Студопедия — Несознательные процессы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Несознательные процессы






Имплицитные процессы. За последние несколько лет, значимые открытия в нейронауке существенно повлияли на психологические науки. В результате прогресса в нейронауке и влияния исследований младенцев, мы больше не можем игнорировать значимость ранних лет жизни. Даже не смотря на то, что у нас нет воспоминаний об этом времени, оно становится частью нашей автобиографической памяти.

Берн (1957/1947) писал, что до трех лет, из-за неразвитости языка, индивид вынужден сохранять чувства в виде «безымянных» образов. Долгое время считалось, что самость и сознание были следствием понимания языка, а всё что существовало до этого было черной дырой, состоящей из конфликтов, фрустраций и защит. Сейчас, фактически, нам известна другая история.

Детям, которые еще не овладели языком, всё же свойствен ряд процессов в головном мозге, которые дают им возможность быть осведомленными, т.е. они обладают в основном имплицитным знанием. Имплицитное знание – невербальное и аналоговое; «оно не находится в царстве осознания, но оно и не вытеснено; просто оно никогда не было сознательным» (Stern, 2005, с. 28). Некорректно предполагать, что имплицитное знание является частью бессознательного в классическом значении этого понятия; скорее, оно включает способ получения знания, установления контакта с реальностью, декодирования и усвоения ее, что является типичным для раннего детства. Без такого понимания, мы никогда не смогли бы объяснить, почему многие из наших приятных, удовлетворяющих и радостных переживаний оказываются в области, содержащей подавленный материал, который был вытеснен из осознания, подвергнут цензуре и т.д.

Как пишет Аллен (2003):

Следы привязанности и других очень ранних переживаний задуманы как организующие принципы в первые несколько лет жизни... Поскольку они содержатся в имплицитной памяти, они не доступны для сознательной автобиографической памяти, хотя и контролируют способность создавать и развивать союзы с другими и имеют главное значение для сохранения жизни, продолжения рода, а также для защиты и выращивания потомства. (с. 131)

Таким образом, несознательные процессы, связанные с имплицитной памятью, управляют нашими установками, особенно в межличностных отношениях, потому что они активируются и используются в течение самых ранних лет жизни, когда отношения привязанности чрезвычайно важны для обеспечения выживания. В этом смысле, несознательные процессы особенно активны, когда мы вступаем в отношения с другими, и это происходит естественным образом – и у тех, кто пережил значительные травмы привязанности в раннем детстве, и у тех, у кого были здоровые взаимоотношения. В этом смысле, понимание несознательных процессов через обращение к имплицитной памяти «расширяет концепцию бессознательного от области вытесненного к области биологически несознательного» (Cassoni, 2004, с. 95). Поэтому, нет ничего изначально патологического в идее, что что-то является не-сознательным.

Кроме того, пока дети еще не освоили язык, у них, тем не менее, есть способы осуществлять имплицитное познание – как другой способ получения знания. Таким образом, с одной стороны, мы можем считать бессознательную коммуникацию имплицитной коммуникацией, т.е. коммуникацией, связанной с этим особым способом познания. Когда мы думаем о бессознательной коммуникации, не подразумеваем ли мы, возможно, что-то естественное, наполненное смыслом, который создается нами и другими, что-то похожее на структурирование нашего самого раннего знания о межличностном опыте?

Стерн (2005), в частности, углубил концепцию имплицитного благодаря своим исследованиям отношений матери и ребенка; он говорит об имплицитной памяти, т.е. о воспоминаниях, хранящихся в структурах психики, из которых они не могут быть извлечены. Из его работы становится ясно, что имплицитная память остается имплицитной и обогащается содержанием эксплицитного знания. В комплексных обрабатывающих системах психики содержатся разные способы обработки того, что мы изучаем, с использованием концепций и когнитивных категорий, имплицитных стратегий и других средств, которые наука еще не открыла. «Имплицитная память остается имплицитной; она развивается параллельно с эксплицитным знанием, и всю оставшуюся жизнь их развитие идет по отдельным линиям» (с. 29).

Имплицитное, таким образом, относится к тому, что связано со стадией развития, когда структуры вербализации и формально-логического мышления еще не доступны, но оно не связано исключительно с там и тогда. Скорее, в соответствии со Стерном, мы можем утверждать, что чему бы мы не научились в межличностных отношениях, это будет связано с имплицитным знанием. Следовательно, имплицитное – это также способ получения знания, который сохраняется в течении всей жизни как альтернативный способ познания и вхождения в контакт с другими.

В рассмотрении имплицитных аспектов знания и памяти, понятие бессознательного не помогает нам уловить природу, смысл и функционирование процессов, которые действуют в нашей жизни. И напротив, говоря о «процессах», возникает ощущение чего-то меняющегося уникальным образом у каждого человека, чего-то не зафиксированного там и тогда. Определение таких внутренних процессов как несознательных подчеркивает, насколько всё является частью естественной и, вероятно, даже биологической динамики (хотя и находящейся вне осознания), цель которой – обеспечить индивида ускоренным способом познания и установления контакта с другими. На мой взгляд, рассуждение о «бессознательном» не ставит такой же акцент на важности процессов отношений для человеческого развития.

Существуют сходные черты между теоретическими предположениями Стерна и работами Берна об интуиции и его идеей протокола. Для Берна (1949/1977a), интуиция это «знание основанное на опыте и приобретаемое посредством довербальных бессознательных или предсознательных функций через сенсорный контакт с предметом» (с. 4). Здесь он описывает способ, который подразумевает использование сенсорно-соматических функций, которые находятся ниже уровня сознания и которые не обращаются к высшим когнитивным функциям или, в современной терминологии, он описывает функции имплицитного знания. Мы часто используем интуицию в своей работе, например, в диагностическом процессе или, когда применяем интервенцию, которая попадает в цель. В таких случаях, мы прибегаем к несознательному способу познания и присутствия с другим.

В том же эссе об интуиции, Берн (1949/ 1977a) добавляет, что в этой концепции интуиции подразумевается, что индивид может знать что-то, не зная, как он или она пришли к этому знанию. Сорок лет спустя, концепция Болласа (1984/1989) о «неосмысленном знании» звучит как нечто схожее. Фактически, мы годами обращались к несознательным процессам в транзактном анализе, не осознавая, что делаем это; но то, что мы не осознавали их еще не дает достаточных оснований заявлять, что мы их вытеснили.

Концепцию протокола Берна можно уподобить концепции имплицитной памяти. Для Берна (1972), протокол – это набор «первоначальных драматических переживаний, на которых основан сценарий»; переживаний, которые возникают в первые два года жизни (с. 98). «Но очень мало людей могут вспомнить что-то из этого периода, который, во многих отношениях, является самым важным» (с. 99). Вывод о несознательной природе протокола можно сделать из утверждения Берна о том, что сценарий является «предсознательным производным от протокола» (Berne, 1961, с. 117).

Корнелл и Ландейк (2005), в частности, углубили и расширили концепцию протокола, признавая ее значение с точки зрения несознательных процессов: «Протокол – это оказывающая значительное влияние имплицитная память» (с. 19) невербальной природы, и она представляет собой паттерн, по которому мы организовываем весь наш будущий опыт отношений, т.е. всё, что связано с людьми.

Если мы рассмотрим идею протокола как «имплицитной памяти о примитивных паттернах отношений, проживаемых через сиюминутность телесного опыта» (Cornell & Landaiche, 2005, с. 19), мы поймем, что этот процесс, действующий вне осознания, управляет нашими межличностными отношениями, нашими способами сближаться с другими или избегать их, нашими способами принадлежать и не принадлежать, нашим подходом к выбору людей и отношений. Сама природа протокола, который является ранним, довербальным, находится вне осознания, и связан с соматическим опытом, предполагает, что мы не можем выйти на этот уровень, используя когнитивный путь, а только через несознательные или имплицитные процессы, которые проходят через измерения отношений и телесного опыта.

Кроме того, мы должны помнить, что протокол «может быть привнесен в осознание, понят и прожит» (Cornell & Landaiche, 2005, с. 19), как знание, проживаемое, но не перерабатываемое когнитивно. С этой точки зрения, какой смысл интерпретировать протокол? Не будет ли это то же самое, что вкладывать слова в невыразимое словами, не из-за недостатка слов, а по причине структурного отличия? Не будет ли неестественным использовать эксплицитный способ, чтобы передать что-то по своей сути имплицитное? Протокол – это глубоко заложенный опыт, на котором мы строим наши сценарные прото-решения, на которых, в свою очередь, основываем наш сценарий; чем более ранним является этот опыт, тем больше он будет выражаться через тело. Как утверждает Корнелл (2005), мы говорим о прекогнитивной и соматической организации, а следовательно об уровне телесного опыта, который функционирует вне сознательной осведомленности и который не основан на вытеснении или отрицании импульсов и потребностей.

Здесь я снова процитирую Стерна (2005):

Самый глубинный уровень психодинамических событий – это уровень малых взаимодействий между людьми, то, что они выражают через свои тела, свои слова, свои лица. Интерпретация и рассказ являются абстрактными, вторичными феноменами. Интерпретация, вербальные объяснения, рассказ – это владения сознания, которое живет по своим законам и не имеет ничего общего с реальностью взаимодействий. (с. 33)

Говоря о несознательных процессах как о знании и/или имплицитной памяти, как об интуиции и протоколе, мы подчеркиваем, что это естественные физиологические процессы, свойственные человеку, которые не имеют ничего общего с защитными или конфликтными процессами. Это уводит нас далеко от бессознательного, основанного на первичных фантазиях, защитах и вытеснении. Как говорит Амманити (2005): «Следовательно, амнезия в раннем детстве не связана с сексуальностью, с вытеснением раннего сексуального опыта, а связана с тем фактом, что более сложные структуры памяти, а именно те, что относятся к эксплицитной памяти, появляются в возрасте после двух лет» (с. 38). Несознательные (т.е. имплицитные) процессы включают соматический опыт, и тело становится средством для выражения переживаний, о которых мы не помним и которые не доступны в общении.

Процессы вне осознания. Существуют также несознательные процессы, возникающие на уровне, который не так глубок, как уровень имплицитных процессов; я называю их процессами «вне осознания». Они находятся на предсознательном уровне и могут быть осознаны посредством когнитивных и языковых процессов.

Одной из ключевых концепций транзактного анализа является, несомненно, сценарий, который, по определению, находится вне осознания. Осознание того, что вы делаете – это прямо противоположно тому, чтобы быть в сценарии (см. Berne, 1972). Игры являются процессом вне осознания. Когда мы осознаем механизмы, регулирующие наш сценарий, игры, в которые играем или то, как мы обеспечиваем себе поглаживания, мы превращаем несознательные, предсознательные процессы в сознательные. Это то, что мы наблюдаем, когда конфронтация попадает в цель и человек осознает что-то, что он или она не осознавали раньше. С этой точки зрения, несвязанная энергия – тоже процесс вне осознания. А значит, такие феномены являются скорее предсознательными; они скрыты, но могут быть прояснены и выведены на свет.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 365. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия