- Проблема гуманизации культуры современного общества.
- Социокультурные последствия цивилизации.
- Культура и цивилизация. Возможен ли компромисс?
- Молодежная субкультура в современной России.
- Актуальная культура в современной России.
- Проблема справедливости в отечественной культуре.
- Религия и культура, особенности взаимоотношений.
- Современная интеллигенция и интеллигентность.
- Культура в трансформирующемся обществе.
Обобщение опыта
Ритмика для детей с нарушением зрения как средство
Оздоровления и гармонизации личности
Введение.
Глава 1. Ритмика для детей с нарушением зрения как средство оздоровления личности.
1.1.Физиологические особенности организма слабовидящего ребенка.
1.2.Развитие музыкального ритма.
Глава 2. Ритмика как средство гармонизации личности.
2.1. Изучение теоретических сведений.
2.2. Музыкально-ритмические и специальные упражнения.
2.3. Подготовительные упражнения к танцам.
2.4 Развитие ориентировки в пространстве.
2.5. Значение танца для детей с коррекцией зрения.
2.6. Музыкально-ритмические игры
Заключение.
Литература.
Приложение.
Введение
Современные подходы к коррекционной помощи детям с нарушением зрения значительно расширяют роль и значение специального образования как важного средства реабилитации и социальной адаптации.
В связи с этим, проблема выявления и коррекции специфических трудностей адаптации детей к различным видам детской деятельности позволяет разрабатывать наиболее эффективные пути их реабилитации и адаптации. Одна из многочисленных групп - это дети с патологией зрения.
Исследования Л. И. Плаксиной (1982, 1998), Л.В.Рудаковой (1982), Л. С. Сековец (1985), Ю.В.Павлова (1988), Е.В.Селезневой (1996), И. В. Новичковой (1997), Е. Н. Подколзиной (1999) раскрыли многие стороны развития познавательной деятельности, физического воспитания детей с нарушением зрения.
Роль и значение музыкального ритма в развитии школьников с нарушением зрения были доказаны целым рядом исследований. К их числу можно отнести научные труды В. А. Кручинина (1971), А. А. Зеленова (1983), Н. А. Остапенко (1989). В их исследованиях было показано, что зрительная депривация у слабовидящих детей школьного возраста отрицательно сказывается на уровне развития музыкального ритма и музыкально-ритмических движений. Особо следует выделить работу Н. А. Остапенко (1989), в которой была показана коррекционная направленность занятий ритмикой в младших классах школ для слабовидящих детей.
В. А. Кручинин показал значение развития чувства музыкального ритма как средства коррекции недостатков развития движений у слабовидящих детей.
Практика организации музыкально-ритмических занятий требует разработки специальной методики и средств коррекции с учетом психофизических и возрастных особенностей детей с нарушением зрения.
Решение этой задачи на практике предполагает целенаправленное формирование и развитие у детей музыкально-ритмических навыков и умений. Значимость, которых для всей их последующей жизнедеятельности чрезвычайно велика. В частности, навыки, приобретаемые в процессе музыкально-ритмической деятельности, способствуют развитию у детей способности организовывать и направлять свои действия в пространстве в соответствии с определенными временными интервалами, степенью мышечных усилий, действиями других детей. Это позволяет в дальнейшем быстрее усваивать необходимый двигательный ритм любого действия в процессе учебной, игровой и трудовой деятельности, то есть участие слабовидящих в художественной деятельности по существу означает выполнение главного условия социальной интеграции - включения во все основные виды социальной адаптации (В.З.Кантор,1997). Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка. Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности. Выдающиеся педагоги Л.С. Выготский и Н.А. Ветлугина считали, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение.
Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у детей музыкального творчества и творческих качеств личности.Неуклонный рост объема знаний, которыми надо овладеть ребенку, высокая суммарная нагрузка предъявляют повышенные требования к его работоспособности, физическому развитию и двигательной подготовленности. Отмечается, что нарушение осанки у слепых и слабовидящих детей встречаются значительно чаще, чем у нормально видящих, значительно выше и число простудных заболеваний. Известно, что одной из причин нарушения осанки является недостаток движений. Недостаточная активность снижает функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, в результате чего появляется неадекватная реакция на нагрузку, уменьшается объем легких, замедляется развитие двигательных функций. Дети, подростки, в режиме которых большое место занимает двигательная активность, чаще достигают высокого уровня физического развития, обладают высокой умственной и мышечной работоспособностью, а также сопротивляемостью к утомлению и простудным заболеваний. Для предупреждения, ослабления и ликвидации имеющихся отклонений и нарушений в физическом развитии и двигательной подготовленности слабовидящих важную роль играют специально направленные коррекционные занятия, включающие развитие пространственно-временных компонентов моторных действий, координации, точности, ловкости движений.