Понятие бытия и его основные формы.
Бытие – философская категория, означающая реальность, существующую объективно, независимо от человеческого сознания. Оно не сводится к предметно-вещественному миру. Можно выделить 4 основные формы бытия: 1. первая форма – бытие вещей, процессов и явлений природы. 2. вторая форма – бытие человека 3.третья форма – бытие духовного (идеального) 4. четвертая форма – бытие социального Первая форма. Бытие вещей, процессов и явлений природы, которая в свою очередь делятся на: » бытие объектов первичной природы; » бытие вещей и процессов, созданных самим человеком. Суть состоит в следующем: бытие предметов, объектов самой природы первичны. Вторая форма. Бытие человека, которое подразделяется на: » бытие человека в мире вещей («вещь среди вещей»); » специфическое человеческое бытие. Суть: человек – «вещь среди вещей». Человек является вещью, так как конечен, как и другие вещи и тела природы. Специфика человеческого бытия характеризуется взаимодействием трех бытийных измерений: 1)человек как мыслящая и чувствующая вещь; 2)человек как вершина развития природы, представитель биологического типа;3)человек как социально-историческое существо. Третья форма. Бытие духовного (идеального), которое делится на: » бытие индивидуализированное духовное; » объективированное (внеиндивидуальное) духовное. Бытие индивидуализированное духовное –это результат деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека. 16. Понятие субстанции. Виды субстанции и философские подходы к ней. Субста́нция— то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существуюших в другом и через другое. «Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций — Дух и Материя. В Новое время понятие субстанции трактуется и распространяется достаточно широко. Центральной категорией метафизики субстанция становится в философии Бенедикта Спинозы, где она отождествляется как с Богом, так и с Природой и определяется в качестве причины самой себя Основными качествами,субстанции у Бенедикта Спинозы являются мышление и протяжение. По аналогии с философией Бенедикта Спинозы сквозь призму субстанции рассматриваются концепции Рене Декарта и Готфрида Вильгельма Лейбница. У первого субстанция представляет собой единство субъекта и объекта, а у второго — аналогичные атомам простые сущности, Вторая точка зрения на субстанцию — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания.Иммануил Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений субстанция сохраняется и количество её в природе остаётся неизменным, может быть отнесён к «аналогиям опыта». Георг Вильгельм Фридрих Гегель определял субстанцию как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, 17. Понятие диалектики и её законы. Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов Закон единства и борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое) Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению предмета – движению.
|