Студопедия — Глава 1. Ритмика для детей с нарушением зрения как средство оздоровления личности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 1. Ритмика для детей с нарушением зрения как средство оздоровления личности






1.1. Рецепторный аппарат двигательного анализатора, заложен в мышцах, сухожилиях, связках и суставных поверхностях, имеет значение для анализа точной координации движений. Рецепторный аппарат мышц и сухожилий является периферическим звеном двигательного анализатора, центральный отдел которого находится в коре головного мозга. Сокращение мышц являются специфическими раздражителями рецепторов двигательного аппарата. В процессе управления положением тела в пространстве и движения его частей большое значение имеет не только раздражение, возникающие не только в мышцах при их сокращении, в сухожилиях и суставах, но и раздражения, которые возникают в коже, так как каждое движение в большей или меньшей степени сопровождаются ее деформацией.

Двигательные реакции человека являются чрезвычайно разнообразными, что находится в непосредственной связи со сложным строением двигательного анализатора, особенно его коркового отдела. Функция двигательного анализатора значительно корректируется в результате постоянного соучастия других анализаторов (кожного, зрительного и др.). Это соучастие выражено в такой степени, что при различных повреждениях двигательного анализатора функция его может быть частично заменена другими анализаторами. К основным функциональным свойствам мышечной ткани, как и нервной, относится способность при воздействии тех или иных раздражителей приходить в состояние возбуждения. Внешним раздражением процесса возбуждения мышцы является ее сокращение. Центры, координирующие мышечную деятельность, необходимую для сохранения равновесия, связаны со специальными органами, посылающими раздражения в эти центры. У человека эти раздражения поступают из четырех источников. Ведущая роль принадлежит «мышечному чувству». Вторым источником служит возбуждения со стороны кожи стопы. Зрительное восприятие также информирует мозг о положении тела в пространстве. Выпадение источника раздражения резко нарушает равновесие.

Статические ощущения отражают положения тела в пространстве. В основе пространственной ориентировки и сохранения равновесия лежит статическая чувствительность. При изменении позы в рецепторах, расположенных в вестибулярном аппарате внутреннего уха, мышцах, суставах, сухожилиях, коже стоп и глаз, возникает возбуждение – нервные импульсы, которые по проводящим нервным волокнам поступают в головной мозг, где вызывают ощущение статики. Статические ощущения способствуют уравновешиванию положения тела в пространстве, принятию позы при выполнении рабочих операций во время слухового и зрительного пространственных различений. Статическое чувство является индивидуальным и поддается тренировке. У зрячих людей оно особо развито у гимнастов, балерин, акробатов, летчиков, космонавтов и др. Статическое чувство изменяется с возрастом. У детей раннего возраста оно формируется по мере становления позы ребенка и развития общей двигательной чувствительности в результате сенсорного воспитания. Становлению статического чувства способствует развитие зрительной и слуховой чувствительности. Особенно на статическую чувствительность влияет отсутствие зрительного контроля за положением тела, в пространстве у слепых и слабовидящих с малой остротой зрения. Статическое чувство у лиц с нарушением зрения корректируется участием слухового и проприоцептивного анализаторов, мышечной чувствительности рук, ног и рецепции стоп. Большое значение в развитии статического чувства принадлежит движениям головы и шеи. Совместно со зрительным и слуховым анализаторами, вестибулярный аппарат выполняет пространственную ориентировку благодаря движениям шеи и головы, которые позволяют выбрать удобную позу.

Статическая чувствительность может развиваться и повышаться при тренировках. Повышение статической чувствительности у слабовидящих в определенной степени является компенсаторной реакцией на потерю зрения. Вестибулярный аппарат у слабовидящих, получая дополнительную информацию от различных статорецепторов, информирует головной мозг о положении тела в пространстве относительно окружающих предметов и при необходимости усиливает статическую чувствительность. В норме развитие этой функции завершается к 14 годам, у слабовидящих детей она продолжает развиваться до 17 лет. Развитие двигательных качеств у детей находится в прямой зависимости от степени неполноценности зрения. Отклонения в физическом развитии требуют проведения направленной коррекционно-воспитательной работы по их предупреждению и исправлению. Это возможно в условиях социального обучения и воспитания за счет мобилизации и использования резервных возможностей неполноценной зрительной системы, активизации функций двигательного анализатора в процессе занятий физкультурой, спортом, ритмикой и т.п.

1.2. Движения, подчиненные ритму издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Понятие «музыкально-ритмические движения» тесно связано с таким понятием как музыкальный ритм. Их взаимосвязь в системе музыкально-ритмического воспитания детей объясняется, прежде всего тем, что музыкально-ритмические движения являются основным средством развития чувства музыкального ритма. В связи с этим, нам представляется крайне необходимым рассмотреть понятие музыкального ритма, которое давно привлекает ученых и практиков, разрабатывающих вопросы развития чувства музыкального ритма.
Слово «ритм» греческого происхождения и означает в переводе с греческого (rhytmos) - соразмерность, или мерное течение. Один из образцов узкого понимания музыкального ритма мы находим у Л. А. Мазеля и А. В. Цуккермана (1967). Они определяют музыкальный ритм как организованную последовательность длительностей музыкальных звуков. Наиболее полное определение музыкального ритма в узком его понимании дает Е. В. Назайкинский (1965): «... ритм представляет собой закономерное распределение во времени ритмических единиц (ритмический рисунок), подчиненное регулярному чередованию опорных переходных долей времени (метр), которое совершенствуется с определенной скоростью (темп)».

Особую ценность представляют исследования К. В. Тарасовой (1977, 1988), которая изучала психологические механизмы формирования чувства музыкального ритма у детей. Отличительной особенностью ее исследования явились следующие факторы: абстрагирование от эмоциональной стороны музыкального ритма; узкое понимание музыкального ритма. При этом, способность к восприятию-воспроизведению музыкально-ритмических компонентов, автор исследования рассматривала как единую сенсорную способность. В результате проведенного исследования, К. В. Тарасова пришла к заключению о том, что сложной структуре музыкального ритма соответствует, возникающая на основе его отражения структурно сложная способность, которая называется чувством музыкального ритма;
Основными сенсорными компонентами этой способности являются:

а) восприятие отношений длительности звуков и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка;
б) восприятие отношений акцентированных и неакцентированных звуковых элементов, составляющих основу музыкального метра;
в) восприятие скорости следования спорных звуков, определяющей музыкальный темп.
Причем, каждый из вышеуказанных структурных компонентов музыкального ритма имеет свои системы сенсорно-ритмических эталонов. Наряду с этим, К. В. Тарасова научно обосновала, что чувство ритма формируется прижизненно путем поэтапного усвоения систем сенсорно-ритмических эталонов, которое происходит на основе процесса их двигательного моделирования и дальнейшей интериоризации; свертывания моторных звеньев этого процесса. Обучение, основанное на последовательном усвоении детьми ритмических эталонов, по мнению К. В. Тарасовой, позволят добиваться значительных сдвигов в развитии чувства музыкального ритма у детей. Наряду с вышеизложенными заключениями, автором исследования была обоснована эффективность использования зрительных моделей звуковых ритмических структур на первых этапах процесса обучения, применение которых К. В. Тарасова объясняла необходимостью конкретизации наглядно-зрительных представлений об отдельных музыкально-ритмических компонентах. Исследования К. В. Тарасовой доказали, что "сложная структура чувства ритма формируется в онтогенезе не сразу как целостная система, а покомпонентно".
В психолого-педагогической литературе существует два различных подхода к проблеме формирования и развития чувства музыкального ритма, музыкально-ритмических навыков у детей.

Многие ученые и педагоги считают, что чувство музыкального ритма не поддается воспитанию и развитию (Л. А. Бвренбойм, К. Сишор и др.). Другие (Б. М. Теплое 1946, Н. А. Ветлугина 1978, М. А. Палавандишвили 1973) считают, что воспитание и развитие чувства музыкального ритма задача трудная, но вполне разрешимая, успех которой зависит главным образом от особенностей, используемых педагогических и методических приемов. В науке накоплен достаточный объем знаний, касающихся непосредственно педагогических и методических приемов формирования и развития музыкального ритма у детей с нормой в развитии. Эти исследования представляют для нас особую научно-теоретическую и практическую значимость.
Активная двигательная природа музыкального ритма, в свое время, была прекрасно понята швейцарским музыкантом-педагогом Эмилем-Жаком Далькрозом, который явился создателем и распространителем системы ритмического воспитания во многих странах Западной Европы в начале XX века. Его метод сводился к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмическое чувство, пластическую выразительность.
Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в ее гуманном характере. Э.Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 137. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия