедливость, истина, красота, польза и т. д.), социальная философия (теория общественной жизни).
Состав философского знания, однако, этим не исчерпывается. Наряду с указанными тремя основными отраслями философского знания, где сосредоточены его наиболее фундаментальные проблемы, в различных областях человеческой деятельности также возникают вопросы, касающиеся их предельных оснований и потому имеющие философский характер. Поэтому в процессе развития культуры возникают и другие философские науки. • Логика — наука о формах и способах рационального мышления. • Философия и методология науки — наука о методах и формах научного познания. • Философия истории — наука, изучающая общие принципы объяснения хода человеческой истории и исторического познания. • Философская антропология — наука, ставящая своей задачей понять, что есть человек, какова сущность человека и человеческого бытия. • Эстетика — наука, изучающая эстетическое отношение человека к действительности и художественную деятельность людей.
К философским наукам обычно относят такие теоретические исследования, в которых формулируются и анализируются основные идеи, понятия и принципы каких-либо отдельных форм или сфер человеческой жизни и деятельности. Например: философия культуры, философия религии, философия права, философия искусства, философия техники, философия физики, философия биологии и т. п. Говорят также о философии творчества, философии рынка, философии денег и т. д. Подобного рода «частные философии» возникают тогда, когда ощущается потребность разобраться в предельных основаниях какой-либо формы человеческой деятельности. Процесс образования отдельных философских наук продолжается и в наши дни. Всякий раз, когда выделяется более или менее целостный «клубок» проблем, появляется почва для формирования новой философской науки (учения, теории), нацеленной на установление и исследование общих принципов построения знаний об этих проблемах’.
Различные философские дисциплины не отгорожены друг от друга непроходимыми границами. Есть немало философских проблем, которые так или иначе затрагиваются сразу несколькими дисциплинами. Например, вопрос о ценностях освещается — в разных аспектах — не только в аксиологии, но и в философии культуры (культурные ценности), в этике (добро как ценность), в эстетике (красота как ценность).
Важное место в составе философского знания занимает история философии. Можно даже сказать, что философия и история философии — это в некотором смысле одно и то же. Ибо история философии и есть философия, обрисованная в ее историческом развитии. Нельзя разобраться в философии, не изучая ее истории.
В истории философии было немало философов, прославившихся своими трудами но какой-либо отдельной философской дисциплине. Но наиболее выдающимся мыслителям удавалось создавать философские учения, в которых объединялись в целостную систему проблемы, относящиеся к разным разделам философии. Таковы, например, философские системы Декарта (1596-1650), Спинозы (1632— 1677), Канта (1724-1804), Гегеля (1770-1831), Рассела (1872-1970), Гуссерля (1859-1938), Хайдеггера (1889-1976), В.С. Соловьева (1853-1900) и др. Часто такого рода философские системы получают название по имени их творцов (спинозизм, кантианство, марксизм) или по своей главной идее (феноменологическая философия, прагматизм, экзистенциализм).
Текст - 4. Философия. Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. М.: Акаде-мический проспект. Культруа, 2008. С.16-20.
|