II. Терминология и наследие античной философии
Какие термины характеризуют античную философию как предмет рассмотрения? «Античность» ‑;термин, принятый в начале XVIII века во французском языке и первоначально обозначающий особый тип искусства, относящийся к ранним историческим периодам. Затем сфера употребимости термина «античность» расширилась до обозначения всей совокупности проявлений греко-римской древности. Античная философия, таким образом, ‑ неотъемлемая часть античности или античной культуры в целом. «Философия» ‑;«любовь к мудрости» или знанию (познанию). В нескольких независимых друг от друга античных свидетельствах утверждается, что первым назвал философию философией, а себя философом Пифагор. Существует точка зрения, что термин «философия» восходит к Гераклиту. От Аристотеля мы знаем, что история греческой философии начинается с Фалеса,мудреца из города Милет, первого философа не потому, что он так себя назвал, а по существу дела. «Эллинство» и «эллинизм». Эллины – первоначальное название греческого племени, отграничивающее греков от всех негреческих народов (варваров). Эллинство – греческая культура и ее носители. Возникшее в XIXв. понятие эллинизма (немецкий историк И.Г.Дройзен) и означавшее «подражание грекам» стало противопоставляться эллинству (греческой культуре) и обозначать распространение греческой культуры за пределами Греции, начало которому положили завоевательные походы Александра Македонского; синкретическую культуру на просторах империи Александра Македонского, распавшейся на отдельные монархии; в целом культуру Римской империи, в основе которой мы находим греческую традицию.
III. Путь античной философии. Хронологические рамки Время существования античной философии в рамках античной культуры – приблизительно 1200 лет. Временные рамки античной философии, естественно, не совпадают с временем существования античной культуры – античная философия – часть античной культуры, возникающая на определенном этапе ее существования. Время существования античной культуры в целом – III-II тыс. до н.э. – IV-V вв. н.э. Культуру античности принято разделять на несколько этапов. В развитии греческой культуры выделяют: ‑ крито-микенский период (конец III-II тыс. до н.э.); ‑«гомеровский» период (X-VIII вв. до н.э.); ‑период архаики, или архаический период (VII-VI вв. до н.э.); ‑ классический период, или период классики (V-IV вв. до н.э.); ‑эллинистический период, или период эллинизма (конец IV-I вв. до н.э.). Развитие древнеримской культуры: ‑период Республики (конец V-конец I вв. до н.э.); ‑период Империи (конец I в. до н.э. – V в. н.э.). Философия возникает во второй половине архаического периода, т.е. в конце VII-VI вв. до н.э. Через тысячу с небольшим лет после возникновения философии в 529 г. н.э. император Юстиниан (император уже христианской Римскойимперии) издал Эдикт о закрытии языческих школ (философских, продолжающих античную, прежде всего платоновскую традицию), в результате которого закончила свое существование созданная Платоном за девятьсот лет до этого Академия. 529 год н.э. – дата, «закрывшая» античную философию. Рубеж V-VI вв. – завершение античной философии. Путь античной философии отмечен созданием философских сообществ – школ, во главе которых стояли выдающиеся мыслители-Учителя, и в которых воспитывались и обучались будущие их последователи. Пифагорейский союз. Платоновская Академия. Ликей или Перипат (перипатетическая школа) – школа Аристотеля. Сад Эпикура. Портик (школа, возникшая около портика Стои) – школа стоицизма. Географически судьба античной философии была связана со многими городами-колониями в начальный период – Милеет, Эфес, Элея и др.; с Афинами – на протяжении многих веков то возрождающимся, то уходящим в тень философским центром античной культуры; с Александрией – городом на египетском побережье Средиземного моря, в котором в 280 г. до н.э. перипатетиками основаны знаменитые Музей и Библиотека;с Римом,который, став центром мира, обретал не раз значение и центра философии.
|