IX. Эллинистическая философия
Эллинистический период, или период эллинизма ‑ конец IV-I вв. до н.э.) Эллинистический период заканчивается с включением Птолемеевского Египта в состав римского государства. Что касается эллинистической философии, то вся римская философия (вплоть до философских школ неопифагореизма и неоплатонизма, а это уже2-3-4 вв. н.э.), продолжающая греческую традицию, называется эллинистической. Характер эпохи эллинизма. Великий поход Александра Великого (334—323 гг. до н.э.) закрывает классическую эпоху. Наиболее важное политическое следствие ‑ крушение полиса. Эллинистические монархии, возникшие на обломках александровой империи, в своей нестабильности породили понятие "подданный" вместо прежнего классического греческого "гражданин". Управление общественными делами передается функционерам; солдат становится купцом, и постепенно рождается новый тип человека, который перед лицом государства занимает позицию если не оппонента, то равнодушного нейтрала. Вот эту новую реальность пытались осмыслить новые философские течения, где политика и государство представали как морально индифферентные феномены, или как то, чего следует избегать. Что характеризует эллинистическое мировоззрение: А). Индивидуализм Каждый из подданных, понимая, как мало от него зависит, оказывался перед необходимостью создания своего мира. Человек с обретением собственной персональности становился свободным. Но свобода понимается как свобода «от» общества и государства. Появление этики, отдельной от политики. С индивидуализмом связано экономическое развитие: появление индивидуальных торговых предприятий, рост больших городов, увеличение класса зажиточных предпринимателей. В). Космополитизм Господствующее мнение считает достойным пребывание человека уже не в полисе (как во времена Платона и Аристотеля), но в космосе, который стал «истинным и великим полисом всего сущего»: «быть достойным гражданином космоса – космополитом, означало высшее достижение человеческой нравственности; а залогом получения этого гражданства являлось обладание Логосом, или Разумом. Отечество – весь мир, в котором открывается для мыслящей личности подлинная свобода. С ) Эллинизм как синтез познавательных традиций греко-восточных культур Греческой культуре было свойственно возведение на престол разума как самой высшей ценности в человеке. Разумный человек способен обрести непосредственную связь со Вселенной, поскольку она управляется Логосом. Эллинизация Востока. Восточная мысль, в отличии от греческой, ‑ «непонятийна», т.е выражена по преимуществу в образах и символах, больше полагается на мифы и ритуалы, чем на логику. Оформление в виде спекулятивных систем иранского дуализма, вавилонской астрологии и иудейского монотеизма произошло с помощью греческой философской традиции. Но и Восток повлиял на греческую культуру, греческую философию ‑ религиозный синкретизм, под влиянием которого эллинистическая светская культура превратилась в явно религиозную языческую культуру. Гностицизм (многообразные сектантские учения, появившихся вокруг и около христианства в 1-2 вв. новой эры): акцент на познании как способе обретения спасения и требование к обладанию этим знанием. D). Преодоление расовых предрассудков У греков – «варвары по природе», которые «рабы по натуре». Включение других народов в жизни римского государства (этот процесс начал Александр Македонский). E). Новый тип античной культуры Музеи, библиотеки, новые культурные центры в Пергамо, в Александрии, на Родосе. Рим как центр политической, духовной и культурной жизни. Эллинистическая культура эклектично (смешение идей, традиций разных культур). Преобладанием практических задач и практических интересов над теоретическими. Философия по преимуществу становится этической: истинная мудрость есть та, которая делает истинной нашу жизнь, делает нас счастливыми, дает нам высшее благо. Цель философии ‑ в ограждении личности от мирового и социального зла. 1) В центре ‑ человеческую личность в ее практическом, обыденном состоянии, поиск через это состояние осмысленного существования. В зависимости от этого и для обоснования этого строится космология. Три философские школы раннего эллинизма по-разному это делают: ‑ Стоики: философия как теория мудреца, совершенно не подверженного треволнениям жизни. Он всегда безмятежен, бесстрастен, нечувствителен к происходящему. Внутренний покой души и независимость от волнений жизни – идеал (апатия). ‑Эпикурейцы: тоже пекутся о внутреннем покое души («самодовольство»). То, что они называли удовольствием (главный принцип поведения), тоже требовало огромной аскезы, воздержания от всего беспокойного. Главное – не науки и искусство, а уйти в себя, забыть все остальное, уйти в глубину «эпикурейского сада», в котором безмолвие эстетического наслаждения, для которого достаточно только хлеба и воды. ‑ Скептицизм: проповедь как единственной цели в жизни безмятежного и безмолвного внутреннего состояния, не подверженного никаким воздействиям извне (атараксия). Утверждали невозможность говорить «да» или «нет», т.к. считали, что всякое утверждение человека к чему-то обязывает, ограничивает его внутреннюю свободу («Кажется, мне хочется есть»). 2) Все античные философы так или иначе проповедовали абсолютное существование объективного мира. Для эллинистической философии характерны идеи внутреннего покоя личности, ее безмятежности и свободы от всего объективного. Внутреннее состояние личности, покой ее – главная тема. Теория объективного бытия обосновывает теорию субъективного покоя. Так, скептики исходили из картины текучести бытия Гераклита. Эпикурейцы нашли учение о бытии, наиболее, с их точки зрения, безопасного для внутреннего покоя души, ‑ атомизм. Скептики разделяли учение Гераклита об огне как первоначале и Логосе, о творческом его характере; рассматривали космос как мировое государство, а граждане космоса – все люди, космополиты. Периодизация эллинистической философии. 1) Ранний эллинизм (эллинизм в узком смысле) – с конца IV века до н.э. до II-I вв. включительно. Три школы раннего эллинизма – скептики, эпикурейцы и стоики, для которых характерны духовность, но разочарование, пассивность. 2) Средний эллинизм (I в. до н.э. – II век н.э.) Интерес к формально-технической стороне деятельности, политики и т.п. Происходит процесс объединения старых школ с привлечением учений Платона, Аристотеля, пифагорейцев. Эклектизм. Из ранних «эклектиков» самые известные – Цицерон, Плутарх, Христодор, Апулей и др. 3) Поздний эллинизм (II-IV вв н.э.) ‑ возникновение неоплатонизма.
|